Деепричастие в русском языке

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

Вид

  • несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а () и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после.
  • совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Пример: извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши.

Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшими и обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту : «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В нынешнее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

Синтаксическая роль

  • Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается.
  • Реже примыкает к именному сказуемому , выраженному кратким прилагательным или существительным.
  • Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола.

В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховым в рассказе « » (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин »).

На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми .

Примеры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Деепричастие" в других словарях:

    Форма глагола, представляющая действие как признак другого действия. В русском языке деепричастие имеет формы вида и залога; относится к тому же лицу или предмету, к которому относится и глагол, определяемый деепричастием. В предложении обычно… … Большой Энциклопедический словарь

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая, наряду с категориями глагола (вид, залог), признаком наречия (неизменяемость), напр. лёжа, играя, взяв. | прил. деепричастный, ая, ое. Д. оборот (деепричастие с относящимися к нему… … Толковый словарь Ожегова

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, форма глагола, обозначающая второстепенное действие, подчиненное главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях. В предложении обычно выступает как обстоятельство (Он ответил не… … Современная энциклопедия

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, деепричастия, ср. (грам.). Отглагольное наречие, напр. сидя, читая, взяв, ушедши, уйдя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Деепричастие - ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Глагольная форма русского яз., имеющая формы вида и залога, сохраняющая управление глагола (см.), вступающая в сочетание только с глагольными словами (см.) и обозначающая глагольный признак или предмет, как вместилище… … Словарь литературных терминов

    Деепричастие - ДЕЕПРИЧАСТИЕ, форма глагола, обозначающая второстепенное действие, подчиненное главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях. В предложении обычно выступает как обстоятельство (“Он ответил не… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Деепричастие - Деепричастие нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая второстепенное действие, подчинённое главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях («Писал, время от времени заглядывая в книгу»;… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Неспрягаемая форма глагола. Обозначает дополнительное действие того же субъекта, что и спрягаемая, совпадающее во времени с основным (деепричастие настоящего времени от глаголов несовершенного вида) или предшествующее ему (деепричастие прошедшего … Литературная энциклопедия

    Я; ср. Грамм. Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия (например: спеша, узнав, читая и т.п.). ◁ Деепричастный, ая, ое. Д. оборот (обстоятельство, выраженное деепричастием с зависящими от него словами). * * *… … Энциклопедический словарь

    деепричастие - 1. Атрибутивная (непредикативная) неизменяемая форма глагола, обозначающая действие (состояние, отношение) как сопутствующий признак другого действия (состояния, отношения): Блестя на солнце, снег лежит (П.) В.В. Виноградов определил деепричастие … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Комплект таблиц. Русский язык. Причастие и деепричастие. 12 таблиц + методика , . Учебный альбом из 12 листов. Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. НЕ с причастиями. Н и НН в суффиксах страдательных причастий…

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после. совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Пример: извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши. Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшимии обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В настоящее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

Синтаксическая роль

Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается. Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным. Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола. В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховы в рассказе «Жалобная книга» (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин»).

На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида, как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а(-я): сверка-ют - сверка-я, грем-ят - грем-я, стуч-ат - стуч-а. В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать и со связанной основой, например отставать) эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдава-ть - выдава-я, отстава-ть - отстава-я. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1) с основой, состоящей из одних согласных:шьют, льют, жмут, ткут и т.п. (исключение: мчаться - мчась); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т.п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cт, х: мажут - мазать, пишут - писать, хлещут - хлестать, пашут - пахать; 4) с суффиксом -ну-. Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить. Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т.д. Уникальными для литературного языка являются деепричастия - будучи, крадучись: [Гений] будучи оригинальным, в то же время и общее таланта (Бел.); Я лежал в это время на полатях и, крадучись от деда, читал увлекательную книгу (Гладков). Деепричастия на -учи (-ючи) имеют архаичный характер и являются средством стилизации под народную речь: Никого не осуждаючи, он одни слова утешные говорил мне, умираючи (Н.).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы посредством суффиксов -в, -вши, -ши. Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к основам на гласный: прогуля-ть - прогуля-в, получить - получи-в. Вариант на -вши является обязательным для образования деепричастия от возвратных глаголов:воз-врати-ться - возврати-вшись. Суффикс -ши применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой неопределенной формы на согласный: истечь - истекши. От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в прошедшем времени, возможно двоякое образование деепричастия: промокну-ть - промокну-в, промок-ши. Вместо образованных по общему правилу деепричастий от основ на т, д (выведши, приобретши и др.) употребляются: выведя, приобретя. Употребительны двоякие формы деепричастий: заперев - заперши, затерев - затерши, простерев - простерши и др. Возможны в современном русском языке двоякие образования деепричастий совершенного вида: с суффиксом -а (-я) и с суффиксом -в, -вши: наклоня - наклонив, поклонясь - поклонившись.

Деепричастия на -в, -вши, -ши от глаголов несовершенного вида употребляются редко: Волк, евши, никогда костей не разбирает (Кр.). Такие деепричастия обычны с отрицанием: Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть (П.).

Многие из деепричастий с суффиксом -а (-я) от глаголов совершенного вида входят в состав фразеологических сочетаний, например: положа руку на сердце и т.п.

Вопрос № 42.

Наречие как часть речи. Значение, морфологические признаки и синтаксическая функция наречий

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий , признаки признаков и отвечает на вопросы: «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?», «почему?» и «где?».

Морфологические признаки:

    Постоянные – неизменяемость.

    Изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво - красивее ).

Синтаксическая роль наречий в предложении – служить определением: глагола (чуть трепещут), прилагательного (весьма значительный), другого наречия (едва заметно), числительного (приблизительно пять), существительного (трагик поневоле).

Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство, сказуемое в безличных предложениях или сказуемое в двусоставных предложениях. Мы сделали работу быстро. На улице холодно. Она замужем.

Наречия можно разделить на два разряда по значению: обстоятельственные, определительные.

Тема урока: подготовка к сочинению-рассуждению

«Роль деепричастия в предложении».

Цели:

    подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

    определить функции деепричастия в предложениях;

    формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию, воспитывать интерес к уроку;

Оборудование:

Ход урока.

Учитель.

Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу пожелать вам хорошего настроения на уроке.

А начнем мы урок с того, что прослушаем стихотворение Р.Саути “Лодурский водопад”. Определите, чем оно интересно.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Ученик. В этом тексте много деепричастий, когда слушали стихотворение, появилось ощущение очень быстрого движения, и зрительно представился водопад.

Учитель . Вы правы, текст интересен тем, что в нем много деепричастий. Использование деепричастий даёт возможность ярче представить происходящее. Возникает яркий зрительный образ, дающий запоминающуюся картину. Термин деепричастие, ребята, возник в 17 веке и состоит из двух частей «Дее+причастие». В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный, и объяснить его можно как причастность к действию. А что обозначает деепричастие?

Ученик. Деепричастие обозначает добавочное действие глагола, имеет признаки глагола и наречия.

Учитель. Совершенно верно. Но сегодня, ребята, мы будем говорить о функциях деепричастия в предложении, об их роли в предложении. Выполним следующее задание: перед вами на партах лежат листы с текстом, прочитайте его, пожалуйста, расставьте знаки препинания.

А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на... таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. <...>Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам слившись в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводя духу. <...> Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство.

    Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения?

    Определите стиль текста.

    Назовите глаголы, обозначающие основные действия. (Войско выступало, паны выезжали, отдавал приказы, стали наступать, понеслось, затянуло дымом.)

    С помощью каких языковых средств автор уточняет действия, выраженные глаголами?

Ученик . В тексте много деепричастий, основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.

Учитель. Из данных предложений уберите деепричастия и деепричастные обороты. Сравните. Какие из них более выразительны? Почему?

    Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.

    Улыбаясь, женщина протянула ему руку.

    Бахирев, все больше вскипая, обратил к Беркутову воспаленное лицо.

Ученик. Предложения с деепричастиями более выразительны.

Учитель. Обратимся к тексту.

Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. «Стряхни этого пассажира», – посоветовала Ассоль цветку. Жук не удержался и с треском полетел в сторону. А она, волнуясь и трепеща, пошла дальше к склону холма и скрылась в его зарослях. (По А.Грину).

Определите стиль текста.

    Определите тип речи.

    Слова каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему?

Ученик . Этот текст является повествованием, а в повествовании мир предстаёт в динамике, в движении. Автор рассказывает о сменяющих друг друга действиях, как бы создавая ленту кадров. Для этого он использует не только глаголы, но и деепричастия .

Учитель. Какую роль играют деепричастия, обозначающие добавочные действия жука?

Ученик . Помогают создать зримый образ жука, передать его характер. Мы видим, как нелегко жуку взобраться на цветок, но он упрямо стремиться достичь своей цели .

Учитель . Какую роль играют деепричастия, «дорисовывающие» действия Ассоль?

Ученик. Становятся выразительным средством, помогающим передать состояние Ассол ь.

Учитель . Давайте подведем итог. Сколько функций деепричастия в предложениях мы нашли?

Ученик . Деепричастия дополняют глагол другими действиями, «украшают» глагол.

Учитель. Составим таблицу с примерами.

Функции

Примеры

1.Деепричастие обозначает добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное.

И вдруг Натка заметила, что мальчуган, спрашивая о чем-то отца, указывает рукой в ее сторону. Отец не оборачиваясь, кивнул головой. Мальчик, придерживаясь за спинку стульев, направился к ней и приветливо улыбнулся. (А.Гайдар)

2.Деепричастие может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ.

Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель. (И.Северянин)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…(Ф.Тютчев)

Учитель. Цель урока – написать сочинение-рассуждение на тему «Роль деепричастия в предложении». Вспомним, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение.

Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трех частей. Во вступлении формулируется основной тезис рассуждения. Вторая часть содержит аргументы. Третья часть, заключение, подводит итог рассуждения.

Учитель. Тезис – утверждение, которое необходимо доказать, обосновать. Аргументация – доказательство, приводимое в поддержку тезиса. Вывод – логический итог рассуждения.

Сформулируем тезис.

Ученики. 1. Своеобразна в языке роль деепричастий. Эта форма способствуют смысло­вой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности.

2.Экспрессию, зало­женную в грамматической природе дее­причастия, отмечали ученые, писатели. На «выразительную краткость деепричастий» указывал А. С. Пушкин, и в своей художественной прозе он глубоко и тонко использовал деепричаст­ные формы. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепри­частие дорисовывает движение», поэтому оно незаме­нимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия.

3.Высоко оценивают стилистические возмож­ности деепричастий все современные лин­гвисты, которые утверждают, что эта глагольная фор­ма позволяет вкладывать большое содержание в сжа­тую по форме речь. Ученые отмечают, что деепричастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повество­вания.

Учитель . Что будем писать в аргументах?

Ученики. 1. Во-первых, деепричастие обозначает добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное. («Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков»)

2.Во-торых, деепричастие может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ. («Уже закат, одеждами играя, на лебедях промчался и погас»)

Учитель . Какое будем делать заключение?

Учитель. Следовательно, деепричастия дополняют глагол другими действиями, «украшают» глагол.

Учитель. Ребята, мы с вами устно подготовились к написанию сочинения-рассуждения на предложенную тему. А сейчас послушайте сочинение и проанализируйте его.

Сочинение.

Термин «деепричастие» возник в 17 веке, и объяснить его можно как «причастность к действию». Какую же функцию выполняет деепричастие в предложении.

Деепричастие обозначает в предложении добавочное действие. Докажем данное утверждение. Для этого обратимся ко второму предложению текста: «Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков Третьего полка». Здесь «догоняя» выражает добавочное действие к глаголу «бросился» - движение словно дорисовывается. Однако зачем это нужно? Перечитав еще раз предложение, мы понимаем, что событие, при описании которого автор использует деепричастие, в нашем восприятии становится живописнее.

Обратимся к третьему предложению: «В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его лицо горело яростным восторгам атаки». В этом предложении к глаголу «кричал» относится сразу два деепричастия «размахивая» и «оборачиваясь». Эти деепричастия создают яркую картину «действий» в дополнение к основному действию, выраженному глаголом.

Следовательно, деепричастия «украшают» глагол, дополняют его другими действиями. Они нужны нам, чтобы речь была выразительной и яркой.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Деепричастие, немного спорное понятие в русском языке. Дело в том, что лингвисты до сих пор так и не договорились, чем оно является.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что его надо расценивать как самостоятельную часть речи. Но есть и те, кто не согласен с этим и считает деепричастие лишь особой формой глагола.

Обе точки зрения имеют право на существования. Ну а мы все-таки будем придерживаться мнения большинства.

Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает

Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»

Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями :

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ

Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие .

Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами :

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ

Суффиксы деепричастий на примерах

Все деепричастия образуются от глаголов. И делают это с помощью суффиксов –а/-я и –в/-вши/-ши , а также постфиксов –сь/ся .

Например:

СОХРАНЯТЬ – СОХРАНЯЯ, СОХРАНИВ, СОХРАНЯСЬ
УКАЗЫВАТЬ – УКАЗЫВАЯ, УКАЗАВ, УКАЗАВШИ
СЫГРАТЬ – СЫГРАЯ, СЫГРАВ, СЫГРЫВАЯСЬ
УМЫВАТЬСЯ – УМЫВШИСЬ, УМЫВАЯСЬ, УМЫВАЯ

Таким образом, деепричастие не только обозначает какое-то свое действие, но и отвечает на вопрос, каким образом совершилось основное действие.

ОСТАНОВИВШИСЬ, МУЖЧИНА ПОЗДОРОВАЛСЯ – Каким образом поздоровался? Остановившись.
ЧИТАЯ КНИГИ, МЫ УЧИМСЯ – Каким образом учимся? Читая.

Виды деепричастий и примеры предложений с ними

Все деепричастия, как собственно и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида.

Деепричастия совершенного вида :

УВИДЕВ ЕЕ, ОН ТУТ ЖЕ ВЛЮБИЛСЯ
ОН УШЕЛ, ЗАКРЫВ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ВЫПИВ БОЛЬШУЮ ЧАШКУ КОФЕ

А теперь почти те же деепричастия, но в несовершенном виде :

ВИДЯ ЕЕ, ОН НЕ МОГ ОТВЕСТИ ГЛАЗ
УХОДЯ, ОН ЗАКРЫЛ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ПОПИВАЯ ГОРЯЧИЙ КОФЕ

Также деепричастия могут быть возвратными и невозвратными . Соответственно, в них может присутствовать постфикс –ся/сь или такового нет.

Примеры возвратных деепричастий:

КУПАЯСЬ, УДИВИВШИСЬ, ЗАНИМАЯСЯ
Примеры невозвратных деепричастий:
ПОКУПАЯ, ОДЕВАЯ, СИДЕВ, ПРОПУСТИВШИ и так далее

Что общего у деепричастий с глаголом и наречием

Мы уже говорили, что деепричастия похожи одновременно и на глаголы, и на причастия.

Сейчас подробнее рассмотрим, какие признаки этих частей речи им характерны.

Признаки глагола у деепричастий:

  1. Обозначает дополнительное действие к основному;
  2. Образуется от глагола;
  3. Имеет несовершенный и совершенный вид;
  4. Могут быть возвратные и невозвратные;
  5. Деепричастие образует словосочетания, когда связаны с существительными, местоимениями или наречиями.

Признаки наречия у деепричастий:

  1. Характеризует основное действия, более точно показывая, как оно произошло. Другими словами, отвечает на вопросы «Как?», «Когда?», «Каким образом?» и «Почему?»;
  2. Остается неизменным, то есть не меняет своей формы (падеж) вслед за основным глаголом. Например, «ШЛИ, СМЕЯСЬ – ШЕЛ, СМЕЯСЬ – ИДЕТ, СМЕЯСЬ – ПОЙДЕТ, СМЕЯСЬ». Тут основной глагол меняется во времени и количестве, а деепричастие остается неизменным;
  3. Относится к глаголу-сказуемому и чаще вставится непосредственно перед или сразу за ним;
  4. при разборе предложения по составу . Например, обстоятельством времени «ВЕРНУВШИСЬ, Я ЗАСТАЛ ЕГО ДОМА» или обстоятельством условия «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».

Как отличить деепричастие от отглагольного причастия

К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:

МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ

В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.

А вот если бы предложение было таким:

ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ

то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.

Деепричастие с НЕ

Одно из правил, которое часто вызывает вопрос, как пишется с деепричастиями частица «не».

На самом деле, здесь действуют те же правила, что и с глаголами. А как еще учат в начальных классах школы: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно ».

Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.

НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬ
НЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯ
НЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬ
НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ

Но, как часто бывает в русском языке, бывают из этого правила и исключения . Так, «НЕ» пишется слитно, если она является частью корня.

НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯ
НЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯ
НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ

Также «НЕ» пишется слитно, если это часть приставки «НЕДО».

НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВ
НЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВ
НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ

Деепричастный оборот (примеры предложений)

Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).

Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.

Примеры деепричастных оборотов:

ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ
УРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИ
ВЫПИВ ВОДЫ , ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ
МЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ , ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ

Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.

Выделение запятыми деепричастных оборотов

Есть «золотое правило» гласит, что почти все деепричастия и деепричастные обороты выделяются в предложении запятыми .

И это не зависит, где они находятся – до главного глагола или после.

Я ВЗЯЛ КНИГУ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ
ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, Я ВЗЯЛ КНИГУ
Я ВЗЯЛ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, КНИГУ

Но опять же есть ряд исключений . Запятые не ставятся, если , то есть устоявшихся выражениях. Например:

ДЕЛАТЬ СПУСТЯ РУКАВА, ИДТИ НЕ СПЕША, БЕЖАТЬ СЛОМЯ ГОЛОВУ, СИДЕЛИ МОЛЧА и так далее.

Вот собственно и все, что нужно знать о деепричастиях. Удачи вам в познании русского языка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Как правильно пишется «несмотря на» Обстоятельство - это второстепенный, но важный член предложений Причастие - это смесь прилагательного с глаголом Как пишется слово НЕ ЗНАЮ - слитно или раздельно Словосочетания - это смысловые конструкции русского языка Предложение - это мысль, доведенная до логического завершения Главные и второстепенные члены предложения - тотальный разбор Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы) Что такое синонимы, их примеры и какие они бывают Наречия - это часть речи в русском языке, поясняющая суть

ТЕЗИС.

Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ.

1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ?

Дееприча́стие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросычто делая? что сделав?

РОЛЬ деепричастия в речи

· Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.

· Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.

· Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
Таким образом , Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2

Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Я исследовал фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак , Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.