Синайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название - монастырь Святой Екатерины.

На Синайском полуострове первые монахи начали появляться еще во время гонений императора Диоклетиана, поскольку горный массив Синая являлся удобным убежищем, а также имел все необходимые ресурсы для жизни на полуострове. Эти монахи были в своей массе отшельниками, которые по воскресеньям собирались на богослужения. Когда христианство стало государственной религией, то по просьбе монахов полуострова мать императора Константина святая Елена построила церковь и башни для защиты от кочевников. Позже, при императоре Юстиниане, все постройки святой Елены были окружены стенами, а к ним приставлены солдаты. Примерно в это же время на территории монастыря была возведена базилика Преображения Господня.

Именно на VI-VII вв. приходится расцвет Синайского монастыря, который стал одним из центров христианского монашества. Предположительно, на горе Хорив в то время жило порядка 100 монахов. Вплоть до конца VII века этот монастырь принадлежал Фаранской епархии, а возглавлял его игумен в сане архиепископа. Но в 681 году епископа Фаранского лишили кафедры за монофелитство, поэтому кафедру перенесли в сам монастырь. После в подчинение Синайского игумена перешла и Раифская епархия, а с начала VIII века весь Синайский полуостров административно подчинялся Синайскому архиепископу.

Во время мусульманских завоеваний в 30-х гг. VII века весь полуостров вошел в состав Арабского халифата. Монахами Синайского монастыря была отправлена делегация, которая заручилась поддержкой Мухаммеда, пообещавшего сохранить автономию данного монастыря и даровать различные привилегии - защита мусульманскими солдатами зданий монастыря, освобождение от уплаты налогов. Арабский период существования Синайского монастыря также считается временем развития византийской монашеской традиции. В частности, в это время в монастыре пребывали такие знаменитые святые, как прп. Иоанн Лествичник, прп. Георгий Арселаит, прп. Анастасий Синаит и другие. Однако, несмотря на эту защиту со стороны мусульман, Синайский монастырь в арабскую эпоху значительно уменьшился в численности, и к IX веку (это время считается кризисом ближневосточной христианской культуры византийского типа) численность общины Синайского монастыря составляла всего лишь 30 монахов.

Время крестовых походов (кон. XI - кон. XII вв.) считается возрождением жизни Синайского монастыря. Существовавший в то время синайский орден крестоносцев охранял европейских паломников монастыря. В это же время в монастыре появилась первая католическая часовня. Но при этом Синай являлся фактически единственной епархией Иерусалимского Патриархата, которая не была подчинена власти крестоносцев. К этому же периоду относят предание о перенесении в монастырь мощей св. Екатерины. А в XIII-XV вв. новое название (монастырь св. Екатерины) в связи спостоянно возрастающим почитанием святой великомученицы вытеснило предыдущее.

Начиная с XIV века Синайский монастырь стал поддерживать постоянные связи с Россией, которые позволяли ему принимать значительную помощь и милостыню со стороны русских царей.

Захватившие в 1517 г. Египет турки не сократили права монахов и сохранили внутреннюю автономию монастыря, но наложили при этом на монастырь достаточно серьезное налоговое бремя. Связи с православным миром позволили Синайскому монастырю осуществлять просветительскую и культурную деятельность, благодаря которой в XVIII веке была открыта духовная школа на Крите. Также были открыты подворья монастыря во многих странах - Египте, Турции, Палестине, Румынии, Индии и России.

В XIX веке число насельников монастыря колебалось от 20 до 30 человек, в основном греков с островов Эгейского моря. В начале 20 века количество насельников сократилось, и в 1902 г. там проживало всего 17 монахов. После Октябрьской революции монастырь потерял все свои подворья в России. Во второй трети XX века в Синайском монастыре была достроена церковь Св. Троицы, построена картинная галерея и гостиница для паломников.

Во второй половине XX века в связи с военными действиями монастырь был несколько раз оккупирован. Из-за случившегося в ходе боевых действий пожара пострадала северная стена монастыря.

В настоящий момент монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной архиепископии. Кроме данной обители в нее входит ряд монастырских подворий в Египте, Греции, на Кипре, в Ливане и Турции. Игуменом монастыря в соответствии с древней традицией является архиепископ Синайский, чью хиротонию совершает Иерусалимский Патриарх. Делами монастыря управляет собрание монахов.

