Безопасность - одна из общих для всех людей потребностей. Она представляет собой состояние, обусловленное неудовлетворенностью личности окружающими условиями, необходимыми для ее безопасной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Исследования показывают, что данная потребность является изначальной и свойственна как человеку, так и всем живым организмам. Но в отличие от них, у человека она не ограничивается только инстинктом самосохранения, а связана с желанием обеспечить безопасность своих близких, сограждан, общества и цивилизации в целом.

Безопасность человека лежит в основе построения отношений в обществе, государстве и в иерархии других направлений безопасности, таких как военная, экономическая, общественная, информационная, национальная; является ключевой, главенствующей, так как все эти «безопасности», в конечном счете, должны обеспечивать безопасность конкретного человека.

Исходя из вышеуказанного и изучая практику изнутри, как и опыт многих катастроф, стихийных бедствий в России и других странах, приходишь к выводу: главенствующая безопасность - безопасность человека, может поддерживаться на достаточном уровне только через соответствующую, правильно выстроенную социальную организацию, где приоритеты безопасности поддерживаются всеми направлениями цивилизованного социума.

При этом обеспечение безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, передаваемых из поколения в поколение.

Когда мы говорим о безопасности человека, то имеем в виду не только угрозы, которые напрямую ведут к его гибели, но и которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации «скелета» или системы обеспечения безопасности человека. Такие системы выстраивались столетиями, усложняясь вместе с социальной организацией человека, в которой последние века основную роль начинает играть государство со всеми своими многочисленными инструментами и исполнителями, роль которых в человеческом обществе имеет огромное значение.

Государство активно включилось в строительство системы безопасности человека, на первых порах это была его основная задача. Считается, что сплочение людей перед лицом различных угроз и опасностей и стало главной предпосылкой появления государств. Усложнялась система обеспечения безопасности по мере создания государством своих институтов и техносферы. Так были построены армия, военная промышленность, фортификация территорий и т.д. А затем началась борьба с болезнями и голодом, нищетой и несправедливостью. Формировалась и структура промышленной безопасности. В этой работе создавались стимулы для развития экономики государств, и на определенном этапе развития (особенно это проявилось в XVIII-ХХ веках) политэкономические идеи взяли верх над идеей обеспечения безопасности человека.

Значение безопасности в современном мире. Наша Земля - организм, живущий по своим законам. Люди должны знать их и учитывать, чтобы по возможности избежать многих опасностей. А опасности для человека, связанные, с неожиданными проявлениями сил природы, авариями и катастрофами, событиями, происходящими в обществе – это наша действительность. И если человек не готов, не знает, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, техногенных бедствий, проявлений криминального характера, может возникнуть чрезвычайная ситуация, реально угрожающая жизни людей.

Российские спасатели возложили на себя ответственность за обеспечение безопасности граждан, попавших в экстремальные условия, однако в чрезвычайных ситуациях нужны знания и умение каждого человека чётко и осмысленно действовать. Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне» определили основные принципы обучения населения правилам поведения и способам защиты от ЧС, приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты. Сегодня владение этими знаниями не право, а обязанность каждого гражданина России . Правительство РФ утвердило Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны. Таким образом, подготовка приобрела государственный масштаб и поэтому обучение населения должно проводиться на всех предприятиях, во всех учреждениях и организациях.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы профессионального образования за подготовку будущих специалистов всех без исключения отраслей, по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, выработку у них привычек безопасного и здорового образа жизни. Такая подготовка в образовательных учреждениях организуется по целому комплексу направлений. Среди них следует выделить подготовку в системе непрерывного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессионального образования. Важную роль играют и внеурочные мероприятия, связанные с вопросами безопасности жизнедеятельности.

Оценивая значение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современных условиях и повседневной жизни, можно утверждать, что она должна иметь в большей мере практическую направленность по созданию целостной системы безопасности. Изучение этого предмета не должно ограничиваться био -, гео -, физико-химическими процессами и явлениями, рассматриваемыми в ходе изучения других учебных предметов, а так же теоретическим изучением алгоритма действий при возникновении ЧС. Значение этой дисциплины именно в практических знаниях и навыках обеспечения личной безопасности и оказания помощи пострадавшим.

Важным звеном обучения учащихся умению защищать свою жизнь и здоровье, оказывать помощь себе и пострадавшим является проведение практических тренировок и учений. Главное условие в этой работе не формальная, а тактически грамотная организация этих учений. Замысел и порядок их проведения должен быть максимально приближен к реальным условиям. При этом необходимо проводить разбор учений, с выявлением характерных недостатков, как в организации спасательных работ, так и в действиях самих спасающихся.

Практическая направленность обучения Безопасности жизнедеятельности способствует формированию у учащихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, в повседневной жизни, выработке умения защищать не только свою, а и жизнь, и здоровье окружающих людей.

Аксиомы опасности и безопасности жизнедеятельности.

Теория потребностей человека - Пирамида потребностей человека по Маслоу

Выделяют 5 основных потребностей человека (по теории А. Маслоу):

    • Физиологические потребности (пища, вода, тепло, кров, секс, сон, здоровье, чистота).
    • Потребность в безопасности и защите (в том числе стабильность).
    • Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке. В данном случае речь идет о партнере, семье, друзьях, интимности и привязанности.
    • Потребность в уважении и признании (самоуважении, самооценке, уверенности, престиже, славе, признании достоинств).
    • Потребность в самовыражении (реализации своих способностей и талантов).


Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,- стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.

В основании этой пирамиды лежат так называемые базовые потребности. Это физиологические потребности, и потребность в безопасности.

Физиологические: потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении, и т.д. Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить их, человек не может больше ни о чем думать, не может переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей. Наверное, все сталкивались с ощущением сильного голода, которое мешает делать или даже думать о чем-либо другом. Очень красноречиво это описывал В. Франкл в книге «Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере». О том, как люди, живущие в постоянном страхе, тревоге за себя и своих близких, ни о чем другом, кроме еды, не могли говорить. Они говорили о пище в любой момент отдыха, а работа была очень тяжелой, описывали блюда, которые когда-то готовили, рассказывали про рестораны, которые посещали. Одна из самых главных потребностей, гарантирующая жизнь, потребность в пище, у них не была удовлетворена, и поэтому заявляла о себе постоянно.

Когда же физиологические потребности удовлетворены, человек перестает о них думать, забывает на какое-то время, пока организм не подаст очередной знак. Тогда можно переключить свое внимание на удовлетворение других потребностей. Конечно, мы научились воздерживаться, терпеть какое-то время. Но лишь какое-то время, пока дискомфорт не станет очень сильным.

Следующая ступень потребностей – потребность в безопасности . Очень трудно реализовывать любые свои планы, мечты, работать, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, человек организовывает всю свою деятельность (иногда на какое-то время пренебрегая даже физиологическими потребностями) на то, чтобы сделать свою жизнь более безопасной. Угрозой для безопасности могут служить глобальные катаклизмы, война, болезни, потеря имущества, жилья, а также угроза увольнения с работы. Можно отследить, как в период социальной нестабильности в стране, повышается уровень общей тревожности.

Для сохранения чувства безопасности, мы ищем какие-либо гарантии: страховку, работу с гарантированным социальным пакетом, автомобиль с современными технологиями, обеспечивающими защиту пассажира, изучаем законодательство, надеясь получить защиту от государства и т.д.

Третья и четвертая ступень относятся к зоне психологических потребностей. Если нас не беспокоят неудовлетворенные базовые потребности, а проще говоря, если мы не голодны, не мучаемся жаждой, болезнями, не находимся в зоне военных действий и у нас есть крыша над головой, мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. К ним относятся: чувство значимости, принадлежности к той или иной социальной системе (семья, сообщество, коллектив, социальные связи, общение, привязанность и др.), потребность в уважении, в любви. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить. Мы добиваемся любви, уважения, дружбы, стремимся быть членами группы, коллектива.

Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей. Нам больше всего на хочется быть принятыми, услышанными, понятыми. Мы ищем, как реализовать такую потребность, пренебрегая, порой, базовыми потребностями, настолько велика мука переживания одиночества.

На этой потребности часто спекулируют секты, преступные группировки. Особенно велико стремление быть в группе у подростков. И поэтому, подросток, часто не задумываясь, подчиняется правилам и законам группы, в которую стремится только для того, чтобы не быть ею отвергнутым.

Следующая ступень – это потребность в признании, самов ыражении , уважении окружающих, признании собственной ценности, стабильной высокой самооценке. Нам важно занимать какое-то значимое социальное положение. Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

Да и нам самим иногда стоит задуматься: на сколько в нашей жизни удовлетворены эти потребности, например в процентном отношении. И, если эти цифры меньше среднестатистических, которые приводит А. Маслоу (85% физиологические, 70% - в безопасности, 50% - в любви, 40% – в уважении и 10% - в самоактуализации), тогда стоит, наверное, задуматься о том, что мы можем в своей жизни изменить.

Нам, как специалистам по продажам удобнее использовать другую классификацию, с помощью которой мы выясним, какие потребности испытывают потенциальные клиенты.

Существует несколько основных потребностей , которые каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Если одно из желаний удовлетворено, человек стремится к удовлетворению следующей потребности.

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других желаний.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни.

Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.

Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.

Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Человек стремится к комфорту в любой ситуации и выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в имидже. Клиент ориентируется на привлекательность и престижность товара.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем деньги.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. На протяжении всей жизни он стремится использовать большинство талантов и способностей. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

1.1. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

Елагин Александр Георгиевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению потребностей в жизнедеятельности человека. Предлагается автором понятие феномена «потребность». Показана взаимосвязь потребности быть в безопасности с формированием мировоззрения, с источником активности человека, безопасным поведением. Предложены меры, реализация которых позволит «держать» опасности под контролем. Тем самым иметь качественно новый уровень защищенности от них.

Ключевые слова: потребность, мотивация, удовлетворение, действия, свобода, безопасность, деятельность, риски, правила, регламенты безопасности, государство.

THE NEED FOR A PERSON TO BE SAFE

Yelagin Alexander Georgievich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of activity of ensuring protection of a public order chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the needs of human life. "Need" the author proposed the concept of the phenomenon. The interrelation needs to be safe with the formation of world view, the source of human activity, safe behavior. The measures whose implementation would "hold" the danger is under control. Thus, to have a qualitatively new level of protection against them. Keywords: The need, motivation, satisfaction, action, freedom, security, activities, risks, rules, safety regulations, the state.

«Нет ничего ценней, чем собственная безопасность» Неизвестный автор

Исторический опыт свидетельствует, о том, что с момента зарождения жизни на нашей планете, человек в процессе своего существования и развития всегда стремился к различным потребностям (желаниям)1, в том числе и в сфере безопасности. Иными словами, потребность связана с нашей (порой нерадостной) действительностью, жизнедеятельностью в целом, и в более конкретной, специфической -в контексте существования человека.

Понятие «потребность» в современных условиях стало бесспорно престижным (как впрочем, и безопасность) позитивным, необходимым, создающим условия для совершенствования и развития, прежде всего человека. В этом случае, потребность - это то, что требуется человеку, всем нам. Это может произойти в том случае, когда у него возникает определенное чувство неудовлетворенности дома, на работе, в социуме.

Обзор специальной литературы исследуемого феномена показывает, что существует достаточно боль-

1 Близко к понятию потребность является слово желание. Потребность и желание понятия однопорядковые, но не тождественные. В этом случае, некоторые исследователи считают, что человек - это продукт непотребности, а страстного желания.

шой разброс мнений относительно его основных характеристик. Некоторые научные работники понимаю потребность как: нужду о чем-то, неосознанный побудитель активности личности, сегмент внутреннего мира человека. Для других это: структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности; первопричина жизни, свойства всего живого. Третьи представляют потребность, как необходимость в определенных условиях; противоречие между имеющимся и необходимым; дефицит в чем-либо существенным. Для четвертых, наконец - состояние недостатка в чем-либо; состояние стимулирующее деятельность, направленную на восполнение недостатка; первоисточник мотивации и др. Таким образом, понятие «потребность» имеет различные характеристики, что говорит о его популярности, и в тоже время неопределенности.

