Освоение этих упражнений начинают в I и продолжают во II, III и IV классах. Подготовительные и подводящие упражнения. Эта группа упражнений направлена на развитие силы, гибкости и приобретение специальных навыков и умений, необходимых для более быстрого освоения элементов акробатики учащимися млладших классов.

Выполнять их следует во вводной части, урока в разомкнутом строю, одновременно всем классом, добиваясь при этом широкой амплитуды наклонов, прогибаний, махов, а также четких группировок и отжиманий в упоре лежа.

Выполняя упражнения, подводящие к перекатам и кувыркам, занимающиеся должны получить четкое представление о позах «группировка» и «согнувшись» и о технике перекатов вперед и назад в этих позах.

Группировки

Группировка - положение с плотно согнутыми к груди ногами и наклоненной на грудь головой. Плотность группировки увеличивается за счет захвата кистями рук за середину голеней. В момент захвата колени следует развести так, чтобы подбородок оказался между ними.

Группировка сидя (рис. 1, а). И. п.- сед с опорой на руки. 1-2 - группировка; 3-4 - и. п. То же, но на каждый счет. То же, но из положения лежа на спине.

Группировка в приседе. И, п.- упор присев. 1-2 - группировка в приседе на носках; 3- 4 - упор присев. То же, но на каждый счет. То же, но из основной стойки (о, с.) приседая.

Группировка лежа на спине (рис. 1, б). И. п.- лежа на спине, руки вверху. 1-2 - группировка, поднимая согнутые ноги и таз; 3-4 - и. п. То же, но в более быстром и максимально быстром темпе.

Во всех перечисленных упражнениях вначале отрабатывают точность группировки, для чего ее выполняют с паузой в 1-2 сек., затем добиваются четкости и быстроты: движения делают быстрее и очень быстро, по 4-8 раз подряд. Темп движений учитель регулирует хлопком в ладони или свистком.

Перекаты в группировке

1.перекат назад из седа И.п. – сед, руки в стороны.1-2 - перекат назад, группируясь, до опоры затылком о пол; 3-4 - не останавливаясь, перекатом вперед и. п. То же, но из седа углом с опорой на руки сзади.

2. Перекат назад из упора присев. И. п.- упор присев. 1-2 - группируясь, перекат назад до опоры затылком о пол; 3-4 - не останавливаясь и сохраняя группировку, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. приседая и группируясь. То же, но после прыжка вверх выпрямившись.

3. Перекат назад до опоры ладонями у плеч (рис. 2). И. п.- упор присев. 1-2 - группируясь, перекат назад, в конце" переката опереться ладонями на пол у плеч; 3-4 - не останавливаясь и группируясь, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. То же, но после прыжка вверх.

4. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.- стойка на лопатках с согнутыми ногами, с опорой руками под спину. 1-2- группируясь, перекатом вперед встать в упор присев; 3-4 - перекатом назад и. п. То же, но из стойки на лопатках с выпрямленными ногами.

Перекаты выполняют в спокойном темпе 3- 6 раз подряд. По мере освоения темп,- регулируемый педагогом, увеличивают.

Поза согнувшись

Поза согнувшись - положение тела с выпрямленными и приближенными к груди ногами, голова наклонена на грудь, ладони у носков ног. Сгибание можно увеличивать за счет захвата руками за голени сзади и притягивания туловища к ногам.

1. Поза согнувшись сидя. И. п.-- сед, руки в стороны. 1 -2 - наклон вперед, приближая грудь к ногам (рис. 3, а); 3-4

И. п. То: же, но увеличивая фиксацию до 3-6 сек. То же, но сгибаясь и разгибаясь в быстром темпе.

2. Поза согнувшись стоя. И. п.- о. с, руки в стороны. 1-2 - наклон вперед, приближая грудь к выпрямленным ногам (рис. 3, б); 3-4 - и. п. То же, но на каждый счет. То же, но увеличивая время фиксации наклона до 3-б сек.

3. Поза согнувшись лежа на спине. И. п лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять выпрямленные ноги и приблизить их к груди; 3-4 - и. п. То же, но в положении руки вверху.

Вначале, осваивая позу согнувшись, необходимо добиться полного разгибания ног с оттянутыми носками, затем - увеличения амплитуды наклона (желательно до касания грудью бедер) и более длительного времени фиксации позы. Далее сгибания выполняют более быстро сериями (пружинящие сгибания по нескольку раз в темпе).

Перекаты согнувшись

1. Перекат назад из седа. И. п.- сед, руки в стороны. 1 - наклон вперед, руки вниз; 2-3 - перекат назад на лопатки в положении согнувшись, руки на полу; 4 - перекатом вперед согнувшись (не сгибая ног) и п. То же, но из седа ноги врозь, соединяя ноги во время переката назад и разводя, возвратиться в и. п.

2. Перекат назад до опоры ладонями о пол у плеч. И. п. - сед, руки в стороны. 1 -наклон вперед, руки вперед; 2-3 - перекат назад согнувшись на лопатки, сгибая руки к плечам до опоры ладонями о пол; 4 - перекатом вперед согнувшись и. п. То же, но из седа каты в группировке. 1. Перекат назад из седа. И. п.- сед, руки в стороны. углом с опорой на руки сзади.

3. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.- стойка на лопатках с опорой руками под спину. 1-2 - перекат вперед согнувшись (приближая ноги к груди и не сгибая их) в сед, переводя руки на пол; 3-4 - и. п. То же, но перекат согнувшись в сед углом с опорой на руки. То же, но перекат вперед согнувшись в сед ноги широко врозь с наклоном вперед.

Перекаты выполняют по 3-6 раз подряд в заданном учителем вначале медленном, затем слегка ускоренном темпе. Типичные ошибки: сгибание ног и их быстрое опускание на пол (с ударом пятками).

Основные упражнения

Расположены они в порядке нарастающей сложности. В указанной последовательности их следует и осваивать, включая в каждый урок 1-2 упражнения. Учащимся, быстро осваивающим изучаемые* упражнения, необходимо давать усложненные задания, состоящие из элементов, и соединений того же характера.

