Леон Бакст (1866-1924) — один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно.

Его отец — Израиль Розенберг. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие — коммерсантом средней руки. Не исключено, что он был и тем, и другим одновременно. Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. В дальнейшем, Лейб стал Львом. Лев — Леоном. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург.

Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Дед был богатым портным. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Первыми яркими впечатлениями ребенок был обязан дедушке — в прошлом парижанину, перенесшему в квартиру на Невском проспекте шик французского салона. Обтянутые желтым шелком стены, старинная мебель, картины, декоративные растения, позолоченные клетки с канарейками — все здесь было «не как дома», все восхищало эмоционального мальчика. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы.

Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы. Вырезанные из книг и журналов фигурки превращались в героев инсценировок, разыгрываемых перед сестрами. Но вот наступил момент, когда взрослые стали брать мальчика с собой в театр, и перед ним открылся волшебный мир. Мог ли кто-нибудь подумать тогда, что именно здесь через много лет он найдет свое истинное призвание.

Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Отец, в меру сил, противился. Как талмудист — не еврейское это дело «человечков малевать». И как коммерсант. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. Израиль Розенберг был человеком толерантным. И, дабы удостовериться, что собой представляют живописные потуги неукротимого сына, то ли через общих знакомых, то ли через родственников, вышел на скульптора Марка Антоколького. Мэтр посмотрел рисунки, нашел в них несомненные признаки таланта и настоятельно посоветовал учиться.

Совет возымел действие и 1883 году юный Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. И напрочь игнорировали новые течения в живописи, пресловутый модерн в его многообразных формах и проявлениях. И, в меру сил и возможностей, отбивали у учеников желание сходить с раз и навсегда проторенного пути. Учился Бакст не слишком усердно. Провалил конкурс на серебряную медаль. После чего ушел из Академии. То ли в знак протеста. То ли окончательно разуверившись.

После ухода из Академии Леон Бакст, в ту пору еще Розенберг занимался живописью у Альберта Бенуа. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Он иллюстрировал детские книги. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. Свою новую фамилию, точнее псевдоним, художник позаимствовал у бабушки по линии матери, несколько укоротив её. Фамилия бабушки была Бакстер. Появление броского псевдонима было связано с первой выставкой, на которой художник решил представить свои работы. Как ему казалось, в глазах русской публики художник по фамилии Леон Бакст имел неоспоримые преимущества перед художником Лейб-Хаимом Розенбергом.

В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Он учился в студии Жерома и в «Академии Жюльена». В широко известных среди художников всего мира местах, где можно было почерпнуть и соответственно научиться новому, не связанному с многовековыми традициями, искусству. Жилось Баксту в Париже трудно. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Точнее этюдов. В письме к приятелю Леон Бакст горько сетовал: «До сих пор я бьюсь из-за того, чтобы не покинуть Париж… Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды». В Париже Леон Бакст прожил шесть лет.

Время от времени он приезжал в Петербург. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с «Невскими пиквикианцами». Это был кружок самообразования, организованный известным русским художником, историком искусства, художественным критиком Александром Бенуа. В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и некоторые другие художники, искусствоведы и литераторы, образовавшие со временем, знаменитое художественное объединения «Мир искусства».

В 1898 году вышел в свет первый номер журнала «Мир Искусства» — орган художественного объединения и группы писателей-символистов. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Редакция журнала размещалась в доме редактора; первые годы на Литейном проспекте, 45, а с 1900 года — на Набережной реки Фонтанки, 11. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Он же придумал для журнала марку с орлом, «царящим надменно, таинственно и одиноко на вершине снеговой». В художественном отделе журнала широко экспонировались работы выдающихся представителей отечественной и зарубежной живописи. Что определило высокий художественно-эстетический уровень издания, сделало его рупором новых веяний в искусстве, и повлияло на развитие российской культуры на рубеже веков.

В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Она была дочерью именитого купца, большого знатока и собирателя живописи, основателя всемирно известной галереи П.М.Третьякова. Третьяков придерживался либеральных взглядов, ничего не имел против евреев в целом, и самого Бакста в частности. Ценил его как художника. Охотно покупал картины. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Еврей — еще, куда ни шло. А вот иудей, человек, связанный с еврейством религией, не укладывался в многовековые семейные традиции. И Баксту пришлось пойти на уступки. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным.

