Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия.

Целостность ― внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах:

а) объединение разных элементов в целом;

б) независимость образованного целого от составляющих его

элементов.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени.


Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия способствует включенность объекта в определенную ситуацию (контекст), как это например показано на рис.9.

Рис . 9. Восприятие фрагмента объекта облегчается его включенностью в контекс ситуации. В левом прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам, в правом прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Константность ― относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета (рис.10).


Рис .10. Константность восприятия. Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку действительной величины.

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.



Константность восприятия ― не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Восприятие может быть иллюзорным (ошибочным).

Иллюзия ― это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.

Например, вследствие того, что движения глаз по вертикали требуют больших усилий, чем движения по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные. Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это "в пользу" верхней линии

На рис. 11 показан пример иллюзии восприятия высоты цилиндра и ширины его полей. Размеры цилиндра по высоте кажутся больше, а в действительности высота цилиндра и ширина его полей одинакова. Другой пример показан на рис. 12, когда из-за зрительных иллюзий параллельные линии на изображенном фоне искривляются.

Возможны и другие причины зрительных иллюзий, когда мы часто

видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. Такова особенность психического образа.

Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление ― это образ, возникший в сознании, а не реальный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.


Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большое внимание, но первое что нужно сделать при восприятии зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном. Например, на рис.13 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. При этом, один увидит изображенную на рисунке

Рис.13 . Ваза или два лица.

вазу на черном фоне, а другой - увидит два профиля лица на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприятия, а черные профили – его фоном, у других наоборот. Таким образом между фигурой и фоном восприятия восприятия существуют взаимообратимые отношения.


Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта в целом. Например, внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации, как это показано на рис.14.

Рис.14. Однотипные объекты, например буква А, опознаются как

таковые благодаря отражению их структурной организации.

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмысленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов (к животным, растениям, к предметам мебели, событиям общественной жизни и т. п.). В этом проявляется категориальность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций.

Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым словом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево "сосной", мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже дерева. Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от глубины наших знаний о предмете.

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать предмет ― значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, "это стол", "это автомашина" и т. д.) и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков ― его характерных примет. Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия .

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой . Некоторые хорошо известные нам предметы мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводимую лодку мы узнаем по характерному силуэту с рубкой и не путаем ее с обычной лодкой.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В зависимости от этого, в объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техники.

Другое проявление избирательности – это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все остальное фоном. Избирательность восприятия сопровождается централизацией восприятия. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект и объект больший по величине, например, рис. 17).

Выделение объекта из окружающей действительности обусловлено его значением для данного человека. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор или ученик, интересующийся техники просто любопытный человек.

Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может из-за неподвижностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на определенное время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.


Апперцепция . Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией . Особенно следует отменить роль профессиональной деятельности в своеобразии индивидуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями, прошлым опытом, профессиональной направленностью проявляется в избирательности восприятия различных сторон предметов, приведенных на рис. 19.

Рис .19. Этот плоский объект может стать объемным, как только Вы узнаете, что перед Вами изображение пирамиды

Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т. п.). Например, ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура зверя.

Виды восприятия . В основу классификации восприятия положены следующие критерии:

· ведущий анализатор в восприятии;

· цель восприятия;

· степень организации;

· направленность восприятия;

· форма отражения.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. При этом любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение каждого из них может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор, через который воспринимается основная часть информации, но одновременно студент видит преподавателя, следит за его работой, ведет записи в конспект.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклад, просмотр тематической выставки. Оно может быть включено в трудовую деятельность (например, рассматривание электрической схемы для определения возможной неисправности), а также может выступать как самостоятельная деятельность ― наблюдение.

Наблюдение -― это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными . Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

· восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира;

· восприятие человека человеком;

· восприятие времени;

· восприятие движений.

В восприятии пространства различают восприятие величины, формы, объемности, глубины (или удаленности) предметов, линейной и воздушной перспективы.

Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Основой этого восприятия является величина объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.

Восприятие формы ― сложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет и функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятии плоской формы существенное значение имеет отчетливое различение очертаний предметов, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали ― уплощенной. Тоннели, аллеи и другие подобные протяженные объекты издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.

