Итоговый диктант для 5 класса

Расщедрилась природа и подарила теплые денечки. Но осень уже поселилась в лесу. Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.
Бесчисленные листья устилают землю. Они разных цветов: желтые, оранжевые, красные. Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. Только их шорох нарушает покой лесного царства.
Но страшен лес в непогоду. Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. Они уже не борются с ним. Дождь бьет по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются все растения: цветы, травы, кусты. Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие елочные шарики. (102 слова)

Итоговый диктант для 6 класса № 1

Сквозь заросли что-то засияло жестяным блеском. Ваня приподнялся, заглянул через невысокие кусты и увидел блистающую на солнце поверхность небольшого искусственного озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто-то выложил его ноздреватым камнем. В трещинах росли причудливые цветы и спускались прямо к воде. В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали тускло- желтые караси.
Ванина собачонка взгромоздилась на камень и стала лакать воду. Караси не испугались. Они будто хотели обнюхать собачью морду. Это было необыкновенное зрелище!
Мальчик присел и опустил руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси исчезли. Только лучик солнца продолжал отражаться в воде. Вдруг к пальцам Вани прикоснулось что-то холодное и скользкое. Он сжал кулак и почувствовал, что у него в руке бьется, дрожит рыбина. (117 слов)

Итоговый диктант для 6 класса № 2

Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки.
Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением. Выйдите из дома, расположитесь в тени душистой сирени. Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.
Трудно кому-либо состязаться с соловьем в пении. В птичьем хоре все покрывает его голос. Его воспевали в своих стихах поэты, композиторы слагали о нем песни. (117 слов)

Итоговый диктант для 8 класса

Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше - торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.
Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно- брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (150 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)

Темы итогового сочинения за курс 10 класса:

  1. Существует ли сегодня проблема отцов и детей?
  2. Идея сострадания и очищения (на примере произведения русской классической литературы).
  3. « В важные этапы жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра героизма» (по произведениям русской классической литературы).
  4. « Кто не страдал, кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал» (Н.А. Добролюбов).
  5. « Природа не имеет органов речи, но создаёт языки и сердца, при посредстве которых творит и чувствует» (И.В.Гёте).

Звуки и запахи весны врываются в открытое окно, манят на улицу, в парк, в лес. Во дворе можно услышать крик синиц, которые первыми оповещают о том, что весна идет. А в парке очень странные звуки! Это дятлы-барабанщики наперебой стучат и будто перекликаются друг с другом. Некоторые люди, нечасто бывающие в лесу и в парке, считают, что это скрипит дерево. На самом деле это стук дятла-труженика, который ранней весной становится особо активным и создает эту музыку, звучащую так громко и торжественно.

У домов неугомонные воробьи рассыпались по деревьям, устроив в ветвях шум и гам. Драчуны и щебетуны целый день не дают покоя, непонятно, что они там делят, о чем спорят. Стоит близко подойти к кустам, как эта пугливая стайка порхнет и рассыплется. А какой-нибудь смельчак сядет поодаль, чтобы снова вернуться в это место, где у него важные воробьиные дела. Чуть позже они разлетятся по парам и начнут вить гнезда, кормить птенцов, неутомимо таская им червяков и жуков.

Эти общительные и задорные птички устраивают искусные гнездышки под крышами домиков, а вот пара несмышленышей свила гнездо на макушке водосточной трубы. Долго любуюсь, как неутомимые труженики теребят оставшиеся на виноградной лозе прошлогодние гроздья, как что-то внимательно ищут на древесной коре. Волнуясь, они садятся поодаль от меня и ждут момента рвануться к гнезду с червяком в клюве.

Осторожно ступая, медленно отхожу. Не хочу им мешать.