В 1907 году у Бакста родился сын Андрей (в будущем — художник театра и кино, умер в 1972 году в Париже). Брак оказался непрочным. В 1909 году Леон Бакст ушёл из семьи. Развод не отразился на отношениях с бывшей женой. Они оставались неизменно дружескими. Когда в 1921 году Любовь Павловна, вместе с сыном, уехала из России, Леон Бакст до конца своих дней поддерживал их материально. Интересно другое. Вскоре после развода, новообращенный христианин Леон Бакст вернулся к вере отцов.

В 1909 году, в соответствии с новым законом об иудеях в Российской Империи, ему предложили покинуть Петербург. У Бакста были обширные связи. Много влиятельных знакомых. Его услугами пользовался Императорский двор. Но он решил не прибегать к чьей-либо помощи. И уехал в Париж. Гнев на милость власти предержащие сменили в 1914 году. В этом году Бакста избрали членом Академии художеств. И в этом качестве, несмотря на вероисповедание, он имел право проживать, где ему заблагорассудится.

С 1908 по 1910 год, во время наездов из Парижа в Санкт-Петербург, Леон Бакст преподавал в частной школе живописи Званцевой Одним из учеников Бакста был Марк Шагал. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. При всем своем новаторстве, Бакст полагал, что для художника, вне зависимости от направления, образцом должна была служить натура. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же «картиномания» его смущали. Соученица Шагала Оболенская вспоминала, что, рассматривая картину Шагала, на которой был изображен сидящий на горе скрипач, Бакст никак не мог взять в толк, как скрипачу удалось втащить на такую большую гору такой большой стул.

Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Его неудержимо тянуло в Европу. Бакст был против. — Значит, вас устраивает перспектива погибнуть среди 30 тысяч художников, слетающихся со всего света в Париж, — сказал он. Судя по рукописи книги Шагала «Моя жизнь», Бакст попросту обругал своего ученика. Жена Шагала Белла, готовя книгу к изданию, вымарала несколько выходящих из ряда вон выражений. В те годы, в отличие от нашего времени, ненормативная лексика не допускалась на страницы литературных произведений. По словам Шагала, Бакст вручил ему сто рублей и посоветовал с большей пользой для себя использовать их в России. Он и раньше поддерживал Шагала материально.

Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Непосильный труд подорвал его здоровье. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Во время работы над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн с ним случился «нервный припадок». Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Помочь ему не смогли. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Ещё, в качестве причины называют «отёк легких». Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Люди, не слишком сведущие в медицине, основывались не столько на диагнозе, сколько на его доминирующих проявлениях. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль.

Великий русский художник, прославившийся яркими, сочными, новаторскими театральными декорациями и костюмами для «Русских сезонов», Леон Бакст оказал такое влияние на театр, моду, сценографию и многое другое, что трудно переоценить его вклад, как в театральные постановки, так и в дизайн высокой моды.

Многие, выросшие после него, наверное, и не слышали ни о Баксте, ни о том наследии, которое он оставил.

В России же это имя долгое время вообще было под запретом, как и все, связанное с первой волной эмиграции. Хотя эмигрантом в прямом смысле слова, он не был.

Л.Бакст. Автопортрет. 1893 г.

Но случилось так, что приехав в феврале 1914 года из Парижа в Петербург, уже обласканный вниманием парижской публики, награжденный орденом Почетного легиона Франции, о ком была написана книга,

Леон Бакст в России оказался всего лишь евреем, которому определено строгое место проживания - в черте оседлости. Как еврей, он имел право, согласно российским законам, жить только где-то в Белоруссии.

Таков был закон, которым руководствовались и околоточные, прибывшие к нему с приказом удалиться из столицы своей Родины. Больше Леон Бакст в Россию не приезжал. И хотя через несколько месяцев его и приняли в члены Императорской Академии Художеств, но на решение художника - никогда сюда больше не приезжать - это уже не повлияло.

