Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность. Выделяют следующие направления внеурочной воспитательной работы.

1. Спортивно-оздоровительное (физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки, детские спортивные секции).

2. Духовно-нравственное (общекультурное) (беседы, встречи, кружки художественного творчества, прикладного искусства, технического творчества (лего-конструирование), посещение художественных выставок, музеев и др.).

3. Общеинтеллектуальное (познавательные беседы, предметные факультативы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры).

4. Социальное (общественно-полезная деятельность по озеленению класса, школы, организация дежурства в классе, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок и детского творчества, субботники).

5. Научно-познавательное (научно-исследовательские конференции на уровне школы, района, республики, разработка проектов к урокам).

6. Художественно-эстетическое (организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи и др.).

Основным средством реализации внеурочной деятельности является основная образовательная программа образовательного учреждения, поэтому рекомендуется создать банк рабочих программ внеурочной деятельности, которые позволят реализовать цели, задачи, направления внеурочной деятельности младших школьников.

Виды и формы внеурочной деятельности в начальной школе.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

1. выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

2. создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

3. формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;

4. развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Формы внеурочной деятельности , используемые в начальной школе:

экскурсии

олимпиады

соревнования

поисковые и научные исследования

общественно полезные практики;

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность случайной регуляции работы, стремительная утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей трудоемки статические нагрузки, ограничения двигательного режима, стремительное переключение с 1-го вида работы на иной и так далее. Также, для первоклассников еще довольно важны виды работы, которыми они занимались в дошкольном детстве, во-первых, игровая деятельность.

Потому, внедрение таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.п. приобретает особенное значение для формирования умения обучаться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление станет способствовать формированию логического мышления на первых шагах обучения в школе

Методы и приемы обучения, применяемые на занятиях по внеурочной деятельности.

Методы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Метод означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Существуют различные классификации методов. Остановимся на группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности. В данной группе методов классификация производится по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические

Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрацию (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов)

К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры.

Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы. Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности.

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и измен­чивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приемов). С помощью приема не решается полностью педагогиче­ская или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И на­оборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приемы.

План внеурочной деятельности - организационно-прогностический документ, который структурирует запланированную в этой сфере работу. Это организационный инструмент реализации ООП, в которую, согласно требованиям ФГОС, входит не только учебная, но и внеурочная деятельность, обеспечивая не только образовательные, но и индивидуально-личностные потребности учеников. План внеурочной деятельности по ФГОС регламентирует:

  • перечень и характер направлений работы;
  • принципы, порядок, формы и объем деятельности.

Документ разрабатывается и утверждается каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Внеурочная деятельность по ФГОС: характеристика

Внеурочная деятельность по ФГОС является одним из средств реализации ООП. Это образовательный процесс, осуществляемый в формах, отличающихся от используемых в классно-урочной системе, но неизменно направленный на освоение школьниками программы.

Образовательные учреждения обязаны обеспечивать реализацию учебного плана и внеурочной деятельности по ФГОС , руководствуясь п.16 ФГОС НОО и п.13 ФГОС ООО, указывая это в соответствующих документах. В школе внеурочная деятельность содействует освоению ООП, помогает ученикам достигать метапредметных и личностных результатов, которые предполагают не столько освоение конкретных знаний, сколько получения навыков действия и принятия решений. Это обусловлено тем, что предметные результаты достигаются на уроках, а метапредметные - во внеурочной деятельности. Исходя из этого, внеурочка, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, опираясь на связь теоретических знаний с практикой, средства наглядности, доступность:

  • упрощает процесс адаптации детей в школе;
  • оптимизирует учебные нагрузки;
  • благоприятно сказывается на условиях для всестороннего развития школьников.

В ходе реализации внеурочной деятельности используется материально-техническое и научно-методическое обеспечение школы, внешние связи и информационные ресурсы.

Внеурочка не входит в учебный план, а потому не измеряется в часах аудиторной нагрузки и не учитывается при расчете предельно допустимой учебной нагрузки. Образовательная нагрузка реализуется через урочную и внеурочную работу, а потому ее величина должна быть согласована с с правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, однако ограничения на объем не относятся к внеурочке, реализуемой в рамках обязанностей педагогов допобразования, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, работа которых не отражена в учебном плане. Важно чередовать статические и двигательно-активные занятия учащихся, чтобы внеурочная деятельность соответствовала санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о принципах организации внеурочной деятельности в школе, составления и изменения прогностических документов помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Программа внеурочной деятельности, которая поможет выполнить с учениками итоговые проекты (образовательная деятельность)
- Как составить перспективный план внеурочной деятельности на уровень основного общего образования (образовательные программы)

План внеурочной деятельности по ФГОС НОО и ООО составляет заместитель директора по УВР, который действует по простому алгоритму. Изначально он определяет объем, формы организации структуру направлений внеурочки, которые могут и будут реализованы в школе. Содержание внеурочной деятельности опирается на ресурсные возможности образовательного учреждения и потребности учащихся. Выбрав модель внеурочной деятельности, школа определяет наполняемость групп и их количество. Согласно санитарным требованиям, наполняемость классов не должна превышать 25 человек, а при наличии дополнительных средств классы могут делиться на группы. В учреждениях допобразования, осуществляющих внеурочную деятельность, в группах должно быть не более 15 учащихся (исключение составляют оркестровые, танцевальные и хоровые коллективы). Ученики и их родители по своему усмотрению выбирают число курсов внеурочной деятельности (по каждому учащемуся классрук ведет учет, дважды в год подавая соответствующую информацию завучу).