1. Перекаты вправо и влево выпрямившись. И. п.- лежа на животе, руки вверху. 1-"2 - перекат вправо на 180° на спину; 3-4 - перекатом влево и. п. То же, но влево. То же, но перекатываясь на 360°. Перекат выполнять без помощи рук, ноги не разводить и не сгибать.

2. Кувырок вперед. И. п.- упор присев, руки на ширине плеч, на расстоянии небольшого шага от ног. 1-2 - толчком ног кувырок вперед, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной) и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук, до полного завершения кувырка (рис. 4, а); 3;-4 - поворот кругом в и. п.

3. Кувырок вперед скрестный. То же, но во время группировки правая нога перед левой скрестно, с поворотом налево кругом после завершения кувырка. То же, но левая нога перед правой и поворот направо кругом.

4. Кувырок вперед из стойки ноги врозь. И. п.- широкая стойка ноги врозь, с опорой руками на мат на расстоянии шага от ног. 1-2 - слегка толкаясь ногами, кувырок вперед группируясь; 3 - прыжком поворот кругом; 4 - прыжком и. п. То же, но опираясь на одну руку. То же, но без опоры на руки - развести ноги пошире, руки в стороны и, медленно наклоняясь вперед и наклоняя голову на грудь, начать кувырок касанием мата затылком и шеей, затем быстро сгруппироваться, сгибая и соединяя ноги.

5. Кувырок назад на колени. И. п.- сед, руки в" стороны. 1-2 - наклон вперед, руки вперед; 3-4 - кувырок назад на колени (рис. 4, б). Первая часть кувырка аналогична перекату назад согнувшись с опорой на ладони у плеч, далее ноги опускаются на пол за головой, а руки разгибаются, поднимая тело в горизонтальное положение; 5-6 - держать; 7-8 -- кувырком вперед с прямыми ногами и. п. То же, но из упора присев. То же, но из о. с., приседая.

6.- упор присев. 1 - группировка; 2 - кувырок назад (см. рис. 4, а справа налево); 3-4 - два шага вперед в и. п. Легкость выполнения кувырка назад в упор присев во многом зависит от скорости начала переката и плотности группировки; далее, во второй части, важно хорошо опереться ладонями на мат, поставив их ближе к плечам, и не разгибать ноги; в третьей, завершающей части необходимо быстро разогнуть руки и поднять туловище в положение упора присев. То же, но из о. с. приседая. Тоже, но после прыжка вверх выпрямившись. То же, но после прыжка вверх с поворотом на 180°.

7. Кувырок вперед из упора стоя на коленях. И, п.- упор стоя на коленях. 1-2 - небольшое движение назад в сед на пятки; 3-4 - не останавливаясь, толчком ног движение вперед на руки и, наклоняя голову, кувырок вперед в группировке; 5-6 - поворот кругом в и. п. Те же, но скрестный кувырок вперед. То же, но кувырок вперед на одну ногу. То же, но кувырок вперед с выпрямленными ногами в сед.

8. Кувырок назад, в упор стоя на колене. И. п.- сед, руки в стороны. 1 -2 - наклон вперед, руки вперед; 3-4 - перекат назад, согнувшись до опоры руками на мат, затем, приближая ноги к полу, продолжая вращение назад, встать на колено правой ноги, приподнимая левую назад, разгибая руки и слегка прогибаясь (рис. 5, 1-3); 5-6 - держать; 7-8 - кувырком вперед согнувшись и. п. То же, но на колено левой ноги. То же, но из упора присев. То же, но из о. с

9. Кувырок вперед шагом вперед.* И. п.- о. с. 1-2 - широкий шаг вперед в положение выпада с опорой на руки (руки на расстоянии шага от ноги); 3-4 - кувырок вперед в группировке; 5-6-.прыжком поворот кругом; 7-8 - о. с. То же, но с другой ногой. То же, но кувырок на одну ногу, вставая с шагом вперед. То же, но с опорой на одну руку. То же, но без опоры на руки - в этом варианте руки следует держать в стороны и в первых попытках слег? ка касаться мата тыльной стороной кисти. Голова наклоняется на грудь так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной), далее выполняется группировка.

10. Кувырок назад в полушпагат. Выполнение аналогично кувырку назад в упор стоя на колене (упр. 8, рис. 5), далее занимающийся перемещает массу тела назад в сед на пятку одной ноги, отводя другую назад и выпрямляясь в положение полушпагат (рис. 5, 4). То же, но на другую ногу. То же, но из упора присев. То же, но из о. с. приседая.

11. Перекаты прогнувшись в упоре лежа. И. п.- упор лежа прогнувшись. 1-2 - перекат вперед прогнувшись с бедер на живот и грудь, сгибая руки и поднимая выпрямленные ноги в положение, близкое к стойке на груди (рис. 6);! 3-4 - перекатом назад прогнувшись и. п.

12. Перекат назад согнувшись. И. п. - о. с. 1-2 - наклоняясь вперед и отводя руки вниз-назад, опуститься в сед согнувшись, не сгибая ног и смягчая руками падение на мат; 3- 4 - не останавливаясь и сохраняя согнутое положение, перекатиться на лопатки, руки остаются на полу вдоль туловища (рис. 7). То же, но в стойку на лопатках.

Во всех упражнениях обращать особое внимание на страховку и самостраховку.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский морской центр

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Юный моряк»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Основные упражнения

художественной гимнастики»

Педагог дополнительного образования

объединения

«Художественная гимнастика»

Барабанова Татьяна Петровна

Кронштадт

2012

Учебно-методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми 7-14 лет в объединениях «Художественная гимнастика». В разработке описаны движения, способствующие развитию эластичности опорно-двигательного аппарата, и упражнения с предметами.

На начальном этапе занятий по художественной гимнастике дети овладевают такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивного предмета. У гимнасток развиваются способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера, пластичность и овладение чувством ритма; слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата.

