ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра философии и культурологии

Эссе

« Роль религии в современном мире »

Выполнила студент 1 курса

стоматологического факультета

СИ-13 группы

Е.А. Смирнов

Научный руководитель

Кафедры философии и культурологии

Я.А Голубинов

В целом религия всегда играла и играет стержневую роль в попытках найти опору, с помощью которой можно если не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть из него самого. Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Как общественное сознание она выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, прежде всего, в Бога (Богов). Как общественная воля она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.).

Сложно недооценить роль религии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида можно рассматривать как историю религии и отношения к ним людей, недаром же существует определение человека как «существа, поклоняющегося богам».

Невозможно однозначно оценить влияние религии на развитие общества, поскольку в любой момент времени можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны религии.

Религия в современном обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических политических.

Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества. Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев.

Несмотря на процессы секуляризации, роль религии в современном обществе продолжает оставаться серьезной. Наука, решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, вынудив религию встать на рискованный для нее путь модернизации, отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее, проблемам, более сложным по философской глубине. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку наглядного мира. Возникающие «ножницы» между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной» - все это дает новый шанс для религиозного мировосприятия, не говоря уже о том, что сама гигантски возросшая мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и, стало быть, его нравственной состоятельности.

В наш век религии вступили с грузом традиций сопротивления новым знаниям и движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решительно выступая против демократических движений. Поэтому в широких слоях населения многих стран было распространено убеждение, что религия не помогает угнетенным и эксплуатируемым в борьбе за лучшие условия существования, а часто препятствует их усилиям.

В то время, когда социальные волнения и стремление к демократизации общества охватили весь мир, религия оставалась оплотом тех сил, которые противились любым переменам, стремились сохранить старые порядки. На этом фоне укрепилось влияние марксизма с его критикой религии.

Первая мировая война, унесшая 10 млн. жизней, подорвала религиозную веру, доверие к церковным властям, оправдывающим «свои правительства» и их участие в войне. Церкви - и прежде всего римско-католическая - дискредитировали себя поддержкой одиозных и антинародных режимов в разных странах. Однако уже в 20-30-е гг. и, особенно в годы Второй мировой войны, вступили в действие факторы, способствовавшие укреплению позиций религии, росту ее влияния.

Тяготы и лишения войны создавали благоприятную почву для массового распространения таких чувств и переживаний, как страх за себя и своих близких, одиночество, отчаяние. Даже в СССР, где атеизм активно пропагандировался в течение 20 лет, народ потянулся к религии. Трудно оценить позицию церкви в годы войны однозначно. С одной стороны, церковь часто выступала духовной опорой Сопротивления, с другой стороны, трудно обойти вниманием такой факт, что в годы войны римско-католическая церковь в лице папы римского продолжала активно сотрудничать с фашистской Германией. После окончания Второй мировой войны религии более активно, чем когда бы то ни было, вступают в диалог с «миром». Католическая и православная церкви осудили марксизм, заняли более гибкую позицию, порвав с традициями холодной войны: церковь должна служить интересам человека, а не той или иной системы. Второй Ватиканский собор отразил тенденцию сближения церкви с «миром» , поставив задачу повернуть церковь лицом к современному миру, его заботам и нуждам. В настоящее время религиозные организации обращаются к вопросам экономической жизни, политики, демографии, но, в первую очередь, к проблеме предотвращения ядерной войны. Практически все конфессии и церкви высказались сегодня по вопросам губительности войн, необходимости решения экологических проблем, ценности семьи и семейных отношений, безнравственности, беспорядочных половых связей, употребления наркотиков. Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво и оценить ее роль, возможности и перспективы однозначно невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности является развитие секуляризации общественного сознания. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества.

На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах "третьего мира".

Тот факт, что роль религии в современном мире по-прежнему велика, опровергает популярную в ХХ веке секуляризационную теорию, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории были уверены, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в высшие силы сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах. Во второй половине ХХ века секуляризационная гипотеза отчасти подтверждалась, так как именно в этот период бурно развивались и находили миллионы приверженцев теории атеизма и агностицизма, однако конец ХХ - начало XXI века ознаменовались быстрым приростом количества верующих людей и развитием ряда религий.

Религии современного общества

Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают , и остается все меньше адептов этнорелигий. Ярким примером этому факту может послужить религиозная ситуация на Африканском континенте - если еще чуть больше 100 лет назад среди населения африканских государств преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны - мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии - буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования.

ХХ век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан - это только малая часть религиозных течений, возникших менее 100 лет назад и имеющих на данный момент сотни тысяч адептов. Перед современным человеком открывается очень большой выбор религиозных учений, и современное общество граждан в большинстве стран мира уже нельзя назвать одноконфессиональным.

Роль религии в современном мире

Очевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины. Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет следующие функции:

Отношение современного общества к религии

Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

Более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

Увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

Возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

Быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

Попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

Появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа "невидимого розового единорога" и других пародийных религий.

На данный момент Россия является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок. Согласно данным опросов компании "Левада-Центр", если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году - примерно 50% граждан, то в 2012 религиозными считали себя более 75% жителей РФ. Также немаловажно, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом.

Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства - ее исповедуют 41% граждан. На втором месте после православия идет ислам - около 7%, на третьем - адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции (4%), далее - приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

Религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: , попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе - это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих.

Не раз и не два наблюдаю по телевидению и в жизни такое явление, как, например, православные коммунисты. Это понятие уже не приходится даже брать в кавычки. Интересно, как к подобному явлению отнеслись бы основоположники коммунизма? Сейчас, кажется, стало модно посещать храмы даже людям, заведомо далеким от любой религии. И это уже никого не удивляет. И наводит это на размышления о той роли, которую религия играет в жизни современного общества.

В не столь давние времена религия была оплотом общественного мироустройства. Или одним из оплотов. Но что же сейчас? Внешне религии процветают: в городах любой страны можно найти множество храмов, причем религии и конфессии – на выбор. Однако если посмотреть поближе, окажется, что глубинная религиозность людей изменилась. Да, внешне все прекрасно. Во славу Творца и Господа поются прекрасные гимны, строятся великолепные и просторные храмы, люди приходят на проповеди, издания Библии расходятся все так же уверенно. Но…

Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову.

Недаром в проводившемся в 2009 году всероссийском исследовании на тему религии выяснились парадоксальные факты – процент причисляющих себя к православию выше процента собственно верующих в Бога! К тому же доля соблюдающих хоть какие-то религиозные предписания и того меньше.

Вообще, религиозность можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, это – личные опыты и переживания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции. Сейчас религия начинает восприниматься все больше именно во втором качестве. Это тоже, конечно, важно, но все же… к чему может привести подобный подход?

На основе изучения результатов ряда переписей населения, в девяти странах мира исследователи сделали вывод, что религия в них обречена на полное или частичное исчезновение.

Анализ статистических данных за последние 100 лет, полученных в Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии показал, что число неверующих там неуклонно растет (например, 40% в Нидерландах и 60% в Чехии).

В основе метода исследования лежит представление о конкуренции между группами людей, говорящих на разных языках, а также понятие «полезности» каждого из этих языков. «Идея крайне проста. Во-первых, люди стремятся присоединиться к более многочисленным социальным группам. Во-вторых, социальной группе присущи такие свойства, как престиж и степень полезности», – прокомментировал эти выводы один из исследователей.