Родители или законные представители детей выбирают дополнительные программы внеурочной деятельности в конце учебного года (преимущественно на родительских собраниях). Процедура выбора программ протоколируется, а принятое решение заверяется подписями родителей. При этом родители могут отказаться от реализации внеурочной деятельности через программы в формате аудиторных часов, но поскольку их должно быть не более 50 %, для этого учащегося внеурочка будет реализовываться через другие используемые в школе формы. Аналогичный алгоритм работает для учеников, которые профессионально занимаются в учреждения допобразования (в этом случае в отчетах указывают, что деятельность реализуется ресурсами родителей и школы). Родителям достаточно предоставить заявление о том, что их ребенок посещает учреждения спорта, культуры или допобразования с указанием недельной нагрузки. Любой школьник может быть освобожден от внеурочки «по состоянию здоровья».

Модели и направления внеурочной деятельности

Важно не путать понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование», несмотря на то, что оба они направлены на достижение метапредметных и личностных результатов. Именно поэтому благодаря внеурочной деятельности дети учатся принимать решения, действовать и чувствовать, участвуя в различных формах организации работы, отличных от привычной классно-урочной системы. Дополнительное образование, напротив, больше ориентировано на реализацию дополнительной образовательной программы, которая стимулирует творчество, познавательную активность детей. Связывают оба понятия учебные курсы по выбору, школьные научные общества, факультативы и прочее. Основополагающее отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования в том, какие образовательные результаты контролируются. Результаты учеников, которых они достигают на внеурочных занятиях, соответствуют ФГОС по уровням общего образования. Результаты обучающихся по дополнительным программам закон не устанавливает.

Прежде чем составить план внеурочной деятельности по направлениям согласно ФГОС , ответственный за эту работу определяет модели организации внеурочной деятельности среди существующих:

  1. «школа полного дня»;
  2. дополнительного образования с привлечением учреждений культуры и спорта;
  3. модель, оптимизирующая все школьные ресурсы;
  4. инновационно-образовательная;
  5. смешанная.

Практика показывает, что чаще всего завучи по УВР выбирают смешанную модель, объединяя оптимизационную и учреждения дополнительного образования. После выбора модели определяют направления и виды деятельности, помня о том, что все они направлены на достижение воспитательных результатов и освоение ООП.

Несмотря на то, что внеурочная деятельность может осуществляться в формате аудиторных занятий, их число не должно превышать 50 % от общего количества, тогда как большую часть должны составлять соревнования, экскурсии, школьные проекты, научные исследования, секционная и кружковая работа, диспуты, конференции, мастер-классы, круглые столы, олимпиады и прочее. Благо, разнообразие видов занятости позволяет выбирать наиболее интересную и актуальную для учащихся. Различают игровую, познавательную, спортивно-оздоровительную, трудовую, туристско-краеведческую, досугово-развлекательную деятельность, социальное и художественное творчество, которые находят отражение в плане занятий по внеурочной деятельности по ФГОС . Все они реализуются как в формате еженедельных занятий, так и в масштабных мероприятиях (соревнования, экспедиции, фестивали и конкурсы), которые проводятся во время вне учебных занятий. Учитываются не только пожелания родителей и потребности детей, но также опыт реализации внеурочной деятельности, рекомендации школьного психолога и возможности педколлектива.

В школах внеурочка, как правило, реализуется через:

  • формируемую школьниками часть учебного плана (практикумы, специальные курсы, дополнительные образовательные модули, школьные научные сообщества);
  • дополнительные образовательные программы, разработанные внутри образовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений культуры, спорта и допобразования;
  • работу групп продленного дня;
  • классное руководство и деятельность отдельных учителей-предметников, старшего вожатого, педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога;
  • инновационную деятельность по внедрению и апробации новых ОП.

Чтобы составить план внеурочной деятельности по ФГОС на 9 класс , 10 или 11 класс, используются два подхода:

  1. взять за основу дополнительную образовательную программу, соотнеся число часов для теории и практики с кадровыми ресурсами и потребностями детей;
  2. разработать рабочую программу на основе созданной, уточнив задачи, цели, содержание, методы, результаты и формы коллективной и индивидуальной работы.

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности - документ, систематизирующий формы работы с учащимися, которые не вписываются в классно-урочную систему передачи знаний. Его составляют на основе:

  • содержательного раздела ООП (коррекционной работы, программ формирования УУД) с учетом направлений развития личности учащихся;
  • положений примерных ООП, планов работ классруков;
  • программ духовно-нравственного развития, приобщения к ЗОЖ и экологической культуре в начальной школе, а также программ социализации и воспитания в основной и средней.

За отсутствие плана внеурочной деятельности на момент проверки директор получает предписание от контролирующих органов.

Составление плана внеурочной деятельности по ФГОС

Следует отметить, что работу над ООП на следующий год начинают за полгода до начала учебного года.

  1. В феврале рабочая группа оценивает результаты освоения ООП, полноту реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности, качество внеурочных занятий.
  2. В марте завуч по УВР конкретизирует план внеурочки, а вместе с ним и учебный план.
  3. В апреле методисты вносят коррективы в рабочие программы внеурочной деятельности.
  4. В августе директор приказом утверждает новую редакцию или новую ООП.

План разрабатывается на период реализации программы. Алгоритм планирования внеурочной деятельности выглядит следующим образом:

Первый этап . Завучу необходимо определить направления деятельности для развития личности учащихся. Их регулирует ФГОС начального, основного и среднего общего образования, выделяя социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное направления. Направления деятельности должны соответствовать формам.

Направление Формы Образовательные результаты учащихся по ФГОС
Спортивно-оздоровительное Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, организация походов, «Дней здоровья», внутришкольных спортивных соревнований, проведение выставок рисунков по охране здоровья, проведение летней оздоровительной кампании, проведение классных часов по культуре безопасности жизнедеятельности. Целостное представление о культуре здорового образа жизни. Опыт планирования и соблюдения режима дня. Первичные умения физической саморегуляции.
Социальное Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование, проведение субботников, экологических акций, разведение комнатных растений, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке (выращивание овощных и цветочно-декоративных культур), проведение совместных календарных праздников и других мероприятий и коллективных творческих дел. Опыт конструктивной коммуникации; первичные представления о правовом обществе. Опыт гражданской рефлексии в рамках социальных практик.
Общеинтеллектуальное Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры, игровые познавательные программы. Сформированные универсальные учебные действия. Опыт познавательной рефлексии, учебной самоорганизации. Развитые навыки самооценки.
Духовно-нравственное Концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы, встречи с ветеранами ВОВ и труда, беседы об участниках «горячих точек», проведение «Уроков мужества», оформление рассказов о прадедах, защищавших страну, проведение тематических классных часов, литературно-музыкальных композиций. Опыт морального выбора; освоение нравственных норм и ценностей.
Общекультурное Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок учащихся, организация выездных дней театра, проведение тематических классных часов по этикету, проведение театрализованных представлений на школьных праздниках, украшение, оформление классов, зала к различным мероприятиям. Опыт эмоционально-ценностного отношения к предметам искусства, достояниям мировой культуры.

Второй этап . Расчет ежегодной трудоемкости внеурочной деятельности. Поскольку ФГОС регламентирует только общую нагрузку для внеурочки, школьная администрация вправе распределять ее по годам самостоятельно, руководствуясь только требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и ресурсной базой учреждения. Так, в начальной школе предусмотрено 1350 часов/4 года = 337 часов в год, в средней - 1750 часов/ 5 лет = 350 часов в год, а план внеурочной деятельности на 10-11 класс по ФГОС - 700 часов/ 2 года = 350 часов в год.

При этом в разные годы объем внеурочной деятельности может отличаться: уменьшая количество часов в один за счет увеличения в другой год. Решением коллегиального органа в связи с особыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми условиями школы объем внеурочной деятельности можно уменьшать.

Третий этап . Составляется пакет курсов внеурочной деятельности и образовательных программ на основании направлений, форм и содержания внеурочки. Важно помнить, что содержание программ и курсов федеральные стандарты не регулируют, это относится к компетенции образовательного учреждения, однако внеурочная деятельность неизменно направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учеников.

Четвертый этап . Утверждение плана внеурочной деятельности по ФГОС НОО, ООО и СОО, учебных программ. Важно учесть, что план для каждого уровня образования составляется отдельно и не входит в структуру учебного плана. План внеурочной деятельности школы по ФГОС включен в ООП, а потому утверждается:

  • соответствующим приказом директора школы или грифом, который проставляется непосредственно на локальном акте «Об основной образовательной программе общего образования»;
  • подписью директора непосредственно на документе.

Изменения в документ вносят по решению коллегиального органа в том случае, если педагогический коллектив принял соответствующее решение, программа курсов была реализована не в полном объеме, если разовые мероприятия были опущены. Все правки в план внеурочки с учетом локальных актов ОУ вносятся параллельно с изменениями в ООП.

