ЧАСТЬ II.
(Материалы для повторения орфографии)

Чередующиеся гласные в корнях слов

В соответствии с традиционной классификацией орфограмм в этом разделе мы рассмотрим написание следующих корней :

В русском языке есть корни, в которых написание гласной нельзя проверить ударной позицией. Это связано с разными причинами. Назовем некоторые из них.

Попробуем определить, какая гласная фонема находится в корне слова заря . Подберем проверочное слово: кто-то назовет зОри , а кто-то вспомнит о зАреве . Под ударением в однокоренных словах оказываются то о , то а . Следовательно, проверить гласную в этом корне невозможно. То же явление мы наблюдаем в корн ях -клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тварь , творчество ), -скак-//-скок- //-скач- //-скоч- (вскочит, скачки, скок).

В ряде корней написание гласной зависит от суффикса -а -. Связано это с традицией, с историей языка. Присмотритесь к этому ряду слов: собирать – соберу, протирать – протереть, отмирать – отмереть, прикасаться – прикоснуться, располагать – расположить . Нельзя не заметить, что в современном русском языке суффикс -а - является показателем несовершенного вида глагола, а чередование сопровождает переход глагола в другой вид. Кстати, можно вспомнить и другие подобные чередования, о которых уже говорилось в предыдущем разделе: опоздать – опаздывать, вспорхнуть – вспархивать . Языковедами было установлено, что в древнерусском языке именно чередование в корне было показателем глагольного вида. Но глагольная система претерпела серьезные изменения, и, в частности, чередования гласного в корне глаголов потеряли свою формообразующую функцию. В современном русском языке эти чередования являются историческими.

В корне -гор-//-гар- под ударением оказывается только а, а безударный звук обозначается буквой о . Почему? Как сообщают этимологические словари, в древнерусском и в старославянском языках до падения редуцированных произносилось г[о]реть , но г[а]рь . Так как в ту эпоху гласные в безударной позиции не редуцировались, проблем с правописанием гласных не было. И, хотя в современном русском языке написание о в корне оказывается немотивированным, по традиции мы продолжаем его писать.

Задание 9 . Подумайте, могут ли корни в словах соберу, припереть, выжигать и подобных писаться по фонематическому принципу.

Корни с чередованиями гласных можно разделить на четыре группы в зависимости от условий выбора гласной буквы. Все они отражены в таблице.

Написание гласной зависит от
конечных согласных корня суффикса -а- ударения семантики
(значения) корня

-раст-//-ращ- // -рос-

-скак- // -скоч-

! Если в инфинитиве глагола – корень -скак-, то в форме 1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в пов. накл. пишется а : скакать – скачу, скачи

-бер-//-бир-а-

-пер-//-пир/a-

-дер-//-дир/a-

-тер-//-тир/a-

-мер-//-мир/a-

-жег-//-жиг/a-

-чет-//-чит/a-

-стел-//-стил/a-

-блест-//-блист/a-

-кос-//-кас/a-

Без ударения пишется:

-гор-

-твор-

-клон-

-плав-

-зар-

-мок-//-мак-

Мок- – ‘напитываться влагой’

-мак- – ‘опускать в жидкость’

-ровн - – ‘ровный, прямой, гладкий’

-равн - – ‘равный, одинаковый’

-лож-//-лаг/а-
Исключения

Ростов

Ростислав

росток

ростовщик

подростковый

(Вариативная постановка ударения. Проверочное слово – подросток )

отрасль

А также все однокоренные слова:

отраслевой, росточек, ростовой, выросточек, выростоковый и др.

скачок

скачкообразный

полог

чета

сочетать

А также все однокоренные слова:

сочетание

сочетаемость

сочетательный

сочетаться

изгарь

пригарь

выгарки

(Эти слова образованы от слова гарь)

утварь

пловец(-ы)

пловчиха(-и)

ровесник

поровну

уровень

равнина

Задание 10 . Слово чета входит в состав исключений во многих справочниках и учебниках по орфографии, хотя это неправильно. Подумайте почему.

