Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте, измерение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки, определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте, проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

Просматривают маршрут на карте, уясняют характеристику дорог и особенности прилегающей к ним местности, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

На отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами; особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

По всему маршруту выбирают через 5-10 км контрольные ориентиры; они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом обычно коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят прерывистую линию, которая не должна закрывать условный знак дороги, а также по возможности условные знаки местных предметов вдоль нее. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки за рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 6). Например, если коэффициент поправки равен 1,1, то на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров (рис. 76).

При подготовке к движению в условиях, не благоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).

Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути.

Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

В бою выдерживание направления движения осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным.

На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200-500 м до поворота механику-водителю указывается место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения. Например: “Через 500 м поворот направо на просеку”.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

Особенности ориентирования при движении в различных условиях. Ориентирование при движении ночью. В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от яруга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у местных предметов, которые можно легко опознать ночью.

Ориентирование при движении в лесу. Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направления движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние.

Ориентирование при движении в пустыне (степи). Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам или по следу своей машины, если движение происходит прямолинейно.

Ориентирование при движении в горной местности. Маршрут движения в горной местности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров могут быть намечены выделяющиеся вершины гор, седловины, обрывы, скалы, осыпи и другие формы рельефа. Хорошими ориентирами служат горные реки и ручьи, протекающие в долинах. Кроме ориентиров по маршруту полезно намечать вспомогательные ориентиры, видимые со многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хребта, заснеженные вершины гор. Вспомогагельные ориентиры используются для выдерживания общего направления движения.

Ориентирование при движении в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие упицы четко выделяются на карте. В качестве ориентиров по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосгы, памятники, церкви и другие выделяющиеся местные предметы.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлзнию улицы, по которой совершают движение.

Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

Ориентирование на местности, подвергшейся значительным разрушениям. В районе массовых разрушений карта часто че будет соответствовать местности, что существенно зчтруднит ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких районах заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа (вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины).

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов. Широкое применение в этих условиях найдет наземная навигационная аппаратура (см, гл. 6), которая позволяет уверенно ориентироваться на местности в любых условиях.

Восстановление потерянной ориентировки. При действиях на незнакомой местности могуг быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки-на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстояние от него. Если путем сличения карта с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местонахождения. Ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденною от последнего ориентира. Например (рис. 77), подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через реку Уводь. На 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на которой также оказался мост, принятый за намеченный промежуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение должно было находиться в населенном пункте Холм, а фактически оно оказалось в лесу. Уточнив по компасу среднее направление движения от пункта Осетр, командир прочертил его на карте, отложил на нем пройденное расстояние (12 км) и из полученной точки ограничил предполагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка дорог-место ошибочного поворота с маршрута. Убедившись, что подразделение находится на проселочной дороге, обозначенной на карте, не представляет труда определить точку своего стояния, например по ближайшей по ходу движения развилке дорог, и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут.

По линейному ориентиру (рис. 78). Подразделение, двигаясь по заросшей лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°, показано на карте три. Командир внимательно изучил их и установил, что одна из полян находится в лощине, другая расположена в седловине, а третья-на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна на седловине).

Мы уже говорили о том, что никакое описание местности не может создать у читателя правильное о ней представление, какое дает топографическая карта. Именно карта служит наземным путеводителем при движении по дорогам и без дорог, днем и ночью по незнакомой местности. Знание ее и умение пользоваться ею необходимо всем, но особенно путешественникам, туристам, изыскателям, геологам, геодезистам, военным. Надо уметь сопоставлять ее с местностью, но самое главное, уметь ориентироваться на местности по карте.


Напомним еще раз, что ориентирование но карте (аэроснимку) складывается из ориентирования карты, определения на ней точки своего местонахождения (точки стояния) и сличения карты с местностью.


Что такое ориентирование карты? Ориентированием карты называется придание ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором все направления на ней были бы параллельны соответствующим направлениям на местности, а верхняя (северная) сторона ее рамки обращена на север. Ориентирование карты производится главным образом по линиям местности и ориентирам. И только лишь там, где их нет или не видно, карту ориентируют по компасу.

Ориентирование карты по линиям местности и ориентирам осуществляется следующим образом. Если вы находитесь на участке местности, где имеется прямолинейный участок дороги, карту рекомендуется ориентировать по дороге. Для этого карту поворачивают так, чтобы изображение дороги на ней совпало с направлением дороги на местности, а изображение всех других местных предметов, расположенных справа и слева дороги, находились с тех же сторон и на карте. На рисунке 51 показано два варианта ориентирования карты по дороге (а) и по направлению на



ориентир (б). Преимущество такого способа ориентирования карты по дороге заключается в том, что он обеспечивает быстроту и точность ориентирования и не требует ввода поправок. Он является основным способом ориентирования при движении на автомобилях и другой технике. На закрытой (лесистой) местности, а также на местности, где мало или совсем нет линейных ориентиров, этот способ не приемлем. В этом случае ориентируют карту по направлениям на ориентир.


Если ваше местоположение на карте известно (например, перекресток дорог, мост, курган и т. п.), то карту ориентируют по направлению на любой видимый ориентир, обозначенный на карте. Для этого прикладывают линейку (или карандаш) к двум точкам на карте (точка нашего стояния - перекресток дорог на рисунке 51, б и ветряная мельница - ориентир) и, смотря вдоль линейки, поворачиваются с картой так, чтобы выбранный ориентир оказался на линии визирования.


Если и такой возможности нет на местности, то для ориентирования карты используют компас. Имеется три способа ориентирования карты по компасу.


Первый способ. Если величина магнитного склонения для данного листа карты менее 3°, ее ориентируют по компасу без учета магнитного склонения. В этом случае карте придают горизонтальное положение. Накладывают на нее компас направлением С - Ю вдоль меридиана (за­падная или восточная рамка карты) так, чтобы буква «С» находилась на севере карты, и освобождают тормоз магнитной стрелки. Осторожно вращая карту вместе с компасом, подводим букву «С» на лимбе компаса под конец магнитной стрелки - карта сориентирована.



Второй способ. Если величина магнитного склонения для данного листа карты более 3°, то карту ориентируют по компасу с учетом магнитного склонения. При этом все делают то же самое, что и при первом способе. Но затем вращением карты подводят под северный конец магнитной стрелки то деление на лимбе компаса, которое соответствует величине и знаку магнитного склонения, указанного в зарамочном оформлении карты. На рисун­ке 52, а показано первое действие как правильно устанавливать компас на карту, когда она еще не ориентирована. Затем показано второе положение карты (рис. 52, б), когда она повернута так, что северный конец стрелки компаса совпадает с буквой «С» (север) на лимбе. В этом случае карта ориентирована, но без учета магнитного склонения. На рисунке 52, в выполнено третье, и последнее, действие, то есть карта повернута так, что северный конец стрелки компаса совпал с цифрой Н-15° на лимбе компаса, то есть соответствующему восточному магнитному склонению, а если бы это было западное магнитное склонение, то карту надо было бы повернуть так, как показано на рисунке 52, г.



Третий способ. Часто при работе на местности карта бывает сложена так, что боковые стороны ее рамки оказываются завернутыми внутрь ее. В этом случае для ориентирования карты вместо боковой стороны ее рамки можно воспользоваться вертикальными линиями километровой сетки, на одну из которых и устанавливают компас по тем же правилам, что и на боковую сторону рамки. При этом для точного ориентирования карты устанавливают ее так, чтобы северный конец стрелки компаса показывал цифру на лимбе компаса, соответствующую величине и знаку поправки (П).


Следующий элемент ориентирования на местности по карте - определение точки своего местонахождения. Здесь также могут использоваться различные способы.


По местным предметам. Проще всего это сделать, когда находишься рядом с каким-либо ориентиром, изображенным на карте (перекресток дорог, отдельный камень, характерный выступ леса и т. п.). Место расположения условного знака на карте и будет указывать искомую точку нашего местонахождения.


По ближайшим ориентирам на глаз. Это простейший и основной способ приближенного определения на карте точки своего местонахождения. В этом случае карту надо сориентировать и опознать на ней и на



местности один -два ориентира. Затем определяют на глаз свое местоположение относительно этих ориентиров на местности и наносят свое местонахождение на карту. На­пример, сделав остановку на открытой местности (рис. 53), вы заметили, что в направлении вашего движения видно дерево, а слева под прямым углом - поворотный столб линии связи. Сориентировав карту, вы нашли на ней изображение дерева и угол поворота линии связи. Затем, определив глазомерно, что дерево находится от вас примерно на расстоянии 400 м, а угол поворота линии связи на расстоянии 200 м, отложим эти расстояния на карте так, чтобы между ними был примерно прямой. Вы найдете свое местонахождение на карте.