Леон Бакст был в числе тех художников начала XX века, которые выступили против реализма века XIX, его шаблонов, педантичности, отсутствия полета мысли, хотя начинал молодой художник в духе реализма передвижников. Но это было только в начале пути. На пике своей карьеры Леон Бакст превратился в смелого новатора и театрального реформатора.

Он пришел в театр на волне хореографической революции Михаила Фокина, для которого были важны смысл, эмоции, тема, а не техника исполнения танца. Леон Бакст быстро уловил то, что от него хотел балетмейстер. Для каждого нового спектакля с новой темой он делал свои костюмы и свои декорации, не похожие на другие из других спектаклей.

Л.Бакст. Эскиз декорации к балету "Шехерезада". 1910 г.

Восточный запах, буйство красок «Шехерезады» и «Клеопатры» сменяются античным колоритом Древней Греции в «Нарциссе», «Дафнисе и Хлое», «Послеполуденном отдыхе Фавна» и «Елены в Спарте»; русский стиль «Жар птицы» - стилем бидермайера в «Карнавале» и «Видении Розы».

Дикие, экзотические, варварские краски Русского балета взорвали спящий Париж, ошеломив зрителя, который шел смотреть не столько балет, сколько костюмы и декорации. Это было в буквальном смысле слова паломничество в новый, невиданный доселе театральный мир, открывшийся взору пресыщенного парижанина.

Леон Бакст однажды сказал: «Я говорю «До свидания» старым декорациям, оторванным от спектакля, костюмам, созданным старыми портнихами; всему, что превращает театральную постановку в коллекцию маленьких впечатлений без той уникальной простоты, исходящей от истинного произведения искусства»

Новый дизайн костюмов со сцены вырвался на просторы интерьера богатых домов и превратился в модный стиль с шароварами и яркими цветами Шехерезады. Тонкая эротика, которую принесли с собой «Русские сезоны», принималась с восторгом, женщины подражали стилю непревзойденной Иды Рубинштейн, столичные салоны мод предлагали наряды а-ля «Ида».

Л.Бакст. Эскиз костюма к балету "Нарцисс" - Вакханка, 1911

Бакст создавал не просто костюмы и декорации, он строил их по особым законам ритма и визуального восприятия, тонко управляя цветом, линиями, украшениями. Он так использовал вариации и оттенки цветов, что они завораживали зрителя своей таинственностью и магией. От них невозможно было оторвать глаз.

Один и тот же цвет, но с разными оттенками передавал то целомудренность, то чувственность; то отчаяние, то гордость; то царственность, то жертвенность; то отчаяние, то откровенность. И всегда это было эмоционально насыщенно и чувственно откровенно.

Одно и то же отчаяние Бакст мог выразить в разных цветовых оттенках. Менее сильное – в оттенках зеленого, более сильное – в оттенках синего. Меняя интенсивность и цветовую насыщенность, он управлял впечатлением, находя ту цветовую ноту, которая соответствовала замыслу и теме спектакля.

Художник строил сценический образ спектакля так, что он становился второй – цветовой - реальностью, существующей параллельно с текстовой и хореографической. Изменение настроения той или иной сцены достигалось введением дополнительной цветовой гаммы.

Л.Бакст. Эскиз декорации к балету "Послеполуденный отдых фавна", 1911

Она могла уничтожить безмятежность одним движением яркой нижней юбки, подобно тому, как великая актриса из «Театра» Сомерсета Моэма только одним ярким цветовым пятном, без единого слова, преобразила спектакль, заодно уничтожив свою соперницу.

Так в «Дафнисе и Хлое» в спокойную и умиротворенную сцену с пастухами и пастушками, мирно расположившимися в свежей зелени деревьев, одетыми в одежду мягких, желто-коричневых цветов с декором, стилизованным под упорядоченный античный орнамент, вдруг врывается контрастный мир разбойников.

Контрастный, как по цветовой гамме, так и по одежде, утяжеленной тканью и ее обилием. Даже не слыша слов и не видя танца, визуально становится понятно, что происходит на сцене: мир пастушеский гармонии и свежести, стабильности и порядка вдруг разрушается вторжением мира, окрашенного в пурпурные и темно-синие цвета, олицетворяющие насилие, жестокость и варварство.

