На вопрос Сатин и Лука - антиподы или родственные души? заданный автором Ўленька Фея)) лучший ответ это Герои пьесы Горького «На дне» Сатин и Лука во многом антиподы: у них разные взгляды на жизнь, разный круг общения, но, в то же время, их можно назвать родственными душами.
В пьесе «На дне» было лишь два человека, которые в отличие от других, понимали друг друга. Один из них Сатин – бывший вор и жулик, низкий человек, легкомысленный. Любое появление его на улице заканчивается для него очень плачевно - все начинают гнать его, встречают оскорблениями или просто плюют в его сторону, поэтому в рассказе мы чаще встречаемся с ним именно в темной и тесной ночлежке, нежели на улице, то есть если он хочет погулять, то сперва подумает, а стоит ли? Ведь там его никто не ждет и не понимает, практически каждый будет настойчиво объяснять, что и без него здесь тошно. Его не считают за человека - его гонят - именно за его проступки в прошлом, поломавшие всю его жизнь. Все это отразилось и сказалось теперь на отношении к нему окружающих его людей. Хитрость, до сих пор не пропавшая в нем, напоминает о себе, что делает Сатина в глазах людей еще более опасным, отчего его сторонятся и избегают. Но все это с ним по большей части происходит на улице, а в ночлежке он считается даже своим. Здесь к нему привыкли. Сатин не упускает возможность скинуться в карты вечерком С Татарином и Бароном, чему он научился, сидя в тюрьме за убийство. Тюрьма оставила свой след в его жизни – наверно, именно там у него входит в привычку коверкать слова, например, для него нос – это что-то вроде «нюхалки» , организм для него – это «органон» . Если что-то кому-то из ночлежки не нравится в его действиях, то сразу начинают упорно напоминать кто он такой (вор) , что не очень приятно, отчего может в нем и рождается та циничность к людям. Смерть человека – это для него пустяк! Который если его не касается, то он и не обращает на него должного внимания. Когда умирает Анна, Сатин утверждает, что это проблемы Клеща, а значит и решать он их должен сам.
И тут появляется Лука - странствующий старикашка, ищущий тепло. А где тепло – там и Родина, по его мнению. Со всеми мучениками ночлежки у Луки нет проблем в отношениях, проститутка Настя даже влюбляется в него, хотя он ей в прадеды годится! Но только хозяева не понимают, что он здесь в виде Родины нашел, и хотят, чтобы он как можно скорее съехал. Гриб поганый – вот таким, по мнению Василисы, является Лука. А Костылев и вовсе его терпеть не хочет и не может. В ночлежке все становится правильнее, интереснее, с приходом Луки проблемы решаются лучше – его по большей части уважают, но не верят его сказкам. От него не становится теснее во всех отношениях.
Самыми теплыми чувствами проникнет к Луке Сатин. Он находит что-то свое, родное, теплое. Все представители дна были удивлены, когда увидели, что Сатин уважает и хорошо относится к Луке. От него этого никто не ждал, настолько это было невероятно. Сатин начинает понимать, после общения со старикашкой, что все в жизни возможно, стоит лишь только захотеть.
Лука и Сатин – люди разные в стилях жизни, в общении, но в одном мнения схожи – человек – вот, правда. Сатин хочет стать человеком, он хочет, чтоб пропала та давняя ненависть к нему, которая прилипла к прохожим на улице, но видимо, поздно что-то менять, это так и остается его мечтой!
Таковым человеком можно считать Луку. Он верующий, а значит, к грехам не сильно привык. Правда сомневается, есть ли на самом деле бог.
Цель жизни Луки – прожить как можно лучше, с пользой в основном не для себя, а для людей. Чем больше он помогает, тем светлее становится жизнь человека, которому он помог. Этой помощи, видно, хозяева не понимают и добиваются того, что Старикашка исчезает вовремя, что считает правильным! Единственный, кто пытался хоть как-то удержать Луку был, конечно же, Сатин, чувствуя, что теряет близкого друга. Узнав о том, что все-таки он ушел, Сатин смиряется и продолжает жить, но уже с несколько другим взглядом на жизнь – положительным.

Сатин — один из центральных образов пьесы М. Горького «На дне», антипод страннику Луке. До ночлежки Сатин работал телеграфистом, выступал на сцене, потом отсидел 4 года в тюрьме за то, что заступился за сестру: «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы — нет ходу».

Теперь он — карточный шулер. По репликам героя и замечаниям других персонажей понятно, что Сатин образованнее прочих, умнее, многое читал и знает.

Он жесток в оценках «соседей», разоблачает «вымыслы» Луки: Клещу, продавшему все инструменты (а с ними — надежду на нормальную жизнь) советует успокоиться и просто «обременять землю», Актёру говорит, что бесплатных лечебниц для алкоголиков не бывает. Однако Сатин горячо заступается за Луку, когда ночлежники обвиняют старца во лжи. Герой признаётся, что странник подействовал на него, как кислота на старую заржавленную монету.