Вот так, религиозный опыт людей низводится до уровня «престижа и уровня полезности». Интересно было бы проанализировать жизнь святых прошлого, насколько их вера помогла им лучше устроиться в обществе. Кстати, интересно, что упомянутые в исследовании Чехия и Нидерланды являются «лидерами» в Европе в части различного рода сексуальных услуг и секс-туризма. Одно тянет за собой другое – неверие приводит к блуду, блуд приводит к неверию.

Гюстав Лебон, основатель социальной психологии, писал: «Если в настоящее время старое общество колеблется в своих устоях и видит все свои учреждения сильно пошатнувшимися, то это потому, что оно все более и более теряет свои старые верования, которыми люди жили до сих пор. Когда человечество их совершенно потеряет, новая цивилизация, основанная на новой вере, необходимо займет ее место. История показывает нам, что народы не переживают долго исчезновения своих богов. Родившиеся с ними цивилизации умирают также с ними. Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов».

Из истории мы знаем, что страны, которые сохраняли веру и религию, смогли выжить и пройти через различные исторические катаклизмы. Те нации, которые утратили веру, исчезли с исторической сцены. Причем часто бывало так, что религию сохраняли отнюдь не государственные институты, более того, государство всячески стремилось уничтожить веру. Пример СССР в этом смысле очень показателен. Оплотом веры становились люди – народ в целом и отдельные личности, которые несли огонь веры не потому, что это было престижно, а потому, что пережили глубочайшие опыты единения с Творцом.

Именно здесь и кроется ответ на вопрос, какова же роль и в современном обществе. Религия должна помогать людям приходить к Богу, испытывать личные переживания и формировать мировоззрение, опирающееся не на изменчивые приоритеты современного общества, а на нравственные законы, которые Бог давал людям с начала сотворения.

Конечно, можно спросить: «Так почему бы не верить каждому тихонько у себя дома, зачем современному обществу нужна религия?» С тем же успехом можно спросить: «А зачем нужно учиться в университете, ведь можно просто учиться дома, имея все нужные учебники?»

Настоящая религия – это не просто набор знаний, не только догмы и правила. Люди созданы так, что иногда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. И Иисус не зря говорил, что Он будет там, где двое или трое соберутся вместе во имя Его.

Таким образом, самая необходимая роль, которую религия должна играть сейчас – это служить тренировочной площадкой для тех, кто строит отношения с Богом, кто учится жить по-Божьи. И тогда не нужно будет опасаться, что религия станет в чем-то непопулярной или не престижной. Ведь самое большое счастье, которое может испытать человек, приходит от ощущения любви Бога. К ней и должна вести нас наша вера и религия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет экономики

религия общество наука знание

Эссе по философии

Свое эссе я решила посвятить вопросу роли религии в обществе, которому посвящены высказывания таких великих людей, как З. Фрейда, Ф. Бэкона и Вольтера.

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невролог и психиатр, родился 6 мая 1856 года в провинции Австрии. Он считается основателем психоаналитической школы. Посвятил свою жизнь психоанализу, занимался медицинской практикой, создал множество научных трудов, проводил различные исследования в области психологии. Зигмунд Фрейд придерживался атеистических взглядов. Он был убежден, что все религии - лишь иллюзии, не поддающиеся доказательствам. Рассматриваемое изречение автора взято из работы Фрейда - «Будущее одной иллюзии», где он затрагивает тему функций религии и ее места в обществе. Умер в Англии, в Лондоне, 23 сентября 1939 года.

Фрэнсис Бэкон - английский философ, родился в Лондоне 22 января 1561 года. Закончил школу адвокатов «Грейз инн». Будучи политиком, принимал активное участие в жизни государства, в 1584 году был избран в парламент, и до 1614 года играл важную роль в дебатах на сессиях Палаты Общин. На заключительном этапе своей жизни углубился в изучение наук и литературную работу. Ф. Бэкон позиционировал науку как средство достижения человеком власти над природой и улучшения его жизни. Призывал к изучению природы экспериментальным путем, что впоследствии дало толчок развитию естествознания. Знаменит его труд «Новый Органон», в котором рассматриваются вопросы состояния наук того времени и описывается исследовательский метод получения истинного знания. Фрэнсис Бэкон считается родоначальником эмпирического направления английского материализма. 9 апреля 1626 года политик, ученый и философ умер в деревне Хайгет.

Вольтер - один из самых известных философов-просветителей 18 века, родился в Париже 21 ноября 1694 года. Профессии юриста предпочел литературную деятельность при дворе, однако из-за разногласий с властью уехал в Англию на 3 года, в течение которых изучал политический уклад, литературу и философию этой страны. В последующие годы философ сменил немалое количество мест жительства, он находил приют и в Лотарингии, и в Нидерландах, в Пруссии, Швейцарии. Будучи восьмидесятичетырехлетним стариком, Вольтер возвратился в Париж, где и умер 30 мая 1778 года. Выдающийся поэт, историк, публицист, Вольтер был рьяным противником церкви, религиозных суеверий и предрассудков. При этом он придерживался мнения, что существует некое Божество, которое сотворило Вселенную, в дела которого не стоит вмешиваться. Вольтер писал, что обществу необходимо понятие божества, в противном случае оно обречено на гибель.

Фрейд пишет: «Религия - это общечеловеческий навязчивый невроз». Такой вывод, бесспорно, не случаен. Психоаналитик представляет религию, как средство спасения от каких-либо внешних или внутренних негативных воздействий, это своего рода защита. По мнению Зигмунда Фрейда, человечество придумало религию на самых ранних стадиях своего развития, во времена «детства» цивилизации, когда разум еще не был в состоянии справляться со всеми трудностями. Ребенок чувствует некую защиту отца, который может огородить от пугающих и непонятных сил, достаточно выполнять какие-либо правила, требования, тогда отец похвалит, или же, наоборот, осудит при невыполнении определенных установок. Такая модель предельно ясна, не предполагает бремени ответственности. В данном случае, человечество выступает в роли выросшего ребенка, который возвращается к своему детскому опыту, вспоминает, как в детстве решалась проблема спасения от негативных неясностей мира. Фрейд описывает это явление как невроз, схожий с так называемыми детскими синдромами навязчивости. Так же и человечество в целом опирается на религию, «придуманную» тогда, когда разум не справлялся с проблемами (на ранних этапах развития - в «детстве»). То есть, религия - массовый, коллективный невроз. Это иллюзия, создаваемая людьми для упрощения жизни.

Характеризуя, анализируя высказывание Вольтера («Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать»), нельзя не отметить, что философ-просветитель придерживался мнения, что общество не может существовать без наличия какого-либо верховного, сверхъестественного, какого-то Божества, как упоминалось выше. Свою точку зрения он ясно выражает в данном афоризме. Действительно, если, согласно подходу Вольтера, общество обречено на гибель без понятия божества, тогда вполне логично, что в интересах самих людей будет придумать нечто главенствующее над всем. Не следует заниматься доказательством существования Бога, или же пытаться выяснить, есть ли вообще это сверхъестественное. Суть заключается не в самом божестве, не оно как отдельная категория интересует нас, важна его роль в обществе, слишком велико влияние существования понятия бога для нормальной жизни человечества. Именно поэтому мы не пытаемся выяснить истинность существования бога, нас интересует его роль, мы даже готовы придумать его, более того, нам это почти необходимо. В противном случае, цивилизация обречена на гибель.

«Атеизм - это тонкий лед: один человек пройдет, а целый народ провалится» - Френсис Бэкон считал атеизм неприемлемым для целого народа, для толпы. Сам автор изречения - сторонник религии откровения, то есть той, которая признана государством. При этом нельзя назвать его ярым противником атеизма. Бэкон выделяет две «альтернативы» истинной религии, суеверие и атеизм. Суеверие - это искаженная вера в бога, выродившаяся, корыстная религия, оно благоволит развитию фанатизма и безнравственности. Бэкон признает, что неверие предпочтительнее, чем такая вера. Разумное неверие - своего рода религия, однако такой разумный атеизм может быть присущ одному человеку и поэтому приемлем, целый народ же провалится под этот тонкий лед.

Эти высказывания объединены одной категорией, все они затрагивают тему религии, если быть точнее, тему роли, места религии в обществе. Авторы афоризмов определяют, что такое религия для общества, важность ее существования. Я выбрала именно эту категорию не случайно. Меня всегда интересовал вопрос существования чего-то сверхъестественного и институт церкви в обществе. Все народы с давних времен имеют свои, пусть различающиеся, религиозные установки, какие-либо верования. Ведь это не случайно. Наверное, людям просто необходимо верить в существование неземных сил, влияющих на человеческую судьбу и жизнь. Почему же это так? Я думаю, данное явление может быть объяснено рядом причин. Об этом я буду говорить позже.

Вопрос религии рассматривался многими философами, практически все они имели определенный взгляд на существование Бога, на особенности веры людей. В частности, авторы высказываний, Фрэнсис Бэкон, Зигмунд Фрейд и Вольтер, уделяли внимание этой проблеме в своих трудах. Все они сходятся на том, что религия - неотъемлемая часть существующего общества. Каждый из них видит разные причины для этого существования. Интересно каждое объяснение, так, Зигмунд Фрейд рассматривает поставленный вопрос с точки зрения психоанализа. Возможно, специально созданная иллюзия бога и не идеальна, и не имеет прав на существование, однако как и любой невроз, трудно искоренима. Она стала уже неотъемлемой частью общества. Да и стоит ли вообще с ней бороться? Так ли она не нужна?

Вольтер убежден, что религия имеет значимую роль, необходима в обществе, потому что общество просто не сможет существовать без такой объединяющей силы. Народная масса, чтобы не распасться и пребывать в порядке, должна быть чем-то сплочена. Ничто так не объединяет и не заставляет держаться вместе, как общая вера. На основе совместных убеждений создаются традиции, нормы, законы, единая цель и стремление. Религия - это идеологическая основа, без которой общество уже не общество. Ведь даже по определению общество - это не произвольная толпа, это люди, объединенные идеей и имеющие общую цель.

Подход Бэкона предполагает три основных пути взаимодействия общества и религии: истинная религия (для него это религия откровения), суеверие, искаженная вера, и атеизм. Действительно, либо человек верит в существование высших сил, либо он отрицает их существование, тогда он атеист. Фрэнсис Бэкон считает, что для общества атеизм неприемлем, ибо он может быть доступен пониманию разумного индивида, массы же, как правило, не собранные вместе мыслящие индивиды, это уже толпа людей. Чтобы держать толпу в порядке, необходимы общие убеждения, подразумевающие наличие высшего авторитета, с его правилами. А атеизм может быть воспринят как отсутствие всяких правил и полная свобода.

Я считаю, что связь общества и религии многосторонняя, и ряд причин обуславливает существование этой взаимосвязи. Религия возникла еще на заре появления человеческой цивилизации. Люди всегда во что-то верили, людям необходима вера, изначально господствовало многобожие и язычество. В честь божеств возводились храмы, гнева небесных обитателей боялись, им приносили жертвы. Уже тогда страх немилости богов и вера в их милосердие регулировали поведение, действия людей. Всегда важным был вопрос жизни после смерти, как составляющая религиозных верований. Ведь за недостойный образ жизни можно было понести вечное наказание за пределами этого мира, в неземной жизни. Так, мифы Древней Греции повествуют о Сизифе, который не слушался богов, за что поплатился в царстве Аида, будучи приговоренным к нескончаемому безрезультатному труду. Такие предания были поучительны для живущих членов общества. Таким образом, создавалось некое подобие моральных правил. Часто они были занесены в особую священную книгу: Евангелие, Коран. Встает вопрос, для чего вообще на ранних этапах развития человечества была изобретена религия, как произошло, что она стала так важна? На мой взгляд, одной из основных причин было то, что люди, не обладавшие обширными научными знаниями, имевшие очень ограниченные представления о мире, полном необычного и необъяснимого для них тогда, стремились дать какое-либо объяснение происходящим явлениям природы или событиям жизни. Будучи неспособными знать истину, получить разумное объяснение, они ссылались на невидимые силы, регулирующие жизнь на Земле. Такой подход давал определенность, понимание происходящего, создавал некие закономерности, упорядоченность. Теперь люди хоть как-то могли, как им казалось, влиять на события. Они делали это через связь с богами. Принеся жертву, совершив благой поступок, можно задобрить бога, можно надеяться, что он выполнит просьбу. Гневом всевышних сил объяснялись стихийные бедствия, засухи, природные катаклизмы. Низкий уровень развития науки, техники делал людей беспомощными, как они могли защититься от таких бедствий? Понятие же бога давало возможность надеяться на его милость, дарованную в награду за благопристойное поведение, часто за жертвенные приношения и почести в честь богов. То есть, религия изначально была создана как возможность объяснить неведомое, с помощью нее можно было косвенно влиять на независящие от человека того времени события. В этом вопросе мое мнение отчасти совпадает с точкой зрения З.Фрейда на то, как появилась, как возникла религия. Был рассмотрен период того самого «детства» цивилизации, которая создала себе отца, следящего за ребенком, методом кнута и пряника воздействующего на его поведение. С контролем свыше люди чувствуют себя более защищенными, так и проявляется невроз, синдром навязчивости.

Впоследствии, когда развивается общество, многие явления природы становятся понятны разуму человека, люди умеют отчасти контролировать природу, становятся сильными, способными противостоять многим внешним бедствиям, религия приобретает несколько иное значение.

Во-первых, то, которое описывает Фрейд, то есть она важна для общества, возвращающегося к ранним воспоминаниям о защитнике, берущем часть ответственности на себя. Наличие всевышнего облегчает выбор, зачастую являющийся источником зла. Когда знаешь, что такое хорошо, а что такое плохо, этот выбор уже предопределен, заранее известно, как нужно поступить, чтобы поступок согласовывался с волей бога, то есть был «правильным».

Во-вторых, священные книги становятся определенным сводом моральных законов, по которым живет общество. Это как не обсуждающаяся данность, дающая возможность разграничить зло и добро. Вообще, как человек может понять, как поступать правильно с точки зрения морали. Ведь мы все, казалось бы, знаем, что так поступать нехорошо, непорядочно. А почему? Где тот критерий, определяющий наше мнение о правильности поступка. Попытавшись понять это, мы, скорее всего, придем к тому, что просто есть чувство, это, наверное, называется совестью. Она подсказывает нам, дает понять, как делать хорошо, нравственно, а как нет. Однако неужели мы рождаемся с таким пониманием? Кто гарантирует, что все обладают этой самой совестью? Как тогда объяснить поступки некоторых людей, которым их поведение кажется абсолютно нормальным, в то время, как для других оно просто неприемлемо, не согласуется с принципами совести? Тяжело представить себе, чтобы у человека было врожденная мера зла и добра. Я придерживаюсь мнения, что моральные представления индивида формируются. Многое зависит от воспитания и окружения. Человек в процессе своего развития, формирования, особенно в детском возрасте, чаще всего сильно подвержен влиянию и мнению авторитетных для него людей. Следовательно, нравственные правила конкретного члена общества закладываются в него извне. А религия предполагает наличие целого свода таких упорядоченных правил. Я не имею в виду, что каждый должен прочесть Библию или иной свод заповедей, чтобы стать нравственным человеком, просто священные книги являются источником морально-этических норм, которые могут прививаться ребенку родителями или другими людьми.

