Мы обрабатываем информацию, то есть думаем в виде зрительных образов, звуков или акустических образов и тактильных ощущений или чувств. Психологи называют это системами представления. Всего насчитывают три системы представления.

1) Визуальная система. Внешние объекты, которые мы видим, и внутренние картины, а также то, что мы видим вокруг «вживую».

2) Аудиальная система. Внешние звуки, которые мы слышим, и внутренние звуки, которые мы создаем. Эта система включает в себя вспоминаемые слова или звуки, а также живые звуки вокруг нас.

3) Кинестетическая система. То, что мы чувствуем. Это могут быть действительные физические ощущения или воображаемые. Можете представить, что Вы на пляже и чувствуете песок между пальцами ног?

Большинство из нас развивает наибольшую эффективность в той или другой системе представления, хотя пользуемся мы всеми тремя.

Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувствами, образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Главная функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, чего ещё не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения .

В более широком смысле к воображению можно отнести любое представление, визуализацию любых предметов и явлений, а также воспоминание, как «ревоображение» – актуализацию ранее воспринимавшегося материала, всплывание ранее сформированных образов, их локализацию во времени и пространстве.

Воображение – это способность человека представить себе объекты и процессы, не воспринимаемые им в данный момент или не существующие в личном опыте данного человека или вообще в действительности.


Воображение является процессом преобразующего отражения действительности, при котором в результате анализа исходного материала происходит перегруппировка информации и синтез мысленных моделей объектов и процессов.

К воображению относят также сны (непроизвольное воображение ); в этом случае необходимо признать наличие воображения и у животных.

«Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Крайнее проявление непроизвольного воображения – сновидения. В бодрствующем состоянии деятельность может иметь различные степени произвольности. Различают также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Особая форма воображения – мечта. Как и творческое воображение, это самостоятельное создание новых образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта» .

Различают также и другие виды воображения – художественное, коллективное, фантазирование и пр. Важно отметить, что любому виду воображения присущи элементы творчества. Сам процесс создания образа обладает творческим характером.

Можно выделить следующие основные содержательные стороны воображения:

· представление объектов и процессов, которые ранее воспринимались человеком; это простейший вид воображения: каждый из нас легко может представить себе медведя или самолет;

· представление объектов и процессов, не существовавших в личном опыте человека, но при наличии какой-то точной исходной информации, например, каннибализм: вряд ли кто-либо видел натурального людоеда во время пиршества, однако это можно себе представить;

· представление объектов и процессов, не существующих вообще в действительности, при этом исходная информация либо вообще отсутствует, либо крайне скудна (например, образ растения при отсутствии гравитации).

«Научить – нельзя, научиться – можно»

Народная мудрость

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

§4. Функции воображения и его развитие.

Разум человека не может, находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Рис.2 Специфические функции воображения

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Заключение

Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Мышление и воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства.

Таким образом, мышление и воображение является сложным психолого-логическими феноменами, имеющими свои основания, как в физиологии, так и в социальности человека.

Воображение

Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

В. является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, В. становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Главная функция В. в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция В. связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность В. и мышления, но в реальном единстве всех психических функций субъекта В. сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего ещё не существует - либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В. Поэтому В. является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. В. И. Ленин писал о фантазии: "Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 125). "Сотрудничество" логики и В. возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических структур, причём последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодолённых преград на пути формализации эвристических процессов и передачи их машине.

Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т.д.). Творческое В. состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, "объективации" жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого В. представляет собой мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней идея ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.

Чрезвычайно широкий диапазон проявлений В., всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного "материала" В. В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов ("агглютинация" - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого В. требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).

Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности В. относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

В. развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития В. является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником В. является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в...

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);

соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Сущность и физиологические основы вображения

Физиологическую основу воображения составляют остаточные следовые процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Виды воображения

Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде- всего активностью человека.

