С падением французского короля Людовика XVI в результате , во Франции началась эпоха республик. В ХХ век Франция вошла в период действия Третьей республики. В это время во Франции часто менялись кабинеты министров и нарастал внутренний конфликт с католической церковью. С 1905 г. процесс отделения церкви от государства стал необратимым. Внутренние экономические и социальные проблемы захватили внимание французского руководства, вплоть до начала Первой Мировой войны.

Внимание к внешнеполитическим проблемам проявил новый президент республики Раймон Пуанкаре с 1913 г. Он вел курс на союз с Россией. Несмотря на предпринятые усилия, война стала неожиданностью для всех европейских государств. Франция стойко перенесла тяготы войны, а с вступлением в войну США и наступлением России, смогла провести кампанию по освобождению своих территорий.

После окончания войны экономика Франции представляла собой руину. Надежды на репарации из Германии не оправдались. Франция скатывалась к экономическому кризису, который не преминул разразиться в 1930-х г.г. Только благодаря правительству Леона Блюма страна не скатилась в бездну. Приход к власти Гитлера заставил французов всерьез заняться внешней политикой. В 1935 г. Пьер Лаваль заключает пакт о взаимопомощи с СССР.

Правительство Франции совершило большую ошибку, дав согласие на разделение Чехословакии, после отторжения нацистами в 1938 г. Судетской области. Следуя примеру Чемберлена, Даладье осудил вторжение Германии в Польшу. Связанная договором с Польшей, Франция вступила во Вторую Мировую войну. В мае 1940 г. Германия за 6 недель разгромила войска французов, бельгийцев и голландцев.

22 июня 1940 г. генерал Шарль де Голль призвал французов к сопротивлению. Сначала вялотекущее, Сопротивление усилилось и действовало весь период оккупации, вплоть до высадки союзных войск в Нормандии и Ривьере в июне-августе 1944 г.

Прекратившая существование Третья республика, стала основой для возникновения Четвертой республики на основе братства, экономического равноправия и свободы личности. Учредительное Собрание 1946 г. приняло конституцию Четвертой республики.

С 1947 г. принят план Маршалла для реконструкции европейской промышленности с перспективой интеграции стран Европы. С началом Холодной войны и созданием блока НАТО, на плечи французской экономики лег непомерный груз. С 1954 по 1957 г.г. последовали массовые беспорядки

Правительство было вынуждено передать чрезвычайные полномочия генералу де Голлю, как единственному авторитету, способному спасти Францию от кровопролития. 2 июня 1958 г. Четвертая республика прекратила свое существование.

С образованием Пятой республики и принятием конституции, президентом Франции стал Шарль де Голль. Он был президентом до 1969 г. Это время было сложным для Франции. Окончательно развалилась колониальная система, разразился государственный кризис в результате обострения социальных и экономических противоречий и массовых волнений молодежи в 1968 г. Следующим президентами Пятой республики стали:

  • Жорж Помпиду с 1969 по 1974 г.г.
  • Валери Жискар де Стен с 1974 по 1981 г.г.
  • Франсуа Миттеран с 1981 по 1995 г.г.
  • Жак Ширак с 1995 по 2007 г.г.
  • Николя Саркози с 2007 по 2012 г.
  • Франсуа Олланд с 2012 г.

Современная Франция входит в состав Европейского Союза, с 1 января 1999 г. была введена в обращение новая европейская валюта – Евро.

Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.

Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.

Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.

После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.

Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.

В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.

В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.

Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.

Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.

Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.

Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.

Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

До сентября 1944 г. почти всю территорию Франции был освобожден от немецкой оккупации франко-англо-американскими войсками и внутренними силами Сопротивления. Большую роль в антифашистской борьбе сыграл Французский комитет национального освобождения, преобразованный 30 августа 1944 г. на Временное правительство Французской Республики, которое возглавил генерал Шарль де Голль. Временное правительство начало восстановление государственного суверенитета и экономики страны в чрезвычайно сложных условиях послевоенной разрухи. Объем промышленного производства сократился до 38%, сельскохозяйственного - до 60 % довоенного уровня. Правительство де Гол-ля осуществил национализацию угольной, газовой, электротехнической промышленности, ряда крупных банков; в социальной сфере осуществил мероприятия по защите малоимущих, повышение заработной платы и пенсий. В октябре 1945 г. были проведены выборы в Учредительное собрание, которые должны были разработать новую конституцию. Наибольшее количество депутатских мест в Учредительном собрании получили представители Французской коммунистической партии (ФКП), Социалистической партии (СФИО) и католической партии "Народно-республиканское движение" (МРП). В коалиционном правительстве (коммунисты имели пять министерских портфелей) шла острая борьба относительно государственного устройства страны. Де Голль, не найдя общего языка с коммунистическо-социалистическим большинством, в начале 1946 г. ушел в отставку. В декабре 1946 г. была принята новая Конституция Франции - началась 12-летняя история Четвертой республики. Конституция устанавливала всеобщее право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция провозглашалась парламентской республикой. Главную роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же выбирал и президента, который имел ограниченные права.

Все правительства Четвертой республики были коалиционными и слабыми: за 12 лет - 14 правительств. Весной 1947 г. из правительства были выведены министры-коммунисты, которые нарушили правительственную солидарность. Оказавшись вне правительства, коммунисты взяли курс на дестабилизацию положения в стране и захвата власти. Социалистическая партия разорвала союз с коммунистами и перешла к сотрудничеству с МРП и радикалами. Возникла новая правительственная коалиция, известная под названием "третьей силы" (действовал до 1951г.). В первой половине 50-х годов в политической борьбе усиливается роль Объединения французского народа (РПФ), созданного по инициативе де Голля. В то время во Франции формировались правоцентристские правительства, куда социалисты не входили.

С конца 40-х годов во Франции начинается экономический подъем. 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень; 1956 г. объем промышленной продукции в 2 раза превысил довоенный уровень. В середине 50-х годов современные отрасли промышленности Франции (топливно-энергетическую, металлургическую, машиностроительную, химическую, радиоэлектронику) охватила научно-техническая революция.

Во внешней политике Франция сделала ставку на интеграцию западноевропейских стран и сохранения колониальной империи. 1948 г. Франция выступила с Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом співініціатором в создании Западного союза для сотрудничества в экономической, социальной и военно-политической сферах. В этом же году Франция присоