Одной из злободневных проблем отечественной образовательной системы, функционирующей недостаточно эффективно для успешного становления личности, является слабое развитие направлений профильного образования. Это, в свою очередь, приводит к низкому уровню осведомленности учеников о существующих профессиях и не позволяет им получить объективное представление о трудовом пространстве современного общества.

Острая проблема отсутствующего профильного обучения

На сегодняшний день в перечне вопросов, которые, несомненно, обязаны быть затронуты реформой общего образования, можно назвать профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы. Данная система является многокомпонентной, поскольку организация профильных учебных процессов основывается на объединении усилий средних школ и высших учебных заведений. Поскольку число направлений профессиональной подготовки не имеет строгих ограничений, допустимым является его дополнение, нацеленное на решение потребностей конкретного региона.

Причиной актуальности вопросов, связанных с введением дополнительного профильного образования, являются статистические сведения, полученные от Всероссийского центра изучения общественного мнения. Оказывается, каждый девятый старшеклассник считает действующую систему обучения ограничивающей его способности и препятствующей реализации приобретенных навыков. Качественное профильное образование в школе отсутствует - так считают около 80 % опрошенных школьников, ведь, по их мнению, общеобразовательные учреждения не дают каких-либо конкретных установок для дальнейших профессиональных ориентиров.

Принципы выбора специализированного направления

Термин «профильность» как таковой действительно не встречается в педагогической науке, потому невозможно растолковать это понятие однозначно. Между тем несложно выделить его отдельные характерные черты. Итак, профильное образование - это:

  • вид дифференцированной программы обучения;
  • способ профессионального самоопределения;
  • направление, основанное на индивидуально-ориентированном подходе.

Учебные программы одного учебного заведения, составляемые с учетом его профильной направленности, могут кардинально отличаться друг от друга. Это позволяет выделить главные основания для классификации данной формы обучения:

  • по способностям учащегося;
  • по специальным возможностям;
  • по физиологическим и индивидуальным качествам;
  • по увлечениям и интересу;
  • по религиозным и национальным признакам.

Профильное образование как путь к выбору профессии

Исходя из данной типологии, несложно сделать вывод о роли профильного обучения. Образование, получаемое в средней школе, к сожалению, не включает в свою систему курсы профориентации, что реально тормозит процессы самоопределения учащихся.

Таким образом, содержание образовательных программ должно быть направлено на получение специальности и профессиональную деятельность в будущем. Кроме того, профильное образование - это комплекс соответствующих выбранному направлению дисциплин (специальность, дополнительный и прикладной профильный предметы), которые должны быть включены в наравне с общеобразовательными курсами.

Какие дисциплины считаются профильными?

В перечень профильных дисциплин включены предметы, определяющие направления обучения. Они являются не просто обязательными для учеников, сделавших выбор в пользу данного профиля. На изучении этих предметов делается упор на протяжении годового учебного процесса. Например, самыми распространенными направлениями, которые дополняют школьную программу, можно назвать следующие:

  • гуманитарное (литература, русский и иностранные языки);
  • физико-математическое (физика, алгебра, геометрия);
  • естественно-научное (химия, биология, география);
  • социально-экономическое (экономика, обществознание, правоведение, история).

Внедрение профильных предметов в общеобразовательный курс

При грамотном планировании школьные учебные программы должны получить профильное ядро, представляющее собой дисциплины специализации, предметы прикладного и общегуманитарного развития. Образование в классах соответствующего направления формируется также на изучении общекультурных дисциплин.

Во многом успех программы профильного образования зависит от правильного и относительного урезания материала непрофильной сферы. В большинстве случаев избежать перегрузки учебных часов удается за счет частичной интеграции профильных курсов за счет общеобразовательных.

Ориентирование на индивидуальные способности учащихся

Профильное образование - это сложнейший подход к обучению с различных позиций, целей, методов и форм, содержания деятельности преподавателя и учащегося. Если учитывать изменения, происходящие в системах моральных ценностей, социуме, то сам собой напросится вывод о том, что специализированное обучение представляет собой вполне закономерный результат развития и становления теории дифференцированного образования. Уровни профильного обучения основываются на к учебному процессу и воспитании профессиональных навыков.

Введение дополнительных курсов и дисциплин позволит минимизировать имеющийся разрыв между средним и профессиональным звеном образовательной системы или вовсе избавиться от него. Множество профильных школ сформированы за счет качественных изменений и серьезных преобразований процесса. Изменения в структуре и организации обучения в какой-то мере благоприятно отражаются на взаимодействии преподавателей с учащимися.