Задание 11. С помощью лингвистических словарей объясните значение слов-исключений изгарь, пригарь, выгарки и охарактеризуйте их с точки зрения сферы употребления.

Задание 12. Прочитайте фрагмент стихотворения М.Ю. Лермонтова “Поле Бородина”:

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.

Установите с помощью лингвистических словарей, содержит ли первая строчка орфографическую и ритмическую ошибку. (См. словарь Н.А. Еськовой Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы; Ударение; Около 12 тыс. слов совр. русск. яз. Изд 6-е, испр. М.: Астрель, Асг, 2008 г.)

Задание 14. -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- , а также слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Отметьте корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

1. Рас пол_гать свободным временем, имя прил_гательное, теоре тические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, разобрать предл_жение, лите ратурное при л_жение, сл_гаемые успеха, лег кий пол_г.

2. По лезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать в неволе, замедленн ое ср_щение, дор_сти до глазка в двери, при р_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове , подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зеленый р_сток, важная отр_cль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.

3. Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка, подск_чить от неожиданн ости, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незамеченн ым, всех обск_кать, ск_чкообразный полет, ск_кунок, уск_кать, выск_чу из ва гона, мигом приск_чу, cк_чите га лопом, проск_чи на одной ножке по дорожке, не проск_чи поворот, подск_чу к вам вечерком, подск_чи еще выше, так и подск_чите на стуле, подск_чу по берегу реки, коня на ск_ку остановит.

Задание 15. Выучите правило написания корней -гор-//-гар-, -твор-//-твар, -клон-//-клан-, -зор-//-зар-, -плов-//-плав- , а также слова-исключения.

1. Шо коладный заг_р, заг_рать на солнце, заг_релый юноша, заг_релось з дание, дог_равший ко стер, при г_рь, г_рихвостка, г_рел, выг_рки страстей моих, г_релые спичк и, паровозная изг_рь.

2. Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, з_ревать в лесу, на з_ре ци вилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.

3. Накл_нился к земле, передать покл_н герцо гине, покл_ниться старшему, скл_нение прила гательных, пре кл_няться перед ге роизмом, при кл_нить голову;

4. Великое тв_ рение, тв_рить чудеса, пре тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший рас тв_ритель, разная утв_рь;

5. Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, легкий попл_вок, заго релые пл_вцы, жук-пл_вунец, пл_вник, пл_вучесть, отличная пл_вчиха;

6. Нераств_римые соеди нения, укл_няться от обязанн остей, кухонн ая утв_рь, двигатель внутреннего сг_рания, оз_рился улыбкой, запах изг_ри, скл_ниться над рекой, рас тв_риться в тумане, держаться на пл_ву, з_ревать, заг_рая у реки, откл_ниться от курса, оз_ренный счастьем, при тв_рить ка литку, уви дать пл_вцов.

Задание 16. Выучите 10 корней, написание которых зависит от суффикса -а- по образцу -бер-//-бир/а-, и слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

Соб_раться на экзамен, бл_стеть на солнце, зам_реть от неожиданности, зам_рать от восторга, расс т_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть сердце, выж_гать рисунок, заж_гательный снаряд, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать сарай, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть замок, соб_ру уро жай, выб_рать тему диссертации, изб_рательная комисс ия, бл_снуть умом, изб_рком.

Задание 17. Запомните значение корней -мак - и -мок -. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.

Вым_кнувший с ног до головы, обм_кнуть перо в тушь , подм_чил репутаци ю, м_чить волосы, пром_кашка, са поги пром_кают, непром_каемое па льто, разм_кло от слез, акк уратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съ ел, пром_кнуть салфеткой.

Задание 18. Установите с помощью словообразовательного словаря, каким словом мотивировано слово пром_кашка, каково его словообразовательное значение?

