Как влияет увеличение притока туристов на курс валюты? Что относится к налоговым доходам бюджета? Нет, это не выпускной экзамен для банкиров, а вторая акция «Всероссийский экономический диктант», которая прошла вчера. Свою финансовую грамотность проверила корреспондент «ВМ»

На стандартном экзаменационном бланке - 20 вопросов. В аудитории - по меньшей мере несколько сотен москвичей. Кстати, в этом году экономический диктант пишут не только в регионах России, но и в Таджикистане, Монголии и Приднестровской Молдавской Республике. Впрочем, несмотря на все уверения организаторов в том, что вопросы ориентированы на среднестатистического гражданина без профильного образования, ступор наступает уже в первые минуты. Итак: «С каким драгоценным металлом или другими ценностями устанавливается соотношение российского рубля?»

Вроде бы легко, тут уж и школьник знает, что ни от золота, ни от чего-либо другого курс отечественной валюты уже давно не зависит. А вот с третьим приходится вспоминать все последние новости. «Является ли криптовалюта законным платежным средством в России?» Вроде бы никаких ограничений на использование не вводилось, криптоконференции проходят едва ли не каждую неделю, а значит - «да».

Всероссийский экономический диктант был задуман как один из этапов решения проблемы с пробелами в знаниях экономики у нашего населения, - говорит председатель оргкомитета акции Сергей Бодрунов . - Далеко не все хорошо ориентируются в том, куда мы движемся, как работают банки, как функционирует налоговая система. И наша основная цель - обратить внимание на эти острые моменты. Мечтаете о своем деле? А какой орган осуществляет регистрацию индивидуального предпринимателя, знаете? А вот еще один вопрос даже человека с филологическим образованием поставит в тупик: «Какую деловую сделку собирался совершить со своей коровой кот Матроскин в мультфильме „Простоквашино“: лизинг, франшиза, кредит или аренда?»

Вопросы этого года затрагивают и теорию, и банковское дело, и систему налогообложения, - утверждает ректор Финансового университета при правительстве России Михаил Эскиндаров . - Я бы привязал эту акцию к той программе по повышению уровня финансовой грамотности населения, которая уже идет полным ходом.

Акция «Всероссийский экономический диктант» организована Вольным экономическим обществом России при участии Финансового университета при правительстве РФ, РЭУ имени Г. В. Плеханова, . В прошлом году во время проведения акции, Всероссийский экономический диктант написали более 59 тысяч участников на 638 площадках в 80 регионах Российской Федерации. Тема диктанта этого года - «Сильная экономика - процветающая Россия!».

    Особенности возникновения и становления экономической мысли Древней Руси.

    Экономические воззрения в России в XVIII в.

    Революционное направление экономической мысли в России в первой половине XIX в.

    Академическая и университетская экономическая наука в России в начале XX в.

    Отечественная экономическая наука в СССР.

    Отечественная экономическая мысль в период перехода к рыночным отношениям.

Темы докладов:

    Зарождение экономической науки в России (И.Т. Посошков).

    Вклад А.Н. Радищева в развитие экономической науки.

    Сущность теории «крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевского.

    Специфика учения о заработной плате М.И. Туган-Барановского.

    Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.

    Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.

    Денежная реформа С.Ю. Витте.

    Причины кризисного состояния отечественной экономической науки в 90-е годы.

Экономический диктант:

    Свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.

    Новый свод законов, принятый при Иване Грозном, внесший изменения, соответствующие усилению централизованной власти, в налогообложение, право сбора торговых пошлин передавалось государству, изменялось соотношение форм землевладения в пользу дворянства - опричнина.

    Инициатор создания первой организации экономистов России – Вольного экономического общества.

    Период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, организационного становления российской экономической мысли.

    Основатель Конституции в России, благодаря этому государственному деятелю было отменено крепостное право в России.

    Родоначальник введения централизованного планирования.

    Экономист и статистик, один из первых русских представителей математической школы.

    Российский экономист, математик и статистик, считается одним из создателей ординалистского подхода к оценке полезности благ, автор эффекта дохода и замещения.

    Видный российский деятель, провозгласил конец политической экономии и изложил основные идеи планового хозяйства при социализме.

    Линии на карте, соединяющие точки поверхности, имеющие одинаковые цены на этот продукт.

    Создатель теории больших циклов в экономике.

    Российский математик и экономист, является основоположником теории линейного программирования, единственный российский лауреат Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

Тесты:

1. Перечислите особенности русской экономической мысли:

а) сильное влияние теории марксизма на все направления экономической мысли, начиная со второй половины XIX века;

б) особая роль крестьянского вопроса;

в) создание идеалов будущего без опоры на реальное положение дел.