Это не могло не завораживать. Под рукой Леона Бакста вдруг оживали те книжные иллюстрации сказок, которыми молодой Леон Бакст украшал издания, подрабатывая себе на хлеб в далеком Петербуге. Напоминали они и книжные иллюстрации Александра Бенуа, с которым они основали журнал «Мир искусства», где он руководил художественным отделом редакции.

Л.Бакст. Эскиз декорации к балету "Спящая красавица", 1921

В 1909 году Леон Бакст окончательно поселился в Париже и сотрудничал с Сергеем Дягилевым до тех пока, пока напряженность в отношениях не переросла в открытый конфликт. В 1918 году они расстались, хотя в 1922 году на короткое время сходились снова.

У Бакста было очень много поклонников и, соответственно, заказов. Работал он на износ, редко кому отказывая. Собственно от переутомления он и умер. Во время работы над декорациями для балетной труппы Иды Рубинштейн, его постиг нервный припадок, в результате которого произошел отек лёгких.

Леон Бакст умер двадцать седьмого декабря 1924 года, ровно девяносто лет тому назад. Десятого мая 2016 года исполнится 150 лет со дня рождения великого русского художника Леона Бакста. А родился мальчик в провинциальном городке Гродно, что в Белоруссии, и звали его тогда не Леон Бакст, а Лейб-Хаим Розенберг.

Л.Бакст Жар-птица

Леон Бакст (Лейб-Хаим) родился в 1866 году в маленьком городке Гродно в семье то ли раввина, то ли мелкого коммерсанта Израиля-Самуила Баруха-Хаимовича Розенберга. Семья была небогатой, но имела богатого родственника – деда Леона Бакста, проживавшего в Петербурге.

Богатый дедушка решил помочь бедным родственникам и вскоре они переехали в Петербург. Дед был очень хорошим портным, имел хорошие заказы от богатых клиентов и свой дом устроил по образцу парижских салонов с богатыми статуэтками, вазами, мебелью, певчими птичками и дорогими картинами.

Лейб-Хаим рос очень нервным мальчиком, со склонностью к истерикам. Он очень рано начал читать и читал все подряд. Особенно нравилось ему рассматривать красивые картинки в книгах и журналах. Леон стал их вырезать и устраивать перед своими сестрами различные сценки, придумывая для них разные истории.

Книги, опера, которую мальчик посещал вместе с родителями, дедовский дом с изящным интерьером, картинами и заморскими птицами будили детское воображение. Школу, хоть она и была одной из лучших, мальчик не взлюбил: она отвлекала его от фантазий, волшебства воображения и рисования, к которому Лейб-Хаим пристрастился.

Родители не были в восторге от его увлечений, тем более, что иудейская вера запрещала любое изображение твари и человека. Но попытки отговорить мальчика от рисования заканчивались слезами и истериками. В конце концов, было решено прибегнуть к помощи специалистов, которые должны были оценить способности мальчика.

Деду удалось показать рисунки внука известному скульптору Марку Антокольскому, который высоко оценил талант мальчика и посоветовал отдать его учиться живописи. На этом споры закончились и в семнадцать лет Лейб-Хаим становится вольнослушателем Императорской Академии художеств.

Но преподаватели Академии, заслуженные и умудренные, не приветствовали новаторские отклонения от канонов реализма, культивируя устоявшиеся приемы и шаблоны. Через четыре года, насытившись «заскорузлой стариной», юноша ушел из Академии, чем окончательно вывел отца из себя. Отныне своенравному сыну было отказано в любой помощи, включая и финансовую.

Надо было учиться зарабатывать себе на жизнь самому, благо, что Академия все-таки кое-чему научила. Молодой художник стал иллюстрировать книги, журналы, принимать заказы на портреты и оформление театральных постановок. Но с тех пор финансовые проблемы преследовали художника постоянно. Денег ему никогда не хватало.

Л.Бакст. Александр Бенуа

Учебу молодой художник решил продолжать самостоятельно, беря уроки живописи у Антокольского, Серова и известного аквалериста Альберта Николаевича Бенуа, через которого знакомится с младшим братом художника - Александром Бенуа. Поначалу шапочное знакомство превратилось в деловое сотрудничество в журнале «Мир искусства» и долгую крепкую дружбу.

