Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего урока – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Культура речи»

Цели: способствовать формированию культуры поведения учащихся; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего урока – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?

(Выслушиваются ответы детей)

Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

Немного истории

Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни народа?

На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

Наш язык

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой - это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда

На языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот на русском говорю

Уже я восемь лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Менделеев дал закон,

На русском языке!

«Долой царя!» - народ сказал

На русском языке!

Н.Бойко

Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы.

Красочность и богатство русской речи хорошо показаны в стихотворении Ф.Тютчева.

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотая рожь.

И как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдёшь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскалённых над сводом небес.

Пахнет липа душистая мёдом,

И шумит полный сумраком лес.

Что значит любить свой язык? (Ответы детей.)

Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.

О культуре речи

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, как болел Петя Крутилкин.

Сценка

Доктор. На что жалуешься молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и горлу дерёт.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек! Железно! (Берёт у Пети градусник.) Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.

А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

Петрушка! Вечно ты с обновкой – с разодранным локтём.

Ты, Филька, ты – прямой чурбан.

А вы, ребята, живёте в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Витька, Ванька, Толька.

Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. У поэта С.Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

Прочитаем девять основных правил по культуре речи.

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

Культура речи – это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнёшься ты в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли «Пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

За что мы говорим «Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.

Но если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Будьте здоровы! – Это я говорю по секрету.

Будьте здоровы! – И не ждите за это конфету

Будьте здоровы! – Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, «добрый путь»

Тоже к доброму чему-нибудь.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы,

Но я ещё повторю всё равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Игра в рифмы

А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете вежливые слова, поиграем в рифмы:

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (Спасибо.)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(Добрый день.)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь …(Здравствуйте.)

Когда нас бронят за шалости

Говорим…(Простите, пожалуйста.)

Встретил Витю я – соседа…

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте! – зря от Вити

Ждал я слова …(Извините.)

Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот ответил, что всё хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно, нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжит разговор, спросить, что случилось.

Беседа

Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек» Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали бы этому совету, насколько легче бы людям общаться друг с другом.

Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, они не спали всю ночь, испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша или кто-то напряжённо работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива. Мешает окружающим, раздражает их. Помните в песне, услышать сердце человека возможно только в тишине…

А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек». Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек».

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссоры, слёз.

(Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как можно было бы сделать.)

Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа» (плакат). Как вы их понимате? «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».

Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

Как вы думаете, нужно ли быть воспитанными в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? (Высказывания детей.)

Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность.)

Правила воспитанного человека нужно выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя никто не видит. По тому, как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта.

Что же такое такт?

Такт в переводе с греческого – лёгкое прикосновение. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, это умение правильно вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочуствия, жалости, внимания.

Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации. Тактичный человек:

Не хвастается;

Не выясняет отношений в присутствии посторонних;

Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

Терпим к недостаткам и слабостям других людей;

Никогда не рассказывает другим чужих тайн;

В разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;

Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

Подведение итогов

Слово- очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.

Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«ПАНАЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Конспект классного часа по теме:

«ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Учитель: Волосникова Е.А.,

Классный руководитель 6б класса

Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к русскому языку, формировать навыки речевого общения.

Ход подготовки:

1. Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.

2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку).

3. Написать плакат:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И. С. Тургенев.

План-конспект занятия:

1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы):

Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.

3. Культура речи, мышления, чувств.

Классный руководитель:

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п.). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)?

4. Как повысить культуру речи.

Классный руководитель:

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

5. Как стать интересным собеседником.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.

6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!

Классный руководитель:

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды - все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали

Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору

Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д

7. Подведение итогов занятия

Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке

План дальнейшей работы:

1. Провести беседы на темы - «С чего начинается вежливость?», «Искусство ведения переписки», «Что такое деликатность?», «Культура общения» и т д

2. Подготовить викторину на тему «Почему мы так говорим?»


Классный час « Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.

Оформление: Плакат с высказыванием И. С. Тургенева, портреты, выставка книг.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Недоброе слово больней огня жжет.

Добрые слова дороже богатства.