2. Назовите главный труд Ивана Тихоновича Посошкова:

а) «Сказание и царе Константине»;

б) «Книга о скудости и богатстве»;

3. Какие экономические идеи высказывал И.Т. Посошков:

а) стремился обосновать практические меры, направленные на устранение «скудости» и умножение народного богатства;

б) производительный труд, устранение праздности и излишеств, труд с «прибытком»;

в) отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога;

г) все ответы верны.

4. Назовите главный труд Александра Николаевича Радищева:

а) «Путешествие из Петербурга в Москву»;

б) «Русская правда»;

в) «О поземельной собственности».

а) А.Н. Радищев;

б) А.Т. Болотов;

в) Х. Шлецер.

6. Согласно мнению м.М. Сперанского, расходы делятся на:

а) временные;

б) необходимые;

в) военные;

г) полезные;

д) излишние.

7. Представителями исторической школы в России являлись:

а) А.Н. Радищев;

б) В.В. Святловский;

в) М.И. Туган-Барановский;

г) П.И. Пестель;

д) А.И. Чупров;

е) И.И. Кауфман.

8. Кто из представителей русской экономической мысли полагал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм:

а) А.Н. Радищев;

б) М.А. Бакунин;

в) Н.Г. Чернышевский.

9. Кто из представителей русской экономической мысли признавал трудовую теорию стоимости, считая труд «единственным владельцем производственных ценностей»:

а) А.Н. Радищев;

б) П.И. Пестель;

в) Н.Г. Чернышевский.

10. Назовите основные работы М.И. Туган-Барановского:

а) «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь»;

б) «Русская фабрика в прошлом и настоящем»;

в) «Социальные основы кооперации»;

г) «Социализм как положительное учение»;

д) «Русская правда».

11. Назовите основные принципы кооперации, выделенные М.И. Туган-Барановским:

а) материальная заинтересованность;

б) добровольность;

в) использование труда только членов кооператива;

г) общественная собственность.

12. Инвестиционная трактовка теории циклов была сформулирована:

а) Ю.Г. Жуковским;

б) М.И. Туган-Барановским;

в) С.Ю. Витте;

г) Н.И. Бухариным.

13. Представителями российской математической школы являлись:

а) М.И. Туган-Барановский;

б) Ю.Г. Жуковский;

в) И.А. Столяров;

г) В.К. Дмитриев;

д) И.И. Янжул;

е) И.М. Кулишер.

14. Экономическое учение В.И. Ленина явилось основой:

а) экономической модели нового общества - государственного социализма;

б) анализа монополистической стадии капитализма;

в) процесс формирования российского рынка, вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений.

15. В своем произведении «Экономике переходного периода» Н.И. Бухарин рассматривает социализм:

а) как натуральное хозяйство;

б) экономическую модель нового общества;

в) единое трудовое предприятие, где все работают по строго рассчитанному плану;

г) распределение продуктов на основе учета потребностей и учета запасов.

16. Концепция больших циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым, позволяет представить:

а) продолжительность циклов;

б) общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу;

в) постоянный характер инвестиций.

17. Метод линейного программирования разработал:

а) Н.Д. Кондратьев;

б) А.А. Богданов;

в) Н.Н. Кутлер;

г) Л.В. Канторович.

18. Переход к рынку начался (1992г.):

а) с пересмотра традиционных взглядов на развитие экономических процессов;

б) по модели «шоковой терапии»;

в) с совершенствования планирования и управления.

Как влияет увеличение притока туристов на курс валюты? Что относится к налоговым доходам бюджета? Нет, это не выпускной экзамен для банкиров, а вторая акция «Всероссийский экономический диктант», которая прошла вчера. Свою финансовую грамотность проверила корреспондент «ВМ»

На стандартном экзаменационном бланке - 20 вопросов. В аудитории - по меньшей мере несколько сотен москвичей. Кстати, в этом году экономический диктант пишут не только в регионах России, но и в Таджикистане, Монголии и Приднестровской Молдавской Республике. Впрочем, несмотря на все уверения организаторов в том, что вопросы ориентированы на среднестатистического гражданина без профильного образования, ступор наступает уже в первые минуты. Итак: «С каким драгоценным металлом или другими ценностями устанавливается соотношение российского рубля?»