В ряде слов с корнями -ровн - и -равн - значение корня установить достаточно легко, и написание таких слов не вызывает больших трудностей. Например: сравняться в весе, равнозначный, уравнять в правах, ровнять асфальт, разровнять песок . Орфографическая проблема возникает там, где значения слов невозможно свести к семам (элементам значений) ‘ровный’ или ‘равный’ или где закрепились противоречащие правилу написания. В школе предлагаются к запоминанию такие слова, как равнина, уровень, поровну . А как объяснить написание гласной в команде “Равняйсь!” или в словосочетании поравняться с лесом? Ведь носитель русского языка, вероятнее всего, будет объяснять значения этих слов через семы ‘встать ровно’, ‘по ровной линии’.

Орфографическая сложность выбора корней -ровн - и -равн - объясняется фактами истории русского языка. Эти корни являются родственными: они имеют общего “предка” – славянский корень, из которого в древнерусском языке развились слова с -ровн -, а в старославянском языке – слова с корнем -равн -. Изначально оба эти корня имели одно значение, в котором совмещались значения ‘равный, одинаковый’ и ‘ровный, прямой’. В учебном пособии А.И. Кайдаловой и И.К. Калининой “Современная русская орфография” авторы отмечают, что еще в XIX в. слово ровный могло употребляться в обоих значениях, и приводят такие примеры:

Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге. (И.Тургенев “Дворянское гнездо”)

Имение было разбито на три ровные части. (А.Герцен)

В ходе развития языка происходит семантическая дифференциация: за каждым из корней закрепляется одно значение. Однако в некоторых словах написания закрепились традицией, несмотря на изменения в семантике, а у некоторых слов развились новые значения.

Усложняет ситуацию и уже знакомое нам чередование о//а в корнях глаголов. Например, формы глаголов несовершенного вида у глаголов сровнять и сравнять орфографически и фонетически совпадают в форме сравнивать .

Задание 19. Прочитайте выдержки из МАСа. Выпишите в тетрадь значения слов с корнями -ровн- и -равн-, которые, на ваш взгляд, не сводимы к семам ‘ровный’ или ‘равный’.

РАВНЯ"ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех.

1. (сов. сравнять). Делать равным, одинаковым в каком-л. отношении; уравнивать. Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она [смерть] . (Тютчев ). Две силы есть – две роковые силы. Климат равняет всех. Так что все вьетнамцы, можно сказать, одеты одинаково: штаны из простой ткани и белая легкая рубашка. (Солоухин . Открытки из Вьетнама).

2. с кем-чем. Считать равноценным, приравнивать к кому-, чему-л. [Донна Анна:] Я не хочу оправдывать Жуана; Он был преступен, но порочен не был. Его дела нельзя равнять с другими, И общей мерой мерить их нельзя. (А.Толстой , Дон Жуан). Новаторство, когда мы думаем о пушкинском раскрепощении поэтической речи, нельзя равнять с “технологическими” опытами в лаборатории стиха. (Решетов. В его подлунном мире).

РАВНЯ"ТЬСЯ, -я"юсь, -я"ешься; несов.

Быть равным, одинаковым в каком-л. отношении. Кедр поднимался выше лиственных пород, и только тополь мог еще с ним равняться. (Емельянова. В Уссурийской тайге) У нас семь классов, и последний <…> равняется седьмому классу гимназии. (Каверин. Перед зеркалом) || с кем.

Барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею равняться! (Пушкин. Барышня-крестьянка) [Лариса:] С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. (А.Островский. Бесприданница) || чему. Быть равнозначным, равносильным чему-л. Дочери давно посылали Арину Васильевну, но она не смела прийти, потому что слова Степана Михайлыча “никого не будить” равнялись запрещенью приходить. (С.Аксаков. Семейная хроника) [Паратов:] Ваша просьба для меня равняется приказу. (А.Островский. Бесприданница)

2. (сов. поравняться). Приблизившись, оказываться наравне, рядом с кем-л. – По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, равняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги. (Л.Толстой. Война и мир) [Самгин] шагал быстро <…> . – От кого бежишь? – спросил Дронов, равняясь с ним. (М.Горький. Жизнь Клима Самгина)