Перед утверждением ООП необходимо проверить, чтобы:

  • план внеурочной деятельности был включен в организационный раздел ООП, а не был оформлен отдельным документом;
  • компонент назывался «План внеурочной деятельности начального общего образования», а не «Ученый план внеурочной деятельности начального общего образования», что было бы грубой ошибкой;
  • в содержательном разделе были перечислены «Рабочие программы внеурочной деятельности».

Структура плана внеурочной деятельности

Не все педагоги знают, что план внеурочной деятельности для 1 класса по ФГОС мало чем отличается от прогностического документа для 10-11 классов. На законодательном уровне единая форма плана не установлена, потому составители вправе оформить документ по своему усмотрению. В ходе разработки план внеурочной деятельности, согласно Уставу, согласуют на педсовете (по результатам заседания на титульном листе программы, частью которой он является, ставится соответствующий гриф). Прогностический документ в составе ООП размещают на официальном сайте школы.

Как правило, он включает пояснительную записку, перспективный, недельный и годовой планы.

Пункт плана Описание
Пояснительная записка В этом разделе плана указывают общую информацию касательно целей и задач работы, выбранных форм деятельности, необходимых ресурсов и планируемых результатов. Параллельно могут указываться режим занятий и объем нагрузки.
Недельный план

План на неделю оформляется в виде таблицы, в которой указывают перечень и структуру направлений внеклассной деятельности. При этом составителю документа целесообразно учесть те формы деятельности, которые определяются образовательным учреждением, а также те, которые зависят от заказа потребителей образовательных услуг.

  • Основная часть составляется на основе анализа первичных данных с учетом локальных культурных традиций и региональных особенностей, календаря образовательных событий, разработанного Минобрнауки.
  • Формируемая часть составляется в соответствии с требованиями родителей и образовательными потребностями учащихся (доля формируемой части плана внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе не должна превышать 20 %, в основной - 30 и и в средней - 40.

Правильно распределить внеурочку непросто: но нужно сперва высчитать, какая доля формируемой части попала в учебный план, а после соотнести полученную цифру с общим объемом внеурочной деятельности, рассчитав формируемую часть.

В составлении недельного плана ключевое значение имеет нагрузка, регламентируемая нормами СанПиНа для каждого уровня общего образования (не более 10 академических часов).

Чтобы не перегружать учеников, согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, наибольшая нагрузка выпадает на вторник и среду, а потому в эти дни целесообразно уменьшить внеурочную деятельность. Чтобы оптимизировать нагрузку и распределить объем внеурочки, можно реализовать запланированные часы во время праздничных дней, выходных и каникул. Так, во время летних каникул внеурочную деятельность реализуют через летние школы или тематические лагерные смены. Однако если недельная нагрузка в течение года окажется неравномерной, потребуется несколько планов.

Годовой план Годовое планирование обобщает данные недельного и учитывает годовую нагрузку внеурочной деятельности. Последняя определяется посредством умножения числа рабочих недель на объем нагрузки. Даже если суммарный объем нагрузки текущего года может отличаться от предыдущего, важно, чтобы не был превышен максимальный объем. Для этого опытные руководители большее число часов отводят в плане внеурочной деятельности по ФГОС для 1, 5 и 10 классов , что позволяет оптимизировать объем внеурочки и эффективнее адаптировать детей к новым условиям обучения.
Перспективный план

Перспективный документ прогнозирует реализацию внеурочки и объем нагрузки на предполагаемый перспективный период. При составлении подобного плана внимательно сверяют показатели годового плана и допустимой максимальной нагрузки. Нагрузку на перспективный период регламентируют требования ФГОС (минимальные показатели школьная администрация устанавливает самостоятельно, суммируя годовые показатели:

  • в начальной школе за 4 года обучения допустимо до 1350 академических часов;
  • в основной за 5 лет - 1750;
  • в средней за 2 года - до 700 часов.

План внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС

  1. Подход к реализации внеурочки. Отныне внеурочка в контексте освоения ООП направляется на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов посредством расширения культурной, предметной и информационной среды. Соответственно, по новым правилам внеурочная деятельность должна осуществляется в разрезе комплексного подхода, а не по отдельным направлениям.
  2. Новый формат содержания. Изменения коснулись также оформления содержания деятельности, что ранее отражалось в прогностических документах, а по новым правилам - в рабочих программах внеурочной деятельности, которые являются обязательной частью содержательного раздела ООП. Рабочие программы формируются на базе примерных ООП и требований стандарта и содержат тематическое планирование, прогнозируемые результаты, содержание, виды и формы работы.
  3. Сетевая форма деятельности. Рекомендации Минобрнауки дают пояснения по поводу реализации сетевой формы внеурочки. Образовательные учреждения могут использовать ресурсы организаций физической культуры, науки, здравоохранения, культуры и допобразования, оформив с ними соответствующий договор. В отличие от реализации ООП, учреждения дополнительного образования можно использовать для проведения практикумов, семинаров, мастер-классов и встреч.
  4. Значение дополнительных занятий. Если долгое время дополнительные занятия были вне парадигмы внеурочной деятельности, то отныне те внешние и школьные допзанятия, которые совпадают с планируемыми результатами дополнительной образовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности, могут засчитываться как внеурочка.
  5. Оценивание результатов работы. Портфолио может использоваться в качестве дневника личных достижений детей для оценивания результатов внеурочной деятельности наряду с привычными психолого-педагогическими инструментами. Допускается использование как цифрового, так и портфолио, оформленного в традиционном бумажном варианте.
  6. Роль учебных проектов. Проектная деятельность теперь является одной из самых эффективных форм реализации программы (плана) внеурочной деятельности по ФГОС . Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности. Помогать школьникам в реализации проектов могут не только школьные педагоги, но и специалисты учреждений культуры и спорта, организаций допобразования.

Важные изменения в прогностическом документе

Раздел Что изменить Что оставить
Пояснительная записка

В пояснительной записке указывается название «Программа воспитания», а не «Программа воспитания и социализации». Она должна соответствовать программе формирования УУД (1-4 класс), развития УУД (5-11 классы) и программе воспитания (1-11 класс).

Перечень личностных результатов учащихся был расширен, потому в этом разделе нужно указать. Необходимо привести примеры обновленных личностных результатов, достижению которых будут способствовать педагоги. Обязательным элементом записки является список рабочих программ и курсов, благодаря которым ученики смогут достичь необходимых результатов.

Задачи воспитательной работы должны отражать актуальность не только для школьников, но и для образовательного учреждения (отдельно следует указать те из них, что соответствуют запросам потребителей образовательных услуг).

Мероприятия и курсы внеурочной деятельности учитывают духовно-нравственное, патриотическое и другие направления развития.
Планируемые образовательные результаты и направления внеурочной деятельности

Важно отразить изменения состава личностных результатов в рамках направлений внеурочки. В новых редакциях ФГОС указаны дополнительные списки метапредметных и личностных результатов.

Для начала необходимо отредактировать состав личностных образовательных результатов в целевом разделе основной образовательной программы (ООП). Перечень личностных результатов должен совпадать в плане внеурочной деятельности, в программе воспитания и в целевом разделе ООП. Минимальный состав планируемых результатов по новым требованиям выглядит следующим образом:

  • духовно-нравственное - сформированность УУД - ученик осознает и принимает морально-этические ценности, сравнивает с ними свои поступки и планирует в соответствии с ними свою дальнейшую жизнь;
  • физкультурно-оздоровительное - сформированность основ экологической культуры и ЗОЖ - школьник демонстрирует культуру здорового образа жизни в социуме и образовательной среде;
  • социальное - отношение к труду (учащиеся осваивают общественно-полезный и ручной труд, проявляя уважение к любому его проявлению), волонтерский и опыт участия в социальных проектах, наличие гражданской позиции (участие в школьном самоуправлении, владение общественно-политической терминологией, непринятие дискриминации, идеологии экстремизма), социально-культурный опыт (соблюдение правил языковой культуры, знакомство с мировым художественным наследием, развитие эстетического сознания);
  • общеинтеллектуальное - готовность выбрать профессию и продолжать образование - принятие собственных профессиональных склонностей, реализация проектов по выбранному профилю, опыт углубленного изучения профильных дисциплин;
  • общекультурное - готовность и способность к саморазвитию - принятие моральных норм, этнических традиций.
Перечень направлений внеурочной деятельности остается неизменным, но теперь он тесно связан с Программой воспитания.
Перспективный и годовой план

– российскую идентичность как основу гражданской активности;

– опыт освоения одного или нескольких видов труда;

Перспективный план внеурочной деятельности по ФГОС СОО составляют на 2 года, для ООО - на 5 лет, а для НОО - на 4. В зависимости от планируемых образовательных результатов составитель документа вправе решать, в какую программу включать мероприятия, в программу воспитания относят те, что развивают личностные результаты, а в программы формирования и развития УУД - те, что развивают метапредметные.

Направления внеурочной деятельности, объем ООП, недельная нагрузка остается неизменной, как и часть, которую формируют участники образовательного процесса.
Рабочие программы курсов Тематическое планирование внеурочной деятельности необходимо связать с Программой воспитания. Анкеты и справки по результатам опроса родителей подтверждают то, какие курсы и мероприятия включены по запросу партнеров, учеников и их родителей.

Структура рабочих программ:

  • содержание, формы и виды деятельности;
  • планируемые результаты;
  • тематическое планирование.

Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.

Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор


Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников

  • ВД – объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников

  • Игровая
  • Познавательная (не на уроке)
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная
  • Художественное творчество
  • Социально преобразующая добровольческая деятельность
  • Трудовая
  • Спортивно-оздоровительная
  • Туристско-краеведческая

Результаты и эффекты ВД

  • Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  • Воспитательный эффект ВД влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребенка.

  • Первый уровень результатов : приобретение школьниками социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов : получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты внеурочной деятельности

  • Третий уровень результатов : получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность появления эффектов ВД.
  • Первый достигается относительно простыми формами, второй – более сложными, третий – самыми сложными формами ВД.

Соответствие уровней результатов, форм и видов ВД

  • Форсирование результатов и форм ВД не обеспечивает эффективности! Примеры:
  • Социальное творчество – 1) социальная проба (участие ребенка в деле, акции, организованной взрослым) – 2) КТД – 3) социально-образовательный проект.

См. таблицу 1

методического конструктора


Раздел 2. Формы организации ВД

  • По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры.

См. с. 16 - 114


  • Комплексные образовательные программы – достижение всех трех уровней результатов в различных видах внеурочной деятельности.
  • Тематические образовательные программы – получение результатов в определенном проблемном поле (патриотическое воспитание, воспитание счастьем, воспитание толерантности …).

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников

Типы образовательных программ ВД:

  • Программы по достижению результатов определенного уровня – первого, первого и второго, второго и третьего, часто связаны с возрастом детей.
  • Программы по конкретным видам ВД – игровой, познавательной и др.
  • Возрастные образовательные программы
  • Индивидуальные образовательные программы.

  • ПВД могут быть разработаны школой самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.
  • Программы должны быть рассчитаны на определенный возраст: для младших школьников, подростков и др.
  • Содержание программ отбирается педагогически целесообразным и соответствующим потребностям и запросам учащихся и родителей.

Общие правила разработки программ ВД

  • ПВД содержит: введение (цель программы, принципы, структура, объем часов, возрастная группа учащихся), перечень основных разделов с указанием часов на их освоение (тематический план), описание разделов и содержания занятий (конспекты), характеристика основных результатов.
  • В ПВД описывается содержание ВД, суть и направленность планируемых дел и мероприятий.

Общие правила разработки программ ВД

  • В ПВД указывается количество часов аудиторных занятий – не более 50% от общего числа часов – и внеаудиторных (активных) занятий.
  • ПВД могут реализовываться как в отдельном классе, так и в творческих объединениях школьников одной возрастной группы (образец программы для класса и образец программы для старших подростков)

Раздел 4. Диагностика эффективности ВД школьников

  • Изучение изменений в личности школьника : опросник личностного роста через отношение к ценностям (к себе, к Отечеству и др.)
  • Изучение детского коллектива: методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), социометрия
  • Изучение профессиональной позиции педагога: диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

См. книгу Изучение эффективности воспитательного процесса /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.


Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников

  • Примерная должностная инструкция замдиректора по ВД
  • Примерная должностная инструкция педагога-организатора
  • Примерная должностная инструкция классного руководителя
  • Примерная должностная инструкция педагога дополнительного образования
  • Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект)
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2010 г. № 30-51-433/16)

Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11. 02. 2000 г. № 101/28-16)

ФГОС во внеурочной деятельности

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию;

она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов . Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Выбор ОУ модели организации внеурочной деятельности младших школьников в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

I этап- определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе начального общего образования;

II этап - анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;

III этап - анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;

IV этап - выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.

Следование алгоритму позволит ОУ наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в общей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов ОУ для создания необходимых условий успешного введения ФГОС.

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением.

Модели внеурочной деятельности, основание выбора которых соответствует условиям организации образовательного процесса в ОУ:

Внутришкольная модель реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений - социальных партнёров. Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»:

- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования). Связующим звеном являются такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества этой модели заключается в привлечении специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию.

- модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.

- оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

- инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации.

При выборе моделей организации внеурочной деятельности младших школьников в различных условиях реализации образовательного процесса инвариантными являются следующие позиции:

ООП НОО реализуется в ОУ через учебный план и внеурочную деятельность;

Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы ОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём для каждого обучающегося или группы обучающихся.

Анализируя цель, принципы внеурочной деятельности образовательной программы начального общего образования, предлагаемые модели и ресурсное обеспечение нами была выбрана модель «Школы полого дня», смешанная модель.

Модель ВД нашей школы предполагает организацию ВД по нескольким направлениям:

Образовательные программы ВД в линейном режиме (коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия, логопедические занятия, ОБЖ, подвижные игры, «Основы граждановедения», «Занимательная математика»,).

Образовательные программы ВД в режиме концентрированного обучения («Веселый этикет», театральная студия «Какаду», «Волшебный мир бумаги», «Коллекция идей»)

Коллективно-творческие дела, являющиеся частью воспитательной системы.

Программы учреждений дополнительного образования.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы, которые включены в общую годовую циклограмму.

Фиксация участия ребенка осуществляется классным руководителем и воспитателем в карте занятости учащегося, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Вначале учебного года нами была проведена большая подготовительная работа. В конце учебного года и вначале сентября учителями классов внедряющих ФГОС было проведено анкетирование родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

По итогам анкетирования были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а педагогами были составлены рабочие программы по своему направлению. Было составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы были сформированы из детей разных классов с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов в объёме не менее 10 часов в неделю.

Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, клубы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, краткосрочные курсы.

В этом учебном году в нашем ОУ направления развития личности реализуются следующими курсами и клубами.

Направление развития личности

Спектр программ внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное

Клуб «Здоровячок»

Клуб «Олимпионик»

Клуб «Полярная звезда»

Духовно-нравственное

Кружок «Казачок»

Отряд правоохранительной направленности «Русичи»

Социальное

Курс «Переходим на зелёный»

Курс декаротивно-прикладного творчества «Волшебный мир бумаги»

Курс декаротивно-прикладного творчества «Коллекция идей»

Кружок «Флористика»

Общеинтеллектуальное

Клуб «Грамотей»

Учебно-практическая конференция детских проектов

Кружок «Начально-технического моделирования»

Общекультурное

Курс театрализованной деятельности «Радуга»

Театральный кружок «Какаду»

Клуб «Весёлый этикет»

1.Спортивно-оздоровительное направление представлено в нашей школе

спортивным клубом «Олимпионик» (автор Петров В.М.) Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

клубом «Здоровячок» (Автор Султанова И.В.) Цель которого - формирование у младших школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Клуб туристической направленности «Полярная звезда» (автор Приймак О.К. Цель -

2.Общекультурное направление представлено

кружком Любительский театр «Радуга» (автор Макарова Т.М.), театральной студией «Какаду». Их целью является освоение мира художественной культуры на основе реализации собственного творческого потенциала и овладения языком музыкального театра;

Клуб «Веселый этикет» (Трясцина С.Н.). Цель: адаптация школьников к социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности.

3. Духовно-нравственное направление осуществляется через

кружки «Казачок» (Андреева Е.А.), Отряд правоохранительной направленности «Русичи» (Автор Вахрина Т.В.). Цель: формирование патриотизма и нравственно-этического воспитания как средства развития личности учащихся. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Социальное направление представлено

Краткосрочными курсами «Коллекция идей» (автор Гавриленко Е.В.), «Волшебный мир бумаги» (автор Гладкова Т.Г.), кружок «Флористика» (Иванова М.Ю.) - нацелены на раскрытие творческого потенциала личности через привитие устойчивого интереса посредством занятий флористикой и декоративно-прикладным творчеством;

Курс « Переходим на зелёный» (Автор Дедова Т.Б.), который реализует программу « Прекрасный мир цветов » направленую на формирование интереса к сфере деятельности, связанной с выращиванием растений. Цель программы: углубить знания обучающихся о разнообразии комнатных растений и растений открытого грунта; привить практические умения и навыки по выращиванию растений; освоение социального опыта, необходимого для жизни в обществе, участие в общественно-полезной деятельности школы;

5. Общеинтеллектуальное направление клубом «Грамотей» (автор Макарова Т.М.), цель которого создание условий для формирования устойчивого интереса к изучаемым предметам, готовности осваивать изучаемый материал по русскому языку, математике, природоведению учащимися с ЗПР.

кружок « Начальное техническое моделирование» (Жежерун О.И.). Цель: расширение знаний о значении техники в жизни людей, формирование умения самостоятельно конструировать

Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Педагоги в октябре 2013г. участвовали в краевой практической конференции «Формирование личностных УУД в урочной и внеурочной деятельности», где представили опыт ВД в форме открытых занятий по курсам «Весёлый этикет» и «Коллекция идей».

В мае 2013 года Клубы «Здоровячок» и «Русичи», краткосрочный курс «Волшебный мир бумаги» были представлены на краевой практической конференции «Современные подходы к воспитанию детей с ОВЗ в условиях специализированных и неспециализированных ОУ».

Программы краткосрочных курсов ВД «Коллекция идей», «Переходим на зеленый», «Волшебный мир бумаги» получили экспертное заключение городского методического совета и приняли участие в Городской ярмарке педагогических инноваций 2013.

В январе 2013 г детские работы были представлены на городской выставке «Чудеса своими руками», где заняли призовые места.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Школа после уроков - должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Сегодня вашему вниманию представлены 4 занятия. Два занятия спортивно-оздоровительной направленности-это занятие клуба «Олимпионик» и занятие клуба «Здоровячок». Занятие курса театрализованной деятельности «Радуга» и курс декоративно-прикладного творчества «Волшебный мир бумаги».

Внеурочная деятельность по ФГОС: направления

Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и внеучебную работу школьников. Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.

Направления внеурочной деятельности

Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей.