Преимущества профильного обучения для школьников

Так, учитываются интересы и склонности учеников, их способности и степень заинтересованности в выбранном направлении. Профильное образование - это то, что позволяет создавать все необходимые условия старшеклассникам при максимальной отдаче их профессиональным намерениям и интересам. Изменения затронут и дальнейшую траекторию образовательного процесса, поскольку курсы профильной направленности позволят дифференцировать и индивидуализировать базисную модель обучения.

На любом уровне профильного образования обучение позволит решить следующие задачи:

  • обеспечить учеников основательными знаниями по дисциплинам выбранного профессионального направления;
  • активизировать потребность учащихся к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности;
  • помочь школьникам сориентироваться в круге проблем и найти решение, связанное с нужной сферой деятельности;
  • выработать мотивацию у учащихся к исследовательской и научной работе;
  • сформировать у учеников критическое и креативное мышление, помогающее активно принимать информацию;
  • наделить выпускников пониманием и навыками конкурентоспособности для успешного поступления в выбранные ими высшие заведения.

Профильное образование в сфере гражданской службы

Кстати, вопрос профильного обучения затрагивает не только школьников. С начала текущего года введены новые квалификационные стандарты для государственных и муниципальных служащих. Профильное образование стало для работников данной сферы обязательным, в противном случае занять определенную должность невозможно. К претенденту на вакансию также предъявляется ряд требований, затрагивающих опыт работы, личные качества и профессиональные навыки.

С принятием соответствующего федерального закона в государственных и муниципальных структурах была успешно запущена аттестационная система. Так, по результатам прохождения внеочередного экзамена служащий, не соответствующий критерию в части профильного образования, но при этом отвечающий другим необходимым для исполнения служебных обязанностей требованиям, обладающий умениями и навыками, стажем и личностными качествами, получает разрешение на продолжение замещения должности гражданской службы.

Заключение

Нововведение в сфере госслужбы является очередным подтверждением того, насколько велико значение профориентационной деятельности педагогов в общеобразовательных учреждениях. Ведь выпускникам школы крайне важно не ошибиться с выбором профильного учебного заведения и специальности, которая позволит находиться в полной гармонии с естественным призванием на протяжении всей дальнейшей жизни.

Внедрение профильного обучения служит прямым отражением развития образовательной системы в государстве и закономерным ответом на социальные потребности населения. Наиболее эффективной моделью его организации считается двухступенчатая система, состоящая из курса предпрофильной подготовки (на протяжении 8-го и 9-го классов), и непосредственно профильного обучения в 10-м и 11-м классах. Содержанием специализированных программ являются курсы общеобразовательных и профильных дисциплин, учебные предметы общегуманитарного развития.

Актуальность исследования. Первый период становления рыночных отношений в Российской Федерации может быть охарактеризован как недостаточно внимательный к проблемам профессионального самоопределения выпускников школ. Настоящий период характеризуется возрастающим вниманием со стороны органов власти и администрации школ к возрождению и развитию профориентации. В частности, это находит свое выражение и во внедрении препрофильной подготовки и профильного профильного обучения во многих российских школах. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях к предпрофильной подготовке учащихся подходят с необходимым вниманием. В некоторых образовательных учреждениях неграмотная организация предпрофильной подготовки приводит к тому, что детьми совершаются грубые ошибки выбора профиля обучения. Согласно социологическим исследованиям, большинство подростков уже к 9-му классу выбрали профессию. Вызывает серьезные сомнения качество и обоснованность этого выбора. Современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.

Значительный вклад в разработку проблемы профессионального самоопределения школьников внесли такие ученые как К. М. Гуревич, Е. А. Климов, В. Н. Кудряшов, 3 И. Н. Назимов, С. Я. Батышев, П. В. Симонов, Р. В. Овчарова, Н. С. Пряжников, В. Г. Степанов, Дж. Холланд, Р. Б. Кэттел и мн. др.

Цель- проведение пилотажного исследования уровня профессионального самоопределения обучающихся на предпрофильном этапе обучения

Задачи:

1. Изучить концепцию предпрофильной подготовки в современной школе

2. Выявить особенности профессионального самоопределения подростков

3. Выявить факторы,влиящие на уровень профессионального самоопределения

4. Разработать программу предпрофильной подготовки

5. Обработать полученные результаты

Объект: система предпрофильной подготовки подростка

Предмет : пилотажное исследование проблемы формирования профессионального самоопределения подростка на этапе предпрофильной подготовки.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; тестирование; качественная и количественная обработка эмпирических данных; составление библиографического списка.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что профессиональное самоопределение подростков будет формироваться более эффективно, если выявить профессиональные предпочтения и ведущий тип мотивации.

Глава 1 Теоритические основы изучения профессионального самоопределения подростков в предпрофильной подготовке

1.1 Концепция предпрофильной подготвки в современной школе

Одним из основных направлений модернизации современной школы является введение предпрофильной подготовки учащихся в старшей школе с целью повышения качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования, обеспечения высокого уровня образовательной подготовки, рефлексии, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений в выборе сферы профессиональной деятельности и их успешной социализации.