3. Становиться (в строю) на одну линию с фланговым. Грянул оркестр, и со двора, через распахнутые настежь ворота, рядами двинулись люди. <…> Шли друг за другом, стараясь на ходу равняться по фланговому. (Бахметьев. Преступление Мартына) || повел. равня"йся! (равня"йсь!). Употребляется как военная, спортивная и т.п. команда – выровнять ряд (ряды). – Рравняйсь! – скомандовал Слива. (Куприн Поединок)

4. перен.; по кому и на кого. Следовать чьему-л. примеру. – Ты общественная работница, ты сила. Ты должна пример крепости показывать: ведь по тебе все равняются. (Гладков. Маша из Заполья). В войска фронта широко вливалось пополнение молодежи, еще не участвовавшей в войне. Эта молодежь равнялась на старших товарищей. (Брагин . Ватутин)

5. чему. Быть равным какой-л. величине, представлять собой какую-л. величину. Дважды два равняется четырем. Длина острова 900 верст; наибольшая его ширина равняется 125, а наименьшая 25 верстам. (Чехов. Остров Сахалин). Мощность его [судна] механизмов равнялась мощности крупной электростанции. (В.Кожевников. Последний рейс)

6. Страд. к равнять.

РОВНЯ""ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех. (несов. выровнять).

1. (несов. также разровнять). Делать ровным, гладким. Рабочие в фартуках на подмостках клали кирпичи, заливали из шаек кладку и ровняли"лами. (Л.Толстой. Анна Каренина). В отдалении <…> непрерывно стрекотали тракторы Силина и Ремнева; они ровняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб. (Ажаев. Далеко от Москвы).

2. Располагать в ряд (ряды) по прямой линии. Ровнять шеренгу.

6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. ред. В.В. Лопатина. М., 2006.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999.

8. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1981–1984. (МАС)

9. Словарь русского языка: в 4-х т. М.: Русск. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp

10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.

11. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М., 1985.

12. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М., 2002.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. СПб., 1996.

14. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М., 2006.

15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2001.

Е.В. АРУТЮНОВА,
г. Москва

Русский язык богат на орфограммы, это знает каждый ребенок. С самого детства на уроках русского языка мы учим многочисленные правила, которых не счесть, а все для того, чтобы знать правильное написание слов. Все орфограммы русского языка не счесть, их настолько много, что даже филологи порой их путают и забывают. Данная статья поможет разобраться в основных правилах орфографии.

Это правило дети начинают изучать, как правило, в первом классе или в детсаду. Правило помогает узнать, какая буква пишется в корне слова. Например, в слове «оч_рование» можно написать как букву «о», так и букву «а». Чтобы узнать, какая буква пишется в слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Подходящим словом будет «чара», ведь здесь ударение падает на букву «а». Значит, что и «очарование» пишется с буквой «а» в корне.

Стоит учитывать, что орфограммы в русском языке могут пересекаться. Например, еще одним, не менее важным правилом будет правописание «ча, ща». Слова на «ча, ща» всегда пишутся с буквой «а». Например, чаща, чара, очарование, чашка и т. д.

Непроверяемые гласные в корне слова – это то самое нелюбимое правило школьников в начальных классах. Ведь при написании слов с такой орфограммой не помогут никакие правила. Орфограммы русского языка с непроверяемой гласной в корне не проверяются, написание таких слов необходимо запомнить. Гласные нельзя проверить в таких словах, как: береза, малина, винегрет, аллея, завод, народ, банан, шоколад, алмаз и др. Написание таких слов необходимо запомнить раз и навсегда, чтобы не совершать ошибок.

Очень важно изучить правило непроизносимых согласных в корне слова, потому что данная орфограмма частенько встречается на письме. Чаще всего непроизносимые согласные в корне проверяются. Например: опасно – опасен, сердце – сердечко, солнце – солнышко, гигантский – гигант, счастливый – счастье, безмолвствовать – молва и др.

На самом деле, люди часто делают ошибки в приставках, оканчивающихся на з- и с-, пусть даже и хорошо знают русский язык. Орфограммы приставок встречаются часто, поэтому просто необходимо запомнить от чего зависит написание приставки. Приставками на з- и с- являются: воз-/вос-, чрез-/черес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, без-/бес- и роз-/рос-.