В двадцать три года Лейбу-Хаиму было предложено участвовать в выставке молодых художников. Естественно, учитывая российскую реальность, встал вопрос об имени. Было решено взять псевдоним. Так Лейб стал Леоном, Розенберг - Бакстом, по укороченной фамилии бабушки Леона (Бакстер), а Лейб-Хаим Самойлович Розенберг - Леоном Николаевичем Бакстом, известным художником.

После выставки дед решил спонсировать заграничную поездку внука, отправив его учиться в Париж, в центр моды и всего нового в искусстве. Леон Бакст учится в знаменитой Академии Жюлиана, впитывая в себя все новое. В Париже он проживет шесть лет, но временами он наведывается в родные пенаты - в Россию.

В один из таких визитов из Парижа в Петербург состоялась судьбоносная встреча знаменитой троицы: Александра Бенуа, Сергея Дягилева и Леона Бакста, вошедшие в кружок «Мир искусства». Вскоре они становятся соучредителями журнала «Мир искусства».

Л.Бакст. Сергей Дягилев со старой няней

Журнал посвящался пропаганде нового русского искусства в области живописи, литературы и философии. Здесь размещали свои работы те, кого потом назовут классиками русского модерна: Репин, Сомов, братья Васнецовы, брат и сестра Поленовы, Серов, Нестеров, Левитан, Коровин, Бакст, Лансере.

Здесь же печатали свои искусствоведческие статьи Бенуа, Кандинский, Дягилев, Грабарь. Журнал публиковал и религиозно-философские статьи Розанова, Мережковского, Шестова, Гиппиус, Бальмонта, Лурье. Журнал стал символом всего нового в русском искусстве.

Сердцем и мотором журнала был Сергей Дягилев, руководителем художественного отдела - Леон Бакст. Именно Баксту журнал обязан появлением на его страницах новых имен, лучших картин современности и новых направлений в искусстве. Все лучшее и прогрессивное находило место в журнале.

Участие в «Мире искусства» принесло Леону Баксту известность и славу: у него появились поклонники и заказчики, он становится постоянным участником выставок, как в России, так и за рубежом, он делает карьеру книжного иллюстратора.

Его приглашают учителем живописи к детям царской фамилии и ему делает заказ сам царь Николай II. В 1903 году художник знакомится с вдовой художника Гриценко, дочерью известного мецената и ценителя всего прекрасного Павла Михайловича Третьякова.

Л.Бакст. Л.П.Гриценко-Бакст

Леон Бакст пишет ее портрет, наполненный любовью, чистотой, теплом и нежностью. Решение вступить в брак с любимой женщиной наталкивается на сопротивление ее отца, который отнюдь не был антисемитом, но иметь еврея в качестве зятя – это было слишком. Ради брака с любимой женщиной Бакст принимает лютеранство.

Через четыре года в семье появляется первенец, но через шесть лет союз распадается. Говорили, что одной из причин развода стало желание Бакста уберечь семью от юдофобии. Но между Любовью Павловной и Леоном Бакстом сохранились теплые дружеские отношения. Художник до конца жизни помогал материально бывшей жене и сыну. После развода Леон Бакст снова перешел в веру своих отцов и уже никогда ей не изменял.

Журнал «Мир искусства» просуществовал недолго - всего четыре года, в 1904 году он закрылся и Бакст сотрудничал уже с другими журналами, размещая там свои картины, портреты и иллюстрации. Но линия на пропаганду русского искусства, которая была стержнем «Мира искусства», не умерла.

Б.М. Кустодиев. Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“

Ее продолжил Сергей Дягилев, решивший представить все лучшее за границей. В 1906 году с грандиозным успехом проходит выставка русских художников в Париже, положившая начало Русским сезонам в Париже. В следующем, 1907 году в Париже проходит сезон русских композиторов, в 1908 году – оперный сезон с участием Шаляпина, наконец, в 1909 году Сергей Дягилев приступает к организации гастролей русского балета.

Но на этот раз его целью была не только пропаганда русского балета, но и его изменение. Он собирает уникальную труппу из лучших артистов и хореографов русского балета, лучших художников – Бакста, Бенуа, Добужинского - и привлекает лучших композиторов.