Художественная гимнастика, как и другие виды спорта, имеет свои

цели и задачи:

Достижение спортивного результата;

Обеспечение и поддержание статуса здорового человека;

Формирование основных навыков поведения: осанка, походка, стиль поведения общения;

Воспитание качеств: восприятие красоты двигательных действий, управление эмоциональным состоянием, привитие музыкальных вкусов.

Общие методические указания.

Перед началом занятий в объединении «Художественная гимнастика» предварительно все обучающиеся проходят медицинский осмотр и проверку физической подготовленности. Это необходимо для распределения детей на отдельные группы в соответствии с состоянием здоровья и первоначального общефизического развития.

Приступая к изучению упражнения, следует ознакомить с ним обучающихся: назвать и показать его, объяснить сущность упражнения и отдельные элементы упражнения и, изучив их переходить к его выполнению в целом. При этом главное внимание уделять технике выполнения упражнения. Добившись усвоения техники упражнения, можно переходить к тренировкам путём многократного повторения упражнения с постепенным повышением нагрузки с целью совершенствования навыков и развития физических и волевых качеств обучающихся.

С самого начала занятий детей необходимо обучать приёмам страховки при выполнении акробатических элементов и помощи в освоении различных движений.

Каждое занятие начинается с построения детей, приветствия группы и эмоционально-психологического настроя, объявления темы и задач данного занятия.

Подготовительная часть представляет собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.

В основной части изучаются специальные подготовительные и основные упражнения художественной гимнастики.

Основные упражнения художественной гимнастики.

ХОДЬБА

  • Ходьба на носках с прямыми коленями, пятки высоко над полом.
  • «мягкий шаг» - ходьба с перекатом с носка на всю стопу, незначительно сгибая ногу в коленном суставе.
  • «острый шаг» - характеризуется коротким движением ноги вперед с резкой акцентированной постановкой на опору и последующим подниманием на полупальцы;
  • «широкий шаг» - напоминает выпады, когда значительное по длине перемещение согнутой ноги вперед сопровождается выпрямлением «задней» ноги при некотором наклоне туловища вперед. Подобный «широкому шагу» «широкий бег» требует мощного отталкивания и выглядит стремительным;
  • «скрестный шаг» - поочередная смена скрестного положения ног, когда одна нога ставится с носка перед другой, а затем положение ног меняется движением «передней» или «задней» ног - что позволяет менять направление движения (влево, вправо, вперед, назад);
  • «переменный шаг» - является соединением двух шагов одной ногой с последующим приставлением другой («приставной шаг») и двух шагов с другой ноги, данный шаг может выполняться в различных ритмических режимах и служит основой танцевальных шагов.

БЕГ

  • Лёгкий бег выполняется на носках.
  • Мягкий бег (или скользящий) выполняется так же, как и мягкий шаг, с минимальными колебаниями по вертикали.
  • Перекатный бег выполняется эластичными толчками
    вперед с небольшими колебательными движениями по вертикали.
  • Острый бег выполняется с небольшим продвижением
    вперед выпрямлением толчковой ноги в фазе полета и отры
    вистым и острым сгибанием вперед свободной ноги.
  • Высокий бег вьполняется сильным толчком по вертикали с задержкой в фазе полета и быстрым сгибанием свободной ноги вперед.
  • Широкий бег выполняется энергичным толчком со значительным продвижением вперед в небольшом наклоне
    вперед. В полете толчковая нога выпрямляется, а свободная сгибается вперед. В фазе полета принимается положение выпада.
  • Пружинный бег выполняется поочередными вертикальными толчками с очень небольшим продвижением вперед. В фазе полета ноги и туловище выпрямлены.
  • Бег шагом выполняется поочередными сильными толчками одной и махом другой прямой ноги. Это прыжки шагом, чередующиеся друг с другом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

  • Одновременные, поочередные махи и круги руками в лицевой и боковой плоскостях. Тоже с пружинным движением ног.
  • Рывковые движения руками вверх, в стороны – вверх, в стороны – назад, одна вверх, другая – назад.
  • Руки сцеплены сзади: отвести руки назад, прогнуться, опустить руки, не теряя сцепления, наклонить плечи и голову вперед. То же последовательно, начиная движения в грудном отделе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

  • Сидя на пятках спиной к гимнастической стенке, хват руками, поднятыми вверх: встать на колени, выпрямить руки – сильно прогнуться.
  • Наклоны туловища вперед и в сторону махом с пружинным покачиванием и с различными движениями руками. То же в различных стойках.
  • В парах – одна сидит, другая – стоя сзади, кладет руки на плечи сидящей, наклон туловища вперед с помощью партнерши. То же в исходном положении сидя, ноги широко врозь.
  • Стоя на второй или на третьей рейке лицом к гимнастической стенке, хват руками на уровне груди: наклоны туловища вперед, каждый раз перехватывая руками за низлежащую рейку, ноги держать прямыми, выполнять быстро в темпе маха.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

  • Нога на рейке вперед или в сторону – повыше: наклоны туловища к ноге с различными движениями руками и плечевым поясом. То же, сгибая опорную ногу в момент наклона.
  • Лежа на животе, руки в стороны: круг ногой, начиная движения назад-в сторону коленом вперед и по полу в исходное положение. То же, лежа на спине, руки вверх, начиная круг вперед.
  • Стоя спиной к стенке, хват руками на уровне головы: покачивание прямой ногой вперед и в сторону с помощью партнерши, удержать ногу в самом высоком положении в течении 3-5 секунд.
  • Стоя лицом к стенке на расстоянии шага с опорой прямыми руками на уровне груди: покачивание ноги назад с помощью партнерши.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ

Упражнения с мячом - весьма динамичны, в них используется большое количество различных движений: броски и ловля одной и двумя руками, перебрасывания, перекаты по частям тела и полукаты и броски, выполняемые не только руками, но и ногами, туловищем, головой, плечами; резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами и удержанием мяча в разных пространственных положениях гимнастки при фиксации мяча на разных участках тела. Особыми действиями, характерными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами на спине или на груди, различного типа равновесиями и «обыгрывающими» действиями.