Для того чтобы понять, какая буква пишется, необходимо посмотреть на последующую. Если последующая после приставки буква согласная глухая (к, п, т, ш, щ, ф, х, ч, с, ц), то пишется приставка на букву «с», такое правило предусматривает русский язык. Орфограммы указывают на то, что если последующий звук звонкий, то пишется приставка с окончанием «з». Примеры с «с»: вспыхнуть, роспись, обесцветить, бесконечный и др. Примеры с «з»: чрезмерный, безрадостный, изделие, взглянуть и др.

Чередование гласных в корнях – это важное правило, которое будет сопутствовать ученику с 5-го до 11-го классов. Орфограмма на чередование гласных в корнях есть практически во всех экзаменах, таких, как ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ.

Орфограммы по русскому языку предусматривают существование четырех групп чередования, каждую необходимо подробно рассмотреть:

  • Корни, в которых написание гласной зависит от последующего суффикса:

В корне слова пишется буква «и» в случае если следует суффикс -а-: замирать (но замереть), сжигать (но сжечь), блистать (но блестеть) и др.

В корне слова пишется «а», если следует суффикс на -а-: касаться (но коснуться), предлагать (но предложить) и др.

  • Корни, в которых написание гласной зависит от ударения в слове:

Если в слове ударение падает на букву «а», то в корне тоже пишется «а»: загар, кланяться, зарево, заря и др.

Если в слове ударение не падает на корень, то пишется «о»: творение, поклон, загорать, зорька и др.

  • Написание гласной в корне слова зависит от буквы, стоящей за этой гласной:

Буква «а» пишется перед «ст» и «щ»: растение, выращенный и др. Буква «о» пишется во всех остальных случаях. Исключения: росток, подростковый, рост, ростовщик, Ростов и др.

«А» пишется перед «к», а «о» пишется перед «ч»: скакать, вскочить и др. Исключения: скачок, скачу и др.

В первом случае пишется «а», если значение слова имеет смысл погружения в воду: макать, обмакнуть и др. Пишется «о» со значением жидкости: мокрый, мокнуть, промок и др.

Во втором случае пишется «а», когда значение синонимично слову «одинаковый»: равный, равен и др. Пишется «о», когда значение синонимично слову «прямой»: ровный, выровнять и др.

Богат на различные правила русский язык. Орфограммы встречаются то тут, то там. Именно так и с буквами «и», «ы» после согласной «ц», школьники очень часто путаются в их правописании. На самом деле, для того чтобы правильно писать слова с такой орфограммой, необходимо запомнить, в каких случаях пишут «и», а в каких «ы»:

  • «и» пишут в корне слова: цифра, цитата, цирк, цилиндр и др.
  • «и» пишут в словах на «ция»: нация, лекция, конференция, информация, приватизация и др.
  • «ы» пишут в окончаниях и суффиксах слов: (нет) царицы, (платок) лисицын, (нет) падчерицы и др.
  • «ы» пишут в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цып-цып, цыкнуть, на цыпочках и др.

Правописание приставок довольно усложняет русский язык. Орфограммы на эту часть слова содержатся очень часто и в большом количестве. Однако правило на приставки пре- и при- запомнить довольно легко.

  • Она имеет значение приставки пере-: прекратить, преградить, преемник и др.
  • Придает слову высшую степень качества: премилый, предобрый, превозносить, превосходить, превышать и др.
  • Имеет значение близости: приморский, приусадебный, придворный, привокзальный и др.
  • Имеет значение прибавления и приближения: пристегнуть, привести и др.
  • Указывает на неполноту действия: призакрыть, прилечь, приступить, приутихнуть и др.
  • Указывает на законченность действия: прирезать, приглушить и др.

Как известно, все орфограммы русского языка изучаются многие годы. Для того чтобы быть грамотным и образованным, необходимо заучивать эти правила орфографии и делать практические задания. В школах тщательно проходят каждое правило орфографии.

Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а, коз ёл? Потому что - ко? з ы!

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза? , козёл — ко? зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза? , козёл — ко? зий, ко? злик .

  • слова с другим значением: частота - чисто, чистота - часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать - загар, заря - зори
  • глаголы другого вида: опоздать - опаздывать, усвоить - усваивать

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не —лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А —лог — пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник» под редакцией В. Лопатина.

Если в слове с корнями: -бер- // -бир- , -пер- // -пир- , -жег- // -жиг- , -мер- // -мир- , -тер- // -тир- , -дер- // -дир- , -чет- // -чит- , — блест- // -блист- , -стел- // -стил-

есть суффикс а , пиши в корне и : у бир а ть , блист а ть ,
нет суффикса а, пиши е: бер ёт, блест еть.

  • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться, кас а ние,
  • нет суффикса а , пиши о: кос нуться, при кос новение

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки ,
«равенство», пиши а: у равн ять в правах, равн осторонний.

без ударения, пиши о : гор и? т , клон и? лся , твор и? ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: за га? р , кла? н яться , тво? р чество , тва? рь .

Исключение:
при? гарь

без ударения, пиши а: заря? , зарни? цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо? ри.

без ударения, пиши а: поплаво? к,
под ударением пиши, как слышишь: пла? вать, пла? вание, заплы? в.

Исключение: росто? к, ростово? й, ростовщи? к, вы? рост, подростко? вый (наряду с литературной нормой подро? стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростов Великий, ростовский, Ростислав.

скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. под.

производные от глаголов скакать и глаголов на основу —скочи(ть):
1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать
2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить
Примеры:

Список корней,
которые
обязательно
нужно знать
каждому:

Для поиска нужного слова нажмите Ctrl+F . Посмотрите также отличный сервис, который позволит проверить слово на ошибку.

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления.

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу.

В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1.

Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями.

Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2.

К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными.

Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-.

Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем:

Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, — ивать :
посм…треть – смОтрит (глагол рассмАтривает не является проверочным словом).

Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении.

Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий.

Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот.

рОсток - безударная гласная в корне проверяется словом подрОс.

Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных.

рОсток - перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) \ -рос-».

Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-.

Подр…внять волосы - значит сделать их одинаковыми? Прямыми?

Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять.

К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово.

Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4.

Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной.

В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка).

Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи:

Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл).

В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова?

После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е.

Исключением является слово проект , правописание которого необходимо запомнить.

состЯзание, истЯзать - тЯжба (др.- русский корень –тяг-, -тяж-, -тяз-);

разрЯдить обстановку - разрЯдить ружьё - разрЕдить грядки;

сплОтить ряды - заплОтить реку - уплОтнить график - заплАтить по счету;

посвЕтить лампой - посвЯтить жизнь обществу - посвЯтить в тайну;

соблюдать чИстоту в доме - чАстота колебаний - чЕстолюбие;

навЕвать тоску - завИвать волосы - навИвать проволоку на катушку;

ослЕпить светом - слЕпить из глины - глаза слИпаются;

ворона свИла гнездо - свЕла пятно на платье - свЕла по лестнице вниз;

тИсненный золотом переплет - стЕсненный в средствах;

1) Случаи, в которых к данному слову трудно подобрать проверочное.

чуВство - в др.-р. яз. в этом слове ясно звучал согласный [в].

2) Случаи, в которых проверка может привести к ошибке.

искусный - искусен (не путайте со словами искусство, искусственный).

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на —ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):

В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения:

Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал.

В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например зо?рька, за?рево; скло?н, кла?няться и т. д.).

В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:

2. Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной: -СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ-

Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.

3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а-

3.1. Корни -бер / бир-a; тер / тир-a; пер / пир-a; дер / дир-a; стел / стил-a; блест / блист-a; чет / чит-a; жег / жиг-a; мер / мир-a.

Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня.

Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишется И.

Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишется А.

Прик о сновение - после корня отсутствует суффикс -а-.

4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения

Если значение корня связано с понятиями ровный, гладкий, прямой,

Выр о внять (дорогу) - сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-).