Понятие предпрофильной подготовки новое для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и в Концепции профильного обучения, где сказано, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования,либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения.

Предпрофильная подготовка - представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования.

Осуществляется предпрофильная подготовка на основании Закона РФ «Об образовании»,Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования «Концепции профильного обучения старшей ступени общего образования».

В условиях предпрофильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. Выбор профиля дальнейшего обучения не должен быть формальным, искусственным, случайным. В то же время известно, что учащиеся выпускных классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения.

Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (за компанию с товарищами, по совету взрослых, под влиянием общественных стереотипов). К причинам сложившегося положения следует отнести:

1) недостаточное внимание педагогов психолого-педагогической поддержке самоопределения школьника;

2) отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов;

3) слабые контакты между школой и ступенями профессионального образования не только в аспекте преемственности содержания образования, но и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения школьников в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, профессиональной карьеры.

Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

«Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования». Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:

Актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов,

Обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой,

Создать условия для полученияу чащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:

    Информационная работа.

В результате реализации данного направления, учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такими ресурсами, а именно:

Сведения о возможностях продолжения образования или трудоустройства;

Знакомство с учреждениями профессионального образования, прежде всего расположенными на данной территории;

Информация о программах профильного обучения, реализуемых различными образовательными учреждениями;

Данные о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

2. Реализация содержания предпрофильных курсов.

Главная задача предпрофильных курсов: познакомить учащихся с определённым типом профессиональной деятельности, дать возможность попробовать себя в определённых социально-профессиональных ролях, обеспечить деятельность учащегося.

В результате реализации данного направления учащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.

Образовательным результатом реализации данного направления является умение учащегося делать выводы по поводу своего продвижения в образовании на основе рефлексии и анализа.

    Психолого-педагогическое сопровождение

проектирования учащимся своей образовательной траектории включает консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся. Это направление предполагает создание условий, в которых учащийся 9-го класса с необходимостью осуществлял бы выбор (курсов, практик, направлений деятельности…) для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося.

Целью психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащегося является организация специальных условий для получения опыта выбора, проблематизации и рефлексии учащимся своей образовательной деятельности.

В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем профессиональном или общем образовании или трудовой деятельности.

Основой этого решения становятся результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.

Результаты предпрофильной подготовки

Ученик умеет:

Анализировать результаты и последствия своей деятельности (по выбору и реализации образовательной траектории),

Проектировать и рефлексировать свою образовательную деятельность и ее результаты,

Анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений.

Ученик ориентируется (т.е. имеет информацию и пользуется ею):

В образовательных возможностях по завершении основного общего образования,

В ситуации на рынке труда в территории.

Таким образом, предпрофильная подготовка – это целая система педагогической деятельности, направленной на оказание помощи учащимся в самоопределении.Предпрофильная подготовка в старших классах позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Главная > Документ

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Назначение предпрофильной подготовки

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования, либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения. Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения. «Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования» 1 . Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:- актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов, - обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой, - создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности.

Структура предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы: Информирование Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, в первую очередь, расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными общеобразовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории. В результате реализации данного направления учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами. Предпрофильные курсы Освоение содержания предпрофильных курсов позволяет учащемуся осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности. В результате реализации данного направления учащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора. Психолого-педагогическое сопровождение Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимся своей образовательной траектории включает консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся. Это направление предполагает создание условий, в которых учащийся 9-го класса с необходимостью осуществлял бы выбор (курсов, практик, направлений деятельности…) для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося. В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности. Основой этого решения становятся результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.

Результаты предпрофильной подготовки

Ученик умеет:
    анализировать результаты и последствия своей деятельности (по выбору и реализации образовательной траектории), проектировать и рефлексировать свою образовательную деятельность и ее результаты, анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений.
Ученик ориентируется (т.е. имеет информацию и пользуется ею):
    в образовательных возможностях по завершении основного общего образования, в ситуации на рынке труда в территории.

Предпрофильная подготовка и аттестация учащихся основной школы

Предпрофильная подготовка обеспечивает ориентацию учащегося, но не может являться основанием для специального отбора учащихся на последующих ступенях обучения. Поскольку профильное обучение в старшей школе не подразумевает ни отбора учащихся, ни жесткого их закрепления за определенным профилем, предпрофильная подготовка не может пониматься как подготовка к сдаче «профильного» экзамена в ходе итоговой аттестации за курс основной школы. Главная ценность основного общего образования состоит в освоении учащимся государственного стандарта для основной школы. Поэтому переход к профильному обучению на старшей ступени не заставляет менять цели и форму итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Аттестат об основном общем образовании должен содержать во второй части перечисление тех предпрофильных курсов, которые освоил учащийся. Основанием для внесения в список освоенных курсов по выбору является зачет или положительная оценка по курсу. Другие составляющие предпрофильной подготовки отражения в аттестате об основном общем образовании не находят.

ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ

Место предпрофильных курсов в системе предпрофильной подготовки

Назначение предпрофильных курсов:

    Предпрофильные курсы являются предметом выбора учащегося.

Формирование готовности к ответственному выбору происходит в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки. Предпрофильные курсы являются поводом и отправной точкой для организации этой работы. Поскольку умение делать выбор сопряжено с ответственностью за него, учащийся обязан полностью пройти выбранный им курс, включая все предусмотренные формы промежуточного и итогового контроля, даже если в процессе освоения курса он получил объективные основания считать свой выбор неудачным.
    Освоение предпрофильных курсов предоставляет учащемуся материал для анализа своих намерений, возможностей и предпочтений.
Освоение предпрофильных курсов не столько имеет академическую ценность, сколько предоставляет учащемуся материал для анализа, рефлексии и проектирования своей будущей образовательной траектории. Поэтому следует разделять: а) объективно измеряемые образовательные результаты курса (информированность и опыт, знания и умения), которые оцениваются учителем, б) результат пробы, который субъективен и оценивается учащимся в рамках рефлексии, в) результативность курса, которая определяется четкостью позиции ученика между «освоение курса подтвердило правильность выбора, дало дополнительные основания к принимаемому решению» и «освоение курса показало, что нужно менять направление выбора, что данная деятельность не соответствует имевшимся ожиданиям», высказанной в ходе консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.
    Предпрофильные курсы обеспечивают пробу для учащегося:

    в различных сферах человеческой деятельности,

    при осуществлении различных видов деятельности,

    из позиции различных социально-профессиональных ролей.

Предпрофильные курсы имеют ориентационный и практико-ориентированный характер. Поэтому ведущими образовательными результатами учащихся являются представления (о чем-то) и опыт (какой-либо деятельности). Основные понятия: Виды деятельности – общие виды человеческой деятельности, применимые к различным объектам воздействия: производство, проектирование \ изобретательство, управление, исследование, творчество.Предпрофильный курс – обязательный курс по выбору, нацеленный на формирование представлений учащегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации какого-либо вида деятельности в какой-либо сфере человеческой деятельности.Проба – специально организованная в реальных или модельных условиях деятельность учащегося в пределах широкой социально-профессиональной роли.Социально-профессиональные роли – роли в отношении коллектива, клиентов и других объектов профессиональной деятельности, характерные для группы схожих по какому-то признаку (виду деятельности, объекту воздействия и т.п.) профессий с максимально широко очерченными границами и нивелированными отличиями между отдельными профессиями и специальностями внутри группы.Сферы деятельности – в общем виде выделяются на основе главного объекта воздействия человека: материальный объект, человек, знаковые системы, окружающая среда, художественный образ.

Задачи и содержание предпрофильных курсов

Задачи предпрофильного курса Главная задача предпрофильного курса - познакомить учащегося с определенным типом профессиональной деятельности, дать возможность попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях, связанных с этой деятельностью.Для решения этой задачи могут быть поставлены задачи формирования определенных знаний и начальных умений в том случае, если эти результаты образования – необходимый ресурс для проведения пробы. Содержание предпрофильного курса Содержание курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки определяется тем, насколько оно позволяет учащимся осознать свои предпочтения для будущей деятельности и совершить в дальнейшем ответственный выбор либо варианта продолжения образования (включая профиль), либо рода занятий.Содержание предпрофильного курса задается одной из рамочных программ, рекомендованных к применению министерством образования и науки Самарской области.Рамочная программа предпрофильного курса Рамочная программа предпрофильного курса включает в себя:

    определение позиции курса среди видов и сфер человеческой деятельности,

    целевые установки программы,

    формы реализации содержания каждой темы.

Рамочная программа отвечает следующим требованиям:

    Программа предпрофильного курса не содержит входных требований к подготовленности учащегося, выходящих за рамки обязательного минимума основной школы.

Эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами - урок, тренинг, беседа со специалистом, экскурсия. Причем три первые формы являются вариативными и могут не быть представлены в каждой программе. Экскурсии на рабочие места является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ элементом каждой программы. Эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами – практикум на рабочем месте: социальная практика или экскурсия-практикум, практикум в моделированных условиях (в лаборатории, на учебном предприятии), аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования), деловая игра. Использование последней формы возможно только в том случае, если допустить ребенка до реальной деятельности в производственных или модельных условиях невозможно по соображениям техники безопасности, возможности фатальных последствий ошибки в совершении действий, закрытости предприятий и организаций соответствующего вида.Рабочая программа предпрофильного курса Рабочая программа предпрофильного курса разрабатывается учителем на основе рамочной программы. При этом учитель:

    сформулировать конкретные результаты обучения по курсу на основе заданных целевых установок и разработать формы их контроля,

    конкретизировать содержание экскурсий и практик в зависимости от специфики территории и имеющихся ресурсов,

    остановить свой выбор на нескольких темах в тех программах, где темы представлены избыточно, опираясь на условия территории, запросы учащихся, имеющиеся ресурсы,

    составить календарно-тематическое планирование;

    корректировать содержание темы в сторону ее сужения или расширения, привязки к конкретным условиям территории;

НЕ ИМЕЕТ ПРАВА:

    изменять соотношение часов, отведенных на экскурсию, практику и ознакомительную (теоретическую) часть программы,

Авторская программа предпрофильного курса В настоящее время список рекомендованных министерством образования и науки рамочных программ предпрофильных курсов не покрывает все разнообразие социально-профессиональных ролей.Если учитель разработал авторскую программу предпрофильного курса, посвященную той группе социально-профессиональных ролей, которая оказалась не охваченной существующим набором рамочных программ, и образовательное учреждение заинтересовано в ее реализации, необходимо предпринять следующие шаги:

    Сопоставить программу с требованиями к предпрофильным курсам.

    Обеспечить рассмотрение программы на заседании методического объединения \ методического совета или другой структуры, выполняющей методические функции.

    Направить программу для рассмотрения Экспертным советом министерства образования и науки Самарской области по электронному адресу golub@.

После чего программа:

    Будет рассмотрена на заседании Экспертного совета или методической структуры учреждения дополнительного профессионального образования, получившего такой заказ от министерства образования и науки Самарской области.

В случае одобрения программы:

    На ее основе будет сформирована рамочная программа и предложена для реализации всем образовательным учреждениям региона в общем перечне рамочных программ.

    Учитель получит право реализовывать свою программу в качестве рабочей программы, созданной на основе рамочной программы, входящей в региональный перечень.

Авторские программы, посвященные той группе социально-профессиональных ролей, которая оказалась охваченной существующим набором рамочных программ, к рассмотрению Экспертным советом министерства образования и науки Самарской области не принимаются.

Приложения: 1. Список рамочных программ предпрофильных курсов.

2. Рамочные программы предпрофильных курсов.

Общие требования к организации преподавания предпрофильных курсов

Место предпрофильных курсов в учебном плане и объем нагрузки учащегося Обязательные предпрофильные курсы по выбору Базисный учебный план Самарской области 2005 года отводит 70 (68 для 34-часовой недели) часов на изучение обязательных предпрофильных курсов по выбору учащегося отдельной строкой.Требования к программам предпрофильных курсов задают объем каждого курса 17 +\- 2 часа.Это означает, что учащийся должен освоить 4 предпрофильных курса по выбору, а общий объем его нагрузки должен составлять не менее 68 часов.Дополнительные предпрофильные курсы по выбору При желании учащегося общее число часов на освоение предпрофильных курсов может быть увеличено за счет выбора дополнительного (пятого, шестого) курса. Этот случай рассматривается как дополнительная образовательная услуга, которая предоставляется образовательным учреждением по решению администрации при наличии соответствующих (в первую очередь организационных) ресурсов. Такая дополнительная услуга может быть как платной (в этом случае она оформляется также, как любая другая платная образовательная услуга), так и бесплатной (в этом случае она оформляется заявлением учащегося с визой родителей «не возражаю»).В последнем случае администрация образовательного учреждения освобождается от жестких обязательств учитывать дополнительные интересы учащегося при составлении общего расписания. То есть возможность посещать два курса одновременно предоставляется ученику только при наличии организационных возможностей. Формирование индивидуального набора предпрофильных курсов, осваиваемых учащимся Предложение образовательного учреждения Содержание Образовательное учреждение должно предложить учащимся для выбора набор курсов, охватывающий ВСЕ возможные сочетания видов деятельности и объектов воздействия. При этом как конкретный перечень, так и число предлагаемых курсов могут отличаться в разных образовательных учреждениях.Разница в числе предлагаемых разными образовательными учреждениями курсов объясняется тем, что некоторые курсы охватывают своим содержанием несколько сфер человеческой деятельности или несколько видов деятельности. В этом случае при организации рефлексии в рамках психолого-педагогического сопровождения особенно важно обращать внимание учащегося на то, что преимущественно вызывало его интерес или в какой деятельности он был наиболее успешен.Таким образом, ученику должно быть предложено ИЗБЫТОЧНОЕ число курсов для выбора.Действия администрации образовательного учреждения по формированию предложения, отвечающего требованиям к содержанию На этапе формирования предложения администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсов и отвечает на вопросы:

    какие курсы могут быть реализованы силами педагогов школы,

    имеется ли в школе материально-техническая база для реализации этих курсов.