Отбивы мяча.

При отбиве об пол руки провожают мяч, как бы надавливая на него и плавно возвращаются в исходное положение. Отбивы об пол поочередно одной, двумя руками. То же на шагах вперед, назад скрестно в сторону, с прыжками на одной, другая в различных положениях на танцевальных шагах. Отбивы мяча вверх тыльной стороной кисти то же на различных шагах. Отбить мяч вперед – вверх коленом, ловить после бега вперед. Сочетания отбивов об пол одной с броском за спиной в другую и с броском под плечо.

Перекаты мяча.

Присесть, покатить мяч по полу. Бегом, опережая движение мяча, присесть, поймать мяч, подставляя пальцы под катящийся мяч (мяч должен вкатываться на ладонь плавно, без задержки). Перекатить мяч по правой руки, через спину, округляя ее, поймать мяч левой за спиной. Бросить мяч вверх, поймать на тыльную сторону левой кисти, правую положить сверху и в темпе начать вращение кистями. То же с прыжком во время броска или во время переката вокруг кистей.

Выкруты мяча.

Вертикальный выкрут внутрь. Исходное положение: правая рука в сторону, локоть слегка согнуть, мяч на ладони, немного приподнимая руку и поворачивая ее вовнутрь на 360о, удержать мяч на ладони. Вертикальный выкрут наружу: выполняется из конечного положения выкрута внутрь обратным движением (мяч все время лежит на ладони без захвата пальцами). Вертикальный выкрут правой рукой внутрь и наружу на скрестных шагах влево. То же левой рукой – вправо. Горизонтальный выкрут внутрь – правая рука в сторону, мяч на ладони: сгибая руку в локте, круг предплечьем вперед и внутрь. При движении назад кисть сгибается внутрь.

Восьмерки мячом.

Исходное положение: правая рука вперед, мяч на ладони: небольшой бросок вверх, левой рукой подхватить мяч сверху и внутри пальцами вперед и выполнить круг кверху-влево, закончить маленьким броском вперед. То же – правой, выполняя круг кверху-вправо. Восьмерка в сочетании с шагами вальса влево и вправо, на шаге и беге вперед.

УПРАЖЕНИЯ С ОБРУЧЕМ

Упражнения с обручем связаны, в основном, с вращением предмета (рукой, ногой, шеей, туловищем), его бросками и перекатами на фоне различных телодвижений. Основное требование к данным упражнениям - сохранение плоскости движения обруча, иначе он будет падать. Важен и правильный хват: маховые движения выполняются обязательно при жестком хвате, при качательных и вращательных движениях напротив - нужно уметь своевременно напрягать и расслаблять мышцы, обеспечивая свободность движения.

Повороты обруча.

Повороты обруча выполняются вокруг вертикальной и горизонтальной осей, двумя и одной рукой в различных плоскостях и направлениях и сопровождаются разными движениями туловища и ног: наклонами, пружинными и танцевальными движениями.

Обруч вперед: повороты обруча в лицевой плоскости с наклонами в сторону из различных стоек, основной, на носках, на одной, в другую сторону – на носок, на выпаде в сторону. Обруч горизонтально вперед: повороты обруча налево и направо до скрещивания рук. То же, но повороты обруча наружу и внутрь. То же пружиня. Обруч вперед на согнутых руках: попорот на 360 о с наклоном назад. Держать обруч одной рукой вертикально на полу, повернуть обруч и дать ему свободно вращаться. Во время вращения обруча, обежать вокруг него или выполнить поворот.

Вращения обруча.

Вращения обруча горизонтально впереди правой рукой вправо с последующей передачей его за спиной в левую. То же с вращением обруча влево, с передачей спереди в левую руку. Надеть обруч на себя, держать двумя руками на уровне пояса: слегка повернуть обруч налево и, поворачивая направо, придать ему вращательные движения.

Броски обруча.

Обруч вперед: бросить его вертикально-вверх двумя, поймать изнутри за верхний край. Броски обруча одной рукой. Обруч в лицевой плоскости хватом сверху, бросить его вверх и поймать той же или другой рукой. То же, но поймать обруч одной или двумя руками после поворота на 360 о или 180 о за верхний или нижний край.

Махи, круги и восьмерки обручем.

Махи обручем выполняются по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях. Они подразделяются на малые, средние и большие махи, круги и восьмерки. Малые круги выполняются только кистью, прямой рукой, средние – сгибанием руки в локтевом суставе, большие – прямой рукой от плеча. Во всех этих упражнениях махового характера используется инерция движения предмета. Обруч вперед в правой руке: вращать его в лицевой плоскости, махом сделать круг и передать обруч влевую руку, продолжая вращение. Обруч вперед продольно: восьмерка обручем (поворотами кисти и маховыми движениями рукой), слева правой рукой, ладонью книзу и справа ладонью кверху.

Перекаты обруча.

Обруч впереди на полу – перекатить обруч вправо и влево перед собой и за спину, передавая тяжесть тела с одной ноги на другую. Обруч впереди на полу – из переднего равновесия на левой ноге перекатить обруч назад правой рукой, с поворотом кругом подхватить левой в положении круглого полуприседа. Обруч на правой руке продольно – перекатить обруч по руке на грудь, на плечи. То же через грудь на спину и по другой руке. Обруч впереди в сторону – перекатить обруч через кисть на различных движениях ногами и туловищем. Перекатить обруч по ноге и туловищу.

УПРАЖЕНИЯ С ЛЕНТОЙ

Упражнения с лентой связаны с построением в пространстве различных «рисунков». Захватив пластиковую палочку, к которой прикреплена лента, активными действиями кистью, предплечьем, всей рукой - гимнастка выполняет различные махи, круги, броски, перехваты, перебросы, движения, с помощью которых рисует «змейки», «восьмерки», «спирали». Все это в разных плоскостях и направлениях, в разных темпах и ритмах и в согласии с действиями других частей тела - поворотами и вращениями, прыжками и полупереворотами, наклонами, свободно двигая лентой или обматывая ее вокруг себя, подбрасывая высоко вверх и одновременно выполняя кувырки или напротив, - «расстилая змейку» и перепрыгивая через нее. При соответствующем музыкальном сопровождении упражнения с лентой весьма зрелищны и могут удовлетворить самый изысканный вкус.