Ср а внить отрезки - провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-).

Если значение корня связано с понятием пропускать жидкость, становиться влажным, то пишем -мок- (-моч-).

Если значение корня связано с понятием опускать в жидкость, то пишем -мак-.

Проверяемые согласные подразделяются на два типа: сомнительные и непроизносимые.

Проблема возникает на конце слова (плов(ф )) и перед некоторыми согласными (деревяш(ж)ка ).

Проверять нужно, ставя сомнительные согласные в позицию перед гласными (плоВа, деревяШечка ).

Проблема возникает в позиции при стечении согласных (гиган(т)ский ).

Проверять нужно, ставя возможные непроизносимые согласные в позицию перед гласными либо в конец слова (гиганТы либо гиганТ).

Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.

Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Агаповского района Челябинской области

Конспект урока на тему:

«Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-»

6 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Елена Александровна

г. Магнитогорск

2012

Тема урока: Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

Фотография животного, дидактический материал, схема.

Цели урока: обучающая – научить школьников правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-.

развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;

воспитывающая – сформировать навыки работы в коллективе, воспитать любовь к животным.

Оформление доски:

Поравняться

макнуть

сровнять

сравнить

заровнять

промокнуть

промокает

Ход урока

1.Оргмомент (1 мин)

Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.

Дома ученики выполняли упражнение 337 по заданию: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах. Перед проверкой домашнего задания, ученики отвечают на вопросы:

1. Все ли справились с домашним заданием?

2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Слабые ученики проверяют домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Средние – по трафарету. Сильные составляют обобщающую таблицу по домашнему заданию.

3. Орфографическая разминка (5 мин)

Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.

2. Создать настрой для повторения материала.

Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют расстановку знаков препинания, выделяют корни во всех словах.

Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.

Роты без взаимного сговора подтянулись в промокших шинелях, выровнялись в рядах .

Ученики, работающие индивидуально, сдают работу. Школьнику, работающему у доски, учитель ставит оценку.

Вопрос ученикам: Почему в словах выровнялись и промокших пишется буква о в корне?

Учитель диктует второе предложение.

Вася обмакнул лист бумаги и сделал равными края .

Вопросы ученикам:

    Почему в словах обмакнул и равными пишется буква а в корне?

    Как вы думаете, почему в словах выровнялись и равными, промокших и обмакнул , несмотря на схожие корни, пишутся разные буквы?

    Посмотрите значение слов в толковом словаре, какого отличие между ними?

Вывод: в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся гласные в зависимости от значения слова.

4.Изучение нового материала (5 мин)

Учитель с учениками составляет схему «Правописание гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-».

равн- / ровн-

значение = равный, одинаковый значение = гладкий, ровный

исключения : уровень, поровну, исключения : равнина, равнение ровесник

мак- / мок-

значение = погружать в жидкость значение = пропускать жидкость

Вывод по схеме: в корне равн-/ровн- пишется а , если слово имеет значение равный, одинаковый, о – при значении гладкий, ровный. В корнях мак- пишется а , если слово имеет значение погружать в жидкость, о

5. Закрепление материала (15 мин)

Задача: отработка полученных знаний на практике.

1.На доске записаны слова, ученики объясняют написание корней равн / ровн-, мак- / мок-.

Вывод по заданию: в словах сровнять, заровнять в корне ровн- пишется о , потому что слова имеют значение гладкий, ровный, в остальных словах в корне равн- пишется а , так как слова имеют значение равный, одинаковый. В слове мокнуть в корне пишется о , так как глагол имеет значение погружать в жидкость, а в остальных словах в корне пишется о , так как они со значением – пропускать жидкость.

2.Учитель раздаёт карточки. Ученики должны найти в перечисленных словах изучаемые слова.

Неровность, равнина, пригорел, промокашка, ровесник, зарница, прикосновение, обмакивать, промокнуть.

Вывод по заданию: слова неровность, рванина, ровесник, промокашка, обмакивать, промокнуть являются изучаемым объектом, так как у них корень ровн- / равн- или мак- / мок-.

