Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение, его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти».

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью. Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий, причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской доколумбовой культуры, погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег, готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией. Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы), стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплылина огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты.

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии. Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна.Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи», надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе. А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

Прежде чем остановиться на многочисленных вопросах, ответы на которые веками пытаются выведать исследователи этого загадочного острова, расскажем вкратце то, что достоверно известно об острове Пасхи.

Его площадь всего 118 кв. км, возник он благодаря вулканической деятельности, кратеров потухших вулканов на острове целых семьдесят, и большая часть острова – заповедная, принадлежит Национальному парку. Расположен остров Пасхи в отдаленном от центров цивилизации месте – в юго-восточной части Тихого океана. Если посмотреть сверху, он напоминает треугольник со сторонами 16, 18 и 24 километра, оттуда далеко добираться в любую сторону – до побережья Чили около 3500 километров, до ближайшего острова – 2000 километров.

Нет более удаленного от любого континента острова – не в этом ли факте следует искать ответы на многочисленные загадки далекой земли? Условия жизни экстремальные – тут не растет ни одного дерева, только редкая трава. Ни рек, ни даже ручьев тоже нет, есть лишь три небольших озера, в которых скапливается дождевая вода, они находятся в кратерах потухших вулканов, а в центре расположена пустыня.

Климат субтропический, тепло с ноября по апрель, есть отличные песчаные пляжи, и отсутствует сезон дождей. Единственный город с отелями и аэропортом – Ханга-Роа. Острову дали имя голландские моряки, которые высадились на нем в первый день пасхальной недели 1722 года. Есть у него и более экзотические названия – Рапа-Нуи – Большое Весло, а еще Те-Пито-о-Те-Хенуа – Пуп Вселенной, и Мата-Ки-Те-Ранге – Око, Глядящее в Небо.

Сейчас среди островитян есть представители различных рас: европеоиды, негроиды и представители коренных народов Америки. Занимаются в основном рыболовством и овцеводством. Несмотря на скромность природы, иностранцы тут тоже любят бывать: люди на этом острове находят душевный покой и заряжаются положительной энергией.

Дальше сплошные загадки. Начиная с вопроса: откуда взялось на острове коренное население? Предания говорят о загадочной земле Хива за океаном, откуда пришли первые островитяне. Но к западу или же к востоку от острова расположена легендарная земля, предания не сообщают. А от этого в корне меняется представление о вероятной прародине местных жителей: или Америка, или Полинезия.

В древности и Средних веках географы догадывались, что где-то к югу от экватора должен располагаться целый континент, еще не открытый и ждущий своих первооткрывателей. Там непременно обнаружатся города и народы, обладающие высокой культурой.

Чтобы прояснить этот волнующий вопрос, в 1722 году небольшая флотилия голландского адмирала Якоба Роггевена, состоящая из трех военных кораблей, принадлежавших голландской Вест-Индской компании, обогнула южноамериканский мыс Горн, взяв курс с востока на запад. Компания – заказчик этого предприятия, помимо жажды географических открытий, руководствовалась вполне коммерческими соображениями – искала новые источники сырья и рынки сбыта.

Двигалась сначала к западу от берегов Чили, а потом, взяв курс на север, флотилия неожиданно обнаружила землю. Моряки решили, что это и есть загадочный континент. Вскоре, однако, им пришлось поумерить аппетиты: выяснилось, что открытая земля – не континент, а одинокий остров, затерянный среди бескрайних просторов Тихого океана. Поскольку это открытие было совершено на праздник Пасхи, то Якоб Роггевен назвал остров в честь этого праздника.

Попасть на остров обрадовавшимся своему открытию морякам было не так-то просто. Корабли курсировали трое суток кряду вдоль северного побережья острова, пережидая сильный прибой, не дававший совершить высадку на берег. Шлюпки были спущены лишь 10 апреля, и на остров высадились около полутора сотен первооткрывателей.

Вот как описывает высадку и встречу с местными жителями участник этих событий Карл-Фридрих Беренс, сержант-ополченец из Мекленбурга в книге под необычным названием «Искушенный южанин, или Подробное описание путешествия вокруг света», вышедшей в Лейпциге в 1738 году:

«Мы сошли на берег во имя Божие с отрядом до 150 человек – местные жители обступили нас так тесно, что мы не могли ступить ни шагу и были вынуждены прокладывать себе путь силою; а поскольку многие из них возжелали взять себе наше оружие, нам пришлось открыть огонь, отчего оные жители испугались и отступили прочь, но не более чем на десять шагов, полагая, что дальше наши пули не достанут, и опять собрались толпой. И нам пришлось снова стрелять в них. Потом они подходили забирать мертвецов и подходили к нам с дарами, фруктами и всяческими растениями, дабы мы их оставили в покое».

«Неизменно бодрые, телосложения ладного, с сильными конечностями, но без худобизны, весьма проворные в ногах, дружелюбные и податливые на ласку, однако же изрядно пугливые: почти все из них, принося свои дары, будь то куры или фрукты, бросали их на землю и немедленно убегали со всей быстротой, как только могли. Кожа у них загорелая, наподобие гишпанцев, однако среди них есть и чернокожие, и некоторые совсем белые; и еще есть среди них краснокожие, как будто обгорели на солнце. Уши же у них длинные, нередко доходящие до плеч; и у многих в разрезах ушных мочек вставлены белые деревяшки как особые украшения.

Тело у них разрисовано (татуировано) изображениями птиц и разных чудных зверей, одно краше другого. У женщин обычно на лицо нанесена красная краска… и носят они красные и белые одеяния и небольшие шапки на голове, сплетенные из тростника или соломы; они собирались вокруг нас, и садились, и смеялись, и были весьма дружелюбны, иные же звали к нам людей из своих домов и махали им руками».

Однако, пожалуй, наибольшее впечатление на очевидца произвели исполинские статуи. По отношению к ним местных жителей сержант Беренс понял, что это изображения богов или идолов. Любопытный Беренс терялся в догадках, как эти статуи могли появиться, наблюдая, как островитяне «развели костры перед очень высокими каменными статуями, которые нас поразили», и не мог понять, «как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными веревками, смогли их возвести».

Современные ученые тоже лишь строят версии по поводу исполинских статуй, «которых на всем берегу имеется изрядное количество; они (островитяне) падают перед ними ниц и совершают моления. Все сии идолы вырублены из камня в виде людей с длинными ушами, увенчанных короной, вырублено же все это с таким искусством, что нам оставалось лишь изумляться.

Рядом с этими языческими идолами или в некотором отдалении от них уложены большие белые камни длиной от 20 до 30 шагов. Часть поклоняющихся, очевидно, служили жрецами этих идолов, ибо они молились дольше и искреннее других. От других этих жрецов можно отличить также по тому, что не только в ушах у них висят большие белые деревяшки, но и головы обриты наголо, то есть совсем лишены волос… Они носят шапки из белых и черных перьев, напоминающие оперение аиста».

Оригинальная культура островитян так и не дождалась своих исследователей – ученых-этнографов, которые ее бы тщательно задокументировали и описали. Что случилось в следующие пятьдесят лет, достоверно не известно – скорее всего, междоусобная война, в результате которой архаичная цивилизация погибла.

Остров Пасхи как он есть

В 1774 году на остров Пасхи приплыл знаменитый английский мореплаватель и путешественник Джеймс Кук, также искавший легендарный южный материк. Он нашел большинство статуй сброшенными и лежавшими на земле. На этом некогда процветавшем острове царило запустение. Большинство полей было заброшено. Местные жители пребывали в нищете. «Нам трудно было представить, как островитяне, лишенные техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни», – недоумевал мореплаватель.

Не менее знаменитый путешественник француз Жан Франсуа Лаперуз, прибывший на остров в 1786 году, составил детальную карту и указал более точные координаты острова Пасхи. Он и начал строить версии, что же случилось тут, что былое величие сменил упадок. Он рассуждал о «деревьях, которые эти жители имели неосторожность срубить в очень давние времена». Разгильдяйство и бесхозяйственность населения, по мнению Лаперуза, были причиной постигшего остров упадка.

«Долгое пребывание на острове Иль-де-Франс, который очень похож на остров Пасхи, – писал Лаперуз, – меня научило, что деревья гам никогда не дают новых ростков, если только они не укрыты от морских ветров другими деревьями или кольцом стен, и этот опыт позволил мне открыть причину опустошения острова Пасхи. У жителей этого острова было меньше оснований жаловаться на извержение вулканов, давно потухших, чем на собственную неосторожность».

После Лаперуза еще долго никто не подступался к загадке острова. Испанцы, прибывшие на остров в конце XVIII века, не были этнографами или историками. Они преследовали экономические цели. Когда у европейских ученых дошел черед до исследования острова, там остались лишь знаменитые статуи, капище на краю кратера одного из островных вулканов и немногочисленные деревянные таблички с письменами, которые еще только предстоит расшифровать исследователям. Эти загадочные иероглифические письмена пока что удалось прочитать лишь частично.

В XIX веке местное население подверглось опустошительным налетам с континента.

В 1862 году остров пережил нападение перуанских работорговцев, которые взяли в плен и угнали добывать гуано в пустыне Атакама 900 человек, в том числе последнего «арики» (короля). Спустя некоторое время еще 300 жителей были захвачены и увезены на остров Таити для работы на плантациях.

От следующего нашествия любителей наживы бежали не только коренные жители, но даже и жившие там миссионеры. Все они отправились от греха подальше, на простирающийся к западу от острова Пасхи архипелаг Гамбье. Потери населения были внушительными: за небольшой отрезок времени с 1862 по 1877 год число жителей острова сократилось с 2500 до 111 человек.

Оставшиеся не могли ничего внятно рассказать об обычаях предков. Учеными выдвинуто предположение, что авторами статуй острова Пасхи были полинезийцы, которые поселились на этом острове в период между IV и XII веками.

Свою версию происхождения коренного населения выдвинул знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, в 1950-х годах начавший исследовать остров. По его мнению, он был заселен переселенцами из Древнего Перу. Есть доказательства, что остров неоднократно посещали инки. Загадочные каменные статуи очень похожи на статуэтки, найденные в южноамериканских Андах.

Есть и сельскохозяйственные доводы в пользу этой версии: батат, который тут выращивают, распространен в Перу. Однако проведенный учеными генетический анализ населения острова Пасхи показывает другое направление – предки коренных жителей имели полинезийское происхождение. Рапануйский язык, на котором говорят островитяне, относится к семейству полинезийских языков.

Согласно мнению ученых, около 900 года нашей эры на остров Пасхи прибыло несколько больших лодок с несколькими десятками полинезийцев, которые захватили с собой домашних животных и культурные растения. Их взорам предстал привлекательный остров, покрытый в то время непроходимыми лесами.

Там имелось все необходимое для вполне комфортной жизни. Возникшая таким образом на острове цивилизация переживает расцвет, продолжавшийся с 1000 до 1500 года. В эту эпоху население острова Пасхи увеличилось примерно до двадцати тысяч человек. Тогда же были вырублены около 800 каменных статуй, созданных с помощью каменных инструментов из вулканического туфа в кратере Рано-Рараку.

Более 230 статуй были переправлены пока непонятным способом из кратера на впечатляющие расстояния и установлены на каменных платформах на побережье острова. Еще почти 400 статуй, каждая из которых весила более 100 тонн, остались незавершенными. Самая большая из статуй имеет вес 270 тонн.

Однако вследствие неких событий вырубка статуй прекратилась. Предположительно имел место междоусобный конфликт. На это указывают тысячи обнаруженных учеными наконечников стрел и дротиков из обсидиана. Конфликт стал причиной того, что статуи были сброшены со своих постаментов. К тому времени, когда на остров Пасхи прибыла эскадра Якоба Роггевена, население острова составляло около двух тысяч уцелевших в конфликте жителей.

Но это лишь предполагаемый путь цивилизации острова Пасхи. Так ли все было на самом деле, у ученых никакой уверенности нет. Как нет и точных ответов на вопрос, что собой представляют каменные статуи – моаи. Их смысл, предназначение, и главное – способ доставки к месту установки.
Местные жители уверяли, что моаи охраняют их и их землю от злых духов. Все стоящие статуи повернуты лицом к острову.

Переносились к месту назначения они уже в готовом виде. Этой цели служили три главные дороги. Постаменты, на которые устанавливались эти статуи – аху – стоят вдоль береговой линии. Самый большой постамент имеет длину 160 метров с центральной платформой около 45 метров. На ней размещались 15 статуй.

Однако абсолютное большинство статуй не закончены и лежат в расположенных вдоль древних дорог каменоломнях. Другие статуи находятся в кратере Рано-Рараку. Много статуй осталось недоделанными и пребывают в разной степени готовности. У одних намечены лишь контуры, в то время как другим не хватает лишь нескольких финальных штрихов, когда их можно было бы отделить от скалы, чтобы везти к месту установки. Третьи лежат, так и не дождавшись отправки. Такое впечатление, что в один момент на острове произошло нечто, что одним махом прекратило создание моаи. Строители как по команде закончили работу, бросив прямо на своем рабочем месте орудия труда – каменные топоры, кувалды и зубила.

Уже установленные статуи, стоявшие на своих постаментах, были повалены и разбиты. Были разбиты и их платформы.

Отдельным жанром, требовавшим виртуозности древних мастеров, было сооружение платформ под статуи – аху. Первые аху имеют возраст примерно 700- 800 лет. Вначале изготовлялись блоки, из которых складывался ровный пьедестал. Блоки были подогнаны один к одному максимально плотно.
Исследования дорог, по которым передвигали платформы, дали интересные результаты. В некоторых местах были обнаружены столбы, которые, возможно, служили опорами для рычагов, с помощью которых статуи тащили к морю. Время строительства этих дорог установили лишь приблизительно – предполагают, что статуи закончили транспортировать примерно к 1500 году.

Предположение исследователей состоит в том, что эти изваяния доставлялись к местам установки небольшими группами людей, использовавших при этом несложную технику в виде крепких канатов из растительных волокон, скорее всего, тростниковых, деревянных катков, рычагов и устанавливавших их в вертикальное положение путем подсыпки под них камней.

Фольклор жителей этого загадочного острова сохранил сведения о медленном опускании земли под воду, а также о катастрофах, вызванных богом Увоке, некогда расколовшим землю своим огненным посохом. Возможно, материк с древней развитой цивилизацией или хотя бы немаленьких размеров острова все же были в древние времена где-то поблизости?

Еще одна пока не разгаданная загадка, впрочем, имеющая вполне реальные шансы на разгадку, – таинственные письмена на деревянных дощечках, найденные на острове Пасхи. До нас дошла лишь небольшая их часть, значительно больше погибло в огне конфликтов островитян с непрошеными гостями из-за океана. Сохранились деревянные дощечки – кохау, сделанные из темного блестящего дерева торомиро. Таких табличек в музеях мира осталось всего 25.

На этих дощечках вырезаны изображения звезд, спиралей, ящериц, лягушек, черепах, а также персонажа местной мифологии – птицечеловека с крыльями. Они содержат около 14 тысяч иероглифов. Надписи на табличках шли слева направо, а затем в обратном порядке. В 1960-е годы почти все они были опубликованы немецким этнографом Томасом Бартелем. Иероглифическое письмо ронгоронго ученые пытаются расшифровать более 130 лет.

Один из исследователей языка коренных жителей Стивен Фишер для расшифровки надписей изучил родственные языки – гавайский, самоанский, майорийский, относящиеся к той же полинезийской группе. После этого собрал все данные о ронгоронго и даже описания традиций, ритуалов и верований жителей острова Пасхи, в течение шести лет встречался со всеми специалистами, занимающимися этим языком, а также знакомился с подлинниками дощечек с надписями. Итогом этих усилий стал вышедший в 1997 году из-под пера ученого внушительный труд об объекте его исследований. Некоторые надписи были им прочтены.

Главным источником изучения надписей стал для Фишера жезл из Сантьяго – деревянный скипетр длиной 126 и толщиной 6,5 сантиметра. На нем вырезано больше иероглифов, чем на других артефактах, содержащих письменность жителей острова. Этот символ власти принадлежал одному из арике – вождей островного населения. В 1870 году жезл купили офицеры МВФ Чили, и он был помещен в музей естественной истории в Сантьяго.

Как нужно читать тексты, Фишер понял в 1993 году, во время одного из визитов в Чили и на остров Пасхи. Просматривая фотографии с надписями, он обратил внимание на то, что текст на скипетре разделен вертикальными линиями почти на сотню неравных секций и что справа от каждой линии был изображен определенный иероглиф.

Ученый сделал вывод, что текст следует читать слева направо, когда увидел следующую закономерность: в одной секции группы иероглифов составляли единую строку, а в другой – такими же иероглифами были заняты две строки, причем обрывались они с правого края. Значит, иероглиф, находящийся правее разделительной черты, начинает собой следующую секцию текста. Это дало ключ к прочтению текстов. Дальнейшее исследование позволило перевести фрагмент текста с жезла из Сантьяго.

Его предварительный перевод такой. Изображение птицы, за которой следуют изображения рыбы и солнца, означают: «Все Птицы соединились с Рыбой и породили Солнце…» Если перевод верен, то на жезле запечатлены космогонические представления древних жителей острова Пасхи.

Археологам удалось реконструировать и сам процесс нанесения иероглифов на поверхность жезла из Сантьяго: резчик наносил иероглифы сначала с помощью острых осколков обсидиана (вулканического стекла), а затем углублял рисунок при помощи акульего зуба. Фольклор островитян свидетельствует, что жезлы были первыми предметами, на которые наносился текст.

Томас Бартель высоко оценил достижения в расшифровке языка, сделанные Стивеном Фишером. Кстати, именно Бартель сумел прояснить смысл другой таблички: надписи на ней представляют собой календарь. Однако ученые пока что находятся в самом начале пути раскрытия одной из тайн острова Пасхи.

Язык жителей острова Пасхи знал слово, которым определяли медленное перемещение без помощи ног. В европейских языках это слово можно перевести как «левитация». Возможно, это объясняет многовековую практику перемещений по острову огромных статуй? И заодно проливает свет на, пожалуй, самую таинственную историю, связанную с островом Пасхи.

Еще одна, совсем не поддающаяся никаким внятным объяснениям загадка острова Пасхи предстала перед учеными в конце восьмидесятых годов XX века. Исследователи из австралийской экспедиции под руководством профессора Р. Майерса проводили раскопки в небольшом болоте, в ходе которых были обнаружены останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Болота, благодаря консервирующим свойствам находящегося в них торфа, хорошо сохраняют такие артефакты, которые разлагаются, находясь просто в земле.

Однако даже если бы находка была совершена в менее благоприятной среде, взору ученых все равно предстали бы вещи, объяснить появление которых на острове Пасхи не представляется возможным. Рыцарь был облачен в доспехи, которые позволили определить его происхождение. Он был членом Ливонского ордена – рыцарского государства в Прибалтике, существовавшего в XIII-XVI веках. В кошельке всадника лежали три золотых венгерских дуката 1326 года.

Важным представляется и тот факт, что захоронения всадника не было. Это было установлено по характеру расположения останков. Некоторые исследователи склоняются к мнению, что появление ливонского рыцаря в болоте острова Пасхи можно расценивать как случай телепортации – процесса, при котором объект перемещается из одного места в другое за очень короткий промежуток времени, практически мгновенно. Есть предположение, что это одно из скрытых умений разума.

Некоторые подобные случаи были зафиксированы и ранее. В 1620-1631 годах в одном из испанских монастырей жила послушница Мария. Никуда надолго не отлучаясь из стен родной обители, она умудрялась вести миссионерскую деятельность среди индейцев Центральной Америки. Этот факт она не скрывала, поскольку вела дневник, в который записывала сведения этнографического характера об индейцах. С миссионерской целью она совершила около 500 мгновенных перемещений через Атлантический океан.

Естественно, ее рассказам не верил никто, пока в 1631 году монастырь не посетил священник Алонсо де Бенавидес из миссии Исолито в Нью-Мексико и с ним еще несколько священнослужителей. Они подтвердили сведения об индейцах, рассказанные Марией. Выяснилось также, что монахиня дарила индейцам чаши, сделанные в Испании специально для ее монастыря.

Тут самое время вспомнить об имеющихся в лексиконе коренных жителей острова Пасхи словах, обозначающих перемещение без помощи ног.

Также важный факт: рыцарь, найденный на острове, был облачен в тяжелые доспехи. Их надевают лишь во время битвы. Возможно, в ходе боя рыцарю грозила опасность, и его сознание открыло некие каналы в другие измерения, позволившие переместиться за многие тысячи километров, на другой конец света, от грозившей опасности. Однако это его не спасло. Всадник попал в болото и под весом своих доспехов пошел ко дну.

Остров Пасхи – одно из самых загадочных мест нашей планеты. Сколько времени понадобится, чтобы раскрыть его многочисленные загадки? И возможно ли это вообще?..

Остров Пасхи - одно из самых изолированных мест в мире. Клочок земли площадью 164 квадратных километра и материк разделяют 3,5 тысячи километров, а ближайший обитаемый остров Питкэрн находится в 2200 километрах от острова. Открывшие в 1722 году остров голландские мореплаватели обнаружили на нем людей, по уровню технического развития находящиеся на стадии каменного века, и сотни огромных статуй, над происхождением и предназначением которых ломает головы не одно поколение ученых. Мы же решили разобраться, почему прекратилось строительство каменных великанов и куда пропали коренные жители острова.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй. Высота их варьируется от 2-х до 22 метров, а весят моаи от 20 до 80 тонн. Большинство статуй было высечено в каменоломнях вулкана Рано Рараку из крупноблочного тахилитового базальтового туфа или туффита. Но несколько статуй были сделаны из другого камня, такого как трахит, красная базальтовая пемза, базальт и муджиерит. 255 статуй размещены на церемониальных и погребальных платформах аху. 45 % всех моаи (397 каменных изваяний) сосредоточено в районе вулкана Рано Рараку, при этом часть из них так и не вырублена до конца.

Считается, что для рапануйцев статуи олицетворяли богов, от которых зависела погода и урожай. Рядом с идолами они жгли костры и устраивали танцы, чтобы задобрить своих покровителей.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй.

Строительство истуканов сказывалось на лесных ресурсах острова. Перемещение статуй с помощью камней, веревок и бревен и ритуальные костры рядом с ними привели к обезлесению острова. Высаживанием новых деревьев никто не занимался. Когда запасы древесины окончательно истощились, на острове начался голод. Между «длинноухими» поселенцами из Перу и «короткоухими» полинезийцами началась война. Статуи сбрасывали с пьедесталов, больше не веря в их силу. Предполагается, что ввиду недостатков ресурсов на острове начал развиваться каннибализм.

Процесс самоуничтожения некогда изолированной экосистемы и ее коренных жителей усугубили мореплаватели. После открытия голландцами остров превратился в место паломничества моряков, мечтавших своими глазами увидеть «первобытных» людей и гигантские каменные изваяния. Для острова и его жителей контакт с цивилизацией стал не менее губительным, чем междоусобные войны.

Изолированная экосистема превратилась в место паломничества моряков.

С собой моряки завозили неизвестные ранее островитянам болезни и невиданные для них предметы. Высаживающиеся на остров вместе с моряками крысы уничтожали последние семена пальм. В 19 веке многих рапануйцев забрали в рабство. В результате и без того малочисленное население острова к 1877 году сократилось до 111 человек.

Секрет изготовления и перемещения гигантских статуй последние рапунийцы унесли с собой в могилы. Несмотря на многочисленные эксперименты ученых и археологов, им так и не удалось приблизиться к разгадке тайны, как кучка аборигенов с примитивными орудиями труда могла передвигать по острову статуи весом несколько десятков тонн и надевать на их головы каменные шапки весом в пару тонн.

Небольшой островок в южной части Тихого океана, территория Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Речь идёт о острове Пасхи . Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи, которые представляют из себя гигантские каменные головы…

Всего странных статуй на острове Пасхи насчитывается 997. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и статуи острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.

Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица - всё это статуи моаи.


Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи в среднем не более 5 тонн. Такой малый вес обусловлен материалом из которого сделаны все моаи.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые статуи оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно - в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения "моаи", некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно - это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал.

В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати "моаи", расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно - с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему "белым" пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи "моаи" в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Идол в полный рост.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас.

Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой.

Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны.

До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы - всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Музей в Париже

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу.

Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов.

Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.

Раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи.

По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами - свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей.

На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов.

Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: - Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны.

Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: "Работа важнее леса!".

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников.

При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы, остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными.

Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи — полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Остров Пасхи и находящиеся на нем 887 гигантских статуй Моаи являются одним из загадочных и изолированных уголков планеты.
С каждым годом появляется множество теорий объясняющих загадки острова, происхождение его построек и аборигенов – племени Рапа-Нуи.

Передвигающиеся статуи Моаи

На протяжении долгих лет предметом жарких споров был вопрос о том, как статуи Моаи попали на свое место, ведь самая крупная из них весит около 74 тонн. Как можно было переместить такую громадину? В фольклоре племени Рапа-Нуи каменные изваяния «шагали» сами, оживая под воздействием магии. Ученые из многих стран пытались разобраться в физической подоплеке такого волшебства.

В 1997 году чешский инженер Павел Павел и норвежский путешественник Тур Хейердал соорудили собственную статую Моаи. Они обвязали веревки у верха и основания и с помощью 16 человек, плавно качая глыбу из стороны в сторону, смогли успешно переместить ее. По оценкам специалистов, используя подобный метод люди без помощи дополнительной техники способны передвигать статуи на 100 метров за сутки.

Нарушение природного баланса

Известная теория утверждает, что туземцы методично вырубали островные леса, освобождая место для сельскохозяйственных угодий, ошибочно полагая, что деревья вырастут вновь достаточно быстро и природные условия не будут нарушены. Рост населения усугубил проблему обеднения растительности, что привело к недостатку ресурсов и катастрофическому снижению численности жителей острова.

Однако в настоящее время ученые предполагают, что люди из племени Рапа-Нуи на самом деле весьма мудро вели сельское хозяйство. Анализы почвы показывают, что поля целенаправленно удобрялись веществом из вулканической породы. Также были оправданы действия островитян по вырубке леса: поступая так, они замещали эти территории лугами. Результаты исследований показывают, что остров Пасхи не страдал от сельскохозяйственного кризиса, а его население начало сокращаться только после посещения первых европейцев.

Всё дело в крысах

Существует альтернативное объяснение падения численности населения туземцев. Отсутствие хищников и изобилие пищи на острове обеспечили рай крысам, прибывшим в каноэ первых поселенцев. Хотя люди вырубали и жгли деревья, именно жизнедеятельность крыс мешала растительности возобновляться.

Однако, несмотря на то, что крысы вносили свой негативный вклад в экосистему острова, они предоставили островитянам источник мясной пищи. Обнаруженные археологами крысиные кости свидетельствуют о гастрономической заинтересованности аборигенов острова Пасхи в этих грызунах. Работая на полях, люди предпочитали брать с собой обеды из этих зверьков.