Промером пройденного расстояния. Этот способ применяется при движении по дороге, тропе, просеке или по любой другой линии местности, обозначен­ной на карте (берег реки, опушка леса, линия связи и т. п.), а также при движении по прямой в каком-либо определен­ном направлении (например, на удаленный ориентир, а в условиях плохой видимости - в направлении по заданному азимуту). Особенно он полезен в условиях плохой видимости и на местности, закрытой или бедной ориентира­ми. Начав движение от какого-либо опознанного на местности и карте предмета (мост, перекресток дорог, опушка леса и т. п.), вы ведете счет парам шагов. В этом случае точку вашего местонахождения всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное вами от исходной точки по данному направлению движения.


Пример. Пройдя по дороге (рис. 54) 200 м от моста в направлении на тригонометрический пункт, турист остановился. Отложив пройденное расстояние от моста, он по­лучил на карте точку своего местонахождения.


Засечкой по ориентирам. Этот способ наиболее пригоден для открытой местности и в условиях хорошей видимости. При движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира засечка точки своего местонахождения осуществляется следующим образом (рис. 55).



Ориентируем карту и опознаем на ней ориентир , видимый на местности с данной точки. Затем накладываем на карту линейку (или карандаш) к изображению этого ориентира и, не сбивая ориентировки карты, поворачиваем ее вокруг условного знака. Точка пересечения линии визирования вдоль линейки с изображением дороги, на которой мы находимся, и будет на карте искомой точкой нашего местонахождения. Определение точки нашего местонахождения упрощается, если выбранный ориентир находится на перпендикуляре к направлению движения или в створе с каким-либо другим ориентиром, тоже обозначенным на карте и видимым с данной точки (рис. 56). Тогда искомая точка нашего местонахождения на карте определяется пересечением дороги, на которой мы находимся, с прямой, проведенной через ориентир перпендикулярно к линии нашего движения. Во втором случае - с прямой, проходящей через оба ориентира, образующих створ. При проведении этих линий не требуется даже ориентирования карты, ни визирования на ориентиры с помощью линейки.



При движении вне дорог и по направлениям, не обо­значенным на карте, определение своего местонахождения определяется обратной засечкой минимум по двум ориентирам. Для этого находят на местности в разных направлениях, под углом не менее 30° друг от друга и не более 150°, два местных предмета, которые имеются на карте. Карту ориентируют по компасу, а затем поочередно визируют на каждый ориентир и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Место пересечения на карте этих направлений и будет точкой нашего местонахождения (рис. 57).


Третьим элементом ориентирования по карте является сличение ее с местностью. Сличить карту с местностью - это значит найти на ней изображение расположенных вокруг точки нашего местонахождения местных предметов и элементов рельефа и, наоборот, опознать на местности объекты, показанные на карте. Сличать карту с местностью приходится постоянно при ее ориентировании и работе с ней на местности. Это позволяет быстро и полно изучать местность, выявлять происшедшие на ней изменения, уточнять расположение наблюдаемых целей, ориентиров и других важных объектов, определять расстояния до них и т. д.



Для того чтобы найти на карте изображение предметал наблюдаемого на местности, надо:


Сориентировать карту и определить на ней точку своего местонахождения;


Сохраняя ориентировку карты, повернуться лицом к предмету, положение которого надо найти на карте;


Мысленно провести линию от своей точки местонахождения на предмет, видимый на местности, оценить на глаз расстояние до него и отложить его в масштабе карты от точки своего местонахождения по направлению на предмет


На отложенном расстоянии найти на карте изображение определяемого предмета.


Пример. На рисунке 58 с точки нашего местонахождения за лесом видна высота. На карте за лесом в этом направлении за условным знаком леса изображено несколько высот. Сориентировав карту и приложив линейку к точке нашего местонахождения, мы визируем на видимую на местности высоту. Проведя вдоль линейки линию, определяем, какая высота видна за лесом.


Чтобы решить обратную задачу, то есть узнать на местности объект, изображенный на карте, нужно также сориентировать карту и найти на ней точку нашего местонахождения. Затем определяем по карте на глаз расстояние до искомого предмета и направление на него и по этим данным отыскиваем его на местности.


Таковы основные элементы ориентирования на местности с помощью карты и компаса. Несколько слов об ориентировании по карте в движении (на автомобиле, мотоцикле).


Ориентирование с помощью карты в движении сводится к отысканию ориентиров, изображенных на карте вдоль маршрута движения. Ориентирование на автомашине имеет свои особенности. Во-первых, внутри и вблизи машины нельзя использовать компас ; во-вторых, скорость движения создает неудобства в сличении карты с местностью; и, наконец, с машины ограничена видимость местности.


Чтобы уверенно двигаться по намеченному пути и точно выйти к конечному пункту, надо перед маршем подготовить карту и определить данные для движения. Обычно на карту пунктиром наносят маршрут движения. Затем наносят местность вдоль маршрута и выбирают ориентиры, по которым будет проверяться правильность выдерживания направления движения. При выборе их предпочтение отдается отдельным подробностям рельефа, а также местным предметам, которые слабо подвержены изменениям. Ориентиры выбираются как на самом маршруте, так и по сторонам маршрута на расстоянии, при котором можно хорошо видеть их во время движения. Ориентиры намечаются на всех поворотах маршрута и на длинных прямолинейных участках. Если местность полузакрытая и движение будет проходить по грунтовым дорогам, то расстояние между ориентирами не должно превышать 1-3 км. После этого определяется расстояние до ориентиров от начальной точки нарастающим итогом (то есть такой-то ориентир на таком-то километре и т. д.) и переводится в показания спидометра машины (прибора, показывающего количество пройденных машиной километров). Эти расстоя­ния рекомендуется подписать на карте. Подготовленная таким образом, карта для удобства пользования в движении складывается «гармошкой» вдоль маршрута (то есть сргнутой по длине маршрута несколько раз и легко раскрываемой на любом нужном вам участке маршрута). Карту во время движения нужно держать перед собой всегда в ориентированном положении, то есть повернутой по оси движения. Если движение ведется вне дороги, то карту ориентируют по дальним ориентирам.


Работа в пути по выдерживанию маршрута сводится к отысканию на местности ориентиров, обозначенных на карте, и к последовательному передвижению от одного ориентира к другому. Наличие на машине спидометра дает возможность учитывать пройденный путь, что значитель­но облегчает отыскание на местности намеченных ориентиров.


Итак, мы рассмотрели основные вопросы ориентирования на местности с картой и без нее, с компасом и без компаса, и теперь можно приступить к изучению способов движения на местности, и главного из них - движения по азимутам.

Ориентирование по карте состоит из ориентирования карты и нахождения точки стояния. Сориентировать карту - это значит расположить ее так, чтобы все ориентиры местности были параллельны тем же линиям на карте. Если карта сориентирована, сличать местность с картой легко. Для ориентирования карты по компасу компас надо расположить на боковую рамку карты или на линию меридиана и повернуть карту так, чтобы северная точка лимба совпадала с северным концом меридиана, а южная - с южным. Если часть маршрута проходит мимо линейных ориентиров (дорога, канал, линия электропередач, река), карта может быть сориентирована по ним. Для этого ее надо повернуть так, чтобы ось линейного ориентира на карте совпала с его осью на местности.

Определение точки местонахождения или точки стояния требует тщательного ориентирования карты. Главные способы определения точек стояния: по местным предметам, промером расстояний, обратной засечкой. Определяя точку стояния по местным предметам, надо сориентировать карту, сверить ее с местностью, отождествить ориентиры, т. е. найти на местности то, что изображено на карте. Опознав на местности 1-2 ориентира, на глаз определяют до них расстояние и помечают на карте точку своего стояния. В пути, внимательно сверяя карту с местностью, можно постоянно иметь представление о точке или районе местонахождения.

При движении по лесу или равнине без видимых местных предметов-ориентиров точку или район местоположения определяют по промеру. Он заключается в том, что, зная направление движения или передвигаясь вдоль линейных ориентиров, измеряют расстояние от опознанного предмета на местности и изображенного на карте. Отложив измеренное расстояние по масштабу на карте, получают точку места стояния. Пройденное расстояние измеряют по времени движения. Для этого надо следить за часами и записывать начало движения, время пути, время остановок, время прохождения отдельных ориентиров, а затем чистое время движения умножить на скорость. Отложив найденное расстояние по линии движения на карте, получают точку местонахождения.