Идя дальше, хочу выделить еще одно значение религии в обществе. Церковь - общественный институт, являющийся одним из инструментов власти. Во многих случаях именно властные структуры «создавали» религию. Ярким примером может послужить Русь, крещение которой произвел Владимир Креститель. Именно он в 988 году избрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. То есть государству было необходимо наличие единого Бога, принятие христианства имело под собой цель духовного объединения, которое бы упрочило целостность страны, укрепило государство. Показателен процесс выбора государственной религии. Владимир колебался между иудаизмом, исламом, христианством и еще несколькими верами. Примечательно то, что определяющей была совместимость правил, заповедей данной религии с традициями народа, привычным укладом жизни. Так, посланникам мусульманской веры, пытавшихся склонить великого князя к принятию их вероучения, Владимир отвечал, что запрет данной религии на употребление вина неприемлем, ибо вино есть веселие для русских. Возникает вопрос, а как же истинная вера, духовные убеждения? Совершенно ясно, что в нашем случае присутствует исключительно прагматичный подход, принятие христианства ради сплочения государства, усиления центральной власти. Русь - далеко не единственный пример такой связи религии с обществом.

Есть и другие примеры, когда в реальности религия представлена совершенно по-иному, правила, пропагандируемые ею, разительно отличаются от прописанных в священных книгах и соответствующих нормам морали. В Средние века широко применялась практика искупления грехов. Достаточно лишь было заплатить определенную сумму, и все грехи прощались. Нет, не все. Те, на которые хватило денег. Так называемая индульгенция - искупление грехов. Странные, по меньшей мере, нравственные принципы формируются при таком подходе. Получается, за деньги можно купить все, раз уж душевное спокойствие продается. Такое провозглашение главенства денег формирует меркантильное общество, которое в итоге окажется раздробленным, ведь каждый будет стремиться заработать побольше, не сдерживаемый никакими ограничениями. Человек, позволяющий себе все, не имеющий внутренних ограничений, не может быть остановлен какими-то законами, только если они не могут запугать его. А в такого рода обществе и закон подкупен. Такой человек становится страшен. Он живет для себя. Общество, состоящее из эгоистичных индивидов, уже никакое не общество.

Не секрет, что часто возникает ситуация, при которой церковь начинает борьбу за власть с представителями светского управления. Также существуют теократические государства, где церковь и осуществляет власть. Роль религии преображается. Это уже не возвышенные принципы, индивидуальные убеждения людей, искренне верующих, это законы, требующие беспрекословного выполнения. И такую роль играет религия в обществе. Однако сложно представить общество без какой-либо религии в широком понимании этого слова. Можно возразить, приведя в пример СССР, где устраивались гонения на представителей церкви, считалось аполитичной вера в бога. Но не стоит забывать, что в тот период партия была своеобразным богом для народа, люди практически молились на своих вождей, с благоговением говорили о них, верили в них. Чем же такая вера хуже традиционной веры в бога? Идея - это тоже религия.

В современном обществе в развитых странах религия отделена от светской власти. Ныне человек сам решает, верить или нет. Это исключительно его выбор. На территории одной страны уживаются самые разные вероучения. Немалая часть населения считает себя атеистами. Это положение дел не согласуется с предсказаниями Вольтера и Бэкона, которые считали, что без религии не может существовать общество, что атеизм неприемлем для больших масс. Возможно, произошло то, о чем говорил Фрейд, и человечество избавилось, наконец, от невроза, от синдрома детских впечатлений. Выросло, повзрослело, поумнело, - более не нуждается в придуманной, иллюзорной защите.

Мне кажется, что это не совсем так. Человек может не верить в существование сверхъестественного, при этом религия для него - внутренние моральные убеждения, его совесть, которая подсказывает, как правильно поступать. Эти внутренние установки, как я писала ранее, прививаются в процессе воспитания. Священные писания, на мой взгляд, это собранная веками человеческая мудрость. Представления людей о праведном образе жизни нашли свое отражение в религиозных книгах. Весь этот запас очевидных знаний и представлений о справедливости, добре и зле и есть наша религия, очищенная от внешних атрибутов, символов, не имеющая предмета веры.

Стоит также рассмотреть точку зрения, по моему мнению, довольно рациональную, что каждый человек в душе эгоист, все, что он ни делает, он делает для себя. Я допускаю, что это преувеличение, однако само предположение не абсурдно. Действительно, часто наши желания вступают в противоречие с тем, что подсказывает воспитание и совесть. И часто побеждают желания. Ведь вполне разумно сказать: «Почему так поступать плохо? Кто сказал, что плохо? Мне же хорошо». Так вот, роль религии - совместить то, что хорошо для человека, с моральным «хорошо», развить в нем понимание блага для других, научить ценить интересы других, не ставить в центр собственное благополучие. Убедить человека в том, что для него что-то хорошо тогда, когда это не приносит вред окружающим.

В заключение, хотелось бы сказать, что истинная религия - база, основа существования любого здорового общества. Она может иметь вид идеи, веры в бога или просто моральных норм, принятых в данной среде. Иными словами, религия в этом понимании - это общие нематериальные ценности, убеждения, духовное единство народа. При этом не следует забывать и о других функциях религии, таких как поддержка власти или путь объединения людей, укрепления единства народа.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религия как особый тип общественного сознания, воли и бытия. Место религии в истории человечества, способы влияния и сущность религиозной патологии. Особенности мировоззренческой, культуротранслирующей, политической и нравственной функций религии.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Анализ взаимоотношения философии и религии в различные исторические эпохи и в современный период. Общий объект познания у религии и философии. Пифагорейцы - первые философы, которые представляли собой религиозный союз. Основные идеи и понятийный язык.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Роль библейского представления мира в развитии диалога религии и науки. Актуальные задачи воспитания религиозной толерантности в современном белорусском обществе. Философское осмысление сущности современной религии как этноконфессиональной формы культуры.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Религия как тип мировоззрения и мироощущения, область духовной жизни. Ее основные элементы: сознание (идеология и психология), культ, религиозные организации. Причина ее появления и современная проблематика. Принципы и законы диалектики в анализе религии.

    реферат , добавлен 13.06.2015

    Наука как сфера человеческой деятельности. Этапы познания научной истины. Характеристика и причины расцвета лженауки. Причины и особенности возникновения и развития религии. Вопрос об отношении государства к церкви, история размежевания науки и религии.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Изучение философии как высшей формы духовной деятельности. Сущность и роль науки как феномена культуры и общественной жизни. Исследование основных элементов религии: вероучения, культа, религиозной организации. Соотношение философии, науки и религии.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Стремление человека к познанию и его особенности. Понятие и сущность религии, предпосылки и особенности ее развития в человеческом обществе, оценка роли и значения. Проблема взаимоотношения философии и религии как основных сфер духовной жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Роль и место религии в жизни современного общества. Феномен философской веры в учении К. Ясперса. Общие и отличительные черты между философией и религией. Принципиальные особенности религиозного миропонимания. Новые научные методы построения картины мира.

