(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Черёмуха"

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом.

Не случайно главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления бегущего ручья, шорохи же, создаваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих.

В стихотворении перед читателем последовательно встают два образа: черемуха и ручей. Автор как будто переводит взгляд с наполненных солнечным светом, сверкающих от росы ветвей дерева к бурному ручью, пробужденному весной. На протяжении стихотворения поэт дважды обращается к каждому из образов.

Объемность нарисованной поэтом картине весеннего оживления, царящего в природе, придают яркие эпитеты: «роса медвяная», «зелень пряная» и др.

Единение природы в общем, не всегда стройном хоре весенней радости подчеркивается в последних строках стихотворения при помощи все той же аллитерации. Здесь изначально бурлящий ручей, покоренный очарованием черемухи и как будто бы утомленный слишком бурным проявлением жизненной силы, уже поет ей песенки с вкрадчивостью поощряемого влюбленного.

Гармония и умиротворенность слышатся в этих строках, где сочетания звонких и сонорных перемежаются с глухими и шипящими, да и ручей уже не просто «рядом, у проталинки», как отдельный объект, а в контексте с черемухой. Разрозненные элементы картины в последних строках соединяются в одну миниатюру, наполненную жизнью, радостью и согласованностью.

Филологический анализ стихотворений Сергея Есенина

«Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" написано великим певцом русской природы Сергеем Есениным в 1910 году и входит в цикл его стихотворений под названием «Девичник», вошедших в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.

Весёлый и радостный мотив чувствуется в этом стихотворении. Не раз вдохновением великих поэтов являлась весна. Момент оживления природы, её расцвета. Яркий и красочный образ создаёт красавица-весна и в стихотворении Есенина.

Лирический герой думает о невесте. Именно весна поэту напоминает о любимой девушке. Автор неслучайно вводит этот образ, сравнивая его с образом весны. Лирический герой одухотворён, оживлён и одурманен красотой природы ("Радугой тайные вести/Светятся в душу мою"). Он наслаждается пением птиц, оживлением весны, об этом он говорит в четвёртой строфе. Лирический герой ликует и радуется.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" вызывает у каждого читателя положительные эмоции. Хочется также порадоваться приходу весны.

У Есенина весна - это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо.

2. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Данное стихотворение является художественным текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

1) информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета.

Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты.

2) цельностью, т.к. у текста есть план.

1. Любование лирического героя приходом весны.

2. Думы о невесте.

3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так

как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое.

3) связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.

4) завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);

5) диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и

научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.

6) Единством внешней и внутренней формы:

1.Внешняя форма - лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств.

7) абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком С.Есениным и для человека;

8) развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы.

9) последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

10) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

11) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу, т.е. показывает красоту природы весной, особое состояние героя в это время года;

12) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину весны, вызывающую у читателя бурю чувств и эмоций.

2.Внутрнення форма.

13) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь.

Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

14) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

15) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая

о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

3.Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно

разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Концовка - Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение

Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки

текстуальности.

4 . Особенности языкового оформления.

а) Лексика.

Стихотворение насыщено цветом: «зелень в цвету», «пеной я цвет разнесу, яркими эпитетами «шёлковые травы», «зыбистым бегом». Олицетворения «сыплет черёмуха», «никнут травы» способствуют жизни, действию. Есть сравнение в твор. падеже «радугой тайные вести/светятся в душу мою», метафора «сыплет черёмуха снегом». Здесь цветки черёмухи сравниваются с падающими снежинками, что способствует представлению более яркой картины облетающей черёмухи.

б) Морфология.

В тексте преобладают существительные для обозначения образов весенней природы: Зелень в цвету, роса, поле, побеги, грачи, в полосе, травы, сосна, луга, дубравы, радуга, вести, душа, невеста, черёмуха, снег, птахи, лес, бег, пена, весна.

Глаголы в форме настоящего времени «сыплет черёмуха», «ходят грачи», «никнут травы», «пахнет смолистой сосной» погружают читателя в атмосферу происходящего. Создаётся картина одурманивающей весны с её цветами и запахами.

в) Синтаксис.

Инверсии («Никнут шелковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста(«Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной. По рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению.

5. Вывод.

Эта совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализует замысел автора – представить картину весны и аллегоричный образ невесты, сравниваемой с черёмухой.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

1915›

Анализ

    Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом .

Это лирическое стихотворение отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение. Стихотворению характерны напевность, музыкальность.

Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.

Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи. Да и отношения с черемухой изменились: сначала ручей просто был рядом с ней, а потом - «вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения можно объяснить тем, что прошло время - черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы - его напитали вешние воды.

Особенности языкового оформления .

1.В этом стихотворении Есенина редко встречающийся стихотворный размер, который называется пеон второй. Это четырехсложный размер - ударение на втором слоге, а первый, третий и четвертый слоги безударные. В данном стихотворении двухстопный пеон второй.

Строфа - четверостишие с перекрёстной системой рифмовки.

    а) Лексика.

Слова, требующие толкования

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.

Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.

Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.

Круча – крутой спуск, обрыв.

Олицетворения: черёмуха ветки завила, роса сползает, зелень сияет, горит, бежит ручей, ручей ветки обдаёт, песенки поёт.

Эпитеты: черемуха душистая; ветки золотистые; роса медвяная; зелень пряная; маленький, серебряный ручей; зелень золотистая; волной гремучею.

Сравнение: ветки, что кудри.

Метафоры: кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею.

б) Главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления звенящей весны: з о л отисты е , з ави л а, спо лз а е т, з е л е н ь, з о л отиста я , р а з весившись, вес н о ю , п р я н а я , м едвя н а я , се р еб р я н ы й , песе н ки, со лн ышко, ст р у и тся, р оса, р асцве л а, г р емуче ю , р уче й ; шорохи же, со з даваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих: ч ерёму х а, ду ш и ст ая, бе ж и т , вк ра дч иво, кру ч ею, развеси вш ись, чт о, с олны шк о и др..

Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.

в) Морфемика.

Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы выразить особую любовь к весенней природе: проталин к а, мал еньк ий, песен к и, солн ышк о.

г) Морфология.

Использование существительных, характерных для обозначения образов весенней природы: черёмуха, кудри, ветки, роса, кора, зелень, серебро, проталинка, трава, корни, ручей, круча, песенка.

В начале стихотворения автор использует глаголы в форме прошедшего времени (расцвела, завила), как бы показывая, что черёмуха находится в самом расцвете сил, благоухания и красоты. Затем подряд идут глаголы в форме настоящего времени, приближая читателя к происходящим действиям и событиям (сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт).

Одиночное деепричастие «развесившись» и наречие «вкрадчиво» несут большую смысловую нагрузку и дают возможность читателю яснее представить образ черёмухи.

д) Синтаксис.

В первой части стихотворения предложения с прямым порядком слов, а во втором автор использует инверсию (бежит, струится ручей), в третьей части возвращается к прямому порядку слов, передавая этим динамику событий. Однородные сказуемые (бежит, струится ручей, обдаёт, поёт ручей), (расцвела, завила черёмуха), неоднородные определения (пряная золотистая зелень), (маленький серебряный ручей) создают полную картину весенней природы.

    Вывод. Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Черемуха является центральным образом двух этих стихотворений. Но в каждом из них она предстаёт перед нами по-новому. Это говорит о большом таланте автора и, конечно, о неисчерпаемом богатстве и выразительных возможностях русского языка. Не раз Есенин ещё будет обращаться к образу девушки-черёмухи в своих произведениях. В поэме «Анна Снегина» он тоже обращается к этому образу. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало в поэме встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Список используемой литературы.

    Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. Учебное пособие для студентов филологических факультетов

Высших учебных заведений, М., «Академия», 2004, 192 стр.

    Интернет-ресурсы.

Шаблон анализа лирического стихотворения.

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

Ассоциации, которые вызывает стихотворение;

Настроение, которое создает стихотворение

Мысли, которые оно вызывает

Факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

Рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

Суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

Цитата из стихотворения;

Отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна . Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение , что он хотел сказать своему читателю ?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение ?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр .

Эпиграмма (сатирический портрет)

Эпитафия (посмертное)

Элегия (стихотворение медитативного характера)

Ода (хвалебное)

Послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

Сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению :

сентиментализм романтизм

реализм символизм

акмеизм футуризм

3) Композиция .

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи - ритм - «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей (), ямб (), дактиль (), амфибрахий(), анапест ().

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

О.Мандельштам

Рифма - одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмуюихся строк)

перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика : синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,

Ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

Перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

Сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв.п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора антитеза инверсия

эпифора градация парцелляция

бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

Ч.Т.Д.