Грамматические задания

  1. Фонетический разбор слова:
  1. Сделать разбор слова по составу:

Ступая, подающих

  1. Найти в тексте односоставные предложения и указать их тип.
  1. Выполнить синтаксический разбор предложения:

У домов неугомонные воробьи рассыпались по деревьям, устроив в ветвях шум и гам.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) в 11 классе

по русскому языку по итогам IV четверти

Уровень сложности средний.

Цель и задачи: 1 .Выявить уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков (по темам «Правописание безударных гласных, согласных в корне слов», «Правописание приставок», «Правописание окончаний в словах разных частей речи», «Правописание глаголов», «Правописание наречий», «Знаки препинания в простых и сложных предложениях»)

2 . Установить уровень развития высших психических функций: внимания, памяти.

3 . Воспитывать сосредоточенность, умение владеть собой при выполнение самостоятельной работы.

Текст диктанта.

Звуки весны.

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.

Уже прилетели издалека белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала вниз прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли.

(По И. Соколову-Микитову )

(103 слова)

Грамматические задания.

    Найти предложение по схеме:

, и О,О . ( Вот со стройной березки упала вниз прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон )

Выписать, разобрать по членам предложения и частям речи.

    Найти и выписать слова по схемам:

на ……….. ют ся

пере лёт

бел о нос ые

рас пах н ут ся

( н адуваются, перелетных, белоносые, распахнутся )

Критерии оценки диктанта:

«5» - д иктант написан аккуратно и без ошибок. Допускается 1 негрубая ошибка или описка. Каллиграфия и аккуратность оцениваются относительно индивидуальным особенностям обучающихся.

«4» - диктант написан относительно аккуратно с 1-3 ошибками.

«3» - диктант написан относительно аккуратно с 4-6 ошибками. При относительной неаккуратности при написании диктанта оценка «3» ставится и при 3 ошибках.

«2» - диктант написан более чем с 6-ю ошибками.

Примечание: Учитывая индивидуальные особенности в отклонении развития учащихся с особыми образовательными потребностями, за одну ошибку в диктанте следует считать все логопатические ошибки (связанные с заменой, пропуском букв и пр.), ошибки в одном и том же слове, в том числе и в разных его формах (но не в однокоренных словах).

Критерии оценки задания:

1 задание – предложение найдено верно – 2 балла

Подчёркнуты верно все члены предложения – 4 балла (- 1 балл каждая ошибка в отношении подлежащих и сказуемых, - 0,5 –если не все второстепенные подчёркнуты).

Определены все части речи + 8 баллов (- 1 балл каждая ошибка, - 0,5 – каждое слово, часть речи которого не определена). [ маским. 14 баллов .]

2 задание: - каждое правильно выписанное слово – 1 балл, + 0,5 баллов за каждое правильно разобранное слово [ максим. 6 баллов ]

ОЦЕНКА:

19- 20 баллов – «5»,

15-18 баллов – «4»,

9-14 баллов «3»,

8 и менее баллов – «2»

Контрольные работы 5-й класс.

Диктант №1.

Осень в тайге.

Шла по тайге золотая осень. На узкой тропинке она прошуршала пожухлым листом. На извилистой речке и озере к рассвету она расстелила молочно-сизые туманы. Густой туман с речки добрался к лесу. Он спрятал конец старой просеки, края поляны. Сел туман на резные листья осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина и на тополе, клене, рябине.

Ночью деревья тронул легкий мороз, а к утру лужицы успели затянуться хрупким ледком. Малахитовые елочки покрылись серебряным инеем.

Вот на опушке остановилось оленье стадо, прислушалось к осенней поступи. Шустрая мышь к узкой норке пробежала. Прошуршал по тропинке еж. Торопится, готовится к зиме. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев, хруст льдинок. Это пробирается сквозь бурелом медведь, спешит залечь в берлогу на зиму.

  1. Выполните морфологический разбор слова на опушке .
  2. Произведите фонетический разбор слова ели.
  3. Сделайте морфемный разбор слова удивительную .
  4. Выпишите из любого простого предложения все возможные словосочетания.

Диктант №2.

