Цели: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

– Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)

Учитель читает стихотворение В. Татаринова.

На самом темном чердаке живет косматый Пых.

На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.

Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.

Глазенки у него горят, как угольки в кострах,

На воробьев и на мышат он нагоняет страх.

Он прибыл к нам из дальних мест,

Он дождик пьет и ветер ест.

Он не боится высоты, не птица он, не зверь...

– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.

– Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)

II. Работа по теме урока.

Звуковой анализ слова «рыба».

– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)

– Назовите мягкую пару. (Звук [р’].)

– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)

– Что вы знаете об этом звуке?

– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыб-б-ба.)

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)

– Назовите его мягкую пару. ([б’].)

– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)

– Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

– Звук [ы] обозначается буквой ы .

Знакомство с новой буквой.



– Рассмотрите образцы буквы ы . На что она похожа?

А бедняжка буква ы

Бродит с палочкой, увы.

А. Шибаев

– Пых любит букву ы . Он знает огромное количество слов с буквой ы . А какие слова можете назвать вы?

– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце слов.)

– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)

Вот что совершенно верно:

Ы не нравится быть первой,

ы не начинает слов –

Видно, нрав ее таков.

Т. Синицына

Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.

Для читающих детей:

– Прочитайте стихотворение С. Маршака.

Для нечитающих детей:

– Выполните работу по индивидуальным карточкам.

Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,

Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.

– Подчеркните в словах букву ы . (6 букв.)

Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.

Игра «Будь внимателен».

Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».

Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)

– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)

Звукобуквенный анализ слова «усы».

– Обозначьте звуки фишками и буквами.

Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».

Тема : Звук и буква ы.

Цель: 1.Познакомить со звуком и буквой Ы

Задачи: 1.Учить чётко произносить звук Ы, находить букву, читать слоги, слова.

2. Коррекция зрительной и слуховой памяти, внимания, речевой моторики на основе упражнений.

3. Мотивация к учению.

Оборудование: разборная буква Ы, буква Ы демонстрационная, раздаточные

буквы, предметные картинки «один- много», «Волшебная ниточка».

Ход урока

I Орг. момент.

Сядет тот, на кого я посмотрю.

II АОЗ

Вспомнить гласные звуки (символы, артикуляцию) почему называют гласными.

Узнай звук по немой артикуляции, озвучь его.

1.введение в тему. Назвать картинки, выделить гласный звук. Сыр, дым, мышь, сын, рысь.

III Изучение нового материала.

Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную

гимнастику. «Улыбочка» – растянуть губы в улыбке. «Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка» – «Трубочка». «Окошко» – широко открыть рот. «Окошко открываем и закрываем ».(или «Слоник» и «Лягушка») (СЛАЙД)

Мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте замной движения.

«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы- Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут).

Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».

Как гудел пароход?

Произнесение звука Ы. Артикуляция.

На что похож звук? На гудок парохода. Произнесение громко с затиханием, тихо – с нарастанием громкости, отрывисто, с повторением ритма и хлопками: ы-ы-ыыы, ыыы-ы-ы и т.п.

2. Буква Ы.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки)

Листья березы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуб а мы соберем (загибают пальцы, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу средним и указательным пальцами).

На доске – магнитная выставляется буква

У детей – инд. .карточки с буквой.

Обвести пальчиком

Составить из частей букву Ы

Слепить из пластилина .(РОЛИК)

Чтение слогов на доске

ым мы

ыс сы

ыл лы

ых хы

IV Физминутка(РОЛИК)

V Закрепление изученного материала

    Работа с учебником

    Произнесение цепочек слогов: мы-лы - сы,- хы. цепочки слов: мыл-был-жил, дым-сыр-сын, рысь-мыс-брысь.

    Работа с абаком

Составь слоги по образцу

4 . Выделение звука Ы в конце слова. Я называю слово в ед. числе, дети – во мн. числе

Кот-коты хата-хаты

Сом-сомы шкаф-шкафы

Шар-шары стол-столы

«Услышь звук», поднять букву ы.

1. в ряду звуков: а-ы-о-ы-у-и-м-ы-з-ы-э-я-ы и т.п.

VI Итог. Какой звук учили?

Вспомнить слова со звуком ы.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области»

«Гуковская специальная школа-интернат №11»

Урок на тему:

«Звук и буква « Ы»»

Подготовила и провела: Кобзарева И.В.