«Черемуха» Сергей Есенин

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила» . Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах . Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».

Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

7.Этап перечитывания и анализа стихотворения.

На какие картины можно разделить это стихотворение?

В стихотворении два героя - ручей и черёмуха. Черёмуха растёт на берегу ручья, и ветки её касаются воды.

Мы знаем, что в стихах Есенина природа описывается, как живое существо.

Прочитайте первые две строфы и скажите, какой характер у черёмухи в этом стихотворении?

Да, она гордится своей красотой. Это подчёркивается ритмом. Какой здесь ритм?

Как вы думаете, черёмухе хочется, чтобы её заметили, обратили внимание на её красоту, любовались ею? Докажите текстом.

Что значит «зелень пряная», «роса медвяная»?

Прочитайте эти строфы так, чтобы передать характер черёмухи, показать, что она переполнена красотой и ей хочется порадовать кого-нибудь.

Прочитайте третью строфу. Что происходит с ритмом? Меняется ли он?

Как это смог показать Есенин?

Почему изменился ритм? Чей характер передаётся с помощью ритма в третьей строфе?

Что помогает увидеть такой ритм?

Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье?

Прочитайте эти строки, подчёркивая эти звуки.

Какими ещё средствами пользуется автор, чтобы помочь нам представить яркую картину дня?

Найдите в тексте сравнения.

Какие ещё средства?

Что такое метафора?

Найдите метафоры.

Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего дня.

Прочитайте последнюю строфу, в ней тоже идёт речь о ручье. Откуда у «маленького» ручья берётся «гремучая волна»?

Чтобы понять это, прочитайте строфу, которую мы пропустили.

Почему после описания маленького ручья поэт вновь обращается к рассказу о черёмухе? Изменится ли что-нибудь, если изменить композицию стихотворения: сначала поместить все строфы, описывающие черёмуху, а затем две строфы о ручье?

В чём сюжетное отличие третьей и последней строфы?

Как это «вкрадчиво»?

Чьи отношения помогает раскрыть композиция стихотворения?

Как вы думаете, почему поэт описывает именно ручей, а не речку, озеро?

Какой приём использовал поэт, чтобы ожили ручеёк и черёмуха?

Если черёмуха похожа на юную девушку, то кого олицетворяет ручей?

Никанорова Н.М.,

ГБОУ СОШ №630 г. Санкт-Петербурга

Урок литературного чтения

Образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха»

(3 класс)

Цель: показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

Задачи:

Развивать критическое мышление учащихся:

б) образный язык стихотворной речи;

в) эмоции, чувства детей.

Воспитывать:

а) любовь к Родине, через стихотворение поэта, воспевающего красоту русской природы;

б) самооценку у учащихся и умение выслушивать мнение товарищей.

Планируемые результаты:

Оборудование:

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний и проблемная ситуация.

Учитель.

Внимательно прослушайте отрывки из стихотворений С. Есенина, которые прочитают дети. Попробуйте ответить на вопрос, что объединяет эти два отрывка?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Дети высказывают свои мнения, обосновывая свои ответы. В результате делается вывод, что общим в этих стихотворениях является то, что автором их является С. Есенин, дано описание природы во время зимы.

Учитель. Как вы думаете, есть ли у Сергея Есенина стихи, посвященные другим временам года? Кто из вас догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Дети высказывают свои мнения. будем знакомиться со стихотворением С. Есенина о природе: об одном из четырех времен года.

Учитель. Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Точнее, совершим путешествие во времени. Время – это непрерывное движение. Оно не стоит на месте. Почему? Приведите примеры движения времени.

Дети высказывают свои мнения. Заслушиваются предположения детей.

На смену дню приходит ночь. За летом непременно приходит осень.

Минута сменяют минуту.

Учитель. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? В нашем случае – весну в движении.

Заслушиваются противоположные точки зрения.

Учитель. Д ать окончательный ответ мы сможем только в процессе урока после знакомства со стихотворением С. Есенина. Для этого нам необходимо быть очень внимательными и стараться выполнить все задания.

Предлагаю вам отгадать загадку, которая окончательно определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

Слайд 1 - загадка

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Слайд 2 – изображение цветущей черемухи

Учитель. Попробуйте сформулировать тему урока, отметив всё, о чём мы говорили.

