Виктория Маишева
Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта?

Доклад на тему :

«Что должно измениться в работе педагога дошкольного образо-вания с введением федерального образовательного стандарта ?

Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких каче-ственных изменений . В новом Федеральном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО) изменены содержание и структура образования в це-лом . Целью дошкольного образования становится не накопление конкрет-ных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и, на их основе, усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соот-ветствии с условиями быстро меняющего мира.

Другими словами, современный дошкольник не только должен усва-ивать определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы , работать с разными ви-дами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

В системе дошкольного образования России за последние годы про-изошли большие изменения , которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога . Еще существеннее стала значи-мость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образова-тельную среду дошкольного учреждения .

Необходим единый подход к пониманию профессиональных компе-тенций педагога дошкольного образования , к определению содержания, эффективных методов и форм организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога , обеспечивающих его готовность к ре-ализации ООП в соответствии с ФГОС ДО.

Миссия и цель ФГОС дошкольного образования в сохранении спе-цифики дошкольного образования . Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога , определяемых Профессиональным стандартом пе-дагога . Профессиональные запросы педагогов обусловлены требованиями, предъявляемыми к содержанию образовательного процесса в системе до-школьного образования в контексте введения ФГОС .

Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Основные затрудне-ния педагогических работников на этапе введения ФГОС ДО :

Упрощенное понимание сущности и технологии реализации систем-но- деятельностного подхода;

Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведе-ния занятий, необходимость отказа методических разработок , накопив-шихся за многие годы;

Отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работ -ников к планированию и организации образовательного процесса в до-школьном воспитании в соответствии с требованиями ФГОС;

Традиционный подход руководителей ОУ к анализу занятия и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности вос-питателя;

Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) .

Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с профессио-нальной подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования . Сейчас уже является очевидным тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования . Требуется глубокая и деталь-ная работа в этом направлении .

Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога до-школьного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога , его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Современные дети более активны, по-движны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспи-тателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям , ак-тивным, компетентным.

Новое время диктует новые условия, которые не всегда с энтузиаз-мом воспринимаются большинством воспитателей. Спектр проблем, стоя-щих перед современным воспитателем, настолько широк, что от него тре-буется владение ИКТ, умение эффективно сотрудничать с другими людь-ми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществ-лять собственную образовательную деятельность , обеспечивая конкурен-тоспособность и успешность. Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчи-тано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию твор-ческого потенциала. Кроме того, проблема подготовки воспитателя к педа -гогической деятельности как к творческому процессу, приобретает особую значимость. Воспитатель сегодня должен :

Уметь и хотеть самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их в практике работы с дошкольниками ;

Уметь грамотно работать с информацией , критически мыслить, пе-рерабатывать приобретённые идеи и воплощать их в свою работу ;

Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Так, современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования , задают перечень профессиональных компетен-ций, содержательно отличающихся от выполняемых воспитателем функ-ций. Педагогу , не владеющему определенными профессиональными ком-петенциями, сложно будет реализовывать образовательные цели , осу-ществлять свою образовательную деятельность на высоком профессио-нальном уровне .

Таким образом , на наш взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициатив-ный, широко образованный , поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески , нетрадиционно, по-новому преподнести ма-териал, интересно организовать педагогическую работу , предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Другими словами, должно измениться отношение воспитателя к ре-бенку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно, при этом, учитывается возраст детей и необходимая бескон-фликтная коррекция и воспитание.

Список использованной литературы

1. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на эта-пе введения ФГОС ДО / К . Ю. Белая // Справочник старшего воспита-теля. – 2014. – № 4. – С. 4-8.

2. Виноградова, Н. А. Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования : на пути к разработке методических ре-комендаций по его внедрению / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // Современный детский сад. – 2013. – № 8. – С. 4-10.

3. Официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования » : Элек-тронный ресурс : Режим доступа : www.firo.ru .

4. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / Ред., сост.: И. А. Бурлакова, Г. В. Дон, Т. Л. Кузьмишина. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – 158 с.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В МОЕЙ РАБОТЕ С ВВЕДЕНИЕМ
И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФГОС

Стандарт второго поколения введён в систему образования, а значит пришло время переосмысления педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом. В школе введены новые формы организации учебного процесса, а именно: парные и групповые формы работы, проектная, поисковая, исследовательская деятельность, кружки, секции (внеурочная деятельность).