При восприятии формы предмета значение имеет его взаимодействие с фоном. В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета ― цветовые и пространственные характеристики объектов оцениваются относительно фона. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. При совпадении контуров обоих объектов могут возникнуть так называемые двойственные фигуры (рис. 19).


Рис .19. Пример восприятия двойственной фигуры при

совпадении контуров объектов

Четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. С различения контура объекта и начинается процесс восприятия, лишь после этого различаются его форма и структура.

Только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы предметов. Это достигается при соединении зрительных ощущений с мышечно-двигательными и осязательными или представлениями, оставшимися от прошлого опыта. Так происходит непосредственное восприятие формы предмета или его рельефа путем осязания, в котором принимает участие кожный и двигательный анализатор.


В основе восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При этом видении получаются два изображения: на сетчатке левого и правого глаза. Эти изображения не совсем одинаковы: изображение предмета на сетчатке левого глаза отражает его больше с левой стороны, тогда как на сетчатке правого глаза отражается больше правая сторона предмета. Одновременное видение предмета двумя глазами дает впечатление объемности воспринимаемого предмета. При значительном удалении от нас предметов, когда их изображения на обеих сетчатках теряют свои различия, мы воспринимаем предметы как объемные на основании представлений, сохранившихся от рассматривания на близком расстоянии (рис. 20).

Рис .20 Относительный размер как монокулярный признак удаленности.

При этом большое значение имеют законы перспективы и светотени. Известно, что на плоской картине, руководствуясь правилами перспективы и светотеней, можно изобразить предметы так, что они будут восприниматься как объемные.

Если бы познание мира заканчивалось ощущением, человек отражала бы не предметы, события и явления, а какофонию звуков, запахов, мелькание света и т. п, как это бывает при некоторых серьезных психических заболеваниях. Однако в повседневности, хоть на органы чувств действуют отдельные физические и химические раздражители, в нас возникают образы целостных предметов, которые нельзя составить из суммы ощущений. Мы воспринимаем не отдельные цвета, звуки, запахи, а вещи, имеющие определенные свойства. Кроме того, раздражители, действующие на органы чувств, постоянно меняют свои пространственно-временные, качественные и количественные характеристики, но мы воспринимаем вещи такими, какими они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Так, в зависимости от различной освещенности предметов изменяется спектральный состав света, действующего на сетчатку, но цвет предмета не меняется.

Восприятие, основываясь на ощущениях, не исчерпывается ими. Оно имеет такие специфические свойства, которые обусловливают отражение предметов в совокупности их объективных характеристик, а не так, как о них сигнализируют отдельные органы чувств. Такими свойствами восприятия считаются предметность, целостность, структурность, константність и осознанность. Благодаря этим свойствам восприятия из потока ощущений, идущих извне, выделяет те или иные предметы, отделяет их из среды, раскрывает их значение и функции.

Предметность восприятия заключается в том, что различные по качеству ощущения, получаемые от предмета, сочетаются и относятся к этому предмету как к отдельной вещи, имеющей определенное назначение. Предметное восприятие обусловливает совсем иное, чем в ощущениях, отражение действительности. Известно, например, что поведение многих животных инициируется отдельными ощущениями от предметов. Ночные насекомые летят на любой свет и часто погибают. Чайка насиживает всякий предмет, чтобы он был определенной формы или размера. Органы чувств животных сигнализируют лишь о некоторых признаках предметов, ключевые для организации поведения, все остальное в мозг не передастся. На таком уровне развития психики предметный образ не формируется, действительность дифференцируется по качеству ощущений, вещи раскладываются на цвета, звуки, вкусы и тому подобное. При предметном отражении действительности различные по качествам ощущения сочетаются и объект воспроизводится в богатстве его свойств. Поведение направляется и регулируется вещами, имеющими определенный цвет, вкус,

Рис. 14. в

звучание, и эффективность такой регуляции значительно выше.

Другими существенными чертами восприятия является его целостность и структурность. Ощущения от предмета могут отличаться своими характеристиками, свойствами предметов могут отражаться более или менее точно, последовательно или одновременно, но несмотря на это предмет воспринимается как единое целое. Суть в том, что восприятие представляет собой не просто конгломерат ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств, т. е. структура предмета. Даже если меняются отдельные ощущения от предмета, но сохраняются отношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Например, та же мелодия на разных музыкальных инструментах или в разных регистрах воспринимается одинаково. Некоторые элементы могут вообще выпасть, но интегральная структура образа сохраняется. Так, воспроизведение минимального количества элементов человеческого лица вполне достаточно для его целостного восприятия (рис. 14).

Восприятие целого влияет на восприятие отдельных его частей и свойств и в то же время само по себе предопределяется ими. Это подтверждает, например, восприятия двойственных изображений (рис. 15) в Зависимости от того, что воспринимается - два профиля или ваза (а), старая или молодая женщина (б), - определенным образом толкуются одни и те же раздражители.

С предметностью и целостностью восприятия тесно связана такая его важная черта, как константність. Она проявляется в том, что в образе восприятия предметы и явления

Рис. 15. в

отражаются такими, какими они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Константність будто устраняет условия восприятия объекта, сохраняя его объективные характеристики. Так, хорошо известно, что изображение предмета на сетчатке увеличивается, если расстояние до него уменьшается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения изображения объекта на сетчатке меняется, воспринят его размер остается практически неизменным-он соответствует размеру воспринимаемого объекта. Посмотрите на свои ладони, одна из которых находится на расстоянии вытянутой руки, а вторая - вдвое ближе. Ладони кажутся одного размера, хотя изображение того, что находится дальше, составляет лишь половину изображения близкого.

Константной остается воспринята форма знакомого предмета. Например, круглыми воспринимаются тарелки на столе, хотя угол зрения, под которым мы на них смотрим, а следовательно, форма изображения на сетчатке, могут очень существенно меняться.

в Общем константність прослеживается в каждой группе характеристик образа - качественных, количественных и пространственно-временных.

Значение константности восприятия ряда вон выходящее. Благодаря ей человек воспринимает вещи такими, какими они являются объективно, что позволяет познавать действительность и преобразовывать ее. Если бы чувственные образы не были константными, при каждом движении, каждом изменении расстояния или освещения изменялись бы все основные признаки предметов и явлений, и человек потерял бы возможность ориентироваться в действительности.

Основа константности восприятия - многократная появление одних и тех же объектов при разных обстоятельствах наблюдения и выделения их устойчивых, неизменных черт. Это подтверждается, например, опытами с очками, которые переворачивают изображение относительно сетчатки. Человек в таких очках очень быстро начинает видеть окружающий мир без искажений, поскольку зрительная информация корректируется сигналами от двигательного, вестибулярного, тактильного и других анализаторов.

Осознанность человеческого восприятия проявляется в том, что оно имеет обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет обозначается словом-понятием и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, присущие всем предметам этого класса. Осознанность восприятия демонстрирует его тесную связь с мышлением, пониманием сущности предмета. В зависимости от объема знаний и развития мышления меняется осознанность восприятия Так, тот же предмет может быть воспринят как простой стакан или как хрустальный бокал.

Образ восприятия содержит набор свойств, обеспечивающих при определенных условиях его адекватности объекту. Такими условиями является способность субъекта-наблюдателя к восприятию, которая проявляется в сформированности специфических механизмов восприятия; характеристика самого объекта восприятия: его гармоничность, упорядоченность, состав элементов; удобные пространственно-временные условия восприятия. Если взаимодействие этих факторов не является оптимальной, образ теряет те или иные свои свойства, а вместе с ними и адекватность объекту.

Во многих исследованиях выделены стадии становления образа восприятия, которые характеризуют растущую полноту отражения свойств предмета при а) улучшении условий восприятия, б) увеличении опыта восприятия наблюдателя, в) изменении параметров воспринимаемого предмета. Знание этих стадий необходимо для конструирования индикаторов в автоматизированных системах управления, разработки средств рекламного воздействия и тому подобное.