3.Списать с доски слова, выделить в них корень и объяснить его написание.

Вывод по заданию : в словах с корнями равн- / ровн- пишется в корне а , если оно имеет значение – равный, одинаковый, о – если гладкий, ровный. В словах с корнями мак- / мок- пишется в корне а , если слова обозначают погружение в воду, о – при значении пропускать жидкость.

4.Распределительный диктант . Учитель диктует слова, школьники распределяют их по 4 столбцам: слова с корнем равн-, ровн-, мак-, мок-, графически объясняя написание.

Промокнуть, равнина, ровесник, неровность, обмакивать, уравнение, прировнять, промокать, примочить, макать.

Вывод по заданию: в словах промокнуть, промокать, примочить пишется в корне о , так как глаголы имеют значение – пропускать жидкость; в словах обмакивать, макать в корне а , так как глаголы обозначают погружение в жидкость; слове уравнение в корне пишется а , так как слово со значением равный, одинаковый, в словах равнина пишется а , так как это исключение; в словах неровность, прировнять в корне о , так как значение ровный, гладкий, слово ровесник – исключение.

5.Ученики придумывают пары словосочетания, в которых одни и те же слова со корнями равн- / ровн-, мак- / мок- пишутся по-разному.

Образец: подравнять стрижку – подровнять улицу; обмакнуть в сметану – обмокнуть.

Вывод по заданию: среди слов с корнями равн- / ровн-, мак- / мок- встречаются омонимичные формы, написание которых различается по контексту.

6. Работа в группах. Сильная группа придумывает слова, которые похожи на чередование корней равн- / ровн-, мак- / мок-, и объясняют их различие. Средняя группа составляют небольшой рассказ, в котором используются слова с корнями равн- / ровн-, мак- / мок. Слабая группа, употребляя суффиксы, приставки, составляют с корнями равн- / ровн-, мак- / мок.

Вывод по заданию: следует различать слова, которые сходны с изучаемым явлением. На написание корней равн- / ровн-, мак- / мок не влияет наличие приставок, суффиксов.

6. Работа с фотографией животного (10 мин)

Задача: развитие устной речи, умение использовать изучаемое явление в тексте.

Учитель вывешивает фотографию с животным и задаёт вопросы ученикам:

    Какой по стилю текст можно написать, глядя на фотографию?

    Какими могут быть темы повествования?

    Как вы относитесь к животным? Нужно ли беречь их и заботиться о них?

Задание: у ченики пишут небольшое сочинение по фотографии, используя слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок-, объясняя их написание и выделяя в них корень.

Вывод по фотографии: текст, написанный по фотографии, может быть разного стиля (художественного, научного), темы повествования также разнообразны – животное, жизнь животных в зимний период, спасение волков. Животные – одни из самых незащищённых существ, которые нуждаются в заботе, защите, так как на них постоянно ведётся охота.

Вывод по заданию : слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- придают образность тексту, передают дополнительную характеристику явлений и предметам, уточняют детали.

7. Подведение итогов (2 мин)

Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.

Вопросы к ученикам:

1.Что нового вы сегодня узнали?

2. Что является главным при написании корней равн- / ровн-, мак- / мок-?

Вывод : слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся в зависимости от их значения. При этом важно помнить об исключениях, а также о словах, которые могут быть сходными с данными корнями. Некоторые слова имеют омонимичные формы, которые различаются написанием в зависимости от контекста.

Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.

8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.

Дома ученики составляют орфографический диктант по изученному правилу. Выделяют корни в словах, объясняя их написание.

Приложение

Карточка 1

(За)р…кой на сотни кил(лл)ометров рас(сс)т…ла­лась зелёная равнина .

Карточка 2

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

Только Пиратка равно­душно ст…ял в ст…роне, (как)будто ниче…о (не)случилось .

Карточка 3

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

На б…лотах и на солон­чаках уже (ни)что (н…)росло .

Список использованных источников

    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.

Интернет-ресурсы

    http://subscribe.ru/group/pozitiv/310448/