Виды воображения

Непроизвольное воображение его еще называют пассивныи или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);

эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

  1. Познавательные процессы воображение и мышление (1)

    Реферат >> Психология

    Тему: «Познавательные процессы : воображение и мышление» . Выполнила: ... Познавательные процессы : воображение и мышление» . Выполнила: Галеева Д. Р. группа ГМУ – 212 Проверила: Зайнина О. В. Уфа – 2003г. СОДЕРЖАНИЕ 1.Познавательные процессы . 3 1.1.Воображение ...

  2. Познавательные процессы (3)

    Контрольная работа >> Психология

    ... Познавательные процессы . 4 Ощущение. 4 Восприятие. 6 Мышление . 8 Сознание. 10 Речь. 11 Внимание. 13 Память. 17 Воображение ... функции: Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление ), а также организует память. ...

  3. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте (1)

    Реферат >> Психология

    К развитию восприятия, внимания, памяти, воображению , мышлению и речи. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую... более продуктивной. 4. Развитие мышления Мышление как бы объединяет все познавательные процессы , обеспечивает их развитие...

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности . При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики . Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.

Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной выработке условных рефлексов: одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу отторжения.

Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге для снятия психической напряженности или даже болевых ощущений. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Различают следующие виды представлений.

По ведущему анализатору:

– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);

– слуховые (представления музыкальной мелодии);

– обонятельные (представление запаха эфира);

– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);

– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;

По степени обобщенности:

– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;

– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

По степени проявления волевых усилий:

– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт

– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По продолжительности:

– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;

– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;

– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.

По степени обобщенности:

– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;

– общие – образы обобщенных предметов, явлений.

Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение . Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение , хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

    агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

    аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

    акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

    преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.


Воображе ние, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

В. является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, В. становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Главная функция В. в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция В. связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность В. и мышления, но в реальном единстве всех психических функций субъекта В. сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего ещё не существует - либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В. Поэтому В. является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. В. И. Ленин писал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 125). «Сотрудничество» логики и В. возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических структур, причём последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодолённых преград на пути формализации эвристических процессов и передачи их машине.

Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т.д.). Творческое В. состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, «объективации» жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого В. представляет собой мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней идея ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.

Чрезвычайно широкий диапазон проявлений В., всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного «материала» В. В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов («агглютинация» - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого В. требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).

Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности В. относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

В. развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития В. является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником В. является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, «Философские записки», 1950, т. 5, с. 58-98; Беркинблит М., Петровский А., Фантазия и реальность, М., 1968; Вундт В., Фантазия, как основа искусства, [пер. с нем.], СПБ - М., 1914: Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1968; Рибо [Т.], Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Розов А. И., Фантазия и творчество, «Вопросы философии», 1966, № 9; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М. - Л., 1934; Воirel R., L’ invention, P., 1955; Chowdhury К., Vernon P., An experimental study of imagery and its relation to abilities and interests, «The British Journal of Psychology», 1964, v. 55, № 3; McKellar P., Imagination and thinking. A psychological analysis, L., 1.1957]; Osborn A. F., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, N. Y., ; Ryle G., Imagination, в кн.: Essays in phylosophical psychology, ed. D. F. Gustafson, L. - Melb., 1967; Sartre J. P., L’ imaginaire, P., 1960.

ГУ «Тенизовская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»

8 класс

Тема: " "

9 класс

Тема: Смена экосистем. Агроценоз.

Учитель биологии: Карахметова А.К.

2013-2014 учебный год

План-конспект открытого урока в классе-комплекте (8-9) с русским языком обучения

8 класс

9 класс

Тема урока: Познавательные процессы человека "

Тема урока: Смена экосистем. Агроценозы

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека.

Цель урока: Сформировать знания об особенностях агроценоза как искусственной экосистемы , дать его характеристику в сравнении с биогеоценозом . ...