Первой стадией становления образа восприятия является различение размещения объекта в пространстве. На этой стадии, что передает особенности отображения объекта, например, на большом расстоянии или при непродолжительной экспозиции, образ по сути является образом чувства со всеми присущими ему свойствами - качественными, количественными и пространственно-временными. Наблюдатель может сказать, какой именно раздражитель (визуальный, слуховой или другой) влияет на его органы чувств, интенсивность его действия, где он находится и сколько времени воспринимается. Объект отображается как точка или розімкнеш кривая в трехмерном пространстве.

Первые характеристики образа восприятия появляются на второй стадии - стадии мельканий контура, что прослеживается при приближении наблюдателя к объекту или увеличении времени рассматривания последнего. На этой стадии объект кажется то кругом, то багатогранником, но уже четко отражается его замкнутый контур, отделяющий объект от его окружения. Это важный признак, поскольку то, что находится в пределах контура, отображается несколько иначе по сравнению с тем, что находится извне Например, установлено, что пороги различения изменения интенсивности раздражителя на предмете есть немного выше, чем на фоне На стадии мельканий контуру проступает целостность образа восприятия.

Дальнейшее улучшение условий наблюдения придает образу новые черты, в нем начинает раскрываться форма объекта. Это третья стадия становления образа - стадия отображения резких сдвигов кривизны. Здесь передаются наиболее характерные элементы формы, что свидетельствует о структурирования образа. Наблюдатель пытается назвать его, но недостаточный объем визуальной информации часто приводит к ошибкам. Так, быстро разглядывая картинку с изображением очков, исследуемые могут сказать, что видят велосипед, потому что они успевают зафиксировать лишь два больших круга.

На следующей, четвертой, стадии происходит глобально-адекватное отражение формы без четкого различения деталей. На этой стадии объект узнается, его образ приобретает черты предметности и осознанности.

Последняя, пятая, стадия становления образа восприятия - стадия достижения его полной адекватности объекта. Объект отображается не только со всеми деталями, но и с точным воспроизведением размера. Только на этой стадии образ приобретает всех своих свойств, он есть целостный, структурированный, предметный, константний, осознанный и вполне тождественный (конгруэнтны) объекту.

Полнота и адекватность восприятия даже при оптимальных его условий могут значительно изменяться. Они зависят от потребностей человека, его личного опыта взаимодействия с окружающей средой, установок, эмоционального состояния, задач, стоящих перед ней. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека носит название апперцепции. Влияние апперцепции на процесс восприятия проявляется в том, что те же предметы воспринимаются людьми по-разному, в зависимости от их состояния и задач, стоящих перед ними.

Ярким проявлением апперцепции есть так называемое профессиональное восприятие. Так, лингвист, знакомясь с человеком, может воспринять прежде всего особенности ее произношения, фотограф - фотогеничность, врач обратит внимание на признаки той или иной болезни. В зависимости от особенностей "профессионального восприятия" образ той самой человека приобретает определенных индивидуальных характеристик Если предметность, целостность, константність образа восприятия повышают его тождественность с объектом, что отражается в нем, то апперцепція-это проявление субъективности образа, его незеркальные относительно характера объекта.

Большую роль в процессе восприятия играют установки. Они представляют собой тенденцию так или иначе воспринимать определенное явление еще до встречи с ним. Так, если человеку показывать несколько раз два круга, из которых левое больше правое, а затем два круга одинакового диаметра, то она тоже воспримет их как круги разной величины. Установка состоит в процессе предыдущей деятельности личности. Возникнув, она подсознательно влияет на познавательные процессы, в частности на восприятие.

Установки могут действовать как предвзятость, предрассудки, скрывая от человека реальные факты. Например, учителя довольно часто воспринимают ребенка только через призму его учебной успешности, не замечая положительных черт в поведении и личности слабых учащихся и преувеличивая развитие этих качеств у отличников. Ошибочное восприятие учащихся приводит к трудностям в общении с ними, к ошибкам в выборе средств воспитательного воздействия.

в Целом приведенные данные о свойствах и закономерностях восприятия свидетельствуют, что по сравнению с ощущением этот психический процесс полнее и адекватнее отражает действительность, однако такая адекватность не является абсолютной. Она представляет собой лишь вариант совпадения образа восприятия и его объекта, пригодный для практического применения. В таком плане восприятия - это уже модель будущей деятельности. В свою очередь, сама практика становится критерием адекватности восприятия, совершенствует, направляет его.