Обучение упражнениям с лентой следует начинать с махов и кругов в лицевой, затем в боковой плоскости. При лицевых кругах и махах необходимо направлять конец палки точно к носкам. Упражнения с лентой изучают правой и левой рукой, в начале на месте, затем в различных стойках, на шагах, беге, прыжках, в сочетании с танцевальными движениями. Их следует чередовать с упражнениями на расслабление для рук.

Для овладения основами техники упражнений с лентой надо включать в работу нужный сустав: во время махов и кругов – плечевой, спиралей – локтевой, змеек – лучше запястный. При этом важно добиваться точности рисунка и заданной плоскости движения. Необходимо строго контролировать ту часть полета ленты, которая выполняется вне поля зрения. Например, в горизонтальных и боковых кругах задняя половина круга, движение змейки за головой. В этом случае контроль осуществляется только мышечным чувством. Махи и круги, выполняемые предплечьем, называются средними, кистью – малыми.

Змейки.

Змейки бывают вертикальными и горизонтальными. Выполняются они только движениями кисти при слегка согнутом локте. Вертикальная змейка выполняется в лицевой и боковой плоскостях, по полу и по воздуху, сгибанием и разгибанием кисти ладонью вниз. Горизонтальная змейка выполняется в горизонтальной и лицевой плоскостях; в первой она может исполняться отведением и приведением кисти ладонью вниз, а так же сгибанием и разгибанием ладонью внутрь. Горизонтальная змейка за головой выполняется слегка согнутой в локте рукой ладонью вверх отведением и приведением кисти.

Спирали.

Спирали аналогично змейкам бывают вертикальными и горизонтальными: выполняются круговым движением предплечья. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине, располагаться близко к друг другу и упруго лететь до конца ленты. Вертикальную спираль можно выполнять перед телом на движение назад, сбоку и сзади на движением вперед, а также слева направо. При горизонтальной спирали снизу вверх палка и кисть вертикальны полу: согнутая рука поднимается несколько выше плеча, пола может касаться только последний виток.

Восьмерки.

Горизонтальные восьмерки выполняются в основных и промежуточных плоскостях. Направление определяется по ходу ленты – вправо к низу, влево кверху и т.д. Восьмерки делятся на большие, средние и малые. Восьмерки в лицевой плоскости состоят из левой и правой половины, в боковой плоскости и над головой – из передней и задней. Во время выполнения восьмерки в лицевой плоскости перешагивать или перепрыгивать в ее правую половину. На беге, вальсовом беге назад малая восьмерка перед телом по полу, по воздуху.

Броски.

Броски выполняются из-за головы быстро, с сильным рывком, при бросках в сторону-вверх рука прямая. Лента в воздухе летит пологой дугой, в момент ловли нужно сразу же продолжить движение, не нарушая заданного «рисунка». Бросок ленты из-за головы вперед-вверх, на беге поймать ленту, горизонтальная змейка сверху вниз.

УПРАЖНЕНИЯ СО СКАКАЛКОЙ.

Упражнения со скакалкой представляют собой сочетания различных прыжков на одной и двух ногах, поочередных перепрыгиваний и вращений скакалки - выполняемых на месте и с продвижением вперед, в сторону, назад, с поворотами, а также с изменением ритма и темпа как прыжков, так и (одновременно с прыжками или «отдельно») движений скакалкой. Такое содержание упражнений со скакалкой требует особой точности движений, не только чувства ритма, но и чувства самого предмета, поскольку конфигурация скакалки может значительно меняться в зависимости от ее натяжения, меняющегося в зависимости от быстроты и амплитуды вращений, а также исходной и специально изменяемой длины. Поскольку прыжки со скакалкой выполняются, как правило, длинными сериями, эти упражнения служат отличным средством развития выносливости, в связи с чем и применяются практически во всех спортивных специализациях в составе общей или специальной физической подготовки.

Важно правильно определить длину скакалки, которая должна быть равна расстоянию от пола до плечевого пояса при выпрямленном положении тела (тогда ее легко вращать и скакалка не запутается при вращениях).

Чтобы разнообразить занятия и варьировать нагрузку, среди упражнений используются прыжки через длинную скакалку (веревку, вращаемую двумя партнерами), прыжки вдвоем, втроем, целой группой, и при этом с самыми разнообразными дополнительными двигательными заданиями. Разучивание прыжков начинают с кружения скакалки вперед. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Кружение скакалки должно быть непрерывным, без задерживания ее под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть скакалку ногами. При прыжках ноги как можно меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение. Вращается скакалка в основном за счет движений кистями; руки не следует напрягать, держат их по направлению в стороны - вниз. Вначале прыжки выполняют медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивается; усложняются и задания.

УПРАЖНЕНИЯ С БУЛАВАМИ.

Упражнения с булавами представляют собой манипуляции двумя предметами. Работая одной или двумя руками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельницы», броски, перекаты булав по площадке или по своему телу, броски булав с заданными направлениями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка приходит через повороты, прыжки с поворотами, различные кувырки и другие сложные движения.

В конце занятия проводится построение и упражнения на расслабление.

Общее расслабление на все мышцы тела одновременно и местное расслабление на отдельные группы мышц или части тела. Легче осваиваются те упражнения, в которых движение выполняется «падением» части тела или пассивным расслаблением ее под собственным весом. Например, в наклоне вперед опустить расслабленные руки. Стоя на месте четыре хлопка руками – выполнять четко, ритмично, во время хлопков – можно музыкальное сопровождение прекратить. Руки через стороны – вверх, подняться – вдох. Руки вниз (мягко) – глубокий выдох. Выполнять в медленном темпе. Расслабить плечевой пояс и руки, выпрямиться.

