«Главное достоинство стихотворений г. Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, не-уловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях»,— писал Н. А. Не-красов, высоко оценивая тютчевскую лирику приро-ды и называя талант поэта «первостепенным поэтиче-ским талантом».

Ф. И. Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу, символизирующую собой возрождение и увядание. Он создал неповторимые образы: грозы, ве-сенних вод, ночного моря и др.

Замечательно тютчевское стихотворение «Осен-ний вечер» — своеобразное лирическое раздумье, вы-званное красотой засыпающей природы. В нем при-рода предстает в своем великолепном праздничном убранстве, автор подчеркивает ее «умильную таинст-венную прелесть». Поэт рисует образы неба, ветра, деревьев, листьев, ясного вечера. Интонация всего стихотворения мягкая, умиротворяющая, создаю-щая ощущение покоя и гармонии. Только «злове-щий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холод-ный ветер» предвещают собой приближение поздней осени, не такой спокойной и милой. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней язы-ком метафор. Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

Ярким контрастом служит этому стихотворению известный тютчевский гимн грозе («Весенняя гро-за»). Гроза грохочет, играет, резвится, радостно про-возглашая пробуждение весенней природы. Нагнете-нием дрожащего звука передает Тютчев силу и мощь природного явления: «Гремят раскаты молодые...».

Оживить картину поэту помогают метафоры: «перлы дождевые», «солнце нити золотит».

Гроза заставляет вспомнить о богах — Тютчев вво-дит образ богини Гебы, проливающей на землю свой « громокипящий кубок ».

Отличительная особенность тютчевской лирики — сопоставление явлений природы с человеческими пе-реживаниями. Неиссякаемую силу и жизнеспособ-ность ключа («Поток сгустился и тускнеет...») поэт сравнивает с искрой жизни, которая всегда мерцает в «груди осиротелой», счастливую любовь — с север-ным летом, веяние весны среди осени — с воспомина-нием о юности...

Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созер-цание моря было для Тютчева действительно волни-тельным. Яркое тому свидетельство — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное..», которого великий поэт оставил пять вариантов.

Стихотворение «Ты, волна, моя морская...» Тют-чев также посвятил морю. Поэта покоряет своенра-вие и жизнелюбие волны, ее тайная прелесть, ей он доверяет свою душу. Волна то смеется, «отражая неба свод», то неистово бьется о берег, то ласково шепчет, то буйно ропщет, она «то угрюма, то светла». Живым, одушевленным существом предстает она в этом стихотворении.

По словам В. Я. Брюсова, «Стихи Тютчева о приро-де — почти всегда страстное признание в любви. Тют-чеву представляется высшим блаженством, доступ-ным человеку,— любоваться многообразными прояв-лениями жизни природы».

    Прочитай стихотворение несколько раз.

    Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

    Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

    Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).

    Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

    Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой ). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

    Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

    Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

Примерно это будет выглядеть так.

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля -

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы -

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей...

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ своими словами»

Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты : «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

Тема и основная мысль.

Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

Мои чувства.

Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

Остаётся всё сложить в один текст, пользуясь планом.

Глава 2. План анализа стихотворения.

Мы рассмотрели несколько планов сочинений по анализу стихотворения. Одни были слишком объёмными, содержали 17 пунктов, многие из которых непонятны ученику 5-6 классов,т.к. не были изучены по программе. Нашли один план для учеников начальной школы, но он не содержал те понятия, которые изучаются в 5-6 классах (изобразительно-выразительные средства). Мы остановились на одном плане, предложенном Прокиной Натальей Валентиновной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей Пензенской области.

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Однако данный план не подходит для написания сочинения. Поэтому мы решили взять план, предложенный в тематических тетрадях по литературе, переработав его, убрав неизвестное ещё шестиклассникам, добавив пункты из предложенного выше плана. Каждый пункт плана мы решили снабдить подробными вопросами, которые, на наш взгляд, помогут ученику в разборе стихотворения. Некоторые детали плана, рассматриваемые в других источниках как отдельные пункты анализа мы объединили в один пункт для удобства (один пункт – один абзац), тем более в шестом классе ученик ещё не может полно и объёмно раскрыть образы, основную мысль стихотворения и ему для этого не потребуется отдельный абзац.

План сочинения- анализа стихотворения.

2 . Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4 . Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

На основе материалов, собранных к сочинению, может получиться такое сочинение.

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о связи его с природой. Пейзажи восхищают своей эмоциональностью, выразительностью. Это можно увидеть в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», в котором говорится о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

В своём произведении Ф.И.Тютчев рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами. Поэт восхищается оживлённой природой, восторгается надвигающейся грозой.

Главными образами стихотворения являются образы солнца и земли, молнии и грозы, которые как бы не позволяют солнцу соединиться с землёй. Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…» . Используя эпитеты «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная», поэт создает образы природы. Обилие глаголов помогает передать движения, изменения в природе.