Рис. 16. в

Подтверждением зависимости восприятия от опыта являются иллюзии восприятия, которые свидетельствуют о том, что образы могут совершенно не соответствовать реальной действительности: Например, данные восприятия фигур, изображенных на рис. 16, противоречат данным их объективного измерения.

Фрагмент А демонстрирует, что восприятие отрезков а и в неровными является иллюзией, потому что, взяв линейку, можно легко убедиться в их равенстве. На фрагменте Б отрезок а кажется длиннее, чем отрезок в хотя на самом деле они одинаковой длины. На фрагменте В переоцениваются вертикальные линии, несмотря на то, что объективно они равны широте крыс шляпу. На фрагменте Г изображена "иллюзия веера", которая заключается в том, что параллельные линии, расположенные ближе к центру, кажутся, выпуклыми, а расположенные дальше - вогнутыми. Подобных примеров можно привести множество.

Какие же факторы способствуют возникновению иллюзий? Значительное количество "ложных" образов связана с целостностью восприятия. Так, восприняты размеры отдельных линий на фрагменте А приведенного выше рисунка оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в которые они входят. Верхняя фигура меньше, и поэтому меньше кажется отрезок а. Перспективное изображение линий на фрагменте Б, создавая фон, на котором воспринимаются отрезки а и в, ведет к переоценке линии а.

Каждый вид восприятия основывается на определенных, присущих только ему закономерностях. Однако нельзя забывать и об общих и восприятия, суть которых чрезвычайно важна. К таковым относятся: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция.

Что представляет собой целостность восприятия?

В первую очередь целостность определяется как свойство восприятия, которое состоит в том, что любой объект или предметная ситуация воспринимаются человеком как устойчивая целостная система.

Благодаря данному свойству человек имеет возможность создавать органическую взаимосвязь частей и целого в образе. Целостность закономерности процесса восприятия - это сложный процесс, который базируется на двух составляющих:

  • Объединение различных компонентов в единое целое, в систему.
  • Образованное единое целое независимо от составляющих его частей.

Работа целостности восприятия происходит следующим образом: образ воспринимаемых предметов не предоставляется человеку в завершенном виде, со всеми его компонентами, он мысленно достраиваться до нужной целостной системы на основе имеющихся составляющих. Даже в таких ситуациях, когда человек не воспринимает определенные признаки знакомого объекта, он всегда их может дополнить мысленно и получить целостную картинку. Формирование образа предмета или ситуации базируется на уже имеющихся у человека знаниях и опыте.

Константность

Как нам известно, константа - это постоянная. В аспекте отвечает за некоторое постоянство восприятия образа. Человеческое сознание способно сохранять размеры, форму, цвет абсолютно любых предметов, даже вне зависимости от условий восприятия. Это может быть разное расстояние, освещение, угол обзора и так далее. Константность формируется только в процессе обучения или посредством практического опыта и никак не передается по наследству. Константность - основная закономерность развития восприятия. Однако несмотря на то, что константность подразумевает постоянство, восприятие не всегда дает на 100% точное представление о предметах, которые нас окружают, оно может быть ошибочным.

Предметность

Суть данной закономерности восприятия в адекватности и соответствии образов реальным предметам. Именно предметность отвечает за то, чтобы объект воспринимался человеком как отдельно существующее в пространстве и времени тело. Это касается и психических образов. Человек осознает образы предметов не как образы, а как реальные предметы. Представляя Париж и Эйфелеву башню, человек должен отдавать себе отчет, что это лишь образ, который возник в сознании, а не реальность, ведь в данный момент индивид находится, к примеру, дома, а не в Париже.

Структурность

Свойства и закономерности восприятия, основанного на структурности, отвечают за объединение воздействующих стимулов в целостные и простые для его понимания структуры. Самый простой пример - это прослушивание музыки. В процессе мы воспринимаем не отдельные звуки или ноты, мы воспринимаем именно целостную мелодию. Человек может узнать различные предметы благодаря сложившейся устойчивой структуре признаков. Например, у каждого человека свой почерк, но мы адекватно воспринимаем и узнаем буквы и слова, несмотря на то, как они написаны. Все это благодаря устойчивой структуре признаков, которая имеется у каждой из букв.