При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за работу на занятии, даёт положительную обратную связь.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся овладевают основными упражнениями художественной гимнастики, коллективно составляют различные комбинации и упражнения для показательных выступлений (массовых, групповых, парных, индивидуальных, с предметами и без предметов), принимают участие в показательных выступлениях на праздниках, массовых мероприятиях детского морского центра «Юный моряк» и спортивных мероприятиях города Кронштадта.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Возрастная педагогическая психология /Под ред. М.И.Гамезо. - М., 1984 г.

2 . Врачебный контроль в спорте. Дембо А.Г. - М.. 1998 г.

3 . Музыкально – ритмическое воспитание в художественной гимнастике,

Т. Ротерс, -М., 1989 г.

4 . Хореография в спорте, И. Шипилина, Ростов – на - Дону, 2004 г.

5 . Гимнастика: Учебное пособие /Под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшиковой. – М.:Академия, 2005 г.

6 . Художественная гимнастика: учебник/Под редакцией Т.С. Лисиной. – М.: Физкультура и спорт, 1982 год.

7 . Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнастов. Автореферат, -М.:, 1980 год.


Перекаты мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол. Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно

только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома.

Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз, перекатить обратно на ладони.

2. И. п. - о. с, руки вперед ладонями вниз, мяч на тыль ной стороне ладоней. Припод нимая и опуская руки, прока тывать мяч по рукам на грудь и обратно на ладони

3. То же, перекатывая мяч на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти (на беге назад).

4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой ладони.

а) Слегка поднимая правую руку, перекатить мяч на грудь. б) Левой рукой задержать мяч на груди, положив ладонь на мяч сверху. в-г) Повернув левую кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку в и. п. Повторить перекат на левой руке.

5. И. п.-руки в стороны, мяч на правой ладони.

1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь.

2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой.

Программное упражнение. 6. П п. -о. е., правая рука в сторону, мяч на ладони. 1. Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п., левая рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.

Выкруты мяча. Направление выкрута бывает внутрь и наружу. Движение совершается в вертикальной или горизонтальной плоскости.

Выкрз’т в вертикальной плоскости внутрь. 1. И. п.- правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони (рис. 73). Слегка приподнимая руку с мячом, повернуть

кисть на 360° внутрь ладонью вверх. В конце движения руку слегка опустить.

Выкрут в вертикальной плоскости наружу выполняется после окончания выкрута внутрь.

2. И п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони. 1-2. Вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Вертикальный выкрут наружу. 5-6. Перебросить мяч из правой руки в левую. 7-8. К п. для выполнения упражнения левой рукой.-

3. И п. -то же. 1-2. Шаг левой вперед, приставить правую в полуприсед, вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Шаг левой назад, приставить правую в полуприсед. Вер шкальный выкрут мяча наружу. 5-6. Перебросить мяч в левую руку. 7-8. И п.

Выкрут в горизонтальной плоскости внутрь и наружу. 4. И. п. -о. с, правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони. Сгибая руку в локтевом суставе, предплечьем и кистью вместе с мячом описать дугу вперед-внутрь (рис. 74), выпрямляя руку в сторону ладонью вверх. Выкрут наружу выполняется таким же движением руки в обратном направлении.

Выкрут внутрь можно заканчивать небольшим броском мяча вверх. Для этого следует слегка опустить руку, а затем небольшим махом бросить мяч вверх, быстро повернув кисть наружу, и поймать его на ладонь снизу.

Горизонтальные выкруты выполняют плавно и слитно, сочетая с полуприседами и небольшими наклонами туловища

Зачетная комбинация с мячом Вальс. Построение в колонну по три в шахматном порядке. И. п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони.

вперед, а также с шагами, бегом, танцевальными шагами.


Гимнастические упражнения с мячом

06.04.2013 4939 0

Гимнастические упражнения с мячом

Упражнения с мячом развивают чувство ритма, точ­ность движений в пространстве и времени, силу мышц рук и плечевого пояса. Для них характерна мягкость движений, плавность перехода от одного по­ложения к другому. На занятиях в зависимости от за­дач урока и возраста занимающихся используют ре­зиновые мячи малого диаметра (8- 12 см), среднего(15- 18 см) и большого (20 см и более).

С мячами выполняются броски, ловля, отбивы, пе­рекаты, махи, круги, выкруты, восьмерки. Броски и ловля мяча проводятся одной или двумя руками в различных направлениях. В момент ловли мяча сле­дует продолжить движение рукой вниз для погаше­ния его скорости. Отбивы выполняются одной и дву­мя руками вертикально или под углом. Перекаты мя­ча осуществляются по рукам, туловищу, ногам и полу. Махи и круги исполняются прямой рукой в вер­тикальной и горизонтальной плоскостях. Выкруты с мячом проводятся внутрь И наружу в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движения ног при вы­полнении упражнений должны быть пружинистыми и плавными.

Важное значение имеет правильное держание мяча. Мяч может удерживаться пальцами рук с боков, лежать на ладонях или на тыльной стороне кистей.

Броски и ловля мяча разными способами.

Бросок двумя руками, вверх произво­дится из положения ноги вместе, мяч на ладонях внизу. На счет 1-2 проводится бросок, а на счет 3-4 мяч ловится на уровне плеч двумя вытянутыми руками .

Бросок мяча одной рукой вверх осуществляется из исходного положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. Мяч бросается вверх на счет 1-2 и ловится одной или двумя руками на счет 3-4. Левой рукой упражнение выполняется в этой же последовательности.

Перебрасывание мяча из правой руки в левую по дуге над головой проводится на счет 1-2 из исходно­го положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. То же движение левой рукой oсуществляется на счет 3-4.

Под левую руку мяч бросается из положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. Бросок производится на счет 1-2. На счет 3-4 мяч ловится левой рукой. После этого на счет 5-8 прово­дится бросок под правую руку.

Бросок мяча вверх - вперед из-за спины правой рукой над правым плечом и ловля его двумя руками производятся на счет 1-2 из исходного положения ноги вместе, руки сзади внизу с мячом. На счет 3-4 упражнение выполняется левой рукой.