Началось триумфальное двадцатилетнее шествие русского балета по Европе и Америке. Для Леона Бакста эти годы, особенно первые десять лет, до разрыва с Дягилевым, стали вершиной его творчества. Он создает потрясающие костюмы и декорации: яркие, новаторские, изящные, разные к разным спектаклям.

Л.Бакст. Эскиз костюма восточного принца и его пажа к балету "Спящая красавица"

С 1909 года он фактически окончательно поселяется в Париже, наезжая в Россию на короткое время, а после 1914 года, когда его практически выпроводили из Петербурга за еврейство, он и вовсе отказался приезжать сюда когда-нибудь еще. Тем более, что к тому времени его уже считали парижанином, его имя, как нельзя кстати, соответствовало французскому. Все и забыли, что его становление как художника происходило в России и что родом он был тоже оттуда.

Леон Бакст был человеком мягким, но много простить не мог, как не смог, например, простить авторитаризма Сергея Дягилева и предательства молодого Марка Шагала, который учился у мэтра, но все всегда стремился в Париж. Недовольный его стремлением за границу, Бакст дал молодому Шагалу сто рублей, посоветовав потратить их с пользой для России. Но начинающий художник все равно поступил по-своему.

В конце жизни Леон Бакст сказал: «Великая штука искусство: это колоссальная мать, с гигантскими сосцами, которая не перестаёт тебя кормить божественным молоком, если только хватает силы удержаться на цыпочках, чтобы уцепиться за груди». Ему это удалось. Похоронен Леон Бакст во Франции на кладбище Батильон.

Могила Леона Бакста на кладбище Батильон

П ервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж», и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.

Учитель рисования в императорской семье

Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг. Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного - в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Леон Бакст много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре. С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.

Леон Бакст поступил вольнослушателем в Академию художеств , но не окончил ее. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал, создавая иллюстрации для детских книг. На первой выставке своих работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст.

В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды» .

Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа. В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства». Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович - давать уроки рисования детям.

В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников - Филиппа Малявина и Василия Розанова , Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан .

«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

Андрей Белый

Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины» .

Леон Бакст. Древний ужас. 1908. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Ужин. 1902. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Элизиум. 1906. Государственная Третьяковская галерея

«Париж подлинно пьян Бакстом»

В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным» .

В том же году художник женился - на Любови Третьяковой. Павел Третьяков дал согласие на брак с одним условием: Бакст должен был сменить вероисповедание. Художник принял лютеранство. В 1907 году супруги расстались, и Бакст - теперь это была его официальная фамилия - вновь принял иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.

Леон Бакст отправился в Грецию - вместе с художником Валентином Серовым . Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.

С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями - объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов - «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».

По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров - Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной , Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн . Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж» , а Андрей Левинсон - «Париж подлинно пьян Бакстом» .

Леон Бакст. Эскиз костюма Сильвии для постановки Мариинского театра. 1901. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы для антрепризы Сергея Дягилева. 1910. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Леон Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн. 1908. Государственная Третьяковская галерея

Леон Бакст. Эскиз «ассиро-египетского» костюма для Тамары Карсавиной. 1907. Государственный Русский музей

Модный дизайнер, известный всему миру

Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже - как в дамских платьях, так и на картинных выставках» .

В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.

Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.


Эскиз балетного костюма к балету Жар Птица. 1910

По тому огромному месту, которое занял театр в культурной жизни Европы сейчас, как это было в эпоху конца XVIII в. в Италии и Франции, он - один из наиболее живых нервов современности. И это необычайное явление - проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды - сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам “Русских сезонов” Дягилева в Париже. Общественный поворот вкуса, который последовал за этими триумфами, в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада. Его “Шехеразада” свела с ума Париж, и с этого начинается европейская, а затем и мировая слава Бакста.



Нижинский в балете Полуденный отдых фавна 1912

“Восток” “Шехеразады”, покоривший Париж, был замечателен именно вдохновенной интерпретацией Бакста. Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль из той “полу-Персии - полу-Турции”, которая его вдохновляла. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Изысканность ярких цветов, роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, пышное изобилие орнамента и украшений - все это настолько поражало воображение, настолько отвечало жажде нового, что воспринято было и жизнью. Ворт и Пакэн - законодатели парижских мод - стали пропагандировать Бакста.