Образовательные:

сформировать у учащихся знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Развивающие:

развитие умения сравнивать, делать выводы, анализировать и систематизировать информацию, обобщать, устанавливать соответствие.

Воспитательная: формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Задачи: Сформировать понятие об агроценозе, познакомить учащихся с его структурой и организацией, с методами поддержания его устойчивости.

Дать сравнительную характеристику биогеоценоза и агроценоза.

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты.

Продолжить формирование чувства ответственности, бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Оборудование: таблицы, иллюстрации с изображением агроценозов, ноутбук презентация

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока:изучение нового материала

Ход урока

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,но, ради бога, - размышляйте, и хотя криво, - да сами. Г. Лессинг

I .Организационный момент. 2 мин

Сегодня мы работаем по маршрутному листу.
Прочитайте, по какому маршруту мы пойдём. В течение урока вы будете себя оценивать и ставить отметки в лист самооценки.

II . Этап актуализации знаний проводился в виде работы в парах, учащимся предлагалось выполнить задание на нахождение соответствия, для этого надо было проанализировать содержание определений познавательных процессов, изученных на предыдущем уроке и подобрать подходящий пример (приложение ).

Проверка правильности выполнения осуществлялась с помощью проектора. Работа в парах способствует восполнению пробелов в знаниях, если таковые имеются. 5 мин

Постановка цели урока

II.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. (5 мин) Тест.

ТЕСТЫ

1.Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется

а) зоология; б) экология; в)орнитология.

2.Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к

а) абиотическим факторам;б) биотическим факторам; в) антропогенным факторам.

3.Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется

4.Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует

а) экосистему;б) биогеоценоз;в) сообщество.

а) солнечная энергия; б) геотермальная энергия; в) естественная радиация.

III. Работа с учителем. 8 мин

Постановка учебной задачи.

Откройте содержание учебника. Презентация Работа с учебным материалом, запись в тетради

III. Работа с учителем 8 мин

Презентация

Человек в процессе эволюции научился не только пользоваться дарами природы, но и создавать их.

Почему мы сегодня поднимаем вопрос об агроценозах? В чем состоит проблема?

Агроценоз – это сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, существующие совместно в результате воздействия человека для получения с/х продукции.

Мы живем в сельской местности. Целинных земель почти не осталось. В основном вокруг мы наблюдаем обрабатываемые земельные площади.

Назовите, какие основные агроценозы характерны для нашей местности?

(поле, сад, огород, цветник, ягодник, парк, газон, лесополоса, пруд)

/ показ слайдов агроценозов/

IV. Работа с учителем. 10 мин

Учитель диктует 12 понятий, после чего учащиеся должны записать все, что запомнили из этого списка.

Примерный список слов:

плакат
урок
песня
мысль
краска
тишина
совесть
сосед
указка
дружба
речь
пример

Затем производится проверка, в которой учитывается не только правильное запоминание слов, но и их порядок. Результат записывается в тетради.

IV. Самостоятельная работа.10 мин

С помощью учебника на стр. 255 – 256 сравнить агроценоз от природной экосистемы (биогеоценоз). По результатам работы заполнить табличку:(Отличия экосистемы луга и поля

Составить кластер

V. Самостоятельная работа по группам 5 мин мин

Ученикам предлагается на основе полученных данных составить рекомендации по оптимизации процесса запоминания с учетом ведущего типа памяти (самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).

V. Индивидуальная работа. 5 мин

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

ЛУГОВЫЕ ЛЕСНЫЕ БОЛОТНЫЕ

ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫННЫЕ

КАРТОЧКА №2

Зайцы, Липы,Подосиновики,Дрозды,Почвенные микроорганизмы, Берёзы,Кукушки.Шмели,

Дубовый шелкопряд, Медуницы, Осоки,

Сфагнум,Синезеленые,Плесневые грибы.