Но основной формой обучения сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. Что же изменилось на уроке в связи с переходом на ФГОС? Если ответить кратко, то всё. Если уточнить, то все этапы урока подверглись изменению: его планирование, организация, реализация целей урока и контроль, коррекция знаний учащихся и анализ результатов. Учащиеся теперь сами формулируют тему урока, его цели и задачи на данном этапе урока, применяют проблемный диалог, т. е. создают проблемную ситуацию, решать которую им предстоит в течение урока. Тема урока тоже формулируется в виде проблемы. Например: «Одинаково ли отмечаются праздники в Великобритании и России?», «Почему Брайтон привлекает туристов?», «Каким транспортом можно добраться до Великобритании?», «Как выглядит типичная британская семья?». Далее учащиеся сами планируют способы достижения намеченной цели, осуществляют учебные действия по намеченному плану (с применением парной работы, группового и индивидуального методов), осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). Проверка может осуществляться соседями по парте, одним учащимся из группы или из класса, одним учеником в роли учителя у всего класса, учащимися из других классов, мальчиками у девочек и наоборот.

Новым является и то, что учащиеся самостоятельно формулируют свои затруднения, осуществляют коррекцию, дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). На данном этапе урока я применяю методику эффективного безотметочного обучения Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»). Показателем эффективности использования данного вида деятельности учащихся на уроках стало то, что к концу первой четверти практически все учащиеся классов, где реализуется ФГОС (2-6 классы) научились давать объективную оценку своей работе на уроке. Во втором классе переход к отметочной системе благодаря данной методике у ребят проходит без каких-либо стрессов.

В конце каждого урока я провожу рефлексию. Например, после урока о сказочных персонажах отечественной и английской литературы предлагаю учащимся в качестве рефлексии назвать доброго персонажа, если им урок понравился, они всё поняли на уроке, им было легко и комфортно работать на уроке и наоборот.

С введением и реализацией ФГОС на уроках учащиеся выбирают домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей, способностей и желаний (письменное сообщение, устный рассказ, запись вопросов, составление диалога по данной теме и т. д.).

Каждый урок стараюсь интегрировать с другими школьными предметами, тем самым продолжая всестороннее развитие личности ребёнка. Одним из обязательных элементов каждого урока является включение регионального компонента в изучаемый материал. Так на уроке по изучению домашних питомцев в 3 классе показываю музыкальную презентацию о домашних питомцах, которых люди любят разводить в нашем регионе .

Работая в классах, где обучение строится по развивающей системе Л. Занкова, стараюсь не отступать от данной методики и предлагаю упражнения в соответствии с данной методикой. Исходя из недолговременного опыта работы по ФГОСам, могу сказать, что уроки прошлые и нынешние различаются прежде всего деятельностью учителя на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке теперь становится главным деятелем, учитель - его наставник, помощник. Теперь на каждом этапе урока более критически отношусь к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся. Ведь нынешний урок направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Логичным завершением каждого урока теперь становится выполнение и защита какого- либо мини – проекта по изученной теме, решённой проблеме.

Но я также считаю, что не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у учащихся. Нужно только наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь не обойтись без новых педагогических технологий: информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей, рефлексивной, интегрированного обучения, проектного обучения, перспективно-опережающего обучения, технологии исследовательского обучения, технологии активизации возможностей личности и коллектива. Особая роль отводится здоровьесберегающей технологии, применению разнообразных физкультминуток.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, на уроке усиливаю мотивацию ребенка к изучению иностранного языка, демонстрирую, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Например, составление диалога-расспроса не просто в общении с одноклассниками, а в ситуации с носителем языка или с людьми, знающими и владеющими иностранным языком.

Особую роль на уроке теперь приобретает групповая форма работы, где каждый учащийся может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Работая в группах, дети ощущают, что ведут урок сами. Учитель, лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Это ещё одно требование ФГОС.

Вся учебная деятельность на уроке теперь строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания учебников по ФГОС. Теперь упражнения направлены на личностное, профессиональное, жизненное самоопределение учащихся, развивают новые навыки, такие как моделирование, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и умение работать с информацией. А также новые учебники имеют множество упражнений поискового, исследовательского характера, обращению к Интернету, упражнений со знаком «Работа в группе», « Работа в парах», упражнений на выполнение творческих заданий, проектов, индивидуальных сообщений, к проведению различных экспериментов. Увеличился объём упражнений для самостоятельной работы.