Определить расстояние до ориентира или предмета можно глазомерно. При многократной тренировке степень точности измерения расстояний можно довести до ±10-15%. Известно, что видимость различных предметов неодинакова. Например, черепицу на крышах можно увидеть за 200 м, переплеты в окнах за 500 м, телеграфные столбы за 1000 м и т. д.

Более точный метод измерения расстояний в пути - по счету шагов. Счет проводится парами шагов под одну ногу, но для этого надо вымерить длину шага по дороге, тропе, в лесу, на спуске, подъеме. На дороге определить длину пары шагов лучше всего между километровыми столбами, подсчитав количество пар шагов между столбами.

Определение точки стояния обратной засечкой проводится по линейному ориентиру и местному предмету или по 2-3 ориентирам. В первом случае, если карта сориентирована по линиям местности, а турист находится на этой линии, то для нахождения точки стояния надо отыскать на карте ориентир, видимый на местности. Приложив визирную линейку к его изображению на карте и визируя через нее на ориентир на местности, прочерчивают на себя прямую. Тогда пересечение этой прямой с линией ориентирования будет точкой стояния. Если для определения точки стояния используется 2-3 ориентира, то, сориентировав карту, последовательно визируют и прочерчивают направление от нескольких ориентиров. Точка пересечения линий будет точкой стояния.

Сегодня уже далеко не каждый турист умеет пользоваться компасом. А зря! Несмотря на то, что GPS-навигаторы понятны, практичны и удобны, у них есть значительный минус: зависимость от источника энергии. Т.е. если батарея разрядилась, испортилась, или навигатор по какой-либо причине перестал определять ваше местонахождение, вам остается полагаться только на внешние ориентиры (мох, звезды и т.д.). Но гораздо лучше иметь при себе такую незаменимую и достаточно надежную вещь, как компас.

Но для того, кто не умеет ориентироваться по компасу, данный инструмент будет бесполезен (если только вы не собираетесь с помощью стекла разводить костер). А потому, приведем краткую и понятную инструкцию ориентирования по компасу на местности.

Виды туристических компасов

Для начала, разберемся с тем, какие виды туристических компасов бывают.

Первым делом, вспомним старый и хорошо известный с советской эпохи компас Адрианова. К слову, Адрианов - русский военный картограф, который, собственно, сконструировал компас с подсветкой (на фосфорной основе) еще в 1907 году.

Преимуществами данного инструмента является то, что указатель стрелки, стороны света, а также указатель мушки визира подсвечивается в темноте. Кроме того, он вполне надежен и пользуется большой популярностью у туристов в постсоветских странах. Минусом в его использовании является то, что магнитная стрелка неустойчива при движении.

Также бытует мнение, что некоторые компасы этого вида радиоактивны. Это касается старых компасов, в которых для подсветки использовались радиоактивные элементы.

В спортивном ориентировании (подобные мероприятия мы проводим в рамках одно-, двухдневных походов, следите по ссылке , чтобы не пропустить) наиболее популярны жидкостные компасы. За счет того что внутренний его объем залит жидкостью (керосин и т.п.), стрелка при ходьбе или беге не колеблется. Это достаточно удобно, когда нужно быстро ориентироваться и достигать объектов.

Также среди туристов популярны планшетные компасы. Они удобны тем, что в них есть линейка с указателем и лупа. Это помогает точнее ориентироваться по карте.

Кроме того можно выделить компас-брелок, наручные компасы, компас на палец.

Но самое главное при выборе данного предмета, кроме внешней привлекательности и удобства в использовании, убедиться в его функциональной пригодности и исправности.

Поскольку рынок перенасыщен товарами из Китая, необходимо перед покупкой обязательно проверить компас следующим образом. Для начала проверяем, соответствует ли направление магнитной стрелки географическому северу. Если с этим все в порядке, подносим к компасу металлический предмет, например, нож. Стрелка должна отклониться от первоначальной позиции. Затем предмет забираем. После этого стрелка должна вернуться в исходное положение без видимых отклонений.

Во всех туристических компасах используется свойство намагниченной стрелки располагаться вдоль магнитных силовых линий Земли. При этом для сверхточного ориентирования (например, на судах) делается поправка на то, что магнитные линии Земли не полностью совпадают с географическими меридианами. А соответственно, рассчитывается угол между географическими и магнитными меридианами.

Как пользоваться компасом?

Для начала разберем основные термины, связанные с ориентированием по компасу.