Если ответ на один из этих вопросов отрицательный, следует определить, можно ли обеспечить предложение соответствующего вида деятельности или сферы деятельности в рамках другого курса.Если администрация приходит к выводу, что этого сделать нельзя, необходимо предпринять следующие шаги:

    провести предварительные переговоры со специалистом (учитель \ преподаватель другого образовательного учреждения, действующий специалист), который мог бы быть нанят, если учащиеся выберут данный курс,

    провести предварительные переговоры с администрацией учреждения начального \ среднего профессионального образования, дополнительного образования, другого общеобразовательного учреждения, необразовательной организации, которые располагают соответствующей материально-технической базой и могли бы предоставить ее, если учащиеся выберут данный курс,

    провести предварительные переговоры с администрацией другого общеобразовательного учреждения, которая планирует предложить данный курс своим учащимся, располагая соответствующей кадровой и материально-технической базой, о возможностях присоединения группы учащихся к учащимся этой школы для освоения конкретного курса.

Форма Важно, чтобы учащиеся уже перед первым выбором имели полную и достоверную информацию обо ВСЕХ курсах, которые им предлагаются. Поэтому необходимо:
    организовать устную презентацию курсов -
например, в рамках классного часа; при этом важно, чтобы презентацию курсов делали их будущие преподаватели, чтобы девятиклассники сразу смогли задать интересующие их вопросы и получить ответы;
    предложить учащимся и родителям информационный продукт, содержащий информацию по всем курсам, предлагаемым к выбору -
это может быть информационный стенд, брошюра, находящаяся в библиотеке или розданная учащимся; важно, чтобы на протяжении всего года обучения учащиеся имели возможность обращаться к этой информации.Таким образом, предложение курсов делается один раз – в начале учебного года – и действительно на протяжении всего учебного года.Выбор учащегося Первый выбор Учащийся формулирует свой первый выбор, заполняя опросный лист, на котором перечислены все курсы и сформулировано предложение отметить четыре из них цифрами 1, 2, 3, 4 по мере убывания своего предпочтения. Таким образом, в рамках первого выбора ученик намечает все четыре обязательных предпрофильных курса по выбору.Второй выбор Второй выбор организуется после освоения всеми учащимися одного предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.В рамках второго выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить три курса цифрами 1, 2, 3. Это могут быть совершенно другие курсы по сравнению с выбором, отраженным в первом опросном листе. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой первоначальный выбор. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам первого выбора и опросный лист как два отдельных документа.Третий выбор Третий выбор организуется после освоения всеми учащимися второго предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.В рамках третьего выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить два курса цифрами 1, 2. Это могут быть совершенно другие курсы, по сравнению с выбором, отраженным как в первом, так и во втором опросном листе. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой выбор, определить для себя ранее не выбиравшийся курс или вернуться к первоначальному выбору. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам второго выбора и опросный лист как два отдельных документа.Четвертый выбор Четвертый выбор организуется после освоения всеми учащимися третьего предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.В рамках четвертого выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить два курса знаками «!» и «?». Знак «!» означает выбор ученика, знак «?» означает согласие изучать данный курс, если его выбор не может быть удовлетворен из-за малого количества учащихся, выбравших данный курс.Оба знака могут стоять как в соответствии с предыдущими решениями, так и около совершенно других курсов. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой выбор, определить для себя ранее не выбиравшийся курс или вернуться к первоначальному выбору. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам третьего выбора и опросный лист как два отдельных документа.Действия администрации образовательного учреждения по удовлетворению запроса учащихся на предпрофильные курсы Администрация формирует группы для изучения предпрофильных курсов на основании опросных листов (анкет), в которых учащиеся сформулировали свой выбор.После первого выбора у администрации оказывается самый широкий простор для комбинаций, после четвертого она оказывается в самых сложных условиях. Поэтому имеет смысл формировать меньшее число более наполненных групп после первого выбора и большее число менее наполненных групп после четвертого.Решение о формировании групп принимает администратор, курирующий предпрофильную подготовку. Единственным ограничением является принцип: до третьей серии курсов включительно ученик НЕ ДОЛЖЕН быть направлен на изучение курса, который он не выбирал. При этом он МОЖЕТ быть направлен на изучение курса, приоритет которого для ученика не первый.Можно дать следующие советы:

    Если какой-либо курс выбрало учащихся больше, чем может обучаться в одной группе, но меньше, чем может обучаться в двух, следует наполнить эту группу теми учениками, которые дают более высокий приоритет данному курсу.