Худое слово и сладким медом не зальешь.

И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь. (Ребята дают толкование каждой пословице).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок. « Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой…»(Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. И. Куприн.)

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Что вы понимаете под культурой речи? (Обращение к ребятам).

Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

СЦЕНКА. Выступление учащихся.

Заранее подготовленный диалог « Бабушка и внук ».

Как получилось, что собеседники не поняли друг друга? Почему так получилось?

(Ответы ребят).

(Объясняется значение слова « эстетика»). Эстетика речи состоит в подчинении слов определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности, эмоциональности, образности, выразительности языка.

Каким же, на ваш взгляд, должен быть собеседник? (Он должен обладать терпением. уметь слушать собеседника, уважительно относиться к чужому мнению. Не говорить громко).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

Эта новость причинила ей удовольствие.

С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

У нее были огромные каштановые глаза.

Он испытывал к нему крепкую ненависть.

Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание. Исправить ошибки, связанные с речевой избыточностью.

В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. – Эти компьютеры просты по устройству и дешевы.

Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.

Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг.20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок.

Поэтому каждому культурному, образованному человеку необходимо следить за своей речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев. Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого и др.

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
VIII вида
пгт Арбаж Кировской области


БЕСЕДА

« Культура речи. О «черных» словах»

Воспитатель МКОУ С(К)ШИ VIII вида: Баскаева Ольга Владимировна

пгт Арбаж 2014 год

ТЕМА:
«Культура речи. О «черных» словах»
ЦЕЛИ:

    Обучающая: сформировать первоначальные представления об истории сквернословия, причинах и ответственности за «черные» слова;

    Коррекционно-развивающая: способствовать росту самосознания и самооценки подростков, развивать умения анализировать и применять полученные знания в жизни;

    Воспитательная: воспитывать культуру речи и поведения, формировать навыки личной гигиены.

УЧЕБНО – НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

Отрывок из рассказа Шолохова «Судьба человека»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели занятия.

    Сообщение нового материала.

Беседа. «Речь тоже бывает «крутой». О «черных» словах».

Словом можно убить.
Словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.

Культурная речь – признак интеллигентности и воспитания человека. Жаргонные словечки, грубые обороты – все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания.
В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом «Академии молчания». Их девиз: «Много думай и мало говори».
А в Древней Руси в 12 веке князь Владимир Мономах учил детей вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не осуждать речью, не много смеяться.»
Как же появилась брань в языке и в чем причина ее живучести?
Употребление брани, особенно непристойной, может восприниматься как нарушение запрета нравственного.
В древнерусской литературе и в народной традиции брань связывалась с представлением о том, что матерщина оскорбляет мать – сыру Землю, Богородицу «мать Иисуса Христа» и родную мать человека.
По народным нравственным представлениям славян бранящиеся матом оскорбляют не столько мать собеседника, сколько свою собственную мать.
У русских считалось опасным бранить детей, так как на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого выругали «черным» матерным словом, могли, по поверию, унести злые силы, этот ребенок считался проклятым родителями своими, считалось, что этот ребенок будет всю жизнь несчастным, его постоянно будут преследовать несчастья и беды.
Нельзя было браниться в доме, при иконах, при печке (этого не выносит домовой). Боясь лешего, не ругались даже в лесу. Это же относилось к полю, к реке или озеру – ведь у каждого из них есть свой покровитель. Провинившимся он насылал болезни и немощи.
В дом, где люди бранятся и ругаются, проникают бесы, нечистая сила, а вот ангелы, добрые духи покидают такое жилище.
Русские матершинные слова назывались «чёрными», и в этом названии сближались понятия черноты и проклятия. Такими словами не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и на близких – ведь слово имеет свойство воплощаться.
В 1648 году появился царский указ, предписывающий, «чтобы на массовых мероприятиях, во время праздников песен бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили, бесчинства и сквернословия не делали».
В старину практическое предназначение бранных ругательных слов было совсем иным, чем теперь. Не случайно, например, слово брань (ругань) означало так же битву. По древнему славянскому обычаю, перед битвой происходило «задразнивание» врага, его словесное оскорбление.
Причину появления и распространения грязных матерных слов в наше время связывают с периодом Великой Отечественной Войны, когда слов не хватало и черная, но облегчающая душу брань повисла в воздухе. Войны не делают людей нежными, напротив они огрубляют их: «Когда схватывались в рукопашную, выражений не выбирали». Как вы думаете, какие чувства выражали в этот момент брань и мат? (чувства злобы, ненависти, ярости, а так же чувство ответственности за свою страну, народ, матерей, жен, детей.) А какие чувства выражали крепкие выражения, когда наши солдаты вошли в деревню Хатынь, сожженную дотла вместе с жителями? (ужас от нечеловеческих поступков фашистов.)