Составные части компаса Адрианова:

  • Корпус;
  • Вращающееся кольцо визира;
  • Магнитная стрелка;
  • Тормоз стрелки;
  • Шкала с градусами (лимб);
  • Мушка визира;
  • Указатель отсчетов визира;
  • Нулевое деление шкалы (север);
  • Целик визира.

Наверняка, вы не раз слышали такое понятие, как азимут. Разберемся, что же это такое.

Азимут (при ориентировании по компасу) - это угол между указателем стрелки компаса, ориентированном на север (совмещенным с нулевым делением шкалы) и направлением на какой-либо удаленный предмет.

Отсчитывается азимут исключительно по часовой стрелке (см. картинку выше).

Теперь перейдем непосредственно к подробной инструкции по тому, как пользоваться компасом.

Как ориентироваться по компасу?

Итак, у нас есть компас, карта местности и некий объект на карте до которого нам нужно добраться. Как правильно пользоваться компасом и картой, чтобы достичь заданной цели?

Снимаем фиксатор стрелки. Ждем, пока стрелка остановится, и указатель покажет направление на север. При этом держим компас в горизонтальном положении поодаль от металлических предметов. Верх карты всегда ориентирован на север (слева - запад, справа - восток, внизу - юг).

Для определения азимута нам необходимо совместить север компаса с севером карты. Сами также становимся лицом на север. Центр компаса необходимо совместить с местом нашего положения на карте.

Для того чтобы определить свое местонахождение на карте необходимо сориентироваться по объектам, которые находятся в зоне вашей видимости. В этом поможет умение читать карту: учесть рельеф (возвышения, низины), реки, тропы и дороги. К примеру, перед нами река или дорога, участок который направлен на север. Ищем, где на карте есть такие участки. Или мы видим вдалеке гору под определенным углом к северу (азимут). Находим, при перемещении компаса по карте, в какой точке угол будет соответствовать тому, что мы видим.

После того, как мы определили наше местоположение, выбираем цель, которой нам нужно достичь. Снова совмещаем север карты с севером компаса. Совмещаем указатель направления на компасе (указатель отсчета визира) с направлением к объекту на карте. Вращаемся до тех пор, пока направление магнитной стрелки не совпадет с севером на колбе. Теперь можно начинать движение по указателю на компасе, наблюдая за тем, чтобы север стрелки был постоянно совмещен с севером на колбе. Двигаясь в заданном направлении, мы достигнем необходимого объекта.

Ориентирование по компасу без карты

Теперь предположим, мы пошли в лес по грибы без карты, но компас с собой захватили (чтоб не оставлять по пути крошки, которые могут съесть птицы).

Чтобы не заблудиться, нужно выбрать четкий протяженный объект, который будет служить вам ориентиром. Например, это может быть дорога или река. Итак, мы стоим на дороге. От нее уходим в лес по примерно перпендикулярной линии. Отойдя немного, но оставляя дорогу в зоне видимости, поворачиваемся к ней лицом. Достаем компас и приводим его в активное состояние. Поворачиваем его до тех пор, пока указатель стрелки не совпадет с нулевой шкалой. Далее по центру компаса проводим воображаемую линию к нашему объекту (дороге). Фиксируем азимут нашего возвращения. Противоположная сторона линии (указатель мушки) покажет нам направление движения в лес. При движении вглубь леса желательно периодически проверять, не слишком ли мы отклонились от заданного направления.

Чтобы применить полученные знания на практике, возьмите с собой компас в Поход на Байкал или, если решитесь отправиться с нами в Киргию, в горный поход Поход по Киргизии, Иссык-Куль .

Можно создавать целую цепь объектов для ориентирования, фиксируя значения азимута.

Если вы решили вернуться к заданному объекту, берем компас так, чтобы линия (указатель мушки) показывал вперед. Далее разворачиваемся вместе с компасом так, чтобы север стрелки совпал с севером шкалы. Теперь можно двигаться в сторону, куда обращен ваш взгляд.

Кроме компаса, есть другие распространенные способы ориентирования на местности. Выделим среди них наблюдение за Солнцем и Полярной звездой. Как ориентироваться по звездам? Найти Полярную Звезду (в созвездии Малой Медведицы) - она всегда находится на севере. Если вам нужно определить стороны света по Солнцу, необходимо пронаблюдать, где оно восходит и где садится. Соответственно восход - это восток, а закат - запад.