    статья , добавлен 29.07.2013

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.


Введение

Глава 1. Теоретические подходы к пониманию религии

1.1 Понятие религии в работах социологов

1.2 Религия как социальный феномен, функции, виды религии

Глава 2. Роль религии в современном обществе

2.1 Взаимосвязь религии и политики

2.2 Влияние религии на семью и семейные отношения

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Религия является одним из первых социальных институтов, испокон веков она является частью внутреннего мира каждого человека. И даже, когда человек не верит, он знает о религии. Религия носит массовый характер, она влияет на общественное сознание и на общественное поведение, она его направляет, формирует и изменяет.

С течением времени происходила, своего рода, трансформация религии. Менялись поколения, и вместе с ними всегда менялось отношение к религии: от слепого поклонения народов ей до глубоких форм неприятия религии в каких-либо сферах общественной жизни.

Религия является неотъемлемой частью современного мира. Её влияние ощущается практически во всех сферах общественной жизни, будь это политика, экономика, образование, спорт, брачно-семейные отношения и т.д.

В наше время данная тема очень актуальна, так как религия продолжает влиять на чувства и умы людей и целых человеческих масс. Таким образом, изучение функций, характерных особенностей религии является одной из основных задач социологической науки, как отечественной, так и зарубежной.

Серьезный вклад в изучении и исследовании проблем религии как социального института внесли труды многочисленных зарубежных ученых и мыслителей. Среди них Давид Эмиль Дюркгейм («Элементарные формы религиозной жизни»), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма»), Бронислав Малиновский («Магия, наука и религия»).

Объектом данного социального исследования является религия как социальный институт.

Предметом изучения выступает место и роль религии в современной социальной системе, а также ее непосредственное воздействие на разнообразные сферы общества, ее функционирование.

Цель данной работы заключается в изучении места и роли религии в современном обществе, а также в определении ее значения в области политических и семейных отношений.

Данная цель осуществляется путем выполнения следующих задач работы:

1. Изучить теоретические подходы к определению религии в работах известных социологов;

2. Рассмотреть религию как социальный феномен, изучить наиболее важные ее функции;

3. Показать взаимосвязь политики и религии;

4. Определить влияние религии на семью и семейные отношения.

Основным методом в изучении рассматриваемой проблемы выступает теоретический анализ существующих в социологии исследований по выше указанной теме. В данной работе используются следующие теоретико-методологические основы: сравнительный анализ, синтез, обобщение научного материала, использование ссылок на труды и результаты отдельных исследований зарубежных ученых.

Научная новизна данной работы заключается, прежде всего, в попытке обобщить мнения различных ученых относительно понятия религии, ее функций, а также ее места и значения в современной общественной структуре, составить целостное представление об особенностях влияния религии на институт политики и семейные отношения.

Результаты данной работы позволят расширить знания о религии как социальном институте, ее функциях и места в общественной системе.

Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, которые, в свою очередь, включают в себя по два параграфа, заключения, списка литературы. Суммарный объем работы составляет.


Глава 1. Теоретические подходы к пониманию религии

1.1 Понятие религии в работах социологов

Религия - сложный социальный институт, сопровождающий человеческое общество на протяжении всей его истории. И на протяжении многих веков, люди, ученые, приверженцы самых разных наук старались по-своему характеризовать религию. Но я остановлюсь на тех определениях, которые давали ей наиболее видные представители социологической мысли.

Задача социологического изучения религии - объяснение социальной реальности в тех её аспектах, которые выражены в религиозной сфере общественной жизни и ею обусловлены. Иными словами, предметом социологического анализа будет являться вера в Бога как общественный феномен. Трудности определения религии настолько значительны, что многим исследователем пришлось вообще отказаться от попыток дать ей определение и выявить её общих характеристик, которые позволили бы отличить религию от других социальных и иных феноменов. Религия, рассматриваемая на уровне социальной системы, составляет главный предмет социологического анализа.

В работе «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейм представляет религию как разновидность социального действия, которое, в отличие от других тем, направлено именно к «священным вещам». Эти «священные вещи» составляют особый, сакральный мир, отличный от обычного мира. Таким образом, религия становится своеобразной сферой общения со "священными вещами" и обращенной к ним ритуальной деятельности (ученый представлял именно тотемизм той самой "элементарной формой" религии). Дюркгейм считал очень важным то, что религия встречается во всех предшествующих и существующих обществах, т.е. является универсальным социальным феноменом. Но каждый раз устроена она по-разному.

Дюркгейм формулирует следующее определение: «Религия есть система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает». Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии - само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или не существования Бога и потустороннего мира. В религии общество обожествляет само себя; ее смысл в том, чтобы «разбудить» социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида.

Дюркгейм констатировал ослабление влияния религии в современном обществе и связывал это с тем, что общество, бывшее всегда объектом религиозного поклонения, становится предметом научного исследования. Тот социальный смысл, который был душой религии и выражался в мифах и символах, утверждается теперь в науке, ее объяснении мира, уже не скрываясь за мифами и символами. Религиозное чувство получает рациональное выражение в морали. В религии воплощается присущая людям способность к обожествлению обычных вещей, которым придается сакральный характер, благодаря чему они становятся способными выполнять интегрирующую функцию, сплачивая общество в единое целое. Данное Дюркгеймом определение религии раскрывает и ее главную функцию: религия объединяет людей в некую "моральную общность". Но о функциях позднее. С развитием общества, религия играет все более ограниченную роль и охватывает все более узкую сферу социальной жизни, теряет прежнюю власть над умами и душами людей.

Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых религий: индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма. Макс Вебер, единственный из социологов, показал значение великих религиозных движений как для дифференциации основных типов обществ, так и для создания важного стимула к определенным видам изменений, что особенно проявилось в случае аскетического протестантизма, внесшего решающий вклад в развитие общества современного индустриального типа.

Примечательно то, что М. Вебер на конкретном историческом примере показал, каким образом религия способствовала развитию капитализма. Если Дюркгейма интересовала религия в ее простейших формах, т.е. в обществе на сравнительно низкой ступени его развития, то Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории, он исследует влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. И Вебер доказывал, что протестантизм дал мощный толчок к развитию современной западной цивилизации. В своих работах, М. Вебер опирался на теологическое учения Ж. Кальвина. Согласно этому учению каждому еще до рождения определена его судьба - спасение или вечные муки, и никакие усилия человека и помощь церкви ничего не изменят. Все решено Богом еще при сотворении мира. И М. Вебер, в этом учении, указал на два значимых момента - мирская аскеза и поиски пути, указывающих на избранность к спасению. Исходя из кальвинистского учения, попасть на небо не за счет «добрых дел», станет возможным при достижении больших успехов на профессиональном поприще. Так формируется образ мышления, необходимый для капиталистического развития: труд ради труда, исполнение долга и т.п. Капитализм для своего развития нуждался в таких мощных духовных стимулах, которые в то время, в XVI-XVII вв., могла дать только религия.