Осмысленность

Суть данной закономерности заключается в понимании связи сущности предметов и явлений посредством мышления. Достигается осмысленность восприятия только мыслительной деятельностью человека. Каждое новое событие человек осмысливает на основе имеющегося практического опыта и знаний. Благодаря осмысленности мы можем говорить о категориальности человеческого восприятия. Например, воспринимая определенные предметы или явления человек относит их к определенным категориям: животные, растения, общество, любовь и так далее. Осмысленность основывается на узнавании. Узнать - значит воспринимать предмет на основе уже ранее полученного и сформированного образа. Характеризуется данное свойство присущей ему определенностью, точностью и быстротой. Мы с легкостью в долю секунды узнаем хорошо известные нам предметы без ошибок, даже если восприятие неполное. Узнавание подразделяется на обобщенное (объект относится к общей категории) и специфическое (предмет отождествляется с когда-то узнанным единичным объектом).

Избирательность

Задача данной закономерности восприятия - выделять среди множества объектов преимущественные. Зачастую избирательность выражается в выделении объекта из фона по его контуру. Четкий и контрастный контур объекта способствует легкому выделению его на фоне. В то же время, когда границы предмета нечеткие и размытые, его трудно различить. На данном принципе основывается маскировка военных объектов. Определенная цветовая гамма, схожая с окружающими условиями, затрудняет процесс избирательного восприятия.

Еще одно направление данной закономерности восприятия - выделение главных предметов на фоне других. Объект или явление, которое находится в центре внимания при восприятии - это фигура, все то, что в первую очередь не бросается в глаза - фон. Часто можно услышать фразу: «Она выглядела самой красивой на фоне остальных».

Понятия предмета и фона динамичны, объясняется это возможностью переключения внимания с одного объекта на другой. То, что изначально было фигурой, центральным объектом, по определенным причинам может слиться с фоном, и наоборот.

Апперцепция

Данная категория отвечает за зависимость воспринимаемых объектов и явлений от знаний, интересов, установок, принципов человека. Апперцепцию подразделяют на две категории: личную/устойчивую и ситуативную/временную. Суть первой категории заключается в определении зависимости восприятия от сформированных особенностей, присущих конкретному индивиду. Это может быть образование, воспитание, система ценностей и убеждений и так далее.

Ситуативная или временная апперцепция зависит от периодически возникающих состояний психики. Это могут быть эмоции, мнения и тому подобное. Самый простой пример, когда в ночное время суток дерево на улице или тень в квартире может напомнить фигуру человека. Это спровоцирует определенные эмоции, например испуг. В этом и заключается ситуативное восприятие.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но, кроме этих внутривидовых закономерностей, существуют общие закономерности восприятия , которые проявляются в его свойствах: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове.

Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется установкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче. В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным, когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет.

При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий. Узнавние затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета.

Целостность восприятия – характеристика восприятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии, как в психическом образе предмета, также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование.

Структурность восприятия . Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта.

В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют закономерности восприятия (перцепции)? Жду вашего экспертного мнения.

В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ВОСПРИЯТИЕ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ОБЩЕСТВО – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. ВОСПРИЯТИЕ – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Какие же существуют основные закономерности восприятия? Для начала давайте отметим, что восприятие — целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (то есть чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс.

Стоит также заметить, что восприятие можно рассмотреть на основе следующих закономерностей:

  1. Осмысленность, которое заключается в первую очередь в том, что человек понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением, а также с использованием прошлого опыта;
  2. Наглядная предметность. Восприятия проявляется в отнесении образов к определенным предметам или явлениям и кроме того человек воспринимает предметы, которые имеют значимое значение;
  3. Структурность. Человек воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру;
  4. Константность, а именно постоянство формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях.

Можно дополнить, что восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше — более плоским). Полагаю, что Вы усвоили, какие существуют закономерности восприятия в психологии. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.
Желаем удачи и успехов в работе, учебе!