Больше информации о компасах можно почерпнуть из видео:

Теперь вы знаете, как правильно пользоваться компасом и сориентироваться на местности, а значит, не только не заблудитесь, но и поможет другим выбраться из лесу.

Ориентироваться на местности – это значит найти направление сторон горизонта (сторон света) – север, юг, запад, восток; определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов, форм рельефа; найти нужное направление движения и выдержать это направление в пути.

1.1. Способы ориентирования карты (схемы)

Процесс ориентирования по карте осуществляется в 3 этапа:

  • ориентирование самой карты;
  • определение по карте своего местонахождения;
  • сличение карты с местностью.

Ориентирование карты заключается в предании ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором северная сторона рамки карты обращена на север, и все направления на карте параллельны соответствующим направлениям на местности.

Рис. 1 Ориентирование карты по линии местности

Рис. 2 Ориентирование по направлению

Карта может ориентироваться:

  • по линиям местности (рис. 1);
  • по направлениям на ориентир (рис. 2);
  • по компасу (рис. 3).

Рис. 3.1 Ориентирование по рамке карты

Если наблюдатель находится на каком-либо линейном ориентире (шоссейной или железной дороге, линии электропередач и т. д.), то ориентирование проще всего осуществлять по линии местности (рис. 1). Для этого карту поворачивают так, чтобы изображение этого линейного объекта на карте совпало с направлением объекта на местности и все местные предметы, расположенные справа и слева от линейного ориентира на карте, располагались соответственно справа и слева на местности.

Ориентирование карты по направлению на ориентир (рис. 2) применяется в том случае, когда точка местонахождения на карте известна и из этой точки виден какой-нибудь ориентир, обозначенный на карте.

Для этого карту ориентируют так, чтобы направление «точка стояния – ориентир», мысленно (или с помощью линейки) с ориентированное на карте, совпадало с соответствующим направлением на местности.

Ориентирование карты по компасу (рис. 3) производится на закрытой, бедной ориентирами местности. Компас прикладывают к одной из вертикальных линий карты (к линии километровой сетки (рис. 3, а) или к рамке карты (рис. 3, б)) таким образом, чтобы линия, соединяющая отметку «север-юг» на компасе, совпадала с выбранной вертикальной линией на карте. При этом отметка «север» на компасе должна быть направлена в сторону северного (верхнего) конца карты.

Затем каргу вместе с компасом поворачивают в горизонтальной плоскости таким образом, чтобы верхняя сторона рамки карты совпадала с северным направлением магнитной стрелки, причем магнитная стрелка должна отклониться от нулевого значения (отметка «север») на величину поправки.

Если компас прикладывается к направлению истинного меридиана (рамке карты), то поправкой будет являться угол магнитного склонения, если же компас прикладывается к вертикальной линии сетки, то поправка слагается (алгебраически) из угла сближения меридианов γ и угла магнитного склонения δ.

Если поправка положительная, то стрелка компаса должна располагаться правее отметки «север» на величину этой поправки, если же она отрицательная, то – левее.

1.2. Определение своего местоположения

Точку своего местоположения на карте наиболее просто определить, находясь около какого-либо ориентира на местности, который изображен на карте (перекресток дорог, мост, отдельно стоящее дерево и т. д.). Место расположения этого условного знака на карте и будет искомой точкой.

Во всех остальных случаях свое местонахождение можно приблизительно определить одним из следующих способов:

  • по ближайшим ориентирам на глаз (рис. 4);
  • промером пройденного расстояния (рис. 5);
  • засечкой по местному предмету (рис. 6);
  • обратной засечкой (рис. 7) и др.

Рис. 4. Определение на карте точки стояния глазомерно по ближайшим ориентирам

Рис. 6. Определение точки стояния засечкой по местному предмету

Рис. 5. Определение точки стояния промером расстояний

Рис. 7. Определение точки стояния обратной засечкой

1.3. Порядок опознавания ориентиров и сличение карты (схемы) с местностью.

Сличить карту с местностью - это значит найти на карте изображение окружающих местных предметов и элементов рельефа и наоборот - опознать на местности объекты, обозначенные на карте.

При ориентировании на поле боя особое внимание необходимо обращать на опознание местных предметов и деталей рельефа, относительно которых увязываются боевые задачи подразделения.