Характеристика героя

(К.С. Станиславский в роли Сатина, сцена из спектакля МХТ по пьесе М.Горького "На дне", 1902 )

В отличие от других Сатин уже не мечтает что-то изменить, понимает всю глубину и безнадёжность падения. Потому он весел, не скулит и не жалуется, к людям равнодушен: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется…» — значит, и нечего стыдиться их: живи как хочется.

Кажется, Сатин мало видит различий между ночлежкой и прочим — благополучным — миром. В ночлежке люди страдают от безделья, бесприютности, сознания своей никчёмности. В «благополучном» мире люди — рабы, рабы условностей, порядков, работы: «Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»

Сатину надоело всё мироустройство — слишком однообразное, несправедливое, предсказуемое. Это проявляется символически в его игре словами: он любит произносить малоупотребительные слова, изменять их: «Надоели мне, брат, все человеческие слова… Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова…»

(Старая открытка с диалогами из пьесы "На дне" Горького )

Сатин — герой-резонёр, перекочевавший из пьес классицизма в реализм. Горький, в ту пору — романтик, вкладывает в уста героя много высоких фраз, апофеоз которых: «Человек — это звучит гордо».

О каком человеке говорит Сатин? О Бубнове? О Насте? О Клеще? Вокруг него нет «предметов» для гордости и не о жителях ночлежки речь. Сатин говорит о другом — свободном и гордом человеке, который «за всё платит сам», «кто сам себе хозяин».

Высокие и — чего уж тут стесняться — пустые пока слова обращены в какое-то далёкое будущее. В Сатине — зачатки революционных настроений, ведь существующий мир и «человеки» для героя безнадёжны.

Образ героя в произведении

Сатин — единственный герой, который способен оттолкнуться от «дна», чтобы выбраться на поверхность. В нём есть силы, просто он пока — в отличие от прочих — не хочет «подниматься».

Он единственный, кто не обманывается насчёт своего положения, не мечтает впустую и не презирает других из-за своих бед — он к ночлежникам просто равнодушен. К добровольной «миссии» Луки Сатин относится скептически: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви... мертвецы не слышат!» Но Лука его заинтересовал: старец, подбадривая других, косвенно пробуждает в Сатине уже забытое чувство собственной значимости и силы.

Тогда и возникают эти монологи о свободе, гордости человека, о его безграничных возможностях, о желании творческого, а не рабского труда. Сатин говорит за Горького, выражает его романтические, пока воздушные и безосновательные, но побуждающие к жизни мысли.

Что-то в жизни должно измениться, чтобы такие, как Сатин, «оторвались» от дна, стали работать, созидать, а не просто обворовывать и обманывать людей.

Что?.. Устройство общества. Сатин завуалированно декламирует революционные лозунги. И его легко представить в рядах матросов, солдат, рабочих, которые разрушат привычный мир с его привычными словами.

Лука и Сатин в драме Горького "На дне"

В пьесе "На дне" Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.

Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки - вера в человека: "Человека уважать надо". Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее.

Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: "Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего", несет облегчение обитателям "дна", утешает их, будит в каждом Человека. Барон, вырвавшийся из мира вещей, восклицает: "А ведь зачем-нибудь-то я родился". Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу - возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и он верит: "Я сегодня работал, мел улицу, а водки - не пил!". Лука сеет слова утешения и надежды, но все его обещания ложны. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда.

Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер - повесился, Пепел - в тюрьме, Наташа - пропала, Анна - умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их.

Для чего он лжет? Возможно, для того, чтобы самому еще более утвердиться в своей вере в то, что он говорит Философию Луки отвергает Сатин: "Ложь- религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!". Из философии Луки Сатин берет веру в человека: "Человек - вот правда!", но без жалости. Сатин - философ, рассуждает о значении человека: "существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга", Порой он бывает циничен и именно этот цинизм обнажает ту грязь, с которой бок о бок живет и сам Сатин и все остальные жители.

Сатин - карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: "Хорошо это - чувствовать себя человеком!". Но Сатин к настоящему делу не пригоден. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, объединенных общей судьбой, выраженной тюремной песней: "Емне хочется на волю, но цепь порвать я не могуЕ" Трагедия несбыточности надежд, напрасности слов, отражены в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит на дно всех персонажей Горького.

Правда Луки : человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение Правда Сатина : человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой
«… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!»

Тест

М.Горький «На дне»

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле - особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду... а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была - земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов . Куда? Хо-хо!
Лука . И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!..
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа . Погоди ты... ну, дедушка?
Лука . Человек - не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет... Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему - раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой - и удавился!..
Все молчат.

Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

На вопрос Спор Луки и Сатина. Спор Луки и Сатина в пьессе На дне заданный автором работоспособный лучший ответ это Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, - вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности обмана: ложь в смысле не истина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение и, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей. Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни» . Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!.. » - хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть… » - уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос) , делает вид, что верит Насте: «Я – верю!. . Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!» . Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…» , указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…» . Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь» . С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается. «Он – умница!. . Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… » - восклицает герой. Далее он произносит свой знаменитый монолог: «Человек может верить и не верить… это его дело!. . Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! » Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!») , что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться. Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна» , навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты. Первый акт пьесы изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.