Вроде бы легко, тут уж и школьник знает, что ни от золота, ни от чего-либо другого курс отечественной валюты уже давно не зависит. А вот с третьим приходится вспоминать все последние новости. «Является ли криптовалюта законным платежным средством в России?» Вроде бы никаких ограничений на использование не вводилось, криптоконференции проходят едва ли не каждую неделю, а значит - «да».

Всероссийский экономический диктант был задуман как один из этапов решения проблемы с пробелами в знаниях экономики у нашего населения, - говорит председатель оргкомитета акции Сергей Бодрунов. - Далеко не все хорошо ориентируются в том, куда мы движемся, как работают банки, как функционирует налоговая система. И наша основная цель - обратить внимание на эти острые моменты. Мечтаете о своем деле? А какой орган осуществляет регистрацию индивидуального предпринимателя, знаете? А вот еще один вопрос даже человека с филологическим образованием поставит в тупик: «Какую деловую сделку собирался совершить со своей коровой кот Матроскин в мультфильме «Простоквашино»: лизинг, франшиза, кредит или аренда?»

Вопросы этого года затрагивают и теорию, и банковское дело, и систему налогообложения, - утверждает ректор Финансового университета при правительстве России Михаил Эскиндаров. - Я бы привязал эту акцию к той программе по повышению уровня финансовой грамотности населения, которая уже идет полным ходом.

СПРАВКА

Акция «Всероссийский экономический диктант» организована Вольным экономическим обществом России при участии Финансового университета при правительстве РФ, РЭУ имени Г. В. Плеханова, Московского авиационного института. В прошлом году во время проведения акции, Всероссийский экономический диктант написали более 59 тысяч участников на 638 площадках в 80 регионах Российской Федерации. Тема диктанта этого года - «Сильная экономика - процветающая Россия!».

«Сильная экономика – процветающая Россия!»

Итоги Всероссийского экономического диктанта

Общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант» впервые прошла 12 октября 2017 года на 638 площадках в 80 регионах Российской Федерации, собрав более 59 тысяч участников.

Наиболее активное участие (по количеству участников) в Диктанте приняли следующие регионы: Белгородская область, Владимирская область, Воронежская область, Кировская область, Курская область, Липецкая область, Москва, Московская область, Новосибирская область, Омская область, Республика Саха, Республика Татарстан, Ростовская область, Тамбовская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий Автономный округ.

Введите номер бланка:

Вольное экономическое общество России и Организационный комитет общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант» благодарят участников акции и организаторов региональных площадок за проведение Диктанта на высоком организационном уровне.

Оргкомитет Диктанта сообщает, что согласно плану мероприятий по проведению акции Сертификаты участников Всероссийского экономического диктанта можно получить , обратившись к организаторам региональных площадок, в срок с 14 ноября по 29 декабря 2017 года. Организаторам региональных площадок будет предоставлен электронный вариант сертификата, который можно будет распечатать и заполнить на местах.

Оргкомитет Диктанта также просит участников Диктанта, учащихся и студентов, набравших по его результатам более 80 баллов , выслать по электронной почте в адрес Оргкомитета сканированную копию личного отрывного листа с фамилией и именем участника, а также сообщить свои контактные данные (телефон, место проживания, электронный адрес) в срок до 31 октября 2017 года.

Кроме того, Оргкомитет информирует, что результаты Всероссийского экономического диктанта будут представлены на Всероссийском экономическом собрании в Государственном Кремлёвском Дворце 11 ноября 2017 года , аналитический отчет по итогам Диктанта будет опубликован на сайте Вольного экономического общества России, в «Российской газете», а также на ресурсах ведущих СМИ.

Также уведомляем, что в адрес организаторов региональных площадок проведения Всероссийского экономического диктанта будут направлены Благодарственные письма Оргкомитета в срок с 15 ноября по 15 декабря 2017 года.

Цель Диктанта

Определение и повышение уровня экономической грамотности населения в целом и его отдельных возрастных и профессиональных групп, развитие интеллектуального потенциала молодежи, оценка экономической активности и экономической грамотности населения различных субъектов Российской Федерации.

Кто примет участие?

Любой желающий:

  • Учащиеся 9-11 классов образовательных организаций среднего общего и профессионального образования;
  • Студенты высших учебных заведений России, руководители и преподаватели вузов, специалисты, эксперты, представители бизнеса, государственные и общественные деятели и многие другие.

Поучаствовать в Диктанте можно совершенно бесплатно.

Когда состоится Диктант?

Где состоится Диктант?

Диктант проводится в единый день во всех субъектах Российской Федерации.