"В католической религии "расколдование мира" - устранение магии как средства спасения - не было проведено с той последовательностью, которую мы обнаруживаем в пуританской, а до нее в иудейской религии. Католику предоставлялась возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами его церкви, и тем самым преодолеть несовершенство человеческой природы; священник был магом, совершавшим чудо пресуществления, в руках которого была "власть ключей": к нему мог обратиться верующий, преисполненный раскаяния и готовности к покаянию; священник даровал умиротворение, надежду на спасение, уверенность в прощении и снимал тем самым то невероятное напряжение, которое было неизбежным и ничем не смягчаемым уделом кальвиниста. Кальвинист не знал этого милосердного человечного утешения и не мог, подобно католику или даже лютеранину, надеяться на то, что минуты слабости и легкомыслия будут уравновешены последующей концентрацией доброй воли. Кальвинистский Бог требовал от своих избранных не отдельных "добрых дел", а святости, возведенной в систему. Здесь не могло быть и речи о столь характерном для католицизма, столь свойственном природе человека чередовании греха, раскаяния, покаяния, отпущения одних грехов и совершения новых; ни о сбалансировании всей жизни с помощью отдельных наказаний или посредством находящихся в распоряжении церкви средств сообщения благодати. Практическая этика кальвинизма устраняла отсутствие плана и системы в повседневной жизни верующего и создавала последовательный метод всего жизненного поведения. Ведь не случайно в XVIII в. носителей последнего возрождения пуританских идей называли "методистами "... Ибо только посредством коренного преобразования всего смысла жизни, ощущаемого в каждое мгновение и в каждом действии, могла быть достигнута уверенность в наличии благодати, возвышающей человека из "естественного состояния" в "состояние благодати". Жизнь "святого "была ориентирована только на трансцендентную цель - на загробное блаженство, однако именно поэтому его посюстороннее существование было строго рационализировано и заполнено единственным стремлением - приумножить славу Божию на земле. И никогда ранее к этой идее не относились со столь всепоглощающей серьезностью. Лишь пронизанная постоянно рефлексией жизнь рассматривалась как путь преодоления "естественного состояния".

Протестантская этика «дух капитализма», но капитализм позднее уже перестал нуждаться в религиозной мотивации. Но и это отнюдь не отменяет того факта, что религия явилась той силой, вызвавшей к жизни ту духовную структуру, без которой современный западный мир был бы другим, нежели есть сейчас.

К числу социологов, изучавших проблему религии, можно отнести английского этнолога и социолога Бронислава Малиновского (1994-1942). При исследовании религии он исходил из тех же методологических установок, что и М. Вебер. В 20-х годах он изучал жителей Тробриандовых островов (в Меланезии), на основании чего пришел к новому пониманию мышления так называемых примитивных народов. Свои выводы Малиновский изложил в вышедшей книге Магия, наука и религия(1926). Малиновский, рассматривая религию в качестве всеобщего феномена культуры, анализировал ее соотношение с наукой и магией на материалах бесписьменной культуры, главным образом жителей Тробриандовых островов. Вслед за Э. Дюркгеймом он разделял области сакрального и профанного. По его мнению, не существует народов, на каких бы стадиях развития они ни находились, без религии и магии, так же как нет ни одного народа, у которого бы полностью отсутствовали научные воззрения.

«Проф. Дюркгейм и его последователи утверждают, что религия социальна, ибо все ее Истины, ее Бог или Боги, сам Материал, из которого она создается - все это не что иное, как обожествленное общество. Однако если поразмыслить, возникает ряд возражений, причем довольно серьезных. Каждый, кто глубоко и искренне уходил в религию, знает, что самые сильные религиозные чувства переживаются в уединении, в отрешенности от мира, в сосредоточенности мыслей и духовной изоляции, а не в сумятице толпы. Неужели примитивной религии абсолютно неведомо одиночество? Всякий, кто либо непосредственно общался с дикарями, либо знает их благодаря тщательному изучению литературы, вряд ли усомнится в обратном; такие факты, как изоляция посвящаемых во время инициации, их индивидуальное, личное самоутверждение в ходе испытаний, их приобщение к миру духов, божеств и сверхъестественных сил в уединенных местах - все это указывает на то, что примитивному человеку часто приходится оставаться один на один с религией. И как мы уже видели ранее, веру в бессмертие нельзя объяснить, не обращаясь к предпосылкам религиозности в душевном складе индивида, с его страхом и отчаянием перед лицом неминуемой смерти. Нельзя сказать, что примитивная религия совсем лишена своих пророков, провидцев, прорицателей и толкователей веры. Все эти факты, хотя, конечно же, и не доказывают, что религия обусловлена сугубо индивидуальными переживаниями, все же вряд ли позволяют рассматривать ее как просто и чисто Социальное явление».

Малиновский предложил уравновешенную модель культуры: различные культурные феномены взаимодополняют друг друга, в общем и целом. Наука, магия и религия совершают различную, но взаимодополняющую работу в решении общих культурных задач. Развивая такую модель, Малиновский принимал идею о религии как важном факторе интеграции общества.


1.2 Религия как социальный феномен, функции, виды религии

Для социологии религия как социальный феномен-это верования, которые в наиболее существенных аспектах разделяются многими, то есть происходят в групповых взаимодействиях. Религия - это общность людей, придерживающихся одной веры.

Среди социальных функций церкви Вебер считает главными консолидирующую и интегрирующую, которые способны сплачивать общество, не допускать социальных конфликтов и революционных потрясений. По мнению Дюркгейма, религия должна стать выражением социальной сплоченности народа, средством преодоления социальной розни и неравенства людей, обеспечить целостность и стабильность общества, помочь преодолеть конфликты и противоречия. Итак, по Дюркгейму, главная социальная функция церкви - интегрирующая - направлена на поддержку и укрепление политического строя.

Являясь достаточно важным и необходимым для общества социальным явлением, религия выполняет в нем (обществе) различные функции. Функциональный подход наиболее универсальный для изучения религии как социального феномена.

Под функциями религии в социологии подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество. Рассмотрим 4 возможные функции религии.

1) Мировоззренческая функция: функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, но и в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагания, или функцией значений. Религия, как утверждают многие исследователи, в частности, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Белла - это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений.

2) Регулятивная функция: С помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуществляет управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом. Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения. Например, в христианстве особым ценностным элементом наделяется все то, что имеет отношение к общению Бога и человека, что выражается в священных службах, молитвах и т.д. Целью такой деятельности и поведения для христианина является «спасение» его души, обретение «Царства Божьего». И в то же время, страх перед Божьим наказанием регулирует поведение человека. Религия упорядочивает мысли, устремления и действия людей.

3) Иллюзорно-компенсаторная функция: Компенсация неудовлетворенности социальных групп своим положением в обществе и обретение надежды на лучшую жизнь. Удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия. Марксистская традиция выделяет в качестве специфической эту функцию, функцию иллюзорного восполнения практического бессилия людей, их неспособности сознательно управлять своими общественными отношениями. Характеризуя религию как опиум народа, К. Маркс имел в виду отвлечение от реальности, создание иллюзорного мира в их сознании и мнимое успокоение, утешение, которое дает людям религия.

Эта функция, несомненно, полезна верующим, так как временно снимает психологическую напряженность и успокаивает.