Подарки пришельцев

Среди любителей сверхъестественного популярна теория о внеземном происхождении статуй острова Пасхи. Приверженцы данной точки зрения заявляют, что каменные изваяния слишком сложны в исполнении для примитивных племен, поэтому руку к созданию этих объектов наверняка приложили представители более развитой цивилизации.

Но, к разочарованию сторонников космических теорий, анализы показывают вполне земную природу камня, из которого сделаны статуи: материал был взят со склонов потухшего вулкана на северо-восточной стороне острова, а не с другой планеты. Загадка происхождения истуканов, конечно, от этого не сильно проясняется, но ученых более интересует значение этих объектов. Существует предположение, что каждая из статуй представляла главу почитаемой семьи.

Дороги с неясным назначением

В 2010 году археологи объявили, что развенчали актуальную доселе теорию о перемещении статуй Моаи по острову. В 1958 году Тур Хейердал заявил, что обнаруженные там древние дороги предназначались для транспортных надобностей. Доказательством этого предположения выступили находки каменных статуй, лежащих вдоль дорог. Хейердал считал, что изваяния были по неизвестным причинам внезапно брошены во время перемещения. Данная теория противоречила мнению британского археолога Кэтрин Рутледж, полагавшей данные «дороги» церемониальными объектами.

Последние исследования показали, что верной является точка зрения Рутледж. Древние дороги имеют вогнутую форму, делающую передвижение транспорта по ним чрезвычайно трудным. Находящиеся на них статуи никто не ронял при транспортировке – они просто упали из положения стоя. Недавняя археологическая экспедиция на остров Пасхи предоставила информацию, что все такие дороги ведут к потухшему вулкану Рано Рараку. Вполне вероятно, вулкан рассматривался в качестве священного центра острова.

Каменные торсы для каменных голов

В ходе раскопок в 2011 году обнаружилось, что многие статуи, изображающие массивные головы, располагают не менее массивными каменными туловищами, зарытыми в землю. В свое время Хейердал уже обнаруживал каменный торс, однако лишь в настоящее время археологам стали попадаться подобные находки в большом количестве. Скрытые в земле торсы покрывают нерасшифрованные пока петроглифы. Помимо каменных туловищ исполинов Моаи в земле располагались веревки и бревна, призванные, по мнению исследователей, поднимать статуи и придавать им вертикальное положение.

Культ человека-птицы

Находящийся на острове кратер Рано Као служил местом ежегодных состязаний в честь бога плодородия Макемаке. Победителем становился человек, прошедший ряд испытаний. Он должен был спуститься по невероятно крутым склонам кратера и проплыть в открытом море на соседний островок, не будучи съеденным акулой. На островке было необходимо добыть яйцо и вернуться назад, доставив его на исходную точку в целости и невредимости. Тот, кто справлялся с этим крайне сложным заданием, получал титул «Тангата Ману» (Человек-птица), и становился правителем острова. Культ Тангата Ману был основной религией племени Рапа-Нуи вплоть до 1867 года, когда на остров, где в то время бушевали болезни, прибыли миссионеры и обратили ослабший народ в христианство. В результате этого всё культурное наследие островитян вмиг обесценилось. Лишенные привычной атмосферы туземцы постепенно переместили свои жилища на небольшой участок острова, освободив остальное место для скотоводства. Очень немногие их потомки сохранили память о традициях племени Рапа Нуи.

Тукитури

Тукитури – статуя Моаи, изображающая человека в сидячем положении, вероятно – певца. Это изваяние намного меньше, чем все остальные на острове, а черты его лица более детализированы и схожи с человеческими. Кроме того, эта статуя уникальна тем, что не была сделана из обычного для Моаи камня. Взор истукана направлен в сторону кратера Рано Као, что рождает догадки о его связи с культом Человека-птицы.

Другая теория предполагает, что Тукитури мог быть результатом экспериментов с новыми методами резьбы по камню. Статуя была найдена в 50-х годах и остается одним из самых интригующих объектов на острове.