Центральные площадки:

г. Москва, Ленинградский проспект, 49 (Финансовый университет при Правительстве РФ)

г. Москва, Стремянный пер., 36 (РЭУ имени Г. В. Плеханова)

г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, A-80, ГСП-3 (Московский авиационный институт)

г. Москва, Ленинский проспект, 4 (НИТУ «МИСиС»)

г. Москва, Ленинградский проспект, д.17 (Московский международный университет)

Полный список с адресами и контактами региональных площадок Диктанта

Что такое экономический диктант?

Форма Диктанта – тестовое задание.

Зачем писать экономический Диктант?

  • Проверить свои знания
  • Оценить свою экономическую грамотность
  • Узнать, способны ли вы принять экономически правильные решения
  • Повысить уровень своих экономических знаний
  • Сравнить свои результаты с друзьями, коллегами, известными деятелями

Как написать Диктант?

1 вариант: Прийти на любую площадку Диктанта.

Тестовые задания для очного написания составлены в двух вариантах (для школьников, студентов и других лиц).

2 вариант: Пройти on-line версию Диктанта на сайте акции (начало активности режима on-line - 12.10.2017 г. с 12:00 до 24:00 по московскому времени).

Обращаем внимание, что on-line версия – единая для всех возрастных категорий участников и, в отличие от первого варианта, представляет собой упрощенный вариант теста.


Диктант по обществознанию на тему: «Экономика»

Часть 1


  1. Форма присвоения экономических ресурсов - это…

  2. Всё то, что используется в процессе производства товаров и услуг называется…

  3. Наука об основах хозяйственной жизни общества.

  4. Процесс передачи частной собственности государству.

  5. Сопоставление стоимости произведённой продукции со стоимостью всех использованных ресурсов называется…

  6. Анализ выпуска продукции конкретными фирмами.

  7. Самостоятельный хозяйственный субъект типа фабрики, завода, магазина, фермы, шахты…

  8. Анализ выпуска всех видов продукции в стране и в мире.

  9. Группа фирм, выпускающих одинаковую продукцию, использующих сходную технологию и одинаковое сырьё.

  10. Процесс передачи государственной собственности в частные руки называется…

  11. Организация, состоящая из нескольких предприятий.

  12. Совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

  13. Перечислите факторы производства.

  14. Получение максимально возможных благ от имеющихся ресурсов называется…

  15. Перечислите пять признаков собственности.

  16. Долговременные вложения в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за границей.

  17. Перечислите виды собственности.

  18. Экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции с помощью таможенных пошлин.

  19. Какие из нижеперечисленных способов поучения собственности являются:

1. Первичными

2. Производными

А) Получение в дар

Б) Находка

В) Сбор даров природы

Г) Произведённое самим

Д) Покупка

Е) Приобретательная давность

Ж) Получение наследства

20. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Выберите из нижеперечисленных черт те, которые характеризуют данный тип экономической системы:


Вариант 1

Вариант 2





^

2. Современный рынок

А) Государственная собственность

Б) Личная свобода всех участников экономической деятельности

В) Преобладание аграрного сектора экономики

Г) Многообразие форм собственности

Д) Меркантилизм

Е) Глобализация экономики

Ж) Отсутствие конкуренции

З) Свободная конкуренция

И) Преобладание ВПК

К) Частная собственность

Л) Усиление влияния государства на рыночные отношения

М) Протекционизм

Н) Высокий уровень технологий

О) Наличие информационной экономики

П) Преобладание ручного труда

Р) Сильная централизация управления экономикой

Ответы на диктант по обществознанию

на тему: «Экономика»

Часть 1


  1. Собственность

  2. Ресурсами или факторами производства

  3. Экономика

  4. Национализация

  5. Рентабельность

  6. Микроэкономика

  7. Предприятие

  8. Макроэкономика

  9. Отрасль

  10. Приватизация

  11. Фирма

  12. Экономика

  13. Природные, капитал (или финансовые), трудовые, информационные (или знания)

  14. Экономическая эффективность

  15. Присвоение, отчуждение, владение, пользование и распоряжение

  16. Инвестиции

  17. Частная, индивидуальная, корпоративная, коллективная, государственная, муниципальная, кооперативная и др.

  18. Протекционизм

  19. 1. Первичными

    2. Производными

    Б, Г, В, Е

    А, Д, Ж

  20. Экономическая система
Часть 2

Вариант 1

Вариант 2

1. Традиционная экономическая система

1. Командно – административная экономическая система

В, Д, К, М, П

А, Ж, И, Р

2. Рынок свободной конкуренции

2. Современный рынок

Б, З, К,

Г, Е, К, Л, Н, О