Вместе с тем потребность персонифицирована, всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Это основной источник активности человека в его жизнедеятельности. В свою очередь активность проявляется через определенные целенаправленные действия и мотивацию. По этому поводу Гегель ранее писал так: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекает из потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль». В этом случае, основным критерием эффективности этих действий является соотношение страстей, интересов и мотивов.

А.Н. Леонтьев рассматривал предмет потребности -мотив деятельности2. В этом случае, смысл феномена «потребность» сводится к следующей взаимосвязанной схеме: потребность - действия - мотивация -удовлетворение. Таким образом, потребность - это объективно осознанная мыслительная деятельность человека (движущая сила) способная удовлетворить его желания жить без страха, нужды, хаоса, опасностей, во взаимодействии с предметным миром.

Человеческие потребности беспрерывны, весьма разнообразны. В этом случае, прав был Демокрит: «человек не знает границ своих потребностей». Они могут со временем меняться, одни уходят, другие приходят. Что вообще-то естественно. Но самое главное, они должны быть удовлетворены. В этом состоит сущность потребностей. Аксиоматически следует признать, что человеческая жизнь состоит из потребностей и их удовлетворения. В этом случае, мы можем говорить об ощущении счастья. В противном случае -формируется определенная неудовлетворенность. Здесь важен категорический императив Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив, будь им». Это касается и гедонистической потребности - потребности получения удовольствия.

В ходе исследования, выявлены и анализируются многочисленные потребности. Однако, прежде чем перейти к их освещению, одно маленькое замечание. На наш взгляд, не совсем корректно выделять и различать их на основные и не основные. Человек определяет их для себя сам, потому, что «они определяются условиями жизни» (Гераклит).

Также установлено, что не существует полной классификации потребностей. Из всей совокупности потребностей, выделим те, которые актуальны в современных условиях, и требуют более детального изучения.

2 Цит. по: Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.

Пробелы в российском законодательстве

Прежде всего, нам нужна потребность в стабильности, консолидации уверенности в завтрашнем дне (сложившаяся ситуация в Российской экономике не дает оснований в этом). Для этого необходимо потребность в сохранении мира. В последнее время потерялась потребность в общении, единении коммуникации. В тоже время появилась активность потребности к потребительству. Не умаляя интереса к этой потребности, сошлюсь (для дальнейших раздумий) на Библию, Новый завет (глава 6, статья 8) «Имея пропитание и одежду, будь доволен тем. А желающих обогатиться, входят в искушение.... ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклоняются от веры и сами себя подвергают многим скорбям». В современных условиях, как впрочем, и ранее, нужно больше делать для удовлетворения потребности в обеспечении счастливой старости. Необходимо говорить о растущей потребности в морали, ценностях, культуре, идеалов.

Совершенно очевидно, что также существует потребность в уважении государством и его органов, в том числе, бизнесменов и олигархов к каждому человеку, а также человека к человеку и его самореализации. Необходима также потребность к творческой свободе (не свободе дозволенности). Без этого, никакие демократические «цели» не реализуются. И, конечно же, базисная потребность - быть в безопасности. Некоторые авторы эту потребность объясняют, как «обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей» (В. Хендерсон); «поддержание безопасности окружающей среды (С.А. Мухина, И.И. Тарков), «предупреждение опасности для жизни» (Д.Орем). Как видим, речь идет о лингвистических оттенках характеристики данной потребности.

Основной проблемой обсуждавшейся мыслителями различных эпох, в том числе, и в современных условиях - была и остается проблема безопасности. Она признается во всем мире. В трактовке проблемы безопасности наблюдалась следующая эволюция их взглядов. Безопасность:

а) цель создания государства;

б) высшее благо для людей;

в) справедливость;

г) развитие;

д) фактор жизни и др.