Основные строения монастыря - это базилика Преображения Господня (главный храм монастыря), часовня Неопалимой Купины, трапезная (построенная еще в IX веке). На территории монастыря также имеется множество других часовен, которые находятся внутри монастырских стен. Десять из них соединены с архитектурным комплексом базилики Преображения Господня. Также внутри стен монастыря находится и до сих пор снабжающий монастырь водой колодец Моисея, рядом с которым, по Преданию, пророк-боговидец встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила.

Монастырь обладает уникальной коллекцией древнейших рукописей и икон (среди которых - знаменитая икона «Христос Пантократор»), которая по своему историческому значению уступает лишь коллекции Апостолической библиотеке Ватикана. В 2001 г. открылось новое здание ризницы-музея, где разместились самые ценные иконы, церковная утварь и облачения. Этот музей был освящен тремя патриархами - Константинопольским Варфоломеем, Александрийским Петром VII и Иерусалимским Иринеем.

В 2002 году комплекс зданий монастыря святой Екатерины был включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

В 7-м веке прошли Арабские завоевания, но монастырь не был разрушен. Сам пророк Мохаммед даровал свою защиту этому месту, о чем была выдана соответствующая грамота. Ее копия до сих пор хранится в местном музее, а оригинал находится в Стамбуле в Турции. Однако период правления арабских правителей наложил отпечаток на монастырь – в 10-м веке одна из часовен была перестроена в мечеть.

Монастырь сохранился до наших дней нетронутым. Тут ничего не изменилось, кроме ворот, которые выдолбили в крепостной стене. Раньше попасть внутрь можно было только на специальном подъемнике, остатки которого можно посмотреть на северо-восточной стене.

Сейчас монастырь Святой Екатерины является не только древним памятником, но и хранилищем древних книг, свитков и икон. Также здесь находятся святыни, связанные с жизнью пророка Моисея. Это место священно как для христиан, так и для иудеев.

Как проходит экскурсия и что смотреть

Первое, что поражает туристов, - это могучие стены монастыря Святой Екатерины. К счастью, монастырь никогда не осаждали большие вражеские армии. Стены были созданы для защиты от местных кочевников. Во времена Византийской империи тут дежурил постоянный гарнизон солдат, но в последующие эпохи защитой обители занимались сами монахи.

Что смотреть - Неопалимая Купина

Главная достопримечательность внутри – Неопалимая Купина. Это куст терновника, который сыграл большую роль в Ветхом Завете Библии.

Напомним эту историю. Израильтяне находились в рабстве в Египте, где их принуждали к тяжелым работам и всячески притесняли. В один из моментов египтяне начали убивать младенцев израильтян мужского пола. Одна из женщин родила сына и прятала его три месяца. Когда прятать уже было невозможно, она положила его в корзину и пустила по реке.

Корзину поймала одна из дочерей фараона и взяла ребенка к себе, назвав именем Моисей. Когда Моисей вырос, он увидел, как надсмотрщик бьет одного иудея. Моисей убил надсмотрщика, но был вынужден бежать и отправиться в изгнание.

По дороге Моисей остановился у колодца. К колодцу подошли девушки напоить своих овец, но их начали отгонять другие пастухи. Моисей заступился за девушек, за что их отец приютил его. Моисей остался жить у этих людей и вскоре женился на одной из этих девушек.

В один из дней Моисей пас стадо и увидел очень странное явление – куст терновника горел, но не сгорал. Он подошел посмотреть на это чудо и услышал из куста голос Бога. Бог приказал Моисею снять обувь, а потом велел идти в Египет освобождать свой народ из рабства.

Этот куст, который горел, но не сгорел, называется “Неопалимая Купина”. Именно около этого куста была построена первая часовня, а потом вокруг отстроили монастырь. Часовню перестроили в большой храм.

Что смотреть – колодец Моисея

Мы упоминали о колодце, рядом с которым Моисей встретил семь девушек. Этот колодец сейчас находится на территории монастыря, и его также смотрят туристы во время экскурсии.

С момента постройки и до наших дней это основной источник воды для жителей обители. Конечно, выглядит он уже совсем по-другому, чем при жизни Моисея.

Странно, но нет никаких легенд по поводу чудодейственных свойств воды из этого колодца. Мы говорим об официальных источниках. Гид вам может рассказать любую “небылицу”.

Если мы заговорили о египетских гидах, то стоит упомянуть об особенностях их работы. Они рассказывают так, чтобы туристам было интересно, а проблему достоверности считают несущественной. Мы советуем быть внимательными и не принимать все их слова “на веру”.

Что смотреть – базилика Преображения

Этот храм был построен на месте часовни еще в 6-м веке. Тут для туристов очень много примечательного, но самое главное – это мозаика Преображения и мощи Святой Екатерины.

Свод над алтарем украшен потрясающей мозаикой, которая сохранилась еще с основания храма с 6-го века. В 20-м веке ее очистили и отреставрировали американские специалисты.

Многие туристы эту мозаику не замечают, так как она закрыта частью иконостаса. Нужно пройти по храму вперед, чтобы ее посмотреть.

Также в базилике Преображения хранятся несколько уникальных икон, но о них мы подробно рассказывать не будем. Это тема для статей на религиозных сайтах, а наш сайт туристической направленности. Просто ходите, смотрите, тут все очень красиво.

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.

Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния – более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу – здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).

Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив - возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

В Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина - один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.

В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание

Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения

Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея - колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.

На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Рядом с садом, за монастырскими стенами, расположены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Святая великомученица Екатерина была образованнейшей девушкой своего времени. Она родилась во второй половине III столетия, была дочерью правителя Александрии Египетской. К своим 18 годам он уже хорошо изучила римскую и греческую литературу, врачебное искусство, кроме того святая была удивительно красива, что, сочеталось с ее светлым умом. Все это привлекало множество юношей – женихов. Однако никто из них не получил утвердительного ответа.

Екатерина заявила, что ее мужем станет тот, кто превзошел бы ее в уме и красоте, но таких не находилось…

Отец девушки был язычником, но мать тайно приняла христианскую веру. Она и познакомила святую со старцем священником. Тот открыл девице, что есть такой Жених, слава, богатство и премудрость, которого во много раз превосходят ее достоинства. Вручив икону мученице, он посоветовал ей молиться, чтобы увидеть того замечательного Жениха.

Ночью дева узрела Небесную Царицу, окруженную сонмом ангелов и держащую в своих руках Отрока, от которого исходил настолько яркий свет, что Екатерина не могла не удивиться чуду. Отрок, однако, не дал взглянуть ей на Свое лицо, он отвернулся, но снисходя на просьбы Пречистой Матери, послал девицу к старцу, чтобы узнать, как ей удостоиться лицезрения Спасителя.

Наутро старец по усиленным мольбам девушки крестил ее. Ночью же во время молитвы Екатерина вновь узрела Божественного Отрока, но теперь Его лицо было открыто ее обновленному крещением взору. Благосклонно и милостиво смотрел Отрок на деву. Пресвятая Матерь взяла руку Екатерины, и Ее Сын Сам одел кольцо на безымянный палец правой руки Своей невесты. «Не знай жениха земного», – произнес Пресвятой Отрок, и с этого времени Екатерина знала, что обручена Самому Богу.

Святая великомученица жила во время правления беззаконного язычника – императора Максимиана. В одно из неистовых идольских праздников, Екатерина сама явилась Максемилиану и обличила его нечестие. Поскольку девушка была очень умна, то ни император, ни его приближенные не могли уступить ей в споре об истине. Разгневанный император не терял надежды разубедить святую. Он предлагал ей соцарствовать с ним, получить все блага мира, но все это было напрасно. Екатерина во время отъезда Максимилиана умудрилась обратить к вере супругу царя, который возвратившись, сменил милость на гнев, и приказал мучить Христову невесту. Хотя уверовали философы, спорившие с Екатериной, и Августа – супруга царя, император пребывал в заблуждении.

Святую били по голому телу воловьими жилами в течении двух часов, затем морили голодом в темнице, но Бог исцелил ее. Даже страшные оружия казни – колеса – развалились, когда мученица подошла к ним. Разъяренный мучитель повелел усечь непокорную мечом. 200 воинов вместе с мучеником Порфирием пострадали вместе с Екатериной.

Когда воин отсек честную главу Екатерины, то из раны вместо крови истекло молоко. И это видело все множество людей, присутствующих на месте казни. При этом ее честные останки тут же были сокрыты Ангелами, и пребывали в неизвестности почти 200 с лишним лет.

Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30-40 годах VI столетия, братия Синайской обители, расположенной за многие сотни километров от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины нетленно почивают рядом с их обителью. При этом братия получила повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта гора была весьма возвышенной; но отшельники, с помощью Божией, скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Положить их на вершину этой горы могли только Ангелы.

Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только ее честная глава и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой тогда же торжественно были перенесены в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом древнем монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины серебряную кованую раку.

В настоящее время святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре главного храма Синайской обители во имя Преображения Господня. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на палец ее руки надето драгоценное кольцо, в память обручения святой Екатерины ее Небесному Жениху. В память о поклонении мощам, монахи дарят серебряное кольцо с эмблемой обители, изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина). Тоненькие колечки напоминают о том, что всякая душа призвана быть невестой Христовой.

Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всем христианском мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем. Также, весьма многие и многие женщины по всему миру носят это богопрославленное, через святую великомученицу Екатерину, древнее греческое имя, которое переводится как “всегда чистая”.

К великомученице Екатерине прибегают за помощью в учении, во всяких недугах, но в особенности в семейных нуждах и болезнях чадорождения. Еще ее считают покровительницей беременных.

Святые мощи великомученицы Екатерины находятся:

–Египет,Синайский полуостров, монастырь святой Екатерины

Престол и икона великомученицы Екатерины:

– в храме Ризоположения на Донской (Южный округ)

Камень и колечко с руки великомученицы Екатерины:

– в храме Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (Западный округ Москвы)

Молитва
святой великомученице Екатерине

Дева прекраснейшая, мудрая, пречудная, святая великомученица Екатерина! Всю эллинскую мудрость совершенно изучивши, ораторское искусство и философию, и врачебную науку хорошо узнав, просвещения большего ты возжелала, уверовав же во Христа, в видении узрела Предвечного младенца на руках Его Пречистой Матери, даровавшего тебе перстень бессмертного обручения с ним. Лютые затем муки претерпев, тяжкие удары и жестокие раны, и мрак темничный, и членов раздробление на колесах, силою Христовою ты от всего этого исцелена была. На казнь же идя, так молилась ты, великомученица преславная: «Господи, Иисусе Христе! Тех, елицы призовут мною всесвятое имя Твое, исполнит во благих прощение всего, еже на потребу им, да от всех воспевается величие Твое во веки». Женам, мучимым болезнями рождения и на помощь тебя призывающим, заступление являя ты, Екатерина святая; поэтому и иные с любовью и благоговением молящихся тебе, и с верою теплою, и слезами от всего сердца прибегающих к тебе жен, не отринь, поспеши им на помощь и освободи их от трудных родов, чтобы родивши детей, оне в страхе Божием воспитывали их, благодаря тебя, Екатерина преславная, за помощь, явленную им, и славя за тебя Бога, со всем домом их.
Аминь

Почитаемая христианами, иудеями и мусульманами как место Богооткровения, выраженного в десяти заповедях, гора Синай возвышается над долиной, где Моисей слышал Бога, говорящего с ним из горящего тернового куста (Неопалимая Купина). Неопалимая Купина надёжно охраняется в монастыре Святой Екатерины, удобно расположенном в долине у подножия горы, окружённом высокими стенами и пышными садами.

Поскольку количество туристов намного превышает число паломников, священная гора часто становится местом неподобающих ссор между бедуинами из-за спальных мест для туристов, восходящих на гору. Это, конечно, сильно мешает спокойной жизни монастыря. Для большинства путешественников восхождение на Синай оставляет незабываемое впечатление, в то время как на других редко посещаемых вершинах открываются такие же великолепные виды, если вы готовы сделать усилие, чтобы подняться на них.

Несмотря на изолированное расположение, монастырь Святой Екатерины – одно из самых доступных мест Южного Синая. Вы можете посетить его организованными турами из , Дахаба, Нувейбы, или Эйлата или можете сами добраться на автобусе, машине или сервисном такси. Главный недостаток автобусов – непостоянное расписание и то, что они редко пребывают к монастырю Святой Екатерины до того, как он закрывается в полдень. Если вы хотите посетить монастырь, вы должны рассчитывать остаться там, по крайней мере, на одну ночь. Ежедневный автобус отправляется от автобусной станции Аббасия в Каире в 11:00 в поселение Сант-Катрин через оазис Фейран (7 часов; 55 фунтов).

Междугородние автобусы из курортов Акаба сворачивают с шоссе между Дахабом и Нувейбой; они отправляются с автобусной станции Хэй эль-Нур в Шарм эль-Шейхе (9:30), Дахабе (9:30), (10:30) и Табе (10:00). Все автобусы останавливаются на расстоянии 10 километров перед монастырём у бензозаправочной станции. Здесь же находятся полицейский контрольный пункт и билетная касса по дороге в протекторат Сант-Катрин, где иностранцы должны купить билет (3 доллара) для входа на территорию.

Если вы приехали на автобусе и хотите только взобраться на гору Синай, попросите высадить вас при повороте на монастырь, на расстоянии 1,5 километров перед поселением Сант-Катрин. В качестве альтернативы вы можете отправиться в вечернюю поездку в сопровождении гида из Дахаба или , которая включает подъём на гору Синай при лунном свете, ночёвку на вершине и возвращение в монастырь утром после рассвета. Деревенские рестораны – места для сбора пассажиров, уезжающих на автобусе; большинство отъезжают между полуднем и 13:00, кроме суэцкого автобуса, который отправляется в 6:00.

Группа туристов может заказать сервисное такси в , Дахабе, Нувейбе или Табе и разделить между собой стоимость проезда. Такси обычно ходят утром и днём, если есть клиенты; после того как уходит последний автобус, тарифы таксистов вырастают. То же самое относится к такси, покидающим Сант-Катрин, которые следуют в и другие места, в зависимости от требования.

Монастырь Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины был основан православными греками, а не коптами. Он возник в 337 году нашей эры, когда византийская императрица Елена приказала возвести часовню вокруг предполагаемой Неопалимой Купины, куда стекались отшельники и паломники. На протяжении VI века участились нападения разбойников на паломников, что убедило императора Юстиниана построить укреплённое ограждение и базилику и поставить там 200 стражников для охраны – половина из них были греками или славянами. Согласно местной легенде, от этого гарнизона происходят бедуины племени джабалия.

Хотя пророк Мухаммед обещал обеспечить защиту монастыря после мусульманского завоевания, количество монахов постепенно уменьшалось до «открытия» мощей Святой Екатерины, что увеличило поток паломников, продолжавшийся и в период владычества крестоносцев (1099-1270). С тех пор были периоды и подъёма, и упадка, случалось, что монастырь был полностью заброшен. Сейчас там 22 монаха, большинство которых пришли из .

  • Посещение монастыря Святой Екатерины

Монастырь открыт для посетителей с 9:00 до полудня. Он официально закрыт по пятницам, воскресеньям и всем праздникам, отмечаемым Греческой православной церковью, но иногда открывается с 11:00 до полудня и в эти дни по просьбе туристов. Входная плата отсутствует, но посетители должны быть скромно одеты. Вы входите через небольшие ворота в северной стене рядом с башней Клебера (названной в честь генерала наполеоновской армии, который приказал её восстановить), а не в главные ворота, выходящие на запад. Главные ворота усилены специальными отверстиями, через которые в случае осады выливали на нападавших кипящее масло.

Построенные из гранита, высотой 10-15 метров и толщиной 2-3 метра, стены монастыря практически не изменились с тех пор, как Стефанос Айлисиос спроектировал их в VI веке. После прохода, повернув направо, вы оказываетесь у источника Моисея, где он встретился с Сепфорой, одной из семи дочерей Иефро, на которой он женился в возрасте 40 лет. Пройдя другим путём и завернув за угол, вы увидите колючий вечнозелёный куст, переросший ограждение.

Это пересаженный куст Неопалимой Купины, из которой Бог говорил с Моисеем: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из народ Мой, сынов Израилевых». Скептиков может поколебать тот факт, что это единственный куст такого вида на всём полуострове и что все попытки вырастить черенки от него где-либо ещё не удались. Куст был перенесён на его настоящее место, когда часовня Елены была построена поверх его корней, за апсидой церкви Святой Екатерины.

Гранитная базилика церкви Святой Екатерины была возведена Юстинианом между 542 и 551 годами; стены, колонны и двери из кедра между притвором и нефом подлинные. Двенадцать колонн, представляющие месяцы года, увешаны иконами святых; вырезанные капители с украшениями, полные символизма. В дальнем углу искусно вырезанный и позолоченный иконостас указывает на великолепную мозаику, изображающую Иисуса, окружённого с двух сторон Моисеем и Илией, и Петра, Иоанна и Иакова, упавших на колени, внизу.

К сожалению, мозаика огорожена, и её трудно рассмотреть за богато украшенными канделябрами, подвешенными к кессону потолка XVIII века. За иконостасом находится часовня Неопалимой Купины, которую можно осмотреть только по специальному разрешению. В притворе выставлена часть обширного монастырского собрания икон, включающего в себя весь спектр византийских стилей и техник, от восковых красок (энкаустики) до темперы. Церковный колокол звонит 33 раза, поднимая монахов до восхода солнца.

Остальные части монастыря часто бывают закрыты для любопытных. Среди них мечеть XI века, построенная по инициативе мусульманских правителей; библиотека, состоящая из более чем 3 тысяч манускриптов и 5 тысяч книг, её превосходит лишь библиотека Ватикана; и трапезная с готическими арками и византийскими фресками. В большинстве случаев вы можете войти в склеп, где покоятся останки монахов; кладбище маленькое, так что останки приходится вынимать из могилы через год и переносить в склеп. Скелет в одежде принадлежит Стефанию, охранявшему в VI веке одну из дорог, ведущих к горе.

Поселение Святой Екатерины

В то время как монастырь и гора Синай представляют основной интерес для туристов, большинство удобств и услуг для них сосредоточены в поселении Святой Екатерины, расположенной на расстоянии 3 километров. Маршрутные такси обеспечивают транспортное сообщение между двумя пунктами, стоимость проезда 5 фунтов. Дорога оканчивается на главной площади деревни, являющейся также автобусной станцией.

На одной стороне площади расположены банк (понедельник-четверг и воскресенье 8:30-14:00 и 18:00-21:00), несколько супермаркетов и ресторанов; на другой стороне – туристская полиция и небольшая больница. По соседству с мечетью расположен полицейский участок и телефонная станция. Небольшой выбор среди ресторанов (6:00-22:00), где готовят простые блюда из курицы, а также рис и спагетти болоньезе. В Panorama также подают суп и пиццу (20-25 фунтов). А в пекарне напротив мечети продают хлеб питу.

  • Проживание в поселении Святой Екатерины

Большинство людей организованными турами прибывают в ранние часы, чтобы подняться на гору Синай и увидеть восход солнца. Самостоятельные путешественники могут оставить свои рюкзаки в монастырской кладовой (2 фунта) и подняться по верблюжьей тропе, чтобы иметь возможность поспать на открытом воздухе. Когда ночная температура составляет около 10 градусов летом и около 0 градусов зимой (нередко случаются заморозки и снег), необходим спальный мешок; вы также можете взять напрокат одеяла на вершине.

Имейте, однако, в виду, что на вершине мест для ночёвки иногда совсем не остаётся, и, возможно, вам придётся лечь внизу в пещере Илии и закончить путешествие до рассвета. Лучший выбор для путешественников с небольшим бюджетом – это одна из двух баз отдыха рядом с посёлком Святой Екатерины, хотя большинство отелей, расположенных дальше, организуют транспорт.

1). Пансион Daniela Village – Номера с кондиционером и ванными комнатами; плюс ресторан, кафетерий и бар. Местонахождение: посёлок Святой Екатерины;

2). Отель/кемпинг El Malga Bedoin Camp – Гостеприимная гостиница с простыми номерами на двоих и общими спальнями (15 фунтов), с матрацами на полу. Очень чистые ванные комнаты. Местный проводник Салех поможет вам организовать поход в пустыню. Местонахождение: 150 метров после кооперативной автозаправочной станции в посёлке Святой Екатерины;

3). Отель El Wadi El Mouqudus – Дружелюбный менеджмент и просторные трёхзвездочные номера с холодильником и ТВ, плюс плавательный бассейн летом. Только полупансион. Местонахождение: между Katherine Plaza и Daniela Village;

4). Отель/кемпинг Fox Desert Camp – Это самое дешёвое место в этой зоне, с простыми каменными домиками и проеденными молью матрацами. Вы можете поставить рядом палатки за 7 фунтов и пользоваться общими душевыми и рестораном. Местонахождение: 800 метров от деревни, рядом с главным пересечением дорог;

5). Отель Katherine Plaza – Приятная четырёхзвёздочная гостиница; номера с кондиционером, есть ресторан и бар. Местонахождение: За пределами деревни;

6). Пансион Morgen Land Villadge – Общие спальни (10 долларов) или большие номера с душем; есть также ресторан. Местонахождение: 5 километров от монастыря;

7). Отель/кемпинг Safary Camp – Единственное бюджетное место в округе, где вы можете спать на кровати, а не на полу. Двух и трёхместные номера популярны среди туристов, вы можете разбить палатку за 10 фунтов. Рекомендовано в этом ценовом диапазоне, завтрак включён. Местонахождение: 500 метров от деревни за Katherine Plaza, также известный как Moonland;

8). Отель Saint Catherine’s Monastery Guesthouse – Расположенная прямо за монастырскими стенами под красными утёсами горы Синай, эта гостиница находится, наверное, в самом живописном месте. Такие великолепные виды не могут стоить дёшево; двухместные номера небольшие и простые. Местонахождение: за стенами монастыря Святой Екатерины;

9). Отель Saint Catherine Tourist Villadge – Самый хороший отель в этой зоне, с комфортабельными номерами с кондиционерами; завтрак и ужин включены в стоимость проживания. Местонахождение: У главной дороги, 500 метров от монастыря.

Восхождение на гору Синай

Пока некоторые археологи сомневаются, была ли гора Синай действительно той библейской горой, где Моисей получил десять заповедей, трудно не согласиться с Джоном Ллойдом Стивенсом, что «среди всех изумительных произведений природы нет более подходящего места для демонстрации силы Всемогущего Бога». Крутой и неровный, отвесный горный массив из серого и красного гранита «как мстительный кинжал, который был погружён в кровь много лет назад».

Его самая высокая вершина поднимается на 2285 метров над уровнем моря. Бедуины называют эту вершину Гебель Муса («Гора Моисея»), хотя это название относится, как правило, и ко всему массиву в целом. Некоторые исследователи Библии считают, что Моисей провозгласил заповеди с Рас Сафсафа, на противоположном конце горного хребта, который возвышается над широкой долиной, где израильтяне могли разбить лагерь.

  • Поднимаясь к вершине горы Синай

Ни для одного из двух маршрутов к вершине не требуется проводник, но вы не должны пытаться подняться на вершину ночью без фонаря и, безусловно, не зимой – несчастные случаи нередки. Более долгий, но и более лёгкий маршрут проходит через напоминающую американские горки верблюжью тропу, начинающуюся в 50 метрах за монастырём.

Можно арендовать верблюда для большей части подъёма по крутому склону у бедуинов у подножия горы (40 фунтов, 15 фунтов днём; 2 часа), но действительно стоит приложить усилия и пройти пешком, это займёт от двух до трёх часов. Вы можете запастись водой в монастырском магазине перед отправлением в путь, киоски с напитками и закусками стоят на протяжении всего пути.

Их цены повышаются по мере того, как вы поднимаетесь вверх, но зато вам не надо нести дополнительный груз. Бедуины на вершине дают напрокат одеяла и матрасы для ночёвки (5-10 фунтов). За расщелиной под вершиной, к тропинке присоединяется другая, известная как Сиккет Сайидна Муса («Тропа нашего господина Моисея»), или Ступени покаяния, высеченные кающимся монахом; 3750 крутых ступеней делают это восхождение от монастыря очень трудным и долгим (1 час 30 минут). Некоторые ступени высотой в метр.

Два строения находятся на вершине – мечеть и греческая православная церковь; обе обычно закрыты. Рядом с мечетью пещера, где Господь укрыл Моисея: «Я поставлю тебя в расщелине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду». Немного ниже по склону расположено ещё несколько построек, предлагающих усталым путникам место для сна. Многие люди поднимаются по верблюжьей тропе и спускаются по ступеням.

Начните своё восхождение около 17:00 (зимой раньше), чтобы избежать жары и прибыть вовремя, чтобы увидеть рассвет. С фонариком вы также можете взобраться по верблюжьей тропе (но не по ступеням) ночью, хотя не зимой. Спускаясь по ступеням, вы увидите 500-летнее кипарисовое дерево в лощине, известной как Равнина кипарисов, или Пещера Илии, где паломники молятся и поют. Здесь Илия слышал голос Бога и прятался от Иезавель, вороны приносили ему еду. Одна из двух часовен посвящена ему, другая – его последователю Элиша.