Дети высказывают свои мнения. Формулируется тема урока.

Слайд 3 – тема урока

Слайд 4 – портрет С. Есенина.

3. Поиск решения. – этап усвоения новых знаний.

Учитель. Какие стихи Есенина вы уже читали?

Дети. «Белая береза», «Поет зима, аукает», «С добрым утром»

3.1. Знакомство с биографией С. Есенина.

Ученики рассказывают о С.А. Есенине.

Слайд 5 - село, дом Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

Слайд 6 - родители поэта

Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

Слайд 7 – школа

Учился маленький Сережа в местной Клепиковской школе.

Слайд 8 – картины природы, первый сборник стихов

А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

Слайд 9 – памятник Есенину

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. В нём установлен вот этот памятник поэту.

3. 2. Анализ стихотворения «Черёмуха»

Слайд 10 – аудиозапись стихотворения

Учитель . Послушайте стихотворение. Постарайтесь почувствовать состояние природы, которое передает поэт.

Слайд 11 -

Учитель. Какие картины предстали перед вами при прослушивании стихотворения? Какие чувства они вызвали у вас?

Выберите на слайде из представленных те словосочетания, которые соответствуют вашему настроению. Есть ли на ваш взгляд «лишние», не соответствующие настроению стихотворения?

Дети выбирают, называют лишнее

  • Любовь к природе
  • Восторг от красоты цветущей черёмухи
  • Грусть от увядания природы
  • Радость от встречи с природой

Самостоятельное чтение стихотворения. Словарная работа.

Учитель. Прочитайте текст самостоятельно, подчёркивая карандашом непонятные слова и выражения. После чтения уточним значение этих слов.

Слайд 12 – медвяная роса- ароматная, с запахом меда;

Слайд 13 – проталины, место, где стаял снег и открылась земля;

Слайд 14 – зелень пряная – травы с острым ароматным запахом;

Слайд 16 – волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;

Аудиозапись журчания ручья.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

Анализ стихотворения

Учитель. Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

А как мы с вами можем передать эти чувства на уроке литературного чтения?

Дети. Можем научиться выразительно читать.

Учитель. Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову автора и посмотрим, как же ему удалось создать такой образ.

Слайд 17 - черемуха

Учитель. Прочитайте первые 2 строфы. Чей образ рисует автор?

Дети. Образ черёмухи.

Учитель. Какие слова использует автор?

Дети. Черёмуха душистая, ветки золотистые.

Почему золотистые?

(Блестят в лучах солнца)

(с кудрями)

(спросить 2 учащихся)

А почему Есенин говорит «сияет в серебре»?

Там «ветви золотистые», а здесь «зелень в серебре»? Почему?

(утром)

С кем можно сравнить черемуху?

Постараемся передать при чтении образ красивой черемухи, очень похожей на молодую невинную девушку.

(спросить 2 человек)

Прочитайте 3 четверостишье.

Какой образ появляется?

(Образ ручейка)

Как вы представляете этот ручеёк?

(Он очень маленький быстрый, чистый)

С кем можно сравнить ручеек?

Как прочитаем эти строки?

(спросить 2 человек)

Прочитайте строки до конца.

(Чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха.)

Как вы думаете, о чем поёт ручей, о чем слова в его песне?

(О любви, о красоте)

Прочитайте, передав это чувство.

(спросить 2 человек)

О чем это стихотворение?

(о черемухе и ручье)

(о красоте родной природы)

Ребята, давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение, постараемся передать чувства, эмоции, которое вызвало у вас это стихотворение.

Рефлексия.

А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэта. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.

Музыка.

Дети, над каким стихотворением мы сегодня с вами работали?

Какова же основная тематика стихов Есенина?

Слайд

Домашнее задание.

Самооценка.

Помощь при написании синквейна

Работа с поэтической лексикой

2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета

Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

– Эпитеты (свойства + запах)

Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею

Почему о дереве говорится как о цветке?

Почему «с весною», а не «весною»?

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим

И ветки золотистые, что кудри завила

Метафора - это перенос значений на основе сходства.

Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет

Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.

Черемуха, ручей

Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)

Чем объясняются эти изменения? (Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)

В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)

Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)

Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)

К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)

  1. Итог урока. Домашнее задание

Удалось вам почувствовать весну?

Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?

Какую загадку стихотворения мы разгадали?

Дома выучить стихотворение наизусть.