В целом, безопасность - основная составляющая бытия, мировоззрения (система взглядов человека на этот феномен и его место в нем) человека в процессе его жизнедеятельности. Этот процесс для человека, во все время, сопровождался внутренней потребностью - быть в безопасности, быть защищенном от угроз природного, техногенного, социального, террористического характера. Это чувство, желание заложено в самой природе человека, «природной необходимостью и природной естественностью» (Ж.Ж Руссо). В свою очередь, общеизвестно, что человек является одним из источников возникновения многих опасностей. Здесь мы видим основной парадокс теории жизни и безопасности. Человек хочет находиться в безопасности, но является основным источником опасности. Получается заколдованный круг. И разорвать его можно только, совместными действиями, как самого человека, так и государства, его институтов для достижения совместных целей в сфере обеспечения безопасности. Иными словами, потребность человека быть в безопасности, как это не банально зависит в первую очередь от самого человека, его позитивной

деятельности. Тогда будет благо3. Это также является основным мотивом этой деятельности людей и общества, направленный, прежде всего на устранение условий приводящих к возникновению чрезвычайной ситуации. По мере развития этих процессов все больше число членов общества будет непосредственно осознавать общественную активность, и проявлять личную заинтересованность в максимально позитивных действиях для удовлетворения исследуемой категории.

В этом случае, под потребностью быть в безопасности, следует понимать осознанную человеческую необходимость и деятельность, направленную на ее удовлетворение, через определенные отношения человека с человеком, окружающей средой с целью безопасного функционирования и развития.

Сгруппировать множество человеческих потребностей предпринял американский психолог А.Г. Маслоу. Основная его заслуга заключается в том, что он предложил теорию иерархии потребностей в виде определенной пирамиды сущность, которой заключается в следующем: человек не может испытывать потребностей более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах.

Тот же А.Г. Маслоу утверждал, что потребность -быть в безопасности одна из основных, и с этим следует согласиться. Прежде всего, потребность в безопасности относится к уровню витальных, то есть жизненно важных. Иными словами потребность в безопасности как уже отмечалось, обеспечивает выживание, освобождает от страха, нужды, тревоги хаоса.

Во-вторых, потребность в безопасности взаимосвязана с формированием философского и религиозного мировоззрения, как обыденного (житейского) так и теоретического, на социально-правовое явление-безопасность, через науку о безопасности жизнедеятельности, как системы рациональных знаний об опасностях и методах, способах защиты от них. Познание этих знаний указывает направление деятельности субъектов, обеспечения безопасности гарантированно допустимого обществом уровня защищенности социума от рисков. Иными словами, конечная цель познания в нашем случае, удовлетворение базовой потребности человека - быть защищенным. «Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следова-

тельно менее опасным» .

В-третьих, потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку человек уязвим, независимо от физических данных, богатства, власти и др.

В-четвертых, потребность в безопасности и защищенности - является источником активности (через действия), индивида вследствие которых, удовлетворение этой потребности гарантирует, отсутствие негативных последствий от воздействия опасностей. Потребность в безопасности, это «толчок» будущего развития, безопасного поведения бдительности, подозрительности5, предсказуемости и самоорганизованности.

В-пятых, с моральной точки зрения (и не только это) потребность в безопасности важнее потребности в

3 В противном случае, директор западногерманского института слаборазвитых стран Ф.Бааде высказывает следующую мысль: «Земля стала «трудным ребенком Вселенной» и истребить население Земли, признав землян неисправимыми, технически не составит труда.

4 http://www. socioeogy deep. ru/sdps-819-1. htme.

5 По мнению, английского историка Т.Фуллера, подозрительности, если держать ее при себе, - мать безопасности.

свободе; потребность в безопасности возникает тогда, когда в окружающей среде присутствует (а их несколько сотен) опасности, угрозы, риски, элементы хаоса. Удовлетворение этой потребности должно осуществляться без наличия тиранов, диктатуры и др.

В-шестых, потребность чувствовать себя в безопасности, тогда приводит к отрицанию самой опасности, проявляется чувство успокоенности, чувство деаксии (отсутствие очевидности).