Мне понравилось стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…», потому что дождь – это очищение для природы. Гроза настораживает и привлекает одновременно. Мне кажется, что я ощущаю запах дождя.

В лирике Бориса Леонидовича Пастернака преобладают философские мотивы, поражающие своим воздействием на читателя. Каждая фраза полна непотопляемой энергией жизни, ошеломляет особой атмосферой, созданной поэтом. Для творчества Пастернака характерно одушевление природных явлений, придание им главной роли в произведении. Характерные для его стихотворений динамика и композиция, своеобразное строение и средства выразительности погружают в отдельный мир, полный поэзии и романтизма.

Подобными творениями смело можно считать «Золотую Осень» и «Лето в городе». Во всех произведениях такого характера идет описание природы, явлений жизни. Создаваемая поэтом особая атмосфера обрисовывает полную картину времени года, описываемого в стихотворении. Лирическое произведение «Весна в лесу» было создано в период обострения конкуренции между Пастернаком и обществом писателей. Именно поэтому автор стремится отразить на редкость реалистичную картину происходящего, делая акцент на таких отрицательных деталях и явлениях, как «еловый мусор, хлам». Тема стихотворения отражает приход весны. Оживленное, порывистое наступление весны, постоянно вызывающее удивление Бориса Леонидовича, показано со всех сторон — ненавязчивое, однако стремительное и не лишенное значимости.

Мы привыкли к восторженному описанию природы поэтами. Но у Пастернака все иначе. Он не считает нужным приукрашивать действительность. Поэт играет на контрасте, добиваясь максимально живой реакции читателя. Даже неприглядные картины, такие, например, как солнце, застрявшее над "грязной вешней жижицей", не способны омрачить радость ожидания ясных деньков. В самом воздухе чувствуется близость перемен: еще немного, и окружающий мир преобразится, заиграет новыми яркими красками, наполнится звуками и ароматами весны.

Написано стихотворение в размере четырехстопного ямба с ударением на втором слоге, который характерен для творчества Пушкина и Фета по причине богатых выразительных возможностей. Поэтом употреблена перекрестная рифма во всех пяти строфах без исключения. Из средств художественной выразительности наиболее ярко выражены эпитеты (вторая, третья и четвертая строфы). Присутствует и метафора (третья и четвертая строфы). В завершении стихотворения поэт использует гиперболу (пятая строфа).

В целом лирику Бориса Пастернака можно узнать по главной теме, которая отводится природе. Поэт раскрывает саму суть природных явлений, показывает многообразие жизни. Можно отметить характерное для творчества поэта одушевление природы, наделение ее особыми качествами.

Творчество Пастернака оказало поразительное влияние на мое мировоззрение. Во время прочтения его стихотворений передо мной открылись новые стороны жизни природы. Каждое произведение - это особая история, несущая для меня свою мораль и свой смысл. Подобно ярким картинам, рисуется отдельный мир, открывающий мне свой неповторимый образ и значение.

Начну с того, что вторая часть вопроса связана со стихотворением Сергея Есенина, где он так поэтично описывает метель, чуть далее вьюгу, разбушевавшуюся не на шутку. Метель так рьяно бушует, что для усиления восприятия, поэт прибегает к глаголам, которые подчеркивают всю мощь этого природного явления. Есенин использует в своих строках глаголы, которые более характерны для человека: баюкает, аукает, поет, но именно этот используемый поэтом прием, "оживляет" метель, делая ее главным действующим лицом стихотворения.

Проанализировав с ребенком стихотворение, можно приступить и к выполнению 1-ой части задания, а именно, написанию небольшого рассказа, основанного на личных наблюдениях. В нашем случае рассказ получился следующего содержания:

  • Я очень люблю зиму. Мне нравится снег, по которому можно кататься на лыжах и санках. Мне нравится легкий мороз, который сковывает лужи и превращает их в маленькие катки, чтобы я катался на коньках. Мне нравятся снежинки, которые шекочут мой нос, когда медленно падают с неба. Но, я не люблю , т.к. из-за сильного ветра мне приходится сидеть дома, чтобы не повредить щеки на снежном ветру и только смотреть в окошко на то, как деревья постепенно одеваются в мохнатые снежные шубы, которыми их укутывает зимняя вьюга.

Поет зима - аукает...
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Свернуть

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

Примеры зимних явления в неживой природе Примеры зимних явления в живой природе
  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

Названия весенних явлений в неживой природе Названия весенних явлений в живой природе
  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

Летние явления природы в неживой природе Летние явления природы в живой природе
  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара - состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Осенние явления в неживой природе Осенние явления в живой природе
  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда » - атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы - это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.