Бросок мяча о пол перед со­бой двумя руками выполняет­ся из положения ноги вместе, мяч впереди в руках, согнутых в локтях. На счет 1-2 произво­дится бросок мяча, на счет 3­4 - ловля двумя руками.

Бросок мяча о пол правой ру­кой производится из исходного положения ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке, насчет 1. На счет 2 мяч ловится после отскока правой рукой. Насчет 3-4 упражнение выпол­няется левой рукой.

Выполнение перекатов мяча производится из ис­ходного положения ноги вместе, мяч - перед гру­дью, левая рука сверху (ладонь вниз), правая рука снизу (ладонью вниз). Перекат производится на счет1-4 вращением мяча внутрь, не отрывая от него кис­тей рук. На счет 5-8 упражнение выполняется вра­щением мяча наружу.

Перекат мяча по рукам на грудь осуществляется из исходного положения ноги вместе, руки направлены вперед вверх, мяч на ладонях. На счет 1-2 необходи­мо перекатить мяч по рукам на грудь. На счет 3-4 следует опустить руки вперед вниз и перекатить мяч обратно на ладони.



В художественной гимнастике широко применяются упражнения с различными предметами: малым и средним мячом, скакалкой, обручем, лентой, вымпелом, шарфом . Они способствуют развитию тонкого мышечного чувства, глазомера, приучают к точности в движениях, совершенствуют их координацию. Кроме того, они позволяют создавать красивые, интересные рисунки движений.

Все упражнения с предметами в художественной гимнастике основаны на движениях без предмета. Поэтому переходить к ним следует после систематических тренировок по выполнению упражнений без предметов. В каждую тренировку включайте один предмет. Начните с малого (теннисного) мяча.

Упражнения с мячом

Упражнение № 1

Положите мяч на ладонь правой руки, а левую поднимите в сторону. Слегка приседая и опуская голову на грудь, бросьте мяч вверх. Заканчивая бросок, выпрямите корпус, поднимите голову и смотрите на мяч. (Рис. 1 а, б)

Теперь поймайте мяч правой рукой, так же слегка приседая и наклоняя голову. В момент касания мячом руки, она продолжает опускаться, тем самым пассируя (смягчая) удар мяча о ладонь. (Рис. 1 в, г)

Упражнение № 2

Повторите бросок вверх левой рукой, соблюдая те же требования. Сделайте по 4-6 бросков каждой рукой.

Упражнение № 3

Бросьте мяч правой рукой и поймайте его левой (4-6 раз).

Упражнение № 4

В момент, когда мяч будет вверху, сделайте хлопок руками над головой, за спиной.

Упражнение № 5

Бросьте мяч повыше и, когда он будет вверху, сделайте поворот на месте, переступая на носках. Руки вытяните в стороны. (Рис. 2)

Повторите броски другой рукой с поворотом в противоположную сторону 2-4 раза.

Упражнение № 6

Держите мяч пальцами сверху. Слегка приседая и округляя спину, ударьте мячом о пол. (Рис. 3 а)

После отскока подхватите мяч на ладонь и, не останавливая его движения, подбейте слегка вверх. Сделайте то же другой рукой. Повторите движения 4-6 раз.

Упражнение № 7

Сделайте шаг левой ногой, сгибая вперед правую, и одновременно бросьте мяч вверх левой рукой. (Рис. 4).

Поймав мяч, сделайте шаг другой ногой и бросьте мяч правой рукой. Повторите 6-8 раз. Теперь усложните бросок, делая его не на шаге, а на подскоке на опорной ноге (8-10-12 раз).

Упражнение № 8

Бросьте мяч правой рукой под левую, вытянув ее вперед (рис. 5 а), и поймайте ладонью левой. Затем, не задерживая мяча, бросьте его левой рукой под правую (рис. 5 б) и поймайте правой. Бросайте мяч непрерывно каждой рукой по 4-6 раз и при этом смотрите на мяч.

Упражнение № 9

Бросьте мяч правой рукой под согнутую в колене левую ногу (рис. 6 а) и поймайте его левой рукой. Не задерживая мяча, бросьте его под правую ногу. (Рис. 6 б). Броски надо делать по 2-4 раза под каждую ногу.

Упражнение № 10

Сделайте броски на «скачке», т. е. во время броска под согнутую ногу другая нога должна оттолкнуться от пола. Во время «скачков» продвигайтесь вперед или назад. (Рис. 7). Повторите все 2-4-6-8 раз.

Упражнение № 11

Соедините в одно непрерывное упражнение броски под руку (рис. 5 а, б) с бросками под согнутую ногу (Рис. 6 а, б)

Упражнение № 12

Держа мяч правой рукой, ведите ее вниз и назад, одновременно сгибая в локте, а потом в лучезапястном суставе. Затем бросьте мяч по дуге вверх над правым плечом (рис. 8 а, б) и поймайте правой рукой.

Этот бросок называется «выкрутом». Повторите его левой рукой. Сделайте по 4-6 бросков одной и другой, рукой. Это движение можно выполнять, танцуя «Польку».

Упражнение № 13

Вытяните руки в стороны, ноги поставьте врозь. Мяч держите в правой руке. Затем, слегка приседая на правой ноге и наклоняя корпус вправо, бросьте мяч «выкрутом» за спиной с таким расчетом, чтобы он не коснулся спины и пролетел по дуге сзади в левую руку (Рис. 9 а, б)

Поймав мяч левой рукой, не задерживайте его, а перебросьте «выкрутом» за спиной в правую руку. Повторите это 4-6 раз.

Примечание:

Когда эти основные движения с мячом будут отработаны, можно их соединять между собой по своему усмотрению в короткие упражнения и делать их группой, стоя в кругу или продвигаясь под музыку танцевальными шагами «Польки» или «Галопа».

От малого теннисного мяча переходите к среднему. Это обыкновенный резиновый мяч, диаметром 15-16 сантиметров. Делать упражнения с ним труднее, поэтому вначале следует научиться хорошо владеть малым мячом.

Упражнения со скакалкой

Освоив мяч, можно переходить к упражнениям со скакалкой в художественной гимнастике . Продается она в спортивных магазинах. Чтобы выбрать скакалку по своему росту, встаньте обеими ногами на середину шнура, а ручки подтяните к плечам. (Рис. 10). Скакалку можно сделать и самим: проденьте через деревянные ручки пеньковую веревку, плотный шнур или резиновую трубку.


Упражнение № 14

Вращая скакалку вперед, делайте подскоки, выпрямляя поочередно то одну, то другую ногу (Рис. 11). Корпус держите прямо, носки оттягивайте. Вращайте скакалку при участии только лучезапястных суставов. Сделайте 8-12 движений.

Упражнение № 15

Повторите предыдущее упражнение, вращая скакалку назад (Рис. 12).

Упражнение № 16

Делайте подскоки на одной ноге, согнув другую вперед (4 раза). Не останавливая вращения скакалки вперед, повторите подскоки на другой ноге (Рис. 13)

Выполните это же движение, вращая скакалку назад.

Упражнение № 17

Вращайте скакалку вперед один раз просто, а другой раз - скрещивая руки. Подскоки делайте одновременно, отталкиваясь двумя ногами. (Рис. 14 а, б). Сделайте непрерывно 8-12-16 подскоков. Затем повторите то же самое, вращая скакалку назад.

Примечание: Сделав два-три упражнения со скакалкой, отдохните, но не стойте на месте, не садитесь, а пройдите несколько шагов, глубоко дыша.

Упражнение № 18

Сложите скакалку вдвое и обе ее ручки возьмите в правую руку. Наклонитесь вперед и вращайте скакалку правой рукой под ногами, перепрыгивая через нее то одной, то другой ногой (Рис. 15).

Сделайте это 6-8 раз, отдохните и повторите упражнение, вращая скакалку левой рукой.

Упражнение № 19

Отталкиваясь обеими ногами, сделайте энергичный подскок вверх так, чтобы в это время скакалка дважды прокрутилась под ногами. Это будет двойное вращение. Повторите его 2-4-6 раз.

Примечание: Отдельные упражнения со скакалкой можно по-разному сочетать. Их хорошо выполнять под русские плясовые мелодии.

Упражнения с лентой

Упражнения с лентой в художественной гимнастике можно делать в большой комнате, в зале и на воздухе. Длина ленты 5 метров, ширина 3-5 сантиметров. Один конец ее прикрепите к палочке при помощи кольца. Длина палочки 65-70 см (Рис. 16 вверху)

Упражнение № 20

Встаньте на носки, возьмите палочку с лентой в правую руку и делайте ею энергичный взмах влево по большой дуге, а затем, не останавливая движения, возвращайте таким же взмахом вправо. Ноги при этом слегка сгибаются в коленях. (Рис. 17) Повторите это 4-6 раз.

Можно делать не дуги, а круги, вращая ленту несколько раз перед собой. Или делать круги над головой, стоя на одной ноге. (Рис. 18). Во время вращений можно продвигаться шагами, прыжками.

Круги можно делать и в боковой плоскости (Рис. 19), стоя на одной ноге или продвигаясь танцевальными шагами.

Упражнение № 21

Стоя чуть наклонившись на двух или на одной ноге, делайте короткие ритмичные движения лентой взерх-вниз. (Рис. 20). При этом движении лента будет извиваться «змейкой». Эту «змейку» можно делать и с поворотом на месте (Рис. 21), но в этом случае лента не должна касаться пола.


Упражнение № 22

Вращая ленту непрерывными кругами в лицевой пл¬скости, можно прыгать через нее, как бы перешагивая сначала одной, а потом другой ногой. (Рис. 22)

Упражнение № 23

Бег с лентой, во время которого лента извивается «змейкой» в воздухе. (Рис. 23)


Соедините движения по дуге и по кругу со «змейкой», бегом, прыжками и поворотом. Получится красивое упражнение.

Упражнения с шарфом

Для упражнения с шарфом достаньте кусок шелковой, очень легкой материи, длиной 2 м и шириной 80-90 см. Для этой цели подойдет газовый шарф. С ним можно делать многие движения, описанные в упражнениях с лентой, например дуги и круги в лицевой (рис. 24 вверху) и боковой (рис. 25) плоскостях. Шарф надо держать одной рукой за узкий край.

Взмахивать шарфом, держа его за широкий край.

Стремительно бежать с шарфом, поднятым над головой (Рис. 26 выше)

Делать прыжки, держа шарф двумя руками за широкий (рис. 27) или за узкий (рис. 28) края.

Наклоняться назад (рис. 29)

Стоять на одной ноге, удерживая равновесие. (Рис. 30)


Примечание: Отдельные движения с шарфом также можно соединять в короткие упражнения, выполняя их под музыку.

Несколько методических указаний к упражнениям с предметами

Начиная с первого упражнения следите за тем, чтобы все тело участвовало в движении. Так, при подбрасывании мяча вверх движения должны выполняться «волной». Свободная рука должна оставаться в одном и том же положении, если она не принимает активного участия в движении.

В момент ловли мяча в большинстве случаев необходимо смягчать его удар, как указано в упражнении № 1 (рис. 1 в, г). В пассировке падающего мяча принимает участие все тело: корпус, ноги, руки. Происходит как бы «круглое» полуприседание. Вообще во всех упражнениях с предметами в художественной гимнастике необходимо активное участие всего тела.

Каждое упражнение следует повторять, делая его правой и левой рукой. Соединяйте предыдущее упражнение с последующим, чтобы получать новые короткие «связки».

Осторожнее занимайтесь со скакалкой. Не перегружайте организм прыжками!

Чередуйте движения с отдыхом, постепенно увеличивая число прыжков.

Непременное условие для всех упражнений - правильное дыхание. Его нельзя задерживать. Дышите всегда глубоко и ритмично. Помните и об осанке.

После тренировки не забудьте сделать заключительные успокаивающие упражнения.

Сочиняйте сами короткие упражнения с отдельными предметами. Исполняйте их целой группой.

По материалам журнала…