Физминутка для глаз 2 мин

VI . Работа с учителем. 5 мин

Тест. Взаимопроверка. Выставление оценок

VI . Самостоятельная работа. 5 мин

Тест по слайдам

VII. Рефлексия. 5 мин

1. Что лежит в основе навыков, например, при ходьбе, беге, письме, пользовании при еде ложкой, вилкой, ножом?

2. Ребёнок плачет при виде человека в белом халате. Объясните, как выработался такой рефлекс? Как его затормозить?

3. Проблема. Ребёнок в возрасте до года попал в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьётся ли у него мышление?

4. Приведите примеры внутреннего торможения рефлексов у человека из повседневной жизни. Поясните, какое значение имеет внутреннее торможение?

5. Слову свойственна обобщающая функция. Объясните, в чём заключается смысл слов «гроза», «мебель».

VII. Закрепление 5 мин

Для закрепления знаний о взаимоотношениях в сообществе, предлагаю решить простейшие экологические задачи.

Для того, чтобы выжить, серой жабе необходимо в день съедать 5 г слизней- вредителей с/х культур. Рассчитайте: на площади 1 га обитает 10 жаб. Сколько вредителей они уничтожат за летний месяц? (30 дней)

Для одного из агроценозов характерна следующая пищевая цепь: злаки

кузнечики лягушка уж орёл. Масса каких организмов должна быть наибольшей? Почему? Какой должна быть масса ужей, чтобы орёл достиг массы 5 кг? (Помните « Правило 10 процентов »).

VI II . Инструктаж по выполнению домашнего задания. Д/з: § 60 стр 266-169, доп. лит. 3 мин

VI II . Рефлексия 3 мин

Д/З § 56, кроссворд (по выбору), с использованием терминологии сегодняшнего урока. Подготовить сообщение «Биологические методы борьбы с вредителями»

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А. П. Чехов

Итог урока: выставление оценок

Литература, материал интернет ресурсы

Анатомия и физиология человека. 1997 год. Россия.

“Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил.учебник 8 класса Алимкулова Р., Сатимбеков Р., Соловьева А.

Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д. Зверев, Просвещение, 1983 г

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995

9 класс

Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ М.Гильманов, Л.Абшенова, А.Соловьева.-Алматы:Атамура

И.А. Жигарев, О.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова «Основы экологии» сборник задач, упражнений и практических работ. Дрофа 2001 год.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Вариант 1

А1. Что определяет поведение человека?

1) условные рефлексы

2) безусловные рефлексы

3) осознанные, обдуманные действия

4) инстинкт

А2. Как называют память, действующую лишь тот срок, который необходим для совершения того или иного действия?

1) долговременной

2)тренированной

3) нетренированной

4) оперативной

A3. Если при запоминании между фактами устанавливается система связей, позволяющая последовательно извлекать последующую информацию из уже известной, то действует:

1) механическая память

2) логическая память

3) оперативная память

4) кратковременная память

А4. Как называется способность на основе известных знаний добывать новую информацию?

1) мышление 3) запоминание

2) сознание 4) воображение

В1. Что составляет подсознание человека?

В2. Каким термином называют память, воображение, мышление, ощущения, восприятие, представления?

_________________________________________________________________________

С1. В чем состоит главное отличие человека от животных?

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Вариант 2

А1. От чего зависит, на каком языке начнет говорить ребенок?

1) от головного мозга

2) от речевых центров

3) от окружающей его языковой среды

4) от этнической принадлежности

А2. Как называется сохранение в сознании прошлого опыта, который возможно воспроизвести и использовать повторно?

1) мышление 3) сознание

2) память 4) ощущение

A3. Если при запоминании каждый факт заучивается отдельно, без связи с остальными, и попытки выявить закономерность между фактами отсутствуют, то действует:

1) механическая память

2) логическая память

3) оперативная память

4) тренированная память

А4. Как называется создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся в действительности?

1) сознание 3) воспоминание

2) мышление 4) воображение

В1. Как называется наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека?