Его признал и “короновал” сам изысканный и капризный Париж, и что удивительно, несмотря на калейдоскопическую смену кумиров, изменчивость парижских увлечений, несмотря на все “сдвиги”, вызванные войной, на новые явления в области искусства, на шум футуризма, - Бакст все-таки оставался одним из несменяемых законодателей “вкуса”. Постановки его вызвали бесконечное подражание в театрах, его идеи варьировались до бесконечности, доводились до абсурда, докатились до “Folies Bergères”, в котором даже еще в прошлом году ставилось “Revue” “под Бакста” в невероятной по роскоши постановке. Париж уже забыл, что Бакст иностранец, что он “корнями” своими в Петербурге, что он художник “Мира искусства”. Леон Бакст - стало звучать как наиболее варяжское из парижских имен.



Эскиз балетных костюмов Танцовщицы и Раба 1921

Разумеется, не в этом блеске, которым было окружено имя Бакста, не в его популярности и влиянии все значение его искусства. Им сделан действительно громадный вклад в область театрального искусства. Замечательно разностороннее декоративное дарование Бакста не ограничилось одним “Востоком” в “Шехеразаде” и в следующих за ним “Клеопатре” и “Саломее”; он уходит еще в большую фантастичность и изысканность созданного им мира. Еще в ранней своей “Фее кукол”, а у Дягилева в “Карнавале” Шумана и в “Spectre de la rose” [“Видении розы” (франц.).] он показывает все очарование и грацию 30-х и 40-х годов , в “Св. Себастьяне” с Идой Рубинштейн - строгость и четкость quatrocento, а в “Joseph”"e P.Штрауса - пышность венецианского “веронезовского” Ренессанса - и в то же самое время во многих других декоративных работах неизменно возвращается к своему первому и, может быть, самому серьезному увлечению - к архаической Греции - увлечению, которому он отдавался еще в далекие годы его петербургской жизни.



Желтая султанша. По мотивам балета Шахерезада 1916

С Бакстом я познакомился в 1902 г., войдя тогда впервые в круг моих будущих друзей по “Миру искусства”. В этом году открылось в Петербурге (еще очень преждевременно, чтобы быть по-настоящему оцененным) “Современное искусство”. По инициативе Грабаря, фон Мекка и кн. Щербатова и по проектам Александра Бенуа, Лансере, Бакста, Коровина и Головина было сделано убранство ряда комнат с мебелью, панно, люстрами и каминами, каждая отразившая индивидуальность художника, и Бакст создал необыкновенно красивый будуар, белый с розовым, весь в трельяжах, зеркалах и хрустале, отразивший его тогдашнее (общее для всех) увлечение XVIII веком.



Древний Ужас, 1908

Вскоре он вместе с Серовым совершил путешествие по Греции и вернулся настоящим энтузиастом микенского искусства. Кносс и чудеса, виденные им на Крите, были постоянной темой его рассказов: он был весь под впечатлением искусства архаической Эллады. К этому времени относится его известная картина “Terror antiquus”.



Зинаида Гиппиус, 1906

Постановка “Ипполита” в Александрийском театре, а также “Феи кукол” в Мариинском (если не считать эрмитажного спектакля) были первыми его выступлениями в театре, сразу же открывшими “настоящего” Бакста. Как живописец он уже выступал и до первых выставок дягилевского журнала “Мир искусства”; тогда это был иной Бакст- хороший реалист и отличный акварелист. На первых выставках “Мира искусства” он появился уже как пейзажист (“Версаль”), замечательный портретист (портреты Ал. Бенуа, Дягилева с няней и др[угие]) и миниатюрист.



Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету Елена Спартанская 1912

Его графические работы в журнале “Мир искусства” (большей частью на античные мотивы), сделанные тончайшим пунктиром и частью силуэтные, были поразительно декоративны, полны особенной загадочной поэзии и очень “книжны” [Говоря о его графике, следует упомянуть его работы по шрифтам. Впервые он, Лансере и Головин стали делать художественные надписи для журналов, рисовать буквы и обложки - зародыш будущей целой области графики в расцвете книжного искусства.], но так отдаться книге, как другие его товарищи, ему не пришлось - он отдается всецело театру и портрету. Эти разносторонность, универсальность, “ретроспективизм”, это чувство стиля - все то, самым характерным для той группы художников, за которой утвердилось название “Мира искусства”.