Недавно изучали рассказ «Судьба человека».
Почему отборный русский мат, обрушивающийся из уст лагерфюрера немца Мюллера помогал нашим военнопленным солдатам выжить в этих ужасных условиях, устоять на ногах от его железного удара. (прочитать отрывок из рассказа, стр. 42-43)
Иногда русскую матершину рассматривают как органическую часть национальной традиции, подобно пьянству, разгулу, наркомании.
Какими словами из рассказа подтверждается утверждение, что матершина сродни такому антисоциальному явлению, как пьянство.
Связь сквернословия со склонностью к пьянству несомненно есть. Ф.М.Достоевский в 1873 году в «Дневнике писателя» рассказал о гуляках из рабочего люда Петербурга, которые «сквернословят» вслух, несмотря на целые толпы людей и женщин, мимо которых проходят…, не от нахальства, а потому что пьяные не могут иметь другого языка, кроме сквернословного. Это самый приспособленный язык к пьяному или даже лишь хмельному состоянию. От алкоголя трудно ворочается язык, но вместе с тем наплывают мысли и ощущения, возникает неудержимое желание поговорить. Общеизвестно, что язык пьяниц и наркоманов – это мат и нецензурщина. Союз названных антисоциальных явлений у таких людей закономерен и ограничен, поскольку обнаруживает пустоту сознания, отсутствие норм нравственности, деградацию ума, в конечном счете – разрушение личности.
Особенно обидно за тех неразумных ребят, которые высшую удаль видят в том, чтобы пересыпать каждую фразу либо грубыми ругательствами, либо нелепыми, бессмысленными словечками.
Когда слушаешь их разговор между собой, делается противно и тошно, словно каждая фраза вываляна в грязи.
К большому сожалению, грубость и матершина стали у нас почти обыденностью. Девочки в смысле матершины не отстают от ребят. Грязные ругательства звучат совершенно немотивированно. Исторически такие слова указывают на то, что скрыто от чужих глаз по естественному чувству стыда, пристойной вежливости. Это части тела, детородные органы, физиологические отравления, интимная жизнь человека. Это область сугубо личных интимных человеческих отношений. Люди, как правило, не допускают в эту сферу жизни никого постороннего, это сугубо личная, закрытая для других сфера жизни человека. Эта тайна принадлежит только любящим друг друга мужчине и женщине. Без этой тайны невозможно и другое «ниспосланное» людям чудо – рождение потомства, продолжение человеческого рода. Эта тайна хранит человеческую любовь, хранит семью – самую главную ячейку общества, без которой оно не могло бы существовать. А матершина грубо вторгается в эту область человеческих отношений. Этим самым она вдвойне отторгается от нормального человеческого общения.
Буквальный смысл матерных ругательств омерзителен, и в первую очередь характеризует самого говорящего, его неряшливую, грубую, захламленную ругательствами речь.
А знаете ли вы об очень интересном обычае, существующем в американских семьях, когда дети приносят с улицы мерзкие слова и спрашивают об их значении. Родители, как правило, разъясняют детям все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом. И это вовсе не наказание, а простая гигиена, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот.
В одной из мудрых народных сказок говорится о трудолюбивой падчерице и злобной, грубой неряхе и лентяйке дочери, которых в результате обычной для сказок «отработки» фея награждает чудесными свойствами – по их делам. Но вот когда начинает говорить падчерица, из ее уст вылетают благоухающие цветы, драгоценные камни, они как бы воплощают ее прекрасные мысли и добрые слова. Когда же открывает рот дочь, то из него выскакивают в большом количестве змеи, тараканы, ящерицы, бегут мыши и скачут лягушки. Так воплощаются ее гнусные мысли и грязные слова.
И действительно, вульгарная, пересыпанная матершиной речь по – настоящему отравляет среду речевого существования, она одинаково губительно действует и на окружающих, и на самих говорящих.
С помощью этих ругательств человек срывает свое зло, раздраженность на других. Для говорящего это дурная привычка. И, как показывает практика, избавиться от этой привычки сквернословить подчас гораздо труднее, чем от курения или тяги к спиртному.
Поскольку эта болезнь общества, то и бороться против нее должно все общество – государство, церковь, семья, школа, литература.
Например, известный футбольный тренер Зонин вводил в своих командах штраф за выражение нецензурной бранью – довольно небольшой, чисто символический, но зато очень обидный для провинившихся.
Другой футбольный тренер в команде «Ростсельмаш» ярко и опять – таки обидно высмеивал матершинников, и с большим успехом.
А наставник сборной страны по боксу А.А.Лавров создал такую атмосферу, что за несколько дней журналист не услышал ни одного нецензурного слова.
А вот как в священном писании «Новый завет» говорится о брани: «Всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду божьему. Кто же скажет брату своему: «Пустой человек» подлежит синедриону (верховному судилищу), а кто скажет «безумный», подлежит гиене огненной.
Кто произнесет слово, оскверняющее мать любого, все одно, что Мать Божию, Богородицу, будет отвергнут до 7-го поколения.»
А как же наказывает государство за сквернословие? – Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям.

Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.

И закончить беседу хочу словами К.Паустовского: «Русский язык по существу дан не одному, а многим народам, и было бы настоящим преступлением перед потомками, человечеством, перед культурой позволить кому бы то ни было искажать его и калечить».

«Культура речи, поведения и общения». Цели классного часа: -развивать культуру речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания; -воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим. ГБОУ 297 Данилова Наталья Вячеславовна








Какие жесты помогают здороваться? Индийцы: складывают руки и прижимают их к груди Китайцы:пожимают руку себе Самоанцы: при приветствии обнюхивают друг друга Латиноамериканцы: обнимаются Лапландцы: трутся носами Японцы: кланяются Тибетцы:снимают головной убор правой рукой и высовывают язык Русские, англичане, американцы: пожимают друг другу руки


Какими словами нужно прощаться? Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации В любой ситуации применима формула прощания «До свиданья!» Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят «До встречи!» Расставаясь надолго обычно говорят «Прощайте!» Ложась спать, люди желают друг другу «Спокойной ночи!» Среди хорошо знакомых людей говорят «Всего!», «Пока!», «Счастливо!»




Как нужно прощаться? Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти («мне надо уходить», «очень жаль, но мне пора», «надо идти») Перед тем, как произнести прощальную фразу, люди обычно благодарят за общение, извиняются за время, отнятое у собеседника. Обычно уходящему гостю желают всего самого доброго, приглашают заходить еще, выражают свое дружеское отношение, передавая привет его близким.








2. Ты звонишь по телефону и хочешь позвать друга или подругу. Выбери наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дай вариант ответа. Позовите Сашу. Здравствуйте, позовите пожалуйста, Сашу. Здравствуйте, позовите Сашу. Здравствуйте, извините, Саша дома?




2 – тур. Тема: «Культура общения». 1. Шёл Боря домой из школы. Видит, идёт по улице слепой человек и палочкой ощупывает тротуар. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой. Как бы вы поступили? Помог бы человеку перейти проезжую часть улицы. Пошёл бы своей дорогой. Постоял бы и посмотрел, как человек переходит улицу.


2. Если ты пригласил к себе товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь? Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз. Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу. Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.