В-седьмых, потребность в безопасности оказывает серьезное влияние на формирование поведения. Согласимся, что это потребность в явном виде возникает, как правило, у взрослого человека. Нет пока этой потребности у новорожденного, грудного младенца, дошкольника, школьника. Но это совсем, не говорит о том, что последним не следует фиксировать внимание на это явление. Родители уже с раннего возраста, должны прививать ему определенный порядок, связанный с его поведением. Иными словами, мы прививаем ему потребность безопасности. В школьный период уже происходит встреча с вышеназванной потребностью. Этот процесс в специальной литературе называют опредмечиванием потребности, в котором рождается мотив, при котором меняется тип поведения. Для всех лучше - безопасного поведения, которое формируется в процессе общественной жизни.

Основной путь безопасного поведения - изначальные знания правил, регламентов, требований безопасности и, конечно же, их соблюдение. Иными словами, соответствие поступков, действий, идеальным образцам, моделям. Думаю, что в обозначенной теме нет никакой новой идей. Важна его реализация. По этому поводу А.Г. Маслоу писал: «Среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасности, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные защитники, оберегающие его от опасности6. Это утверждение американского социолога, раскрывает сущность содержание «понятие абсолютной безопасности». Однако после трагедии с «Титаником», Чернобыльской катастрофой, катастрофой г. Нью-Йорка (11 сентября 2001 г.) весь мир перешел к парадигме допустимого (приемлемого) уровня риска.

В современных условиях усиливается потребность в безопасности и защите, потому что, появляются новые (цивилизованные) риски. Ну, например - космические, электромагнитные и др. Вызывает вопрос, как удовлетворить эту потребность? Человеку, государству, работодателю. Раскрывать подробности деятельности каждого из перечисленных субъектов обеспечения безопасности не было предметом этой статьи.

Тем не менее, несколько размышлений. В последнее время стали появляться статьи (в основном в интернете) в которых, прямо или косвенно (ссылаясь даже на отечественные мнения) указывается на следующее: а)никаких средств или мероприятий безопасности сейчас нет; б) в ряде случае указывает на гипертрофированную безопасность; в) безопасность - предрассудок, ни один человек не испытал ее в полной мере7. Трудно полностью согласиться, с такими высказываниями. Слишком они категоричны, не подкрепленные ни тео-

6 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е. изд. - СПб.: Питер, 2008. - 357 с.

7 http://www. popsy. ru /articles/full/stati/osnovnoj instinrt potrebnost

рией не практикой и не соответствуют реальной действительности в этой сфере.

Появление новой Стратегии национальной безопасности, обращение Президента Российской Федерации к этой проблеме в ежегодных Посланиях Федеральному собранию, и многое другое говорит об обратном. Во многих странах, в т. ч. и в России вместо свободы предпочитают безопасность. Опасности известны, познаваемым и управляемым и находятся под контролем. И все же для обывателей и руководителей постулат «пока вы в состоянии думать и делать - вы в безопасности» заключается в реализации простых действий направленных на следующее:

Формирование всеобщего интереса к проблемам обеспечения безопасности;

Необходимости соблюдения требований, правил, регламентов безопасности;

Адекватности поведения при чрезвычайных ситуациях;

Формирование комплексных интегрированных систем обеспечения безопасности;

Реализации в контрольной деятельности «риск -ориентированного подхода». Это некоторые условия, которые, по мнению автора, позволяют поднять на качественно новый уровень защищенности человека, общества, тесно связав их с ростом деятельностного подхода.

И последнее. Интеграция интеллектуальных усилий инновационных решений и целенаправленных, осознанных, обоснованных, рациональных действий субъектов комплексной системы обеспечение безопасности основной путь гарантирования безопасности. Системообразующим элементом данной системы по-прежнему является государство. В этой связи, руководство страны поставило цель: «добиться высокого уровня жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной»8. Это приоритетная деятельность государства, его структур, негосударственных и общественных структур, и нас с Вами.

Список литературы:

1. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 357 с.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2013.

В 1.2 . Какое место в Вашей жизни занимает проблема безопасности?