Тема: “Причастие. Причастный оборот”.

Лесные звуки.

Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидящий на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.

На макушке березы, покрывшейся дымом молодой листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно замолкает. Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик.

На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.

Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель. И уж тянет свою песенку первый комар.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите все причастия из текста, выделите орфограмыы.
  2. Фонетический разбор: весною.
  3. Морфологический разбор: неповоротливый.
  4. Морфемный разбор: притаившийся, вылетевший.
  5. Определите стиль и тип текста.

Диктант №3.

Тема: Деепричастный оборот.

В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче, приветливо мигая издалека мальчугана. Но еще глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный Никольский лес.

Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился, услышав что- то интересное. За поворотом, у берега, кто-то пел высоким переливающимся альтом, как-то странно, хотя и красиво разбивая слова… На берегу он увидел небольшого худенького мальчишку, валявшегося возле затасканной сумки. Заслышав шаги, тот оборвал песню и с опаской посмотрел на Димку…

С размаху бросившись на землю, Димка заметил, как мальчишка испуганно отодвинулся.

Грамматическое задание :

  1. Фонетический разбор: огонек ;
  2. Морфемный разбор: остановился, валявшегося;
  3. Морфологический разбор: спускаясь, испуганно;
  4. Синтаксический разбор: На берегу он увидел…
  5. Выпишите все причастия из текста.
  6. Определите тип и стиль речи.

Диктант

Тема: “Местоимение”

1) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. 2) В городах приметы не нужны. 3) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. 4) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. 5) Предсказания погоды передаются по радио. 6) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. 7) Но стоит провести две- три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. 8) Приметы связаны со всем: цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. 9) В приметах заключено много точного знания и поэзии. 10) Есть приметы простые и сложные. 11) Самая простая примета – это дым костра. 12) То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, вые самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. 13) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

А 1. В каком предложении говорится о том, нужны ли приметы в городе?

А 2. Выпишите все местоимения. Произведите морфологический разбор.

А 3. К какому стилю относится фрагмент этого текста?

1) научный

2) разговорный

3) художественный

4) официально – деловой

А 4. Какие типы речи представлены в данном фрагменте текста?

1) описание

2) описание и рассуждение

3) повествование

4) повествование и рассуждение

А 5. Из предложения 4 выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом.

А 6. Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.

А 7. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.

Контрольная работа по теме: “Имя числительное”.

Обязательная часть.

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните имена числительные как члены предложения.

Первые часы.

Историки предпол..гают, что часы первыми создали арабы. В те времена, то есть тысяча – тысяча двести лет назад, арабы значительно пр..восходили европейцев своей культурой и образованностью.

Считает..ся, что самые первые часы в Европе по..вились в 1223 году.

В Росси.. часы стали извес..ны почти одновременно с Западной Европой. Уже в 13 веке лет..писцы начинают ак..уратно указывать не только год и день события, но и его час.

В 1404 году в Москве были установлены башен..ые часы, на дворце князя Василия, сына Дмитрия Донского.

2. Запишите данные числа словами.

12, 20, 50, 115, 800, 5248.

3. Просклоняйте имя числительное вместе с именами существительными.

356 страница.

4. Впишите в данные предложения имена числительные (словами).

У нас не хватает(555) рублей. Российские спортсмены встречаются со спортсменами (5) континентов по (34) видам спорта. Царь-колокол, стоящий в Московском Кремле, весит свыше (1200) пудов, т.е.(200) тонн.

5. Замените количественные имена числительные подходящими порядковыми с именами существительными час .

Рассвет в декабре начинается в 8 часов 20 минут.

В 19 часов 50 минут по радио передавали концерт.

Автобус отходит в 10 часов 20 минут.

6. Найдите в данных словах имена числительные, докажите правильность своего выбора.

Тройка, трехчасовой, тринадцатый, тройной, утроить.

7. Составьте с данными словосочетаниями предложения, подчеркните в них имена числительные как члены предложения.

8. Тест. Выберите правильный вариант ответа.

9. Согласуйте данные в скобках слова в нужном падеже. Определите падеж имен числительных.

Копать (оба, обе) руками. (Оба,обе) девочек не было на уроке. Вязать (оба, обе) спицами. Завязать (оба, обе) конца.

10. Составьте три предложения, употребив числительные оба и обе в разных падежах.

Дополнительная часть.

  1. К количественным числительным 3.5.7 запишите однокоренные слова разных частей речи.
  2. Запишите примеры русских народных загадок, пословиц и поговорок, в которых употребляются имена числительные.
  3. Расшифруйте запись данных слов. Запишите их правильно.Блещущий чи100тою, пре2рительно приготовь, вме100 осе3ны, сес3цы ухи3лись, 100лько ус3ц.
  4. Составьте и запишите небольшой текст, используя числительные. 1вариант: тип речи - описание, стиль – публицистический; 2 вариант: тип речи – повествование, стиль – художественный, 3 вариант: тип речи – рассуждение, стиль – научный.

Контрольная работа по теме: “Наречие”.

Обязательная часть.

1. Вставьте буквы а или о в суффиксы наречий.

Занов.., издавн.., затемн.., искос.., изредк.., снов., направ.., сев.., вправ.., наглух.., досыт.. .

2. Укажите номера предложений, в которых в наречиях после шипящих не нужен Ь? Почему?

  • я открыл окно настеж.. .
  • я лежал навзнич.. в траве.
  • все прбежали проч.. .
  • дочери ее вышли замуж.. .
  • он говорил точ..-в-точ.. так же.

3. Вставьте там, где надо ь укажите, какие это части речи.

Наотмаш.., гореч.., спряч.., свеж.., колюч.., уж.., зрелищ.., лиш.., (не)проч.., навзнич.., экипаж.., вираж.., глядиш.., полноч.., ноч.. .

4. Раскройте скобки, выпишите сначала словосочетания, в которых наречия пишутся через дефис, затем все остальные.

(По)январски морозно, видно (по)всюду, точь(в)точь по учебнику, жить бок(о)бок, завязать крест(накрест), встать (по)парно, наконец(то) пришел, (во)первых, выполнить кое(как), едва(едва) ответил.

5. НЕ слитно или раздельно.

(Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня. Было решено (не)медленно уезжать. Я их прождал (не)меньше часа. Я его (не)сразу заметил.

6. Расставьте в наречиях ударение.

Удобнее, сослепу, мельком, иначе, дочиста, завидно, вовремя, попросту, тотчас, наперегонки, насмерть, исподволь.

Дополнительная часть.

1. Составьте предложения с парами слов. Какие это части речи?

  • вовремя – во время.
  • вмиг – в миг.
  • поэтому – по этому.

2. Слитно или раздельно.

(Без)оглядки, (на)изнанку, (в)даль, (на)спех, (в)просак, (в)потемках, (на)веки, (на)перекор, (в)разбивку, (на)выбор, (в)полголоса, (в)обнимку, (до)востребования.

3. Н илиНН. Укажите части речи.

  • оратор говорил убежде(н,нн)о.
  • говорил обоснова(н,нн)о.
  • заявление было обоснова(н,нн)о.
  • решение его было мгнове(н,нн)о.

4. Могут ли наречия употребляться при существительных? Если – да, то приведите примеры.

5. Объясните слово тщетно , подобрав к нему наречия-синонимы. Запишите синонимический ряд.

6. От прилагательного величественный образуйте наречие, подберите к этому наречию синонимы.

7. Напишите сочинение по данному началу.

Кутузовский проспект… Поклонная гора! Отсюда открывается величественный вид на Москву. На этом месте 2 сентября 1812 года Наполеон тщетно ждал депутацию “бояр” с ключами от Кремля…

Контрольная работа:

“ Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи”

1. Решите вопрос о слитном и раздельном написании.

(Не)вмешиваясь в события, (не)было намерений, (не)взлюбить с первого взгляда, (не)покладая рук, песня (не)допета, (не)открыв двери, девушка (не)ранена, (не)лепый поступок, взлететь (не)высоко, а низко, (не)навистный человек, вести себя (не)непринужденно, это (не)дорого, но красиво, вовсе (не)заботливый, (не)сказав, (не)нужно беспокоится, (не)где отдохнуть, (не)у кого спросить, (не)чем гордиться, (не)кто иной, (не)когда отдыхать.

А1. Найдите случай слитного написания НЕ.

А) (не)разжигая огня

Б) пришел (не)вовремя

В) (не)проветренная комната

Г) ковер (не)соткан

А2 Найдите случай раздельного написания НЕ.

А) женщина (не)образована

Б) меня (не)долюбливают

В) в доме (не)прибрано

Г) (не)большая, но интересная брошюра

А3 В каких случаях НЕ пишется слитно?

А) (не)обожжены

Б) (не)праведный грех

В) абсолютно (не)засеянные поля

Г) (не)греющее зимнее солнце

А4 В каких случаях НЕ пишется раздельно?

А) (не)обнажая плеч

Б) поля (не)заброшены

В) (не)окрепший лед

Г) (не)нависть

А5 В каких случаях НЕ пишется слитно?

А) (не)взирая на лица

Б) все делает (не)торопясь

В) (не)доучка

Г) (не)сгораемый сейф

Творческое задание: Одинаково или по-разному вы напишите не в словосочетаниях и предложениях: совсем (не)отдохнул; (не)оправдав доверия; гости (не)встречены вовремя?

Контрольная работа

Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весной. Вот с надломанной ветхи березы на тонкую льдинку упала прозрачная капля — послышался хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собой шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника чудится шепот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весной в ожившем лесу. От пенька на пенек прошуршала, тоненько пискнула мышь; поднявшись с земли, прогудел, стукнулся о березу и грузно упал неповоротливый жук. Сидя на стволе засохшего дерева, дятел пустил звонкую барабанную трель. На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно умолкает. Окруженный золотым сиянием солнца на самой вершине голого дуба, важно надувая зоб, воркует дикий голубь-витютень. «На ду-у-бе сижу! На ду-у-бе сижу! — далеко-далеко разносится глухое его воркованье. Справа и слева на своих звонких свирелях разливаются певчие дрозды, а в глухой еловой чащобе тихо свистит рябчик.

Обманывая слух, под прозрачной коркой ледка журчит весенний ручей, и, вторя ему, на лесных обсохших полянах бормочут тетерева-косачи. На закате солнца страшно ухнет филин в лесу, гугукнет — гу-гу-гуу! — бесшумно пролетая, сова, и со всех сторон отзовутся ей, празднуя весну, зайцы.

А в холодных прозрачных лужах неустанно «турлычат» лягушки, и кажется, звук этот исходит из глубины земли.

Шелестя сухими травинками, бегают днем на пригреве хлопотливые муравьи, весело жужжат первые весенние мухи. Вылетев из зимнего убежища, басом прогудит проснувшийся шмель. И уж тянет, тянет над ухом охотника свою нудную песенку первый комар...

Только в глухую полночь все примолкает в весеннем лесу. Отойдешь бывало от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев — глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь по веткам, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок. Прошуршит под ногами мышь, провоют на болоте голодные бессонные волки. И опять тихо, недвижно в темном лесу. Негромко потрескивает костер, колышутся над огнем лохматые еловые ветви, развалясь у огня на смолистой постели, беззаботно похрапывает товарищ-охотник.

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички-зорянки. Тихий знакомый слышится звук: тянет над утренним лесом вальдшнеп — лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях заливаются неутомимые музыканты-дрозды, с лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных звуков слышит охотник в этот веселый торжественный час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.