Выделяют такие направления внеурочной деятельности:

    общеинтеллектуальное,

    спортивно-оздоровительное,

    социальное,

    общекультурное,

    духовно-нравственное.

Целью работы в общеинтеллектуальном направлении является развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи, как формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов. Направление реализуется путем анализа различных сфер жизни, проведения библиотечных уроков, предметных недель, круглых столов, экскурсий, кружков, деловых игр и пр.

Спортивно-оздоровительное направление вводится для привития детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического развития, формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической активности в разных ее проявлениях.

Социальное направление призвано сформировать у школьников социальные навыки, познакомить их с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками. Ставятся задачи формирования навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе. В рамках этого направления ученики также могут получить при необходимости психолого-педагогическую поддержку.

Общекультурное направление предполагает повышение экологической грамотности и привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, чувства прекрасного. Работа ведется через реализацию различных форм взаимодействия с природой, организацию выставок детского рисунка, конкурсов, тематических классных часов.

Духовно-нравственное направление – это воспитание патриотических чувств, приобщение детей к гуманистическим ценностям. Реализуются такие мероприятия, как изучение национальной культуры, истории и природы, проведение экскурсий.

Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе

Каковы особенности направлений внеурочной работы в начальной школе? Рассмотрим этот вопрос по каждому из направлений.

Общеинтеллектуальное направление – организация мероприятий, которые способствуют умственному развитию школьников (конкурсы, олимпиады, викторины). Такие мероприятия могут проводиться как внутри школы, так и между школами. Можно организовать кружки «Счастливый английский», «Лукошко народной мудрости», «Занимательная грамматика» и пр.

В рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС организуются общешкольные и межшкольные соревнования, работают спортивные секции. Работа сосредотачивается на формировании мотивации к занятиям по физкультуре, знакомит с азами физвоспитания.

Социальное направление призвано формировать у школьников младшего возраста навыки социального взаимодействия. Это реализуется путем моделирования различных ситуаций межличностного взаимодействия, отношений в области политики, экономики, права и пр. Наиболее эффективной формой является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать практически любую ситуацию и выбирать наиболее эффективные решения проблемы.

К основным направлениям внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе относится и общекультурное. Оно предполагает проведение экскурсий, посещение музеев, театров, просмотр фильмов, организацию театральных кружков, проведение занятий по художественному чтению. Допустимо использование форм организации досуга, которые применяются в духовно-нравственном и общеинтеллектуальном направлениях.

Духовно-нравственное направление реализуется в таких формах, как беседы, дискуссии, семинары, классные часы, диспуты на религиозные, политические темы. Могут быть организованы экскурсии на природу с целью формирования бережного к ней отношения.

Формы реализации направлений внеурочной деятельности в основной школе

Направления внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе будут следующими:

    духовно-нравственное,

    физкультурно-спортивное и оздоровительное,

    социальное,

    общеинтеллектуальное,

    общекультурное.

Рассмотрим более подробно формы внеурочной работы в основной школе по направлениям:

    Общеинтеллектуальное включает библиотечные уроки, предметные недели, олимпиады, деловые и ролевые игры, экскурсии, конференции, конкурсы, олимпиады, разработку проектов по урокам.

    Спортивно-оздоровительное: походы, экскурсии, подвижные игры, «Веселые старты», «Дни здоровья», школьные, районные, республиканские спортивные соревнования, а также беседы по охране здоровья, использование физкультминуток и игровых моментов на уроках.

    Социальное: целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты, ролевые игры, беседы, творческие конкурсы и акции, практикумы, экскурсии, беседы, участие в различных мероприятиях, разработка проектов.

    Общекультурное: участие в конкурсах, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы.

    Духовно-нравственное: проведение дней театра и музея, выставок рисунков, поделок, организация экскурсий, тематических бесед, встреч, классных часов, участие в выставках детского творчества и конкурсах на уровне школы, города, области.

Технология социального проектирования как форма реализация социального направления «внеурочки»

Социализация учащихся выступает особым типом результатов образования, который предусматривает преобразование школьника в активного члена гражданского общества, способного к самоопределению на основе собственных ценностей, разработке проектов общественного преобразования.

Социальное направление внеурочной деятельности по ФГОС в основной школе – это посильное и добровольное участие детей в улучшении общественных отношений и складывающейся в социуме ситуации. Эта деятельность предусматривает личную инициативу, заинтересованность в поиске нестандартных решений, персональную ответственность, осознание риска выбора.

Одной из наиболее эффективных технологий, которые применяются в этом направлении, является технология социального проектирования, которая включает такие этапы:

    подготовка школьников к работе над проектом;

    выбор проблемы;

    подготовка информации;

    поиск собственного варианта решения проблемы;

    реализация продуманного плана участниками команды;

    подготовка к защите проекта;

    презентация;

    рефлексия.

Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.