О .______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потребности человека в настоящее время хорошо изучены и классифицированы. Ученым-исследователем А.Маслоу (США) была составлена структура потребностей человека в виде «треугольника потребностей» (рис.1.1), показывающего убывание потребностей по категориям .

потребностейпотребностей

ДУХОВНЫЕ ? потребность в образовании,...

... в реализации своих возмож-

? ностей и способностей, их

активном использовании, ......

... в уважении со стороны

СОЦИАЛЬНЫЕ ? других, в признании равным,

а иногда - первым ……….

... общаться с другими,

? дружить, разделять

их и свои интересы ….

... жизни, здоровья,

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ? собственности, …....

(ЖИЗНЕННО- в еде, одежде,

НЕОБХОДИМЫЕ) ? жилье, воде, особи

другого пола,

Рисунок 1.1- Иерархия потребностей человека и их классификация

В1.3. + О. Заполните "треугольник потребностей" (рис.1.1), используя: “потребность в самовыражении”, “потребность в самоутверждении”, “потребность быть принятым”, “потребность в безопасности”, “физиологические потребности”.

Потребности человека нельзя рассматривать как простую сумму потребностей, значимость которых уменьшается по мере движения к вершине «треугольника потребностей» - ущемленность духовных потребностей может сказаться на самочувствии человека из-за дискомфортности ощущений.

Итак, жизненно-необходимые потребности - это объективно присущие и генетически обусловленные желания, для удовлетворения которых необходимо пребывание человека в определенных состояниях и необходимо осуществление конкретных действий, что связано с:

Ø использованием необходимого количества вещества и предметов;

Ø обеспечением себя энергией (в том числе за счет этих веществ и предметов), необходимой для жизнедеятельности и развития;

Ø своевременной защитой от опасностей.

БЖД - составная часть потребности в безопасности, необходимая для деятельности и развития человека. Составляющие БЖД:

Ø БЖД в условиях производственной деятельности человека;

Ø БЖД в повседневных условиях быта;

Ø БЖД в ЧС и экстремальных условиях.

1.1.8 Система “Человек-машина-среда”

Совершенно очевидно, что БЖД человека определяется его взаимодействием с окружающей средой. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной под эгидой ООН, окружающая (человека) среда - это то, где мы все живем .

Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Деятельностью занимаются все – дети, взрослые, старики. Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.

Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из трех элементов: «человек - машина – среда», имеющих прямые и обратные связи. Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира. Система «человек – машина – среда» («Ч-М-С») является двухцелевой. Одна цель состоит в достижении определенного положительного эффекта, вторая – в исключении нежелательных последствий.

Опыт свидетельствуют, что любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер. В то же время уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска. Эта концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности.

Безопасность – это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.

Безопасность – это цель, БЖД – принципы, методы и средства, средства достижения безопасности. Таким образом, БЖД – научная дисциплина изучающая опасности и защиту от них.

Рассматривая человека в неразрывной связи и в непрерывном обменном взаимодействии с окружающей средой, выделим объектом изучения БЖД систему «Ч-М-С», а предметом изучения - опасности и их воздействие на человека в процессе функционирования и развития системы «Ч-М-С».

С позиций БЖД главным в системе «Ч-М-С» является безопасность человека. Выполним декомпозицию системы «Ч-М-С», используя функционально-структурный подход и представляя "человека" тремя составляющими частями: Ч1 - человек, выполняющий определенные целенаправленные действия (управление технологическим оборудованием, уборка квартиры, приготовление завтрака и др.), Ч2 - человек, рассматриваемый с точки зрения непосредственного влияния на среду (тепло- и влаговыделение, потребление кислорода и др.), Ч3 - человек с точки зрения своего психо-физиологического состояния под влиянием внешних воздействий (усталость, неприятные ощущения при жаркой погоде и др.). На рис.1.2 приведена обобщенная структурная схема системы «Ч-М-С» . При анализе конкретной системы «Ч-М-С» необходимо «наполнять» реальным содержанием элементы этой системы и связи между ними.

Система «Ч-М-С» применяется для анализа условий жизнедеятельности человека и для разработки защитных мер, обеспечивающих безопасность человека. Возможны следующие условия жизнедеятельности:

Ø комфортные - условия, когда все элементы системы «Ч-М-С» обеспечивают объективное состояние и субъективное чувство удовлетворения человека при безопасной жизнедеятельности;

Ø некомфортные - условия, когда состояние хотя бы одного из элементов системы «Ч-М-С» существенно отклоняется от нормы;

Ø невыносимые - условия, созданные элементами системы «Ч-М-С», в которых человек не может существовать.

Между комфортными и некомфортными условиями жизнедеятельности существует психологическая граница и человек может приспособиться к некомфортным условиям. Между некомфортными и невыносимыми условиями жизнедеятельности существует физиологическая граница, определяемая физиологическими ограничениями для человека, поэтому в невыносимых условиях человек без отрицательных последствий для себя не может существовать вообще или же может, но весьма ограниченное время.

Внешняя среда

‘’Человек‘’


целенаправленные воздействия: 11 –“человека” на “машину”; 12 –”человека” на “предмет труда”; 13 –“машины” на “предмет труда”; 14 – “машины” на ”среду”.

Рисунок 1.2- Система «Ч-М-С»:

В1.4. Приведите пример конкретной системы "Ч-М-С”.

О. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При исследовании системы «Ч-М-С» важно правильно определить границы этой системы. Если система «Ч-М-С» слишком ограничена , то можно "потерять" существенные источники отрицательных воздействий на человека, а если слишком обширна – анализ значительно усложняется.

Систему "Ч-М-С" можно рассматривать с позиций выполнения системой своих функций, например, производительности, безотказности и других (подробнее о системе «Ч-М-С» см. ).

Физиологическая потребность в пище,

питье, кислороде и т.д.

Рис. 1.1. Базовые потребности человека (по Ж. Годфруа, 1992)

Следует заметить, что после удовлетворения физиологических потребностей удовлетворение потребностей более высокого уровня возможно только после обе­спечения безопасности. Более того, многие высшие потребности человека отчасти и вызваны стремлением к повышению уровня своей безопасности. В сообществе человек чувствует себя безопаснее.

Потребность в уважении и признании служит основанием для того, чтобы ин­тересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге тоже служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобра­зования интересов сообщества в личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы.

Следующей потребностью является развитие, а оно дает в руки человека всё более эффективные средства и методы обеспечения безопасности. Наконец, эсте­тические потребности, духовное развитие личности позволяют формировать в со­знании высшие общественные ценности, в том числе ценность человеческой жизни. Таким образом, все потребности более высокого уровня вырастают и невозможны без удовлетворения потребности в безопасности. Одновременно они и служат ей. Все сферы разумной жизнедеятельности человека в конечном итоге имеют целью обеспечение развития и повышение уровня безопасности человека.

Ни одна социальная, техническая или природная система не может выжить и развиваться без наличия в них элементов и систем безопасности.

Система безопасности включает в себя элементы организации защиты человека, средства защиты, культуру безопасного поведения, знания закономерностей среды и опасных факторов, умение человека предвидеть, выявлять и правильно оценивать эти факторы и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих элементов можно говорить о создании (проектировании) действенной системы комплексной безопасности.

Можно выделить обеспечение индивидуальной безопасности личности, ко­торое включает профилактику попадания данной личности в опасные ситуации, формирование средств индивидуальной защиты и навыков безопасного поведения. И более масштабное - обеспечение коллективной безопасности, предполагаю­щее создание защищенного пространства, средств и условий для спокойной и мак­симально комфортной жизнедеятельности множества людей. Как индивидуальная, так и коллективная безопасность могут быть обеспечены только при безопасности национальной (государства), т.е. его территориальной целостности, независимо­сти, соблюдении конституционных прав и свобод личности.

Обеспечение безопасности в системе образования зависит не только от оснащен­ности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от профессионализма персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образователь­ных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с ад­министрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников об­разовательного учреждения к действиям в чрезвычайных ситуациях.