4) Интегрирующая / Дезинтегрирующая функции: Э. Дюркгейм считал, что функция интеграции помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в обществе и тем самым объединиться с единомышленниками. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия скрепляет общество как целое: подготавливает человека к социальной жизни, формирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей, религия в то же время противопоставляет эти объединения людей с другими на базе того или иного вероучения, культа или обрядности. Такое противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т.д;

) Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе. В 1960-е гг. в США движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации в общественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США, возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских церквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Речь, произнесенная Кингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое впечатление благодаря часто повторяющимся словам оратора у меня есть мечта. Кинг подразумевал под своей мечтой конец расовой дискриминации, когда все божьи дети будут жить в гармонии и мире. Несмотря на то, что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжает жить во многих сердцах. Церкви также выполняли роль центров, осуществлявших подготовку демонстрантов и организацию митингов.

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не является данным раз и навсегда. В средневековом феодальном обществе религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, регулировала и санкционировала систему общественных отношений. В некоторых странах Азии (например, Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее положение в жизни людей, оказывает определяющее воздействие на поведение людей и общественные институты.

На протяжении большей части человеческой истории религия играла определяющую роль в конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным средством объяснения социального порядка.

Анализ важнейших социальных функций религии показывает нам взаимосвязь и общность достигаемых целей. Некоторые социальные функции церкви содержат в себе общечеловеческие аспекты, помогающие людям (верующим и неверующим) в борьбе за правильное культурное воспитание, восстановление упадка духовных ценностей, поднятия уровня жизни людей и многое другое. И поэтому, восстановление влияния социальных функций на общественное сознание и поведение является важным аспектом в жизни любого народа, страны, нации.


Глава 2. Роль религии в современном обществе

2.1 Взаимосвязь религии и политики

Взаимодействие религии и политики в наше динамичное время занимает доминирующие положение, так как процесс переплетения личного и общественного в жизни верующих оказывает влияние на принятие политического решения.

С. Ханстингтон считает, что следующий век будет связан именно с религиозными войнами, которые будут происходить на цивилизационных изломах. «В этом новом мире наиболее масштабные, важные и опасные конфликты произойдут не между социальными классами, бедными и богатыми, а между народами различной культурной идентификации. Внутри цивилизаций будут случаться межплеменные войны и этнические конфликты. Насилие между странами и группами и группами из различных цивилизаций, однако, несет с собой потенциал эскалации, так как другие страны и группы из этих цивилизаций призывают к помощи своих братских стран»

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно определить ее роль, перспективы и возможности невозможно. Опыт ХХ в. показал ошибочность прогнозов относительно судеб религии: либо ее, в скором времени, отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Мне хотелось бы рассмотреть, какое воздействие на религию оказывает политика.

В сфере политики наглядно проявляется значение религиозно-нравственного взгляда на мир, само участие его к наведению более или менее приемлемого и справедливого порядка в среде столкновения интересов социальных групп. Политика-сфера коллективного взаимодействия людей. Долгое время отношение между религиозными и политическими институтами рассматривалась, в большинстве своем, в рамках дискуссии об источнике власти, о возникновении государства.

Некоторые ученые развивали теорию о магическом источнике королевской власти (например Дж. Фрэзер). В противовес подобным теориям, существовали теории о том, что религиозные и политические функции были разделены в большинстве исторически существовавших обществах. До возникновения государства общество было организовано исключительно узами родства.

В догосударственных обществах, фактически наблюдается тесное переплетение и взаимопроникновение религиозных и политических структур. Показатель подобной связи - использование ритуала в наказании. При первоначальном развитии политической системы, религия всегда являлась основой объяснения правильного и неправильного поведения членов общин. Религия объясняла «почему должно быть так».

А. Рэдклифф - Браун писал: «в Африке зачастую очень трудно даже в теории разделить политические и ритуальные (или религиозные) функции. Поэтому в некоторых африканских обществах можно сказать, что монарх там - глава исполнительной власти и законодатель, верховный судья, военачальник и первосвященник (т.е. главный совершитель ритуала), а, возможно, и главный капиталист племени. Но было бы ошибкой представлять это сочетанием разных и никак не связанных функций. Все это - единое служение, в котором монарх, со всеми его обязанностями и действиями, являет нечто не раздельное».

Для анализа проблемы «религия и политическая система» в условиях современного общества не существует достаточно убедительной теоретической модели. Центральный вопрос в этой проблеме, нуждается ли политическая система современного общества легитимации со стороны какой - то одной религии. В современном обществе существует множество религий. И на этом основании, в современный государствах имеет место религиозно-мировоззренческий плюрализм, который подразумевает толерантное отношение к инакомыслию: закон предоставляет гражданам свободу в выборе вероисповедания. Но плюрализм не означает полного разрыва связи между политикой и религией. В таком, плюралистическом, обществе религия оказывает влияние на политическое поведение индивида, лояльность или оппозиционное отношение к правительству, его отношение к законам и т.д.

Можно долго рассказывать об отношении власти к религии в России на протяжении всей её истории. Но вот как в первой четверти XX века вождь пролетариата В.И. Ленин говорил об отношении к религии: «Религия должна быть объявлена частным делом - этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии…Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист».

Сегодня в России большинство верующих, судя по данным социологических исследований, обращаясь к религии, следуют скорее этическим, а не политическим целям, хотя политические силы настойчиво пытаются использовать религию в своих целях.

Современное государство совсем в малой степени нуждается (или совсем не нуждается) в религии для своей легитимации. Даже в странах с государственной религией (Великобритания, Скандинавские страны), вклад религий в легитимацию политических систем совсем несуществен. Церкви утрачивают значение интегрирующей силы для современного общества. Соблюдение конституционных признаков, национальные интересы, процветание общества - вот легитимационная основа современного государства.

Религиозный плюрализм в США проявляется в том, что существует множество церквей, каждая из которых представляет собой добровольную ассоциацию. Государство же не является религиозным сообществом, и там нет такой церкви или религии, которая претендовала бы на установление универсальной религии в масштабах обществе в целом. Плюрализм существует и на личностном уровне: каждый индивид имеет право придерживаться своих принципов, убеждений и веры.

«…В стабильном социеталъном сообществе, столь радикально, как это произошло в американском обществе, покончившем с религиозным и этническим единообразием, на центральное место выходит высокоразвитая правовая система. Пуританская традиция и Просвещение создали основательные предпосылки для писаний конституции, в которой слышны сильные отзвуки Завета и общественного договора».

Для современных государственно - религиозных отношений характерно:

1) признание плюрализма и демократическое устройство государства;

2) признание альтернативных способов решения основных политических, социальных и экономических проблем;

3) отказ церкви от государственных привилегий и использования государственной власти в своих целях;

4) отделение церкви от всех систем политической власти и связи с социальными системами.


2.2 Влияние религии на семью и семейные отношения

Семья относится к числу самых первых форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой образования общества. И в условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные процессы происходили в рамках этой первоначальной структуры.

На этой основе возникло предположение, что семья и религия находятся в очень тесной связи между собой, что семья является первичным социальным носителем религии.

Эту точку зрения развивал французский историк Нума Фюстель де Куланж в своем труде «Античный город» (1864). Он считал, что религия заложила основы древней семьи: «То, что соединяло членов древней семьи, было нечто более могущественное, чем рождение, чем чувство, чем физическая сила, - это религия очага и предков. Религия формирует семью, делая ее единым организмом и в этой земной жизни, и в будущей, загробной. Древняя семья была скорее религиозным, а не родственным сообществом.»

То, что мы называем семьей сегодня, значительно отличается от того, что было семьей в древних обществах. В ходе развития общества и дифференциации в нем, изменились и отношения религии и семьи. Семья во многом утратила черты публичной организации, которой была в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни.

Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся личным делом каждой семьи, каждого человека. То есть даже в рамках одной семьи ее члены могут придерживаться разных вероисповеданий, что в прошлом не допускалось. Сегодня, в первую очередь, многих привлекают религиозные обряды, которые связаны с семейной жизнью (бракосочетание, религиозное воспитание детей). Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность больше обращена к семейным ценностям, женщинам и детям.

В настоящее время связь семьи и религии не является столь обязательно и нерушимой, как это было раньше. В общественном сознании произошла переоценка ценностей, связанных с религиозным сопровождением значимых событий в жизни людей. Также в современном обществе произошло ослабление родственных связей, что привело к замене церковных ритуалов на какие-нибудь эквиваленты, не имеющих отношение к религии.

Современная семья и церковь в ходе социальной дифференциации стали весьма отделенными структурами. Они утратили возможность, которой обладали прежде, выступать в качестве специализированных институтов, организующих определенные сферы жизни тех или иных групп. Утраченное значение "организующей силы" оба института компенсируют выполняемыми функциями поддержания важных процессов в жизни индивида: семья - в социализации индивида, закладывая основу личности в промежуток от рождения до участия в жизни общества; церковь - в взаимосвязи человека с конечными условиями его существования, помогая обрести смысл жизни и справиться с тайной смерти.

Процессы изменения функций семьи, ее структуры, ценностных ориентаций входят в общий процесс социальных перемен в обществе, и одним из факторов, влияющих на изменения в семье и браке, является влияние религии и церкви. В каком направлении идет это влияние, в какой мере оно ощутимо в масштабах, какова динамика этого воздействия - это вопросы, которые еще требуют глубокого изучения.

В современной жизни религия утрачивает свою роль и усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся все более равнодушными к религии. Религия в своей первоначальной форме, в той, которой она должна восприниматься людьми, практически не существует. За пределы стен церкви религия в нужном понимании не выходит. Люди относятся по разному к религии, трактуют ее по своему, субъективно. От того и меняется всеобщая картина влияния религии на социальные институты, в том числе, и семью. Меняется, но не исчезает, а остается основным «регулятором» в воспитании детей, образе жизни семьи в целом.

«В сфере семьи и социальных отношений, тесно связанных с ней, религия по-прежнему сохраняет значительный потенциал «реальности», т.е. сохраняет значимость для побуждений и самосознания людей в этой сфере повседневной социальной деятельности. Конечно, символическая связь между семьей и религией - очень древнего происхождения, ее корни уходят в глубочайшую древность институтов родства как таковых. Сохранение этих связей может поэтому рассматриваться в некоторых случаях просто как «пережиток» прежних установлений. Однако интересно отметить тот факт, что религиозное обоснование семьи не исчезает и в высокосекуляризованных слоях общества, каков, например, американский средний класс. В этих случаях религия выступает в своей специфически современной форме, а именно - как система обоснований, добровольно признаваемых в своем выборе пользователями. В этом качестве она локализуется в частной сфере повседневной жизни общества и приобретает черты, характерные для этой сферы в современном обществе. Одной из таких характерных черт является «индивидуализация». Это означает, что, перебравшись в сферу частной жизни, религия становится делом «выбора» или «предпочтения» отдельного человека или атомарной семьи и ipso facto лишена объединяющей, связывающей способности. ...Поскольку современная семья как институт славится своей непрочностью (эта черта объединяет ее с прочими образованиями сферы частной жизни), это означает, что религия, опирающаяся на конструкцию убедительности такого рода, неизбежно оказывается хрупким сооружением. Попросту говоря, «религиозное предпочтение» можно отвергнуть так же легко, как оно было принято. Эта хрупкость может (и должна) смягчаться поиском каркаса убедительности, опирающегося на более широкое основание. В качестве такового выступают обычно церкви и другие крупные религиозные объединения. Однако по самой сути своего социального характера как добровольных объединений, чье «место» в основном находится в сфере частной жизни, эти церкви способны укреплять устойчивость и прочность искомых каркасов убедительности лишь в ограниченной мере».

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы как-то однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества, семьи и отдельной личности. Однако секуляризация не исключает возможности усиления влияния религии при благоприятно складывающихся для нее факторов. Опыт XX в. показал несостоятельность прогнозов относительно будущего религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. В наше время, становится очевидно, что религия все еще играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее и новые возможности. Вопрос о том, усиливается или ослабевает влияние религии, требует сугубо конкретного анализа.


Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены наиболее важные теоретические проблемы изучения сущности религии, специфические характеристики, функции, место и роль религии в современном обществе.

Как было отмечено выше, Э. Дюркгейм под религией понимает систему верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает.

М. Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории, он изучал влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. И Вебер доказывал, что протестантизм дал мощный толчок к развитию современной западной цивилизации.

М. Йингер определил религию как систему верований и практик, с помощью которых та иная группа людей справляется с "последними", "конечными" проблемами жизни человеческой: это - отказ капитулировать перед смертью способность преодолеть разочарование, не позволить вражде восторжествовать в человеческих отношениях и разрушить человеческое сообщество.

Также в рассматриваемой работе было выяснено, что для социологии религия как социальный феномен-это верования, которые в наиболее существенных аспектах разделяются многими, то есть происходят в групповых взаимодействиях.

Религия - это общность людей, придерживающихся одной веры.

Для определения места и роли религии в общественной системе были изучены важнейшие её функции:

1. Мировоззренческая (рисует для человека картину мира и посредством ее помогает ему обрести смысл жизни);

2. Регулятивная (с помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуществляет управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом);

3. Иллюзорно-компенсаторная (компенсация неудовлетворенности социальных групп своим положением в обществе и обретение надежды на лучшую жизнь. Удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия);

4. Интегрирующая/Дезинтегрирующая (помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями, в то же время противопоставляет эти объединения людей с другими на базе того или иного вероучения, культа или обрядности).

Во взаимосвязи религии и политики в данной работе были выявлены характерные особенности их отношений:

1. Признание плюрализма и демократическое устройство государства;

2. Признание альтернативных способов решения основных политических, социальных и экономических проблем;

3. Отказ церкви от государственных привилегий и использования государственной власти в своих целях;

4. Отделение церкви от всех систем политической власти и связи с социальными системами.

Что же касается взаимосвязи религии и семьи, то необходимо отметить, что процессы изменения функций семьи, ее структуры, ценностных ориентаций входят в общий процесс социальных перемен в обществе, и одним из факторов, влияющих на изменения в семье и браке, является влияние религии и церкви. В каком направлении идет это влияние, в какой мере оно ощутимо в масштабах, какова динамика этого воздействия - это вопросы, которые еще требуют глубокого изучения.

Таким образом, проблема религии в социологии является одной из центральных, так как она имеет непосредственное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и больших социальных общностей. Следовательно, важной задачей социологов является исследование особенностей влияния религии на разнообразные сферы человеческой деятельности.


Список используемой литературы

1. Бергер П. Секуляризация и проблема убедительности / Глава из книги «Священная завеса». М., 2003.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. Произв. М., 1990.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Под ред. проф. Волкова Ю.Г.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики. 2003.

4. Гаражда В.И. Социология религии. М.,2005.

5. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук», 1998.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

7. Фюстель де Куланж Н.Д. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

9. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

10. Ленин В.И. Социализм и религия

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.