Для того чтобы найти на карте изображение наблюдаемого объекта, нужно определить расстояние до объекта, а затем определить направление на объект (азимут или угол между известным направлением и объектом). После этого, проведя на карте полученное направление от точки своего стояния и отложив в масштабе карты полученное расстояние, найти в этом районе изображение объекта.

Для решения обратной задачи, т. е. для того, чтобы опознать на местности объект, следует:

  • сориентировать карту;
  • найти точку своего местоположения;
  • определить по карте расстояние до объекта;
  • определить дирекционный угол и магнитный азимут объекта и, используя эти данные, решить задачу.

При сличении местности с картой необходимо не только опознать наблюдаемые местные предметы, но и тщательно разобраться в строении рельефа, чтобы использовать его характерные формы и детали в качестве ориентиров. Для этого необходимо выявить командные высоты и найти линии водоразделов, а также определить взаимное положение наиболее характерных элементов рельефа.

После этого нужно обратиться к карте и опознать на ней формы и детали рельефа, наблюдаемые на местности.

2. Ориентирование на местности по карте командиров подчиненных подразделений и других лиц

Организация и ведение боевых действий неразрывно связаны с ориентированием на местности. Оно необходимо при постановке боевых задач подразделениям и огневым средствам, выдерживании направления действий, целеуказании, нанесении на рабочую карту результатов разведки, управлении подразделениями в ходе боя.

Потеря ориентировки в бою может привести к невыполнению боевой задачи и неоправданным потерям личного состава и техники. Поэтому умение быстро и точно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов полевой выучки военнослужащих.

Ориентирование на местности по карте с использованием компаса является основным и наиболее широко распространенным способом ориентирования. По карте готовятся исходные данные и осуществляется контроль за продвижением по маршруту.

Ориентирование на местности заключается в определении направлений на стороны горизонта и своего местоположения относительно окружающих местных предметов и форм рельефа и в выдерживании заданного или выбранного маршрута движения, а также в определении расположения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.

Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения, называются ориентирами. Они выделяются обычно своей формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.

Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.

Площадные ориентиры занимают большую площадь. К ним относят населенные пункты, озера, болота, крупные массивы леса и др. Они легко опознаются и запоминаются при изучении местности.

Линейные ориентиры – это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например: дороги, реки, каналы, линии электропередачи, узкие лощины и т. п. Они используются чаще всего для выдерживания направления движения.

Точечные ориентиры – постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, трубы заводов и фабрик, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Они используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов (полос) огня, наблюдения.

При выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых подразделения будут действовать на местности.

Ориентирование на местности может быть общее и детальное (точное).

Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местоположения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта маршрута. Такое ориентирование чаще всего осуществляют командиры мелких подразделений по заранее составленным схемам или спискам населенных пунктов и других ориентиров по маршруту.

Детальное ориентирование заключается в точном определении на карте своего местоположения и направления движения. Командиры, имеющие карты, в боевой обстановке всегда осуществляют детальное ориентирование, позволяющее выполнять точное целеуказание и управлять подразделениями и огнем.

При ориентировании на местности важное значение имеет умение быстро и достаточно точно определять стороны горизонта, измерять на местности и по карте расстояния до ориентиров и углы направлений на них, готовить по карте данные для движения по азимутам.

3. Выполнение нормативов

№ норм. Наименование норматива Условия (порядок) выполнения норматива Категория обучаемых Оценка по времени
«отл.» «хор.» «уд.»
7 Ориентирование по карте: В ходе марша на незнакомой местности определить по карте свое местоположение.

Ошибка в определении точки стояния не должна превышать 2 мм в масштабе карты.

На закрытой местности и местности бедной ориентирами, время на выполнение норматива увеличивается в 1,5 раза.

Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до окончания доклада о своем местоположении.

Военнослужащие
днем 1 мин 50 с 2 мин 2 мин 30 с
ночью 3 мин 3 мин 30 с 4 мин 30 с
«отл.» «хор.» «уд.»
8 Нанесение целей на карту Нанести на карту видимую на местности цель (местный предмет, элемент боевого порядка), удаленную от точки стояния до 2000 м, с ошибкой не более 3 мм в масштабе карты.

При нанесении цели засечкой с двух точек двумя наблюдателями со средствами связи время на выполнение норматива увеличивается в 1,5 раза.

Время на выполнение норматива отсчитывается от момента окончания постановки задачи до доклада о ее выполнении.

Военнослужащие 4 мин 30 с 5 мин 6 мин