учитель 1,3 классов «Особый ребенок»

Гласный звук Ы, буква Ы.
Цель:
Знакомство со звуком и буквой Ы.
Задачи:
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов.
Совершенствовать умение работать со схемами слов.
Формировать навык определять место звука в слове.
Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ, буквенный синтез.
Оборудование:
Карточка с плюсом и минусом на каждого ребенка;
Буквы А, О, У, Ы из разрезных азбук;
Фигурки корабликов с написанными согласными на бортах;
Стилизованная буква Ы, печатная буква Ы;
Модели слов.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Наглядно-дидактический материал:
Картинка лодки с детьми; картинка теплохода;
Карточка «Путь солдата»;
Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»;
Карточки – лото, среди которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони и т.д.

Формы работы с обучающимися: игра, кроссворд.
Формы организации занятия: фронтальная.
Вид занятия: занятие-игра.

Структура занятия:
1. Представление звука.
2. Знакомство с артикуляционным укладом при его произношении.
3. Характеристика звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
4. Физкультминутка.
5. Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений.
6. Знакомство с буквой. Закрепление образа буквы.
7. Чтение слогов и слов с этой буквой.
8. Применение разных способов чтения (по ступенькам, по веревочке, по горкам).
9. Выводы.

Ход занятия
1. Рассказ с присутствием движений и голосовых упражнений.
Показываются картинки лодки с детьми и плывущего теплохода.
Педагог: мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы)
2. Акустический и артикуляционный анализ звука Ы.
Педагог: О каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке Ы). Какой это звук? (Гласный). Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Преграды нет). Какие гласные звуки мы уже изучили? (А, О, У) Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные поются, а согласные – нет).
Звук Ы – гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, нет преграды для прохождения воздушной струи, его можно петь. Губы при этом – в улыбке.
3. Постановка игровой задачи.
Рассматривается маршрутная дорожка «Карта побережья».
Педагог: на своей лодке мы доплыли до чудесного побережья и будем его сейчас обследовать.


Пункт №1. Водопад.
Выделение звука Ы из ряда других звуков, выделение слога с Ы.

Цель упражнения: развитие слогового анализа.
Для упражнения потребуются карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка.
Педагог: чтобы нам перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звука Ы в ряду других звуков, и карточку с плюсом, когда услышите Ы в ряду других звуков: А, О, У, Ы, И, Ы, Э, Ы и т.д.
А теперь задание посложнее: поднимите карточку с плюсом, когда услышите в словах звук Ы, и карточку с минусом, когда этого звука в слове нет.


Слова: горы, пенал, рыба, диван, коты, боты, розы, книга, козы, роты, стол, пузырь, мел, мыло, ветер, голы, стол.

Пункт №2. Холм.
Выделение звука Ы из названия предметных картинок.
Цель упражнения: развитие звукового анализа.
Для упражнения потребуются карточки-лото, в названии которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, столы, крыша, труба, дым, цветы и т.д.
Педагог: только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели. Пока мы прыгали, все карточки-лото рассыпались. И теперь нам надо выбрать только те, в названии которых есть звук Ы.

Пункт №3. Таинственная пещера.
Представление буквы Ы.


Цель упражнения: развитие зрительного восприятия.
Для упражнения потребуются печатная буква Ы, стилизованная буква Ы.
Педагог: вот мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете, почему? Потому, что с нами в путь отправилась буква, которую мы с вами изучаем. Какая это буква? (Буква Ы). Показываю вам букву. Посмотрите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.
«Ы – какя ты толстушка!
Твой животик, как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!»
И. Лопухина
Показывается печатная и стилизованная буква Ы.

Динамическая разминка
«Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы.
Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища.
Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны.
Я несчастная, увы…
Я в начале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить.
Слов своих не начинаю –
Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте.
Ставят чаще Ы-Ы-Ы.
Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны,
Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки.

Пункт №4. Болото.
Цель упражнения: развитие умения выделять гласный звук из слова.
Для занятия потребуется доска и мел.
Педагог: чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Такими кочками для нас будут буквы, которые мы будем записывать на доске. Я называю слова, вы – находите только гласный звук и записываете его на доске. Я вас буду по очереди вызывать к доске. А потом мы проверим, правильно ли мы выполнили задание.
Слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым. Дорожка – О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы.

Пункт № 5. Чтение слогов прямых и обратных.
Цель упражнения: развитие навыка чтения в занимательной форме.
Занятие проводится у доски.
Дети выбирают себе корабли с буквами.
Педагог: играем в капитанов. Я буду вызывать вас по одному к доске и вы будете капитанами, которые управляют кораблями с буквами. Ваша задача -подплыть к одной из букв и прочитать полученный слог.

Пункт № 6. Игра «Измени в словах звук О на звук Ы».
Цель упражнения: развитие фонематического слуха.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук Ы.
Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки.
Найди скорее отпечатки.
В словах ошибки все исправь,
На место букву Ы поставь!
Увидел я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку ее тащит мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из избы струится дОм.
В загоне около избы
Стоит рогатый сильный бОк.
Приоткрыв у миски крОшку,
СОр из брОнзы видит мОшка.
Любит мОшка брОнзы, сОр,
Хоть и много в сОре дОр!
И. Лопухина

Пункт №7. Поищем соседей для буквы «Ы». Подбор слов к моделям.
Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза.
Педагог: давайте поищем «соседей» для буквы Ы так, чтобы когда все буквы встанут рядом, получилось слово.
Ы
(Сыр, бык, дым)

Ы
(Дыня, быки, лыко)

Пункт №8. Высокие горы.
Цель упражнения: развитие буквенного синтеза.
Читаются слова, написанные по цепочке, по карточке «Путь солдата».

Педагог: Встречаем мы солдата по дороге:
Шел солдат с задания,
Шел издалека.
Он отстал немного
От своего полка.
По горам карабкался,
Через реки плыл,
Да слова пароля своего забыл.
Мы с вами за ним
Устремляемся в путь.
Ты слова его пароля
Прочитать не забудь!

Каждая буква написана в своем кружочке. Читаем по цепочке, называем слова (сомы, муха, мыло, ломы, шумы, осы).
А сейчас давайте придумаем солдату пароль, чтобы в нем было не меньше двух прочитанных слов.
Дети придумывают предложение - пароль.

10. Итоги занятия.
Педагог: какой звук мы сегодня изучали? Дайте его характеристику.

Урок Обучения грамоте 1 класс

Тема: Буква ы, обозначающая гласный звук [ ы] (Слайд 1)

Цели:

1. Образовательные:

    Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ ы], учить наблюдать за

позиционной сменой согласных звуков: твёрдые мягкие согласные; повторить понятия гласных и согласных звуков;

    Работать над развитием фонематического слуха

    Отработка техники чтения; закрепить понятия кто ? что ?;

    Работать над понятием множественного и единственного числа;

    Работать над лексическим значением слов; над составлением предложений; попутное повторение.

2. Развивающие:

    Пополнение словарного запаса;

    Развитие речи учащихся; связанной правильной речи, внимания;

    Развитие мышления, логики; памяти,

    Развитие мелких мышц руки;

3. Воспитательные:

    Привитие бережного отношения к учебным материалам.

    Приобщение детей к русской литературе;

    Воспитание культуры общения

    Познакомить с понятием «противоречие», прививать терпимость к чужому мнению (при работе со сказкой «Лиса и Журавль»)

Оборудование:

    учебник “Азбука” (1–4) по программе “Школа 2100”; «Мой друг Букварь» по системе О.Поповой

    тетрадь по печатанию;

    слоговая таблица;

    иллюстрирование загадок;

    для выделения нового звука;

    для характеристики изученных звуков;

    Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

    Ход урока

      Организационный момент

      Повторение изученного материала

      Прослушивание в грамзаписи сказки «Лиса и журавль»

      Пересказ сказки «Лиса и журавль», знакомство с понятием «противоречие» (Слайды 2-5)

      Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля»

    Что вы можете сказать по схеме предложения?

    Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?

    Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

    А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса из кувшина?

    Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что любишь сам, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

      Актуализация опорных знаний

    1. Повторение изученного материала.

    Что нам помогает общаться? (Речь.)

    Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

    Из чего состоят предложения? (Из слов.)

    Из чего состоят слова? (Из звуков.)

    2.Работа по таблице «Звуки речи» (Лента букв)

    Расскажите по опорной схеме о звуках речи.

    Чем отличаются согласные от гласных?

    Чем отличаются ударные гласные от безударных?

    При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)

    3. Повторение по ленте букв изученных букв.(Слайд 6)

    Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? (с большой буквы)

    4.Развитие памяти и наблюдательности
    - Продолжим урок упражнением на развитие памяти и наблюдательности. Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить все, что увидите.
    (Учитель в течение 5-7 секунд показывает детям слайд)
    5 . Логические упражнения (понимание значения предлогов места)
    Учитель : Посмотрите на ряд иллюстраций. Как можно назвать одним словом эти предметы? (Животные)

    Слайд 7.
    -Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное – от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние. Дикие – заяц, волк, медведь; домашние – корова, собака.)
    - Кто нарисован перед волком? (Перед волком нарисован заяц.)
    - А после коровы? (После коровы медведь.)
    - Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится волк.)
    Игра «Внимание!»

    Запомните расположение животных, закройте глаза.
    Слайд 8.

    Что изменилось?(Медведь и собака поменялись местами. Нет зайца. Волк оказался первым.)

    6 . Звуковой анализ слов
    - Отгадайте загадку.
    За деревьями, кустами

    Промелькнуло быстро пламя.

    Промелькнуло, пробежало,

    Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

    - Это лиса

    Слайд 9.

    По каким признакам догадались, что речь идет о лисе? (Ответы детей )

    - Назовите второй звук. [и].
    - Какой это звук и почему? (Гласный, потому что он поется, тянется, и во рту нет преграды)
    - Какие еще гласные звуки вы уже знаете? ([о], [у], [и].)

    7. Речевая разминка

    1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»

    Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

    2) Упражнение на дыхание (вдох-выдох с задержкой дыхания)

    3) Работа над скороговоркой (слайд 10)

    Мама мыла Милу мылом.

    Произнести скороговорку, выделяя звуки [м],[м,].

    Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

    Произнести скороговорку с разной интонацией:

    Спокойно;

    Сердито;

    Весело, бодро

    Выделите Слово, которое является ответом на вопрос:

    Что делала мама?

    Кого мыла мама?

    Чем мама мыла Милу?

    - Для чего мы учимся произносить скороговорки?

    (Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

    4. Слого-звуковой анализ слов: «Мила» и «мыла»

    Чем отличаются схемы? Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?

    - Какой звук указал нам на мягкость согласного звука[м,]?

    Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м ]? Произнесите его.

    Что можете сказать о звуке [ы]?(Поётся, тянется, произносится голосом без прегра

      Работа над новым материалом. Знакомство со звуком [ы] и буквой ы

    1. Постановка темы урока

    - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой и звуком, который она обозначает. Вы научитесь писать новые буквы.

    2. Фонетическая зарядка

    Как пыхтит тесто? (Пых-пых)

    5.Игра «Найди одинаковый звук в словах»

    - Какой одинаковый звук есть в словах-отгадках на загадки?

    1) Загадки(Приложение 2)

    2) Работа над выделением звука

    – Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?

    (Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)

    3) Работа с рисунками

    – Рассмотрите рисунок.

    – Что это?

    – Сколько гласных звуков?

    – Сколько слогов?

    – Почему?

    – Обозначим этот гласный звук на схеме.

    – Дайте характеристику.

    – Рассмотрите рисунок.

    – Что это?

    – Сколько гласных звуков?

    – Сколько слогов?

    – Почему?

    – Обозначим эти гласные звуки на схеме.

    – Характеристика.

    – Характеристика других звуков.

    – Ударение.

    4) Итог

    ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.

    5) Показ буквы ы печатной и прописной, её анализ (Образец написания буквы)

    6) Работа в парах (на партах у детей листочки со стихами)

    - Найдите и обведите букву ы в словах стихотворений (3 уровня сложности: 1, 2, 3) - по выбору учащихся:

      Физкультминутка

      Закрепление изученного материала

      1. Отработка техники чтения (Слайд 11)

    - Прочитайте слоги.

    ыа аыи ыр рыр ры тры

    аы ыао ыг гыг ты пры

    оы ыои ыт тыт пы рпы

    ыо оаы ып пып ты пты

    – Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?

    – А какой гласный звук дает мягкость согласного?

      Работа в тетради по печатанию

    – Звук [ы] обозначается буквой ы .

    – Давайте напечатаем эту букву:

    ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

    – Вспомните и назовите слово с буквой ы .

      Работа в «Прописи» № 1, с. 24

    1. Коллективный анализ слов «осы» и «совы», составление схем у доски и в тетради

    2. Самостоятельное раскрашивание рисунков к словам

    3. Самостоятельная работа в «Прописях» № 1, с. 34

    Раскрасьте рисунок, в котором есть буква ы. Сделайте модель понравившегося рисунка.

    тыква груша сливы

    Слайды 12-14 (Один- много)Чиж, лещ, сова, сом, щука, дятел. ?

    Игра «Один-много или «Найди пару»

    Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи,.

    Х II . Работа в тетради по печатанию (слайд 15)

    Головоломка.

    Трапортортопотопорота

    XIII . Итог урока:

    - Чему учились на уроке? С какой буквой познакомились?

    Что обозначает буква Ы? Назовите все изученные гласные звуки.В чём отличие гласных от согласных?

    – Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

    – Приведите примеры.

    XIV . Рефлексия:

    Покажите своё настроение с помощь солнышек и тучек.

    - Наклейте на «Листы настроения» ту картинку, которая соответствует вашему настроению и работе на уроке.