Положение о предпрофильной подготовке

1. Общие положения

Настоящее положение определяет цели и задачи введения предпрофильной подготовки в МОУ средней школе № 90 в рамках профильного обучения, общие правила обучения. Предпрофильная подготовка учащихся - это комплексная психолого-педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе.
Основная цель введения предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;

Формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

Обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;

Расширение возможностей социализации учащихся.
Таким образом, предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их успешному самоопределению по завершению основного общего образования и обоснованному выбору пути продолжения образования.

2. Нормативные основания

МОУ средняя школа № 90 в своей деятельности по введению предпрофильной подготовки руководствуется федеральными законами, постановлениями, распоряжениями министерства образования Челябинской области, управления образования г. Златоуста, Уставом школы, Положением о профильном обучении, Положением о профильном классе и данным Положением.

3.1. Система предпрофильного обучения включает в себя:

Введение за счёт школьного компонента курсов по выбору:

Предметноориентированных, межпредметных, ориентационных;

Введение методов активного обучения на курсах по выбору;

Проведение эвристических проб для учащихся девятых классов, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля;

Введение накопительной оценки учебных достижений в форме портфолио;

Зачисление в десятый профильный класс, на основе индивидуального образовательного рейтинга обучающихся, включающего экзамены и индивидуальную накопительную оценку (портфолио ученика);

Проведение обучения девятиклассников вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальной образовательной сети, учреждениях дополнительного образования, профессиональных учебных заведениях и т.д.;
- обучение учащихся в малых группах;

Введение краткосрочных 8-17 часовых курсов предпрофильной подготовки;

Введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов, в течение учебной недели, четверти, года, при которой допускается, что курс по выбору не обязательно изучается по одному часу в неделю;
- проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий, позволяющих использовать ресурс портфолио;

Безотметочная система предпрофильного обучения учащихся;

Оценка результатов работы учителя и учащихся по показателю правильности выбора профиля образования в 10-11-х классах.

4. Структура и организация предпрофильной подготовки

4.1. Базовая модель предпрофильной подготовки:

Предпрофильная подготовка

Курсы по выбору

68 часов

Предметноориентированные Межпредметные Ориентационные

Информационная работа Профконсультирование Профориентационная работа

Классные часы

Классные собрания

Экскурсии

Консультациипсихолога

4.2. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану.

Рабочий учебный по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим требованиям:

Сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору;

Полнота представленных курсов;

Преемственность с профильным обучением;

Отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;

Вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включённых в план.

4.3. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным (ученик должен иметь возможность реального выбора). Перечень курсов по выбору формируется на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся.
4.4. Курсы должны носить краткосрочный и чередующийся характер, представлять учебные модули (8 или 17 часов).
4.5. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
4.6. Методическое обеспечение курсов по выбору включает:
- программу курсов, материалы для учителя, справочную литературу;
- систему творческих заданий для учащихся, материалы для проектной деятельности, исследований;
- оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;
- контрольно-измерительные материалы по освоению программы курса.

4.7.Курсы по выбору предполагают наряду с академическими формами обучения использование коммуникативных, интерактивных, проектно-исследовательских технологий.
4.8. Организация занятий курсов по выбору в девятом классе может осуществляться в рамках трёх модулей:
а) внутришкольная (обычно, для школ с не менее, чем двумя классами на параллели девятого класса);
б) кооперация с иными образовательными учреждениями (учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования) на договорной основе.
4.9. Результативность учебной деятельности оценивается в соответствии с положением об элективном курсе.
4.10. Для учащихся, намеревающихся продолжить обучение в профильных классах, проходит комплексная аттестация: выпускникам основной школы, необходимо сдать не менее четырёх экзаменов: два экзамена обязательных (письменных): русский язык и алгебра, и два экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в девятом классе. При этом экзамены по выбору определяются учеником в соответствии с избираемым им профилем; наряду с итоговой аттестацией учитываются дополнительные индивидуальные образовательные достижения учащихся. Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, оформляются в виде "Портфолио".

5. Участники образовательного процесса

Участниками образовательного процесса являются педагогические работники школы, медицинский работник, обучающиеся и их родители (лица, их представляющие).
Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляют педагог-психолог, классные руководители.
Валеологическое и медицинское обеспечение осуществляют руководитель ОБЖ, социальный педагог, медицинский работник, которые совместно с администрацией отвечают за охрану и укрепление здоровья обучающихся, проведение профилактических мероприятий, диспансеризацию и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, питания.

6. Финансирование

Реализация данного положения исполняется за счет бюджетного финансирования в пределах федерального, регионального, школьного стандартов.