Новые стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание, частично – запоминают. Если раньше учитель называл тему урока и предлагал выполнить ряд упражнений по данной теме. То теперь учитель создаёт учебную ситуацию, а учащиеся совместно с учителем её решают, дети сами избирают пути решения данной проблемы (дети порой избирают нестандартные пути: обращение к различным справочникам, словарям, просмотр фильмов по данной теме, знакомство с художественной и публицистической литературой, чтение материалов иноязычных журналов и газет, в Интернете). Для создания учебной ситуации я использую следующие приёмы:

предъявление противоречивого факта, теории (Праздники в Великобритании отличаются от праздников в России?)

подтверждение житейского представления и предъявление научного факта (Яблоко в день – доктора прочь);

использование приема «яркое пятно» (сообщаю классу интригующий материал, захватывающий внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников).

В качестве средства оценивания учебных достижений обучающихся использую портфолио (учебный портфель), так как именно этот способ наиболее соответствует компетентностному подходу, заявленному ФГОС. Портфолио - это папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Работая по новым стандартам, постоянно задаёшься вопросом, как развиваются учащиеся в новых школьных условиях. Чтобы ответить на этот вопрос, я провела исследование деятельного подхода школьников к изучению английского языка. В качестве исследования рассматривалось качество речи учащихся 4 класса. Под основными качествами речи брались взаимосвязанные свойства речи, создаваемые взаимодействием единиц всех уровней и выявляемые на основе внутренних и внешних связей речи с неречевыми структурами: ясность мысли, содержательность речи, логичность изложения, системность речи, богатство речи, правильность речи, точность словесного выражения, эмоциональность и выразительность. Практически по всем параметрам увеличился процент качества речи. Особенно улучшилась ясность, логичность и системность речи. А значит системно - деятельностный подход значительно улучшил навык говорения учащихся, что говорит о положительных результатах введения ФГОС в классе.

В рамках перехода на обучение английскому языку по Стандарту второго поколения особенно актуальны различные курсы повышения квалификации, участие в вебинарах по данной теме, участие в различных методических семинарах, а также изучение методической литературы, освещающей особенности ФГОСа.

ФГОС второго поколения находится в творческих руках учителя, ему его изучать, применять, реализовать. Ему добиваться результатов, воспитывать и учить детей, учить по – новому, работать по – новому, реализуя основную задачу педагога научить обучающегося учиться.

Актуальные проблемы ДОУ в связи с внедрением ФГОС ДО

Уже давно никто не ставит под сомнение значимость дошкольного периода в воспитании, обучении и развитии ребенка, в становлении его личности. Пристальное внимание сегодня приковано не только к школе, но и к детскому саду.

В связи с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли важные изменения в системе дошкольного образования:

Дошкольное образование признано первым (но не обязательным!) уровнем системы общего образования России; -утвержден федеральный образовательный стандарт дошкольного образования; -введена обязательная экспертиза примерных основных образовательных программ дошкольного образования; - отменено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и введен Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования; - принят профессиональный стандарт педагога.

Среди последних нормативно-правовых документов ФГОС ДО выступает основным.По своей сути ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию - к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; -к условиям реализации этой программы; - к результатам освоения этой программы.

ФГОС ДО утверждает новые принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались: -полноценное проживание ребенком всех этапов детства; -обогащение детского развития; - индивидуализация дошкольного образования; -учет этнокультурной ситуации развития детей; -тесное сотрудничество детского сада с семьей и др.

Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО у педагогов наблюдалась поначалу очень настороженная позиция. Мы только вникли в суть ФГТ, которые вводились в 2009-2013гг, приобрели массу методической литературы, затратив немалые средства, разработали образовательную программу в соответствии с ФГТ и приступили к ее реализации, как появился ФГОС ДО, который поставил новые цели и задачи, изменил структуру образовательной программы, требования к условиям ее реализации, задал новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям (а надолго ли они вводятся?).

Основная задача персонала дошкольной организации на этапе внедрения ФГОС ДО- осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого надо предпринять.