Ужин. 1902

В 1906-1908 гг. мы с ним руководили занятиями в художественней школе (Е. Н. Званцевой), где в числе учеников был Шагал, рано скончавшаяся поэтесса Гуро, Нарбут и многие другие, ставшие потом выдающимися художниками. Бакст, как отличный рисовальщик, давал ученикам чрезвычайно много ценного, требуя прежде всего ясной и твердой линии (эта “линия” была его излюбленным “коньком”, что вызывало часто горячие споры с друзьями).



Эскизы костюмов Федры и Тезея для трагедии Федра, театр Ренессанс, Париж 1923

Вскоре Бакст уехал навсегда в Париж. Только один раз он приезжал в 1913 г. в Петербург на один блестящий костюмированный бал (у гр. Клейнмихель), где фигурировало несколько его удивительных восточных костюмов. В 1914 г. мне пришлось снова встретиться с ним в Париже. В этом сезоне в Большой опере поставлен был балет Шумана “Papillons” с костюмами Бакста и в моих декорациях. Тогда же у Дягилева шла необыкновенно эффектная постановка “Иосифа” Р. Штрауса с совершенно умопомрачительными костюмами Бакста, взволновавшими уже достаточно пресытившийся тогда Париж. Бакст весь ушел в работу, до переутомления, и не успел сделать декораций к “Мидасу” Штейнберга, и неожиданно пришлось взяться за эту постановку мне.


После этого сезона, летом перед войной, он серьезно заболел от переутомления; здоровье его уже тогда было изрядно надорвано. Затем война, а потом революция надолго отрезали его от петербургских друзей. В глухие годы пришел слух в далекий Петербург о его смерти. К счастью, он оказался тогда ложным.


Год назад, после десятилетнего перерыва, я наконец снова встретился с ним в Париже. В маленьком ресторане, а потом часто у него, в его чудесном ателье на бульваре Малерб, со мной был опять наш прежний Бакст. Припоминаю, как он неистово ругал футуристов, много и забавно рассказывал про Америку, жаловался на усталость от вечного круга заказов и хотел слышать мнение старого друга о своих последних работах...


Часто говорят о “преждевременной” смерти. И именно смерть художника, музыканта и поэта мучает всегда этой мыслью, мыслью о тех произведениях, которые с ними умерли, не родившись. На моей памяти так было, когда во цвете лет умер Серов, погиб гениальный Чюрленис и только что расцветший в своем таланте Нарбут. Бакст, конечно, далеко не дал всего, что мог дать его исключительный художественный дар. Его “знаменитость” была его трагедией. Вспоминаю последнюю встречу с ним и его слова о том, что нет времени отдаться тому, что он хочет. И слава обязывала: Бакст уже должен был оставаться Бакстом. А между тем многие вещи, которые были известны, может быть, только его друзьям, говорили о его неожиданных обещаниях.

Воспоминания Мстислава Добужинского (ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875–1957), русский художник


Лев Само́йлович Бакст (настоящее имя - Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг; 27 января (8 февраля) 1866, Гродно - 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) - художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Отец, Самуил Розенберг, пользовался авторитетом знатока Талмуда.

Не окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, Леон поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую посещал 4 года и также не окончил. Подрабатывал книжной иллюстрацией.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст - производную от девичьей фамилии матери (Бакстер).

В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893-1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.

С середины 1890-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа , который позднее превратился в объединение «Мир искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноимённого издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Александра Бенуа (1899), Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира Александровича. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.

В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына, Андрея. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908-1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал .

В 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства.

С 1910 года жил в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада», «Жар-птица» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс», «Видение розы» 1911, «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна» 1912).

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку.

Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто и др.

Большое влияние Бакст оказал на моду того времени, создавая рисунки тканей и модели костюмов.

Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) - советский историк Альберт Захарович Манфред.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →