Марина Маркина
Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов»

Тема : «Волшебное путешествие в лес» .

Цель : Формирование слоговой структуры слов .

Возраст : подготовительная группа.

Задачи :

1) Формирование слоговой структуры 3-х сложных слов с открытым слогом на материале слогов и слов ;

2) автоматизация звука «с» в слогах , словах ;

3) употребления в речи предлогов (в, на, под, существительных единственного и множественного числа

4) формирование просодической стороны речи.

Оборудование : картинки с грибами, картинки к артикуляционным упражнениям, карточки со слогами , картинки с гусеницами, корзинка, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент :

Логопед : Здравствуй, меня зовут Марина Андреевна, а как тебя зовут?

Ребенок : (отвечает ребенок)

Логопед : Очень приятно, сегодня мы с тобой отправимся в волшебное путешествие в лес. Для этого нам нужно закрыть глаза. Молодец, а теперь открывай. Посмотри, мы с тобой оказались в волшебном лесу на поляне. (на столе разложены картинки с грибами) . Что ты видишь?

Ребенок : Грибы.

Логопед : Правильно, молодец.

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

А теперь давай немного поиграем.

Игра «Чего много?» . Я положу в корзинку боровик, а ты? (а я боровичок) . Значит в корзинке будет много чего? (боровиков) (сыроежек, опят, подосиновиков) .

Логопед : А теперь давай немножко отдохнем и поиграем с нашим язычком, хорошо?

Ребенок : Хорошо.

Артикуляционные упражнения.

- «Почистим зубки»

- «Чашечка»

- «Качели»

- «Футбол»

- «Грибок»

Логопед : Пусть теперь наш язычок отдохнет, а мы поиграем с нашими пальчиками, давай?

Ребенок : Давай.

Мелкая моторика.

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Логопед : Теперь пусть наши пальчики отдыхают, а мы поиграем с тобой в другую игру.

Игра «Произнеси слоги » .

СА-са-са (ребенок) – сани (картинка –логопед)

Со-со-со - сок

Су-су-су – суп

Сы-сы-сы – сын и т. д.

Логопед : Молодец. А сейчас давай поиграем в игру «Эхо»

Игра «Эхо» . Я произнесу слог , а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (СА-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы и т. д.)

Логопед : А тебе нравится играть с мячом?

Ребенок : Нравится.

Логопед : Тогда давай поиграем в очень интересную игру, которая называется «Один-много» . Для этого нам нужно встать из-за стола, взять мяч и стать на против друг друга. Я бросаю тебе мяч и называю названия гриба в единственном числе. А ты мне во множественном.

Физминутка с мячом. «Один-много» .

Сыроежка - ….(сыроежки)

Боровик - …

Лисичка - …

Опёнок - …

Мухомор - …

Логопед : Умница, теперь будем следующее задание.

Звуковой анализ. (АУ,УА,АИ,ИА,ИУ,УИ) .

Выделение первого звука

Выделение последнего звука

Определение количества звуков в звукосочетании.

Логопед : Молодец. Теперь мы будем играть в игру «Длинные и короткие слова »

Игра «Длинные и короткие слова » .

Я буду называть слова , а ты поднимать стрелочку : длинную, если слово длинное или короткую, если слово короткое :

Гриб, подосиновик, лес, дом, мухомор, опёночек, пень.

Логопед : А сейчас давай посмотрим на картинку. Что ты там видишь?

Ребенок : Гусеницу.

Логопед : А теперь давай посмотрим на картинки и скажем где она сидит.

Упр. «Где сидит гусеница?»

Под грибком

На грибке

В грибке

Около грибка

Логопед : Молодец. А сейчас найди грибы, к которым подходит слово «мой» (по картинкам) .

(боровик, лисичка, сыроежка, мухомор, подосиновик, опёнок)

Логопед : Какой ты молодец, справился со всеми заданиями. А теперь давай закроем глаза и отправимся обратно.

Вот мы и вернулись. Скажи, тебе понравилось сегодня играть со мной?

Ребенок : Понравилось.

Итог занятия .

Логопед : Тогда давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии ? (зарядку с язычком, пальчиками, произносили слоги , играли в «эхо» , играли с мячом в «один-много» , играли в игры «чего много» , «длинные и короткие слова » , рассказывали «где сидит гусеница» ).

Логопед : Молодец. Мне очень понравилось с тобой играть. Спасибо большое. До свидания.

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип - трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью - это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Формирование слоговой структуры слов

Цель: Закрепить умение правильно произносить звук «р»

Задачи:

1) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

2) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

3) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

4) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

5)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

6) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему.

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3 ) . Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро)

Ру – ру – ру – руки (рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары)

4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки.

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …(ведро)».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

Что здесь может само двигаться? Что не может?

Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

Разложи карточки в столбик.

Назови слова в верхнем ряду слева направо;

Назови слова в нижнем ряду справа налево;

Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» - « Чем рубят дрова?» - (топором.)

«Где растёт куст?» -(за забором)

«С чем пьют чай?» - (с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» - (за катером)

«Чем доволен музыкант?» - (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» - (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» - (горохом)

«Чем мама обмахивается, когда ей жарко?» - (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

ТЕМА. Двусложные слова с одним закрытым слогом.

ЦЕЛЬ. Закреплять умение чётко произносить двусложные слова с одним закрытым слогом.

Корригировать фонематический слух, логическое мышление. Развивать двигательную сферу через обучение определённым двигательным навыкам (работа

С мячом). Формировать дисциплинированность, собранность, ученическую активность, положительную

Мотивацию к логопедическим занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Фигурки: девочка Маша, доктор Слогов, картинка Деда Мороза.

Таблички со слогами, словами. Схема слова. График - карта передвижения Деда Мороза. Обруч с фигурками для развития дыхания. Шипованные мячи.

7.Магнитофон, кассета с записью бури и хрустом снега.

8.Фотографии детей.

Орг. Момент.

Объявление темы и целей урока. Артикуляционная гимнастика.

Жила - была девочка Маша. Сбежали от неё слоги, слова, потому что она не хотела правильно

Говорить. Пошла Маша к доктору Слогову за помощью, а доктор Слогов жил в лесу.

Идёт Маша по лесу. ЗАБОРЧИК.

Мимо елей и берёз. ЧАСИКИ.

Тропинка, то узкая, то широкая. КИСКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.

То на горочку поднимется, то с горочки спустится. КАЧЕЛИ.

Смотрит Маша - на горочке Баба Яга сидит, свою ступу чистит. ЧИСТИМ ЗУБКИ С

ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ.

Дала она Маше клубочек. ИГОЛОЧКА.

Катится клубочек, подпрыгивает. ЛОШАДКИ.

Увидела Маша забор, его красил Гном. МАЛЯРЧИК.

Подошла Маша к двери, постучала. Д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д.

Вышел доктор Слогов, посмотрел по сторонам. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

Стал наслаждаться свежим, морозным воздухом. ДЛИТЕЛЬНЫЙ ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ

ЧЕРЕЗ РОТ.

Маша увидела доктора Слогова, обрадовалась. ЗАБОРЧИК.

Он пригласил Машу в дом и стал учить её правильно говорить. Мы тоже побываем в школе

Доктора Слогова и вместе с Машей будем учиться правильно говорить слова, состоящие из двух

Вводная беседа.

Ребята, какое это время года? (Это зима). Какой праздник бывает зимой? (Зимой бывает Новый Год). Кого ждут дети? (Дети ждут Деда Мороза.)

ЛОГОПЕД. Доктор Слогов пригласил нас в музыкальный театр, где приготовлено много чудес,

Тайн, загадок.

Основная часть.

Слоговая дорожка.

ЛОГОПЕД. Он предложил нам побродить по слоговым дорожкам.

Чтение слогов.

Бу - ура - ран - буран

Мо - оро - роз - мороз

Me - ете - тель - метель

Be - ете-тель-метель

Чтение слов по табличкам: буран, мороз, метель, ветер, метёт, гудит, дует, трещит. Игра с мячами.

У доктора Слогова много разных игр и игрушек. Вот он и предложил нам поиграть с мячами.

Проговаривание хором слов под удары мяча об пол на каждый слог.

Метель метёт.

Буран гудит.

Ветер дует.

Мороз трещит.

Мороз, буран, ветер, метель - что это такое?

ДЕТИ. Это явления природы.

ЛОГОПЕД. Давайте подберём к словам обозначающим

ТЕМА. Слоговая структура слова.

ЗАДАЧИ. Дать понятие о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов. Учить делить слова на слоги. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность, трудолюбие, дисциплину.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки: шар, лук, дом, утка, окна, астра; звуковая мозаика; тетради, ручки, линейки, карандаши; материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска; картинки: шарф, круг, розы, кукла, улитка, кукуруза; карточки с графическим упражнением; слова на доске; красные карандаши.

I . Оргмомент.

Послушайте слова, назовите гласный звук.

Шум, мак, сом, лист.

II . Артикуляционная гимнастика

Забор. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

Часики. Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так.

(Движения узкого языка влево - вправо).

Индюк. Производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад сначала без голоса, потом с голосом.

III . Повторение

1.- Посмотрите на картинки.

Назовите их. Выделите первый звук. Гласный он или согласный? Почему?

2. Звуковая мозаика.

Согласный

М О С У Т Ы К Э Р

Картинки: шар, окна, утка, дом, лук, астры; звуковая мозаика

IV . Сообщение темы, объяснение материала.

Послушайте, что я скажу. Ры. Понятно ли, что я хотела сказать? Ба. Понятно? Рыба. Понятно ли теперь? Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом. Сколько слогов в слове «РЫБА»? Сколько гласных в этом слове? В слове всегда слогов столько же, сколько гласных. В каждом слоге есть один гласный.

Тема нашего занятия: «Слоговая структура слова».

Мы будем учиться делить слова на слоги, выделять гласные из слов, составлять схемы слов.

V . Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика Засолка капусты

Мы капусту рубим. (Резкие движения прямыми

кистями вниз и вверх)

Мы морковку трём. (Движения кулаков к себе

и от себя).

Мы капусту солим, («Посыпание солью из щепотки»).

Мы капусту жмём. (Сжимание пальцев в кулаки).

VI . Тренировочные упражнения.

Физминутка.

1. Послушайте слова. Назовите гласные. Определите количество слогов. Начертите слоговые схемы слов, надпишите гласные.

жуки у и бумага у а а

брат а ноты о ы

мост о рыбаки ы а и

2. Подберите картинки к схемам.

3. Спишите слова, разделяя их на слоги, подчеркните гласные: сани, ваза, палка, шарик, работа, картина, рука, рыбак, солдаты.

Тетради, ручки, линейки, карандаши, материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска.

Картинки: круг, шарф, розы, кукла, улитка, кукуруза; материал для составления схем слов, красные карандаши.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова
Разработала: учитель-логопед Бенгардт Оксана Александровна
МБДОУ «Д/С «АЛЁНКА» город Абакан Республика Хакасия

Цель: формирование в речи ребенка слов слоговой структуры 12-го типа.

Задачи:
Образовательные:
– учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа;
– учить образовывать имена сущ. единственного числа родительного падежа.

Коррекционные:
– расширять и активизировать словарный запас;
– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
– развивать мимическую мускулатуру.

Развивающие:
– развивать память, воображение, внимание, мышление.

Воспитательные:
– воспитывать у ребенка самоконтроль за речью.

Оборудование: мультимедийная установка (презентация), картинки для упражнений артикуляционной гимнастики, картинка с изображением фокусника.

Организационный момент:
– Как настроение?
– Хорошее!
– Когда у меня хорошее настроение, я улыбаюсь! А ты?
– Я тоже!
– Покажи, пожалуйста, свою красивую улыбку.
– У тебя очень красивая улыбка и настроение теперь на весь день будет таким же замечательным! Правда?
–Правда!
Основная часть:
–Вот мы и сделали первое упражнение из комплекса зарядки для губ и язычка. А теперь сделаем «Трубочку». Молодец!
(Далее выполняется набор упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики)
– Ну вот! Какой ты молодец!
– А теперь пришла пора поиграть с пальчиками. Хочешь?
–Да!
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»:

– На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук делают "крышу")
– Ну, а к дому путь закрыт.
(Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").
– Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются)
– В этот домик приглашаем.
– Молодец! Замечательно получилось. А знаешь, кто в наш домик пришел в гости?
– Нет!
– Это фокусник. Он покажет тебе свой фокус и тебя научит. Ты тоже если захочешь, сможешь попробовать. (Логопед показывает картинку фокусника)
Упражнение «Чего не стало?»
Ход игрового упражнения.
Логопед, называет предмет с анимацией исчезновения на слайде, и спрашивает:
– Чего (кого) не стало?
Ребенок отвечает:
– Клубка. (Слайд №3)
– Крючка. (Слайд №4)
– Платка. (Слайд №5)
– Шнурка. (Слайд №6)
– Звонка. (Слайд №7)
– Гвоздя. (Слайд №8)

– Пловца. (Слайд №9)
– Кружка. (Слайд №10)
– Флажка. (Слайд №11)
– Шланга. (Слайд №12)
– Замечательно у тебя получается! Ты настоящий фокусник!
Динамическая пауза:
Мы захлопали в ладоши -
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали -
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь –
Выше, выше, выше.
Наши ножки закружились, закружились,
И остановились.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Сколько пальцев на руке у вас!
1,2,3,4,5 – топаем ногами.
1,2,3,4,5 – хлопаем руками.

Итог занятия:
– Что тебе сегодня понравилось?
– Быть фокусником!
– Ты очень хорошо справился с ролью фокусника! И очень хорошо говорил все слова !

Статьи по теме

Вооружение боевых парусных кораблей с X по XVIII вв Парусное судно 18 века

Вооружение боевых парусных кораблей с X по XVIII вв Парусное судно 18 века

Стадии принятия неизбежного Как можно помочь себе

Стадии принятия неизбежного Как можно помочь себе

Производная неявно заданной функции

Производная неявно заданной функции

Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений, расчет абсолютного удлинения стержня Для схемы нагружения построить эпюру продольных сил

Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений, расчет абсолютного удлинения стержня Для схемы нагружения построить эпюру продольных сил

Что такое Левиафан кто написал

Что такое Левиафан кто написал

Жизнь после Белого дома: чем займётся Обама на пенсии Обама что с ним стало

Жизнь после Белого дома: чем займётся Обама на пенсии Обама что с ним стало