В переходный период, который будет продолжаться до 01.01.2016 года, каждый детский сад должен провести ряд мероприятий, чтобы соответствовать в своей деятельности требованиям ФГОС ДО: разработать образовательную программу ДОО на основе одной из утвержденных Министерством образования и науки РФ примерных программ, создать условия для реализации данной программы, куда входит кадровое обеспечение обученными специалистами, финансовое обеспечение, материальное обеспечение. На сегодняшний день приведение ДОО в соответствие стандарту является актуальной проблемой каждого детского сада.

Каждой образовательной организации требуется решить ряд конкретных задач:

Проанализировать и уяснить суть целевых основ современного дошкольного образования; -сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования; -определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации по внедрению ФГОС ДО; - проанализировать условия, имеющиеся в каждом детском саду, в каждой дошкольной образовательной группе; - выявить и постараться устранить имеющиеся проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Сейчас педагоги ДОО работают над рабочими программами по всем направлениям, по всем возрастным группам. Работа над образовательной программой ведется, и она по силам каждой образовательной организации. Большой проблемой станет создание условий для реализации программы: приведение материально-технической базы детского сада в соответствие ФГОС ДО. Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций – основной столп, на котором держится вся их деятельность. Она включает в себя состояние зданий и коммуникаций, оснащенность мебелью и оборудованием в соответствии с ФГОС, создание развивающей предметно - пространственной среды, безопасной для жизни и здоровья воспитанников. В этом ряде проблем хотелось бы остановиться на состоянии зданий и коммуникаций дошкольных организаций, как основных составляющих предметно - пространственной среды. Почти все детские сады района перевалили свой тридцатилетний рубеж. Детскому саду № 18 «Колосок», который я имею честь возглавлять, исполнилось 35 лет. В этом году была заменена крыша на основном здании детского сада. Решена огромная проблема, но остается проблема прогнивших окон, разрушающегося фундамента и стен, ремонта полов в групповых и теневых навесов на площадках, старой электропроводки, которая уже не выдерживает нагрузок, и многое другое. Я думаю, что коллеги поддержат меня, так как такие проблемы есть в каждом детском саду. Чтобы начинать жить по-новому, оснащать пространственную среду компьютерными технологиями, внедрять инновационные методики, необходимо привести в порядок наше основное богатство - наши здания, не потерять их, сделать пребывание детей в них безопасным и радостным.

ФГОС глазами руководителя: управление введением ФГОС в дошкольной образовательной организации

заведующий МДОБУ детский сад № 42 ГО город Нефтекамск

Введение федерального образовательного стандарта с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка , с другой – повышение требований к дошкольному образованию.

Каждая дошкольная организация проводит поэтапную работу по переходу к внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это многоплановый и довольно сложный процесс. Перед руководителем ДОО встает вопрос: с чего начать и как организовать эту работу? Как управлять процессом введения стандарта? Ответом на этот вопрос стала необходимость создания проекта, включающего алгоритм деятельности по введению Стандарта. А содержание деятельности по его зависит от анализа состояния готовности дошкольной организации и педагогов к внедрению ФГОС ДО.

Проект введения ФГОС ДО в нашем детском саду включает в себя три этапа: аналитический, организационный и внедренческий.

На первом аналитическом этапе были проведены: анкетирование педагогов, анализ кадровых, материально-технических, финансовых условий в ДОО, изучение опыта работы педагогов, как нашего, так и других дошкольных организаций, требования к структуре образовательной программы в соответствии ФГОС ДО, знакомство с целевыми ориентирами дошкольного образования в рамках ФГОС ДО.

На следующем организационном этапе создали рабочую группу по внедрению ФГОС в детском саду. Основными задачами рабочей группы являются: осуществление информационного, научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС ДО, повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства.


Также на данном этапе осуществлялась разработка плана методического сопровождения и внедрения образовательного стандарта дошкольного образования в практику организации.

Третий этап – внедренческий. Организация деятельности на этом этапе нам ещё предстоит. Но подготовка условий для полноценного введения образовательного стандарта в нашем детском уже активно ведётся.

Остановлюсь подробней на проекте, который содержит в себе несколько направлений:

1. Создание организационно-управленческих условий.

2. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО.

3. Создание материально-технического, информационного обеспечения реализации ФГОС ДО.

Проект построен на изучении и внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предъявляемым им требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программы.

Одно из требований стандарта – это требование к структуре Программы и ее объему. В настоящее время детский сад работает по образовательной программе, разработанной на основе примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. , разработанной на основе ФГОС ДО (Приказ № 000 от 17 октября 2013 года).

