9

Счастливый ребенок 30.01.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поднимем непростую, но очень важную тему –как научить ребенка быть вежливым? В наше время тема эта важна особенно. Многие дети не научены элементарным вещам. И, конечно, все зависит от того, насколько же родители уделили время и приучили ребенка к вежливости, какой пример подают сами. Что для этого необходимо делать родителям и близким, а от чего, наоборот, стоит воздержаться?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье. Своими мыслями и идеями по поводу воспитания вежливости у детишек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли успешными и приспособленными к жизни, смогли реализоваться и раскрыть свои таланты и наклонности. Современное общество диктует свои правила: хочешь жить – умей вертеться. Вот мы и стараемся максимально приспособить драгоценных чад к переменчивому будущему, изо всех сил пичкая их новыми знаниями и обучая каким-то навыкам. Занятия, секции, кружки, — все это является важной частью жизни нынешнего ребенка уже с раннего возраста.

Тренировки ума и тела – это очень важно и нужно. Но, увы, все чаще приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями у детей. Родители не всегда могут справиться с агрессией, тревожностью, непослушанием своих сыновей и дочерей. А те, в свою очередь, ощущают трудности в общении с ровесниками и старшим поколением, не умеют конструктивно выражать свои чувства, да и вообще правильно вести себя в обществе. Умные, хорошие, прекрасно обученные мальчики и девочки.

Можно пустить ситуацию на самотек, аргументируя решение тем, что в наши непростые времена все эти коммуникативные навыки – не главное. Будет необходимо, научатся сами. Но так бывает далеко не всегда. И умение общаться, выстраивать отношения с людьми, быть вежливыми и уважительными, по мнению многих специалистов, должно воспитываться в первую очередь в семье.

И сейчас я предлагаю вам поговорить о вежливости. Как научить ребенка употреблять вежливые слова? Как провести беседу с детьми на тему «Вежливые слова»? Давайте разберемся подробнее.

Что такое вежливость?

Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.

Синонимы слова «вежливый» — обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» — резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

И об этом обязательно стоит поговорить с нашими детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.

Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.

К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.

Вежливые слова и благодарности. Список слов

«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова:

Приветствие и прощание:

  • Здравствуйте;
  • Привет;
  • Доброе утро или С добрым утром;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер;
  • До свидания;
  • Спокойной ночи.

Слова благодарности:

  • Спасибо;
  • Благодарю;
  • Признателен.

Слова прощения:

  • Извините;
  • Прошу прощенья;
  • Простите, пожалуйста.

Слова-просьбы:

  • Разрешите мне;
  • Позвольте мне;
  • Можно спросить у Вас;
  • Пожалуйста.

Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:

  • Браво;
  • Доброго пути;
  • Будьте здоровы;
  • Добро пожаловать;
  • Угощайтесь;
  • Приятного Вам аппетита;
  • Приятно познакомиться;
  • Разрешите представиться;
  • Только после Вас;
  • Будьте так добры;
  • Можно, я помогу Вам;
  • Разрешите Вам помочь;
  • Поздравляю.

Стихотворения-загадки про вежливость для детей

Для разучивания этих слов с детьми придуманы специальные стишки-загадки:

Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…» — (Спасибо!)
Станет бабушка счастливой!

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)

Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(Аппетита!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры).

Уроки вежливости в стихах

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Еще одно хорошее стихотворение о вежливости:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

Обсуждаем тему вежливости в форме беседы

Обсуждайте с детьми стихи, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. Для самых маленьких подберите яркие и красочные книжки со стихами. Ведь в стихах есть рифмы, их запомнить просто, вместе с самими правилами поведения.

Начинайте беседу о вежливости в легкой и непринужденной обстановке. Помните, что ребенок не должен сам сразу же понимать, зачем и когда говорить вежливые слова. И в помощь ему герои стихов, мультфильмов, сказок, которые наглядно покажут, почему надо быть вежливым.

Веселая игра «Вежливые часики»

Здорово поиграть с ребенком в веселую игру «Вежливые часики». В нее можно играть и с одним ребенком, и с несколькими. Попросите деток изображать часы. Две руки - стрелки, они ходят по кругу воображаемого циферблата.

Мама (или воспитатель):

Тики-так, тики-так -
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Вот и день настал, ребята;

Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер.

Молодцы!

В такой простой и легкой форме малыш, даже дошкольник, быстро запомнит вежливые слова. Но просто твердить постоянно ребенку эти слова, заставлять его разгадывать загадки – не выход. Очень важно доступно объяснять, в каких случаях говорятся те или иные слова, и подавать собственный пример. В семьях, где заведено вежливо общаться друг с другом, говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», дети обычно вырастают более вежливыми. Вот как много дает личный пример родителей и близких.

Шаги к воспитанию вежливости у детей

Чтобы научить ребенка быть вежливым, специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

Обязательно употребляйте вежливые слова самим в ситуациях, где они необходимы . Очень важно, чтобы в семье и близком окружении крохи такое поведение и общение стало нормой;

Покажите малышу, как работают на практике «волшебные» слова: не спешите выполнять его просьбы без слов «пожалуйста» и последующего за ним «спасибо», и т.д.;

Всегда первыми здоровайтесь, прощайтесь и благодарите , не дожидаясь, пока ребенок сам об этом вспомнит;

Разработайте вместе с чадом личные обязательные правила вежливости: @ с кем необходимо здороваться и т.д.;

Если ребенок перебивает вас, отрывает от важного разговора, откажитесь от нотаций и нравоучений – они все равно не принесут нужного эффекта. Лучше заранее учите малыша фразам типа: «Простите, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас». Но и сами будьте примером для чада, не перебивая его самого и не вмешиваясь без надобности в чужой разговор;

Учитывайте возраст ребенка и не требуйте от него невыполнимого;

Хвалите дитя за успехи в непростом деле обучения вежливости.

А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!

Учите своих деток быть вежливыми, находите сами нужные слова и постигайте полезную науку вместе с детьми. Ведь это неоценимый вклад в их будущее! И пусть вам всегда будет приятно наблюдать, как ведут себя сыночки и дочки. Чем не повод гордиться, что вы вырастили вежливых и хороших людей?

Счастья вам и вашим деткам!
Анна Кутявина, психолог, автор статей и сказок, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за тему. Думаю, что многим из нас будет не лишнее вспомнить о правилах вежливости, поговорить об этом с детьми. И не забывать, конечно, про себя.

Хочу вам предложить посмотреть мультфильм вместе с детьми О том, как свинка была воспитанной . Добрый мультик для детей о маленькой свинке по имени Чуня. Прекрасные примеры, что маме надо сказать спасибо, быть отзывчивым, скромным, когда тебя благодарят и т.д.

Лень. Причины. Как бороться с ленью

Ирина Слукина
Конспект занятия в первой младшей группе «Вежливые слова»

Конспект занятия «Вежливые слова »

Цель : учить детей понимать слова вежливости , знать для чего они нужны и когда их нужно говорить.

Задачи : формировать у детей правила культурного поведения, развивать словарный запас детей , воспитывать чувство уважения и внимательного отношения к ближним.

Оборудования : текст стихотворения «Вежливые слова » , иллюстрации различных ситуации когда применяются эти слова .

Ход занятия:

Здравствуйте дети, сегодня у нас будет интересное занятие . А всегда ли вы при встрече здороваетесь? (ответ детей) Знаете ли вы еще какие-нибудь слова , которые вы говорите при встречи. (ответ детей) это все вежливые слова . А знаете ли вы еще какие-нибудь другие вежливые слова . (ответ детей) . Давай те с вами познакомимся и с другими вежливыми словами . Чтения стихотворений :

Еж под елкой сел под пень :

Здравствуй, белка, добрый день!

Как соседушка дела? Где сегодня ты была?

Филин в гости ждет лисицу,

волка, дятла и куницу.

Скатерть белая накрыта.

Всем приятного аппетита!

Котик с мячиком играл.

Вдруг в енота мяч попал.

Промяукал черный кот :

Извини меня, енот!

Медведь в кусты забрался-

Спать мишенька собрался.

Кричит ему зайчишка :

Спокойной ночи мишка!

Теперь вы дети знаете еще и другие слова , которые будет приятно слышать и взрослым и детям.

Теперь вы можете употреблять их в своей речи. Давайте с вами теперь повторим слова которые вы сегодня узнали. (повторения стихотворения про вежливые слова )

Публикации по теме:

«Вежливые слова» Конспект занятия для детей подготовительной группы. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие, "художественно-эстетическое развитие". Цель:Познакомить детей с вежливыми.

Акция «Вежливые слова» Цели: Расширять запас «вежливых слов». Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости. Воспитывать доброе,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Вежливые слова» Программное содержание: учить детей употреблять в своей речи этические выражения: здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день и.

МБ ДОУ №83 Конспект Непосредственной образовательной деятельности коммуникативного развития во второй младшей группе на тему «Вежливые.

Конспект занятия на тему: «Вежливые слова» СРЕДНЯЯ ГРУППА Цель: сформировать у детей понятие «вежливые слова». Задачи: - выделить вежливые.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Вежливые слова и добрые поступки» Задачи: -Учить детей анализировать предложенную ситуацию посредством дидактической игры. -Формировать умение детей выражать свои мысли.

Конспект НОД «Вежливые слова» Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Вежливые слова». Цель: Познакомить детей с правилами приветствия. Задачи: 1) Познакомить детей, как.

Открытое занятие для детей от 5 лет «Вежливые слова» Занятие «Вежливые слова» Задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, систематизировать и обобщить правила доброго, вежливого.

Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. К сожалению, забывают наши воспитанники о вежливых словах и поступках. На занятии по теме «Вежливость» воспитатель легко и доступно напоминает детям о словах, которые помогают им в жизни, знакомит с приёмами вежливого общения на примерах поступков, дел и отношений различных героев.

Тема: «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Цель : систематизировать знания воспитанников о правилах вежливого поведения; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

Ход занятия

I . Приветствие

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).

Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).

Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).

Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)

Жить (хлопаем в ладоши),

Друзья (соединяем руки ладонями).

II .Основная часть

1.Сообщение темы занятия

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О вежливости, о «волшебных» словах)

Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а - главное - выполняющего эти правила.)

Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.

Вы окончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее и светлее.

В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово - обидеть, расстроить, испортить настроение.

2.Игра «Школа вежливости»

Сейчас мы побываем в «Школе вежливости» и проверим, знаете ли вы вежливые слова.

Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д. Например: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие)

3.Беседа

- Когда люди произносят эти слова?

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники - кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу - не забудьте сказать «Спасибо».

Формы пожеланий : всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Формы просьбы : пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомните рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (пожалуйста).

Помните, какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка - пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса - они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас - наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

4.Чтение и обсуждение сказки ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК. Мексиканская сказка

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!

Вопросы и задания к сказке:

- Кого увидел Кролик, когда возвращался домой?

- Почему он не спрятался в пещере?

- Что помогло Кролику остаться в живых?

Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.

Как видите, вежливость никому еще не помешала.

А теперь вспомните сами какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.

5.Сценки-диалоги «Приветливые люди»

Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице,

в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Приветливые люди».

Детей нужно разделить на пары и раздать им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми людьми: учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.

III . Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Чему учились на занятии?

Игра «Вежливо - невежливо»

Поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если вежливо - хлопаем в ладоши, невежливо - топаем ногами.

Поздороваться при встрече...

Толкнуть, но не извиниться...

Перебивать во время разговора...

Уметь соблюдать на уроке тишину...

Уметь выслушать друга.

Пропустить вперед девочек...

Уходя, сказать «До свидания»

Громко разговаривать...

Помочь поднять упавшую вещь...

Обозвать обидным словом соседа...

Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Дорогие ребята! Вежливость - то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость - лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

Литература:

  • А. Лопатина, М. Скребцова Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
  • Ресурсы интернета

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание.

Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц о вежливости. Формировать нравственные качества, уважение друг к другу. Учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки. Побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Развивать навыки разговорной речи, пользоваться в ответах на вопросы разными типами предложений. Воспитывать желание быть вежливым.

Методические приемы. Наглядный (внесение картины “девочка уронила платочек”); Словесный (стихотворение С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, рассказ В. Осеевой “Печенье”, вопросы к детям, пословицы); Практический (обыгрывание ситуаций из жизни детей, упражнение детей в проговаривание вежливых слов).

Предварительная работа. Беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: О. Дриз “Добрые слова”, В. Осеева “Волшебное слово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; Рассматривание картин, иллюстраций.

Материал.

Картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его); рассказ В. Осеевой “ Печенье” ; диск с “Вежливой песенкой” муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной.

Ход занятия.

Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его). Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

Возьми, пожалуйста, свой платочек!

А что ответила девочка?

Спасибо тебе.

Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее…).

А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще…(здравствуйте)
Не проявляйте днем лень
Сказать при встрече…(добрый день)
Вы после завтрака могли бы
Сказать всем поварам…(спасибо).
Из вежливости, не из жалости
Почаще говори…(пожалуйста).
Когда уходишь всем на прощание
Скажи простое…(до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Ребята, я загадаю вам литературную загадку. Воспитатель читает рассказ В. Осеевой “Печенье” и задает вопросы:

Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: “Налей нам чаю!” ?

Почему бабушка и мама молчали за столом?

Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? Поняли ли они свою ошибку?

А как бы вы поступили на месте Мишы и Вовы? Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?

Значит, почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?

Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.

Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .

Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? (Передай, пожалуйста, хлеб…)

Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги,пожалуйста, застегнуть пуговицу…)

Как вежливо попросить игрушку у товарища? и.д.

А кто знает стихотворение о вежливости? (ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака

“Ежели вы вежливы”).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
А какие вы знаете пословицы о вежливости?
Доброе слово – слаще меда.
Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека.

А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:

Из “спасибо” и шапку не сошьешь.

“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.

Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.

(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? Да это почтальон Печкин принес письмо Свете. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.

Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.

Дети используют такие слова и выражения:

Марина, я тебя очень прошу…

Если тебе не трудно…

Ты не мог бы…

Сделай доброе дело…

Передай, пожалуйста,…и т. д.

Давайте споём для Печкина “Вежливую песенку”.

Исполнение детьми “Вежливой песенки” муз. Г. Левкодимова, сл. Р.Алдониной.

Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается…) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:

До свидания…

До завтра…

До встречи…

До скорой встречи…и. т. д.

Почтальон уходит.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Дружба» г.Новоузенска Саратовской области

Конспект

открытого показа НОД

по социально - коммуникативному развитию

в старшей группе «А»

«Путешествие по острову Вежливости».

Подготовила и провела: Жусупова Д.К.

Дата проведения: 27 .04.2017г

2017г.

Тема: «Путешествие по острову Вежливости».

Цели: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Задачи:

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях;

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

Упражнять в использовании вежливых слов;

Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми;

Развивать мыслительную деятельность у детей;

Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться.

Словарная работа: этикет, спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, комплимент.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки, атрибуты для сценки, раздаточный материал и т.д.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». «Плохо». «Три сына». Чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разбор бытовых ситуаций с оценкой поступка.

ХОД НОД:

Ребята, вы любите путешествовать?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим, насколько мы вежливы и воспитаны. Нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда справимся.

Прежде чем отправиться в путешествие мы должны решить, что возьмём с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ГРУБОСТЬ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ТРУСОСТЬ , ВЕЖЛИВОСТЬ, НЕВОСПИТАННОСТЬ, ДОБРОТА

Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями.

И в это путешествие

Гостей зовем мы с нами!

А вот и наша 1 остановка «Добрые слова». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают:

1 задание:

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день). Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи).

3. Какие вежливые слова еще вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо»?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом) .

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

2. задание: Стихотворения про вежливые слова.

1-й ребенок:

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

2-й ребенок:

Здравствуйте.

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

3-й ребенок:

Добрый день.

Добрый день! — тебе сказали,

Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

4-й ребенок:

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

5-й ребенок:

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

3. задание: Игра «Вежливая просьба».

Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается - выбывает из игры.

4. задание: ЗАГАДКИ:

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «… » (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «… » (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «… » (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «… » (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала! »

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «… » (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это -

Наградили попугаем

И кричали: «… » (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «… » (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «… » (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «… » (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку -

Больше он играть не хочет,

Говорит: «… » (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам … » (аппетита)

5 задание: Игра «Антонимы» (игра с мячом).
- Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?

Воспитатель: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый - вежливый, трусливый - храбрый, лживый - честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый, чужой - родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

2 остановка «Верные друзья».

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно! » (ответы детей)

Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

1.задание: Сценки: «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке».

Для этого распределим роли.

Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Мальчик делает комплимент девочке.

Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

2. задание: Игра: «Веселые детки».

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный - что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3 остановка «Хорошие поступки».

Что такое быть добрым?

Доброта - вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым - значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда - один…

1. задание «Оцени поступок». Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Вы должны определить, какой поступок на ней изображен хороший или плохой. Затем раскладываете картинки по корзиночкам - с плохим поступком в сиреневую корзинку, с хорошим в оранжевую корзинку.

- Какие хорошие поступки вы совершали?

2. задание: Игра «Угадай по голосу».

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети по очереди называют вежливые слова, а ведущий должен угадать, кто сказал вежливое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбайтесь друг другу чаще!

3. задание: Игра «Комплименты»

Воспитатель - Игру мы начнем со слов: «Мне нравится в тебе…» (то, что ты добрый; то, что ты воспитанный; то, что ты всегда меня защищаешь; то, что ты такой сильный; то, что ты очень красивая.)

Какие комплименты можно сказать маме? (Мама, у тебя красивые волосы. Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься. Мама, ты такая рукодельница. Мама, ты так вкусно готовишь. Мама ты так красиво рисуешь. И т. д.)

Какие комплименты можно сказать папе? (Папа, ты самый сильный на свете. Папа, ты здорово играешь в футбол. Папа, ты очень трудолюбивый. И т. д.)

Какие комплименты можно сказать нашим гостям? (Мы очень рады видеть вас. Вы все такие красивые. И т.д.)

Итог мероприятия:

Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

Раз, два, покружись,

В нашем зале очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

Ребята, посмотрите, какие красивые бусины. Скажите, какого они цвета? (уточняю белый - это светлое, а черный - это темное). А как вы думаете, какой цвет подходит для вежливых слов (уточняю: ведь вежливые слова - это какие? Добрые, волшебные, значит к какому цвету они подходят). Возьмите по одной бусинке, и нанизывая их на ниточку, назовите по одному волшебному слову.

Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.
- И я надеюсь, что вам пригодятся в жизни волшебные слова.

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание.

До свидания!