    Как живёт ёжик?

    Летом ёжик много ест. Пауки, жуки, мухи – вот его еда. Потом он всю зиму будет спать.

    И только весной вылезет из норы.

    Тема урока
    ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «Ы»

    Цели деятельности педагога
    организовать работу по ознакомлению с буквой ы; научить выполнять звуковой анализ слова «рыбы», наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые - мягкие); создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, речи.

    Планируемые результаты образования

    Предметные: знают букву ы; умеют выполнять звуковой анализ слова «рыбы», «дым», «усы», «мышка».
    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
    Познавательные: логические - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
    Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
    Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Встали тихо, замолчали,
    Всё, что нужно, вы достали.
    Приготовились к уроку,
    В нём иначе нету проку.
    Здравствуйте, садитесь,
    Больше не вертитесь.
    Мы урок начнем сейчас,
    Интересен он для вас.
    Слушай всё внимательно,
    Поймешь всё обязательно.

    2.Постановка учебной задачи.

    Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)
    Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
    На самом тёмном чердаке живёт косматый Пых.
    На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
    Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне. Глазёнки у него горят, как угольки в кострах,
    На воробьёв и на мышат он нагоняет страх.
    Он прибыл к нам из дальних мест,
    Он дождик пьёт и ветер ест.
    Он не боится высоты, не птица он, не зверь...
    Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
    Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)

    3.Открытие нового знания.

    Звуковой анализ слова «рыба».
    «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)
    Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.) Какой фишкой обозначим звук? (Синей.) Назовите мягкую пару, ([р"].)
    «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)
    Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
    «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыббба.)
    Какой это звук? (Твёрдый согласный звук)
    Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)
    Назовите его мягкую пару, ([б"].)
    «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)
    Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
    Звук [ы] обозначается буквой ы.
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ
    Знакомство с новой буквой.
    Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
    А бедняжка буква Ы
    Бродит с палочкой, увы.
    А. Шибаев
    Бывает эта буква Вот топор, полено рядом
    В конце и в середине. Получилось то, что надо.
    В конце капусты, брюквы, Получилась буква Ы,
    А в середине дыни. Все мы знать её должны.
    Е. Григорьев В. Степанов
    Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
    Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)
    Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (Врусском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
    Вот что совершенно верно:
    Ы не нравится быть первой,
    Ы не начинает слов –
    Видно, нрав её таков. Т. Синицына

    4.Закрепление
    изученного
    1. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
    Для читающих учеников:
    Прочитайте стихотворение С. Маршака.
    Для нечитающих учеников:
    Выполните работу по индивидуальным карточкам.
    Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
    Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
    Подчеркните в словах букву ы. (букв.)
    Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
    2.Игра «Будь внимателен».
    Учитель читает стихотворение М. Пляцковского.
    У КОГО РАСТУТ УСЫ?
    У кого растут усы?
    У моржа и у лисы,
    У бобра и у крота,
    У кота и у кита.
    Есть усы у мотыльков,
    У тюленей, у жуков.
    Есть у зайца и сверчка,
    У сома и хомячка.
    Есть у тигров и мышей,
    Есть у львов и у ежей...
    Даже папа для красы
    Отрастил себе усы!
    Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
    Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
    Звукобуквенный анализ слова «усы».

    Физкультминутка
    Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
    Обозначьте звуки фишками и буквами.
    Пых любит играть в игру «Один-много». Вам нужно образовать множественное число.
    Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
    У буквы Ы обычай есть,
    За него хвала и честь:
    Буква Ы спокойно может, Встав в конце, предметы множить: Стол - столы, забор - заборы, Пол - полы, узор - узоры.
    Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он превращает людоеда в мышь. Хотите ему помочь? (Дикобраз, зебра, аист, тигр, рак, кенгуру, уж, жираф, филин, носорог, гиппопотам, мышь.)
    Работа по учебнику.
    Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)
    Звукобуквенный анализ слова «мышка».
    Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
    Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).
    Что нужно поменять, кроме буквы?

    5.Итог урока.

    В копилке Пыха осталось только одно задание - кроссворд. Выполните его.
    С какой буквой-труженицей познакомились?
    Чем она отличается от всех остальных?
    Какой звук обозначает буква ы?
    Ы живёт в семействе гласных –
    Звуков чистых, чётких, ясных,
    И, как гласная любая –
    Мы теперь о том уж знаем, -
    Любит Ы к согласной встать,
    Чтобы слог образовать:
    Выход, мыло, тыква, пыль,
    Мыши, мысли, сыр и быль.
    В алфавите Ы важна,
    Словно в пище соль нужна.
    Т. Синицына

    6.Рефлексия.

    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]