Следующее требование стандарта предъявляется к условиям реализации образовательной программы, которые включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Говоря о кадровых условиях, хочу подчеркнуть, что в настоящее время педагогу предъявляются высокие требования: к образованию, владению педагогическими компетенциями, информационными технологиями и другие требования.

Анализ кадровых условий нашей дошкольной организации показал, что:

1. ДОО полностью укомплектована педагогическими кадрами .

2. 82 % воспитателей и специалистов соответствуют квалификационным требованиям. В настоящее время 4 человека проходят переподготовку в Нефтекамском педагогическом колледже .

3. 60 % педагогов имеют высшее педагогическое образование.

4. 6 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 1 педагог - высшую.

5. 52 % воспитателей и специалистов прошли курсовую подготовку по введению ФГОС дошкольного образования.

6. 32 % педагогов ДОО активно внедряют инновационные педагогические и информационные технологии в воспитательно-образовательный процесс.

7. 45 % педагогов зарегистрированы в социально-педагогических сообществах в сети Интернет, перенимают и распространяют педагогический опыт.

Анализируя готовность педагогов ДОО к введению ФГОС ДО можно сказать, что реализация стандарта в систему дошкольного образования послужило неким толчком для развития и совершенствования наших педагогов. На данный момент существует определенная проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Многие педагоги все же испытывают затруднения, связанные с реализацией ФГОС ДО и нуждаются в методической помощи. Я считаю, что систематическая работа, организованная с воспитателями по повышению профессиональной компетентности, поможет вывести их на более высокий уровень.


Первое, с чем мы столкнулись при разработке проекта введения образовательного стандарта - это создание нормативно – правовых условий. Наряду с мероприятиями по изучению непосредственно самого стандарта, а также документов федерального, регионального и муниципального уровней в проект включены мероприятия по разработке нормативных локальных актов организации: Положение о творческой группе, о разработке основной образовательной программы дошкольной организации, Положение о системе оценки индивидуального развития детей, Положение о взаимодействии с семьями воспитанников.

Второе, это создание творческих групп - добровольных объединений педагогов, участвующих в разработке того или иного направления по реализации стандарта.

Третье - использование различных форм активного взаимодействия с педагогами: работа в едином образовательном пространстве, проблемные семинары, семинары – практикумы, творческие мастерские, мастер – классы, проектная деятельность , конкурсы.

Особое внимание мы уделяем организации индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки к введению ФГОС ДО, обучению работе в современной информационно насыщенной среде.

Всё это, на наш взгляд, поможет воспитателям и специалистам успешно реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт.

В нашей организации созданы материально-технические условия реализации стандарта: это требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В детском саду оборудованы групповые помещения, медицинские кабинеты, музыкальный и физкультурный зал, сенсорная комната, кабинет логопеда , зимний сад музей истории родного края. В соответствии с требованиями пожарной установлена система АПС.

В рамках требований к материально-техническому обеспечению программы в детском саду имеется цифровое мультимедийное оборудование. Имеется доступ к сети Интернет. На сайте организации постоянно публикуется и размещается информация о деятельности детского сада, детских образовательных продуктах.

Стандарт определяет требования к развивающей предметно-пространственная среде, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной , доступной и безопасной. Так как детский сад функционирует лишь второй год, вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особенно актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к организации предметной среды. Как же подбирать игровой материал, на что ориентироваться при формировании предметно-пространственной среды? В этой части нашего проекта приоритетом мы обозначили не только приобретение игрового материала, но и работу с педагогами и родителями, позволяющую разобраться в его многообразии и целесообразности выбора. Прежде всего необходимо учитывать педагогическую целесообразность: учёт возрастных особенностей, определение игрового результата (то есть игрушки должны иметь воспитательное, обучающее и развивающее значение); затем –безопасность и гигиеничность.

Мы склонны считать, что организацию предметно-развивающей среды нужно строить таким образом, чтобы была возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого дошкольника с учётом его склонностей, интересов и уровня активности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС ДО указано, что одним из обязательных разделов образовательной программы любой ДОО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

В стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, направленный на определение способов и приемов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Какие результаты мы ожидаем получить от реализации проекта? В первую очередь – это повышение качества образования в нашей дошкольной организации. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Создание современных условий для пребывания и развития детей дошкольного возраста в образовательной организации.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.01.01 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"