7. Документация и отчётность

7.1. Положение о предпрофильной подготовке;
7.2. Журнал учёта занятий курсов по выбору;
7.3. Зачётный документ для учащихся, фиксирующий перечень курсов по выбору;
7.4. Учебный план предпрофильной подготовки;
7.5. Программы курсов по выбору;
7.6. Расписание курсов по выбору;
7.7. Отчёт по результатам предрофильной подготовки.

Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть их дальнейшая судьба: подготовленность к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей профессии.

Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9-го класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную и профессиональную ориентации.

Цели и задачи предпрофильной подготовки

Какова цель предпрофильной подготовки в отличие от целей дополнительных занятий, факультативов, кружков? Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10–11-х классах или дальнейшего пути получения профессии. Таким образом, исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

– умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
– умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
– готовность нести ответственность за сделанный выбор;
– высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Задачи предпрофильной подготовки:

– выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
– оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
– развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
– формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Предпрофильная подготовка в 9 классах планируется как новая для российской школы педагогическая система, которой отводится особое место в целостном учебном процессе. Предпрофильная подготовка – это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию. Она нужна для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения или пути получения профессии. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения девятиклассников.

Прежде всего, это вариативность и свобода выбора учащимися курсов. Благодаря этим принципам должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор. Предполагается, что система предпрофильной подготовки обеспечит школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В течение учебного года, посещая предпрофильные курсы, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что ожидает его на старшей ступени образования. По своему желанию он может пройти курсы, соответствующие разным профилям.

Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Приветствуется также реализация индивидуального образования, в котором оказываются задействованы разные образовательные учреждения района.

Организация предпрофильной подготовки 1

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

Рекомендации Минобразования РФ по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы определяют ее базовый минимальный объем, равный примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.

Учебный план предпрофильной подготовки имеет нежесткую структуру. Она включает в себя три компонента. Из имеющихся 102 ч рекомендуется большую часть времени (ориентировочно 2/3, то есть 2 ч в неделю) отводить на специально организованные, краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору.

1/3 объема предпрофильной подготовки (примерно 30–35 ч за год) предполагается отводить на информационную работу (знакомство с учреждениями, в которых можно продолжить образование после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема и т.д.), а также на мероприятия профориентационного характера: пробы, психолого-педагогическую диагностику, консультирование.

Распределение времени учебного плана предпрофильной подготовки 2:

1) курсы по выбору (элективные курсы) – 70 ч;
2) информационная работа – 15 ч;
3) профконсультирование, профориентационная работа – 15 ч.

Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки

Они помогут учащимся реально оценить свои возможности. Такие курсы подразделяются на три основных вида: предметные, межпредметные и ориентационные курсы.

Предметные курсы являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным предметам, они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля. Их содержание и форма должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

Межпредметные курсы выходят за рамки традиционных учебных предметов и знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их решения в различных профессиональных сферах.

Ориентационные курсы способствуют самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, а в конечном итоге – профессии. Они на практике знакомят со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации, и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся 3 .

Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования. В этой связи элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования.

Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора. Учащиеся в течение года могут пройти несколько учебных курсов по выбору, поэтому стоит обратить особое внимание на их продолжительность (оптимально – 8–32 ч). Тогда, не превышая предельно допустимую нагрузку – 70 ч за год, – учащийся сможет прослушать 2 курса по выбору, если продолжительность каждого курса составит 32 ч, или 8 курсов – при 8-часовой их продолжительности.

Набор курсов желательно определить в конце 8-го класса на основе опросов, анкетирования, собеседования и т.п.

Краткосрочность курсов, чередующийся характер и свободный режим проведения позволят ученику менять курсы по выбору несколько раз за учебный год. На изучение курсов не обязательно должен отводиться 1 час в неделю, предусматриваются и другие возможные варианты. Учащиеся могут изучать курсы по выбору в том режиме, который более целесообразен для успешного прохождения программы. Это могут быть многочасовые тренинговые занятия в течение одной недели или изучение материала сессионно в течение всего учебного года с перерывами для выполнения проекта учащимися. Курсы по выбору в 9-м классе могут реализовываться и в каникулярное время, например для организации экскурсий на предприятия или на природу. Такая организация учебного процесса позволяет широко использовать различные практико-ориентированные методы: КСО, метод проектов, модульную технологию, исследовательские методы и др.

Для образовательных учреждений одной муниципальной сети либо для соседних образовательных учреждений можно определить один общий день для проведения курсов по выбору.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и способов деятельности содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, причем название курсов должно быть привлекательным для ученика.

1 Рекомендации Министерства образования Российской Федерации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003 / 2004 учебный год от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03.

2 Однако этот расклад остается неясным в связи с решением Правительства от 9 декабря 2004 года о снижении учебной нагрузки учащихся.

3 Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПКиПРО, 2003. – С. 15–17.