В2. С чего начинается познавательная деятельность человека?

__________________________________________________________________________

С1. В чем разница между механической и логической памятью?

Приложение 1.

Подберите каждому познавательному процессу соответствующий пример.

(соедините стрелками познавательный процесс с соответствующим примером.)

Мышление

Шерсть мягкая

Представление

Кошка – представитель отряда Хищные звери

Воображение

Кошка легко вспрыгнет на шкаф

Ощущение

Кошка – животное с пушистой шерстью

Объясните, почему вы выбрали именно эти примеры.

Отличия агроценоза и природной экосистемы:

Характеристика

Природная экосистема

Агроценозы

1.Видовое разнообразие

2.Устойчивость

3. Действие отбора

4. Источник энергии

5.Круговорот элементов

6.Саморегуляция

7. Продуктивность

Сравнительная характеристика экосистемы луг и полей

Параметры для сравнения

Экосистема

Поле

Вид экосистемы

Компоненты

Действующий отбор

Видовое разнообразие

Пищевые цепи

Источник энергии

Баланс питательных элементов

Саморегуляция

Устойчивость

Круговорот веществ

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

Продукцией экосистем называется прирост биомассы, созданной за единицу времени. Какие из указанных на схеме экосистем имеют наибольшую и наименьшую продуктивность? Почему?

ЛУГОВЫЕ ЛЕСНЫЕ БОЛОТНЫЕ

ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫННЫЕ

СТЕПНЫЕ ТУНДРОВЫЕ ВЫСОКОГОРНЫЕ

ТЕСТ 9 класс

    Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется

а) зоология;

б) экология;

в) орнитология.

    Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к

а) абиотическим факторам;

б) биотическим факторам;

в) антропогенным факторам.

    Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется

б) хищничество;

в) симбиоз.

    Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует

а) экосистему;

б) биогеоценоз;

в) сообщество.

5. Основным источником энергии в экосистеме является

а) солнечная энергия;

б) геотермальная энергия;

в) естественная радиация.

КАРТОЧКА №3

Какие группы организмов обязательно должны существовать в любой экосистеме? В перечне обитателей смешанного леса подчеркните продуценты, галочкой отметьте редуценты:

Подосиновики,

Почвенные микроорганизмы,

Дубовый шелкопряд,

Медуницы,

Синезеленые,

Плесневые грибы.

Проверка результатов работы на карточках, выставление отметок.

Самоанализ урока.

Урок проходил в _8 и 9 классе, предмет – биология, в классе _4/1__ человек, на уроке присутствовали все.

Тема урока: «Особенности высшей нервной деятельности человека.Познавательные процессы человека», « Смена экосистем. Агроценоз»

Тип урока: усвоение нового материала.

Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Цель урока : диагностика и коррекция знаний учащихся по данной теме.

Задачи, которые я ставила :

Образовательные: изучить материал по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека.Познавательные процессы человека», Агроценоз» проверить объём и глубину знаний;

Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, умение применять знания в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.

Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности. Урок содержит большой объем информации.

На уроке применялись различные формы учебной деятельности : работа по маршрутным листам, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, работа по карточкам, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формировались следующие компетенции : учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок состоит из 7 этапов:

    Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовалось музыкальное сопровождение, эмоциональный и психологический настрой.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы,где будут использоваться знания в дальнейшем.

    Использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся, задания в маршрутных листах, использование приемов мышления, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, заполнение диаграммы Вена, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха (самооценка).

    Проверка знаний учащихся (тест), задача которого- проверить знания учащихся, взаимопроверка.

    Информирование о домашнем задании. Задача- разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника творческое задание по интересам и степени сложности)

    Рефлексия. Задача этапа- осмысление деятельности ученика и учителя на уроке.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера, проектора позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке.

По результатам само- и взаимооценки учащихся, качество знаний по итогам урока.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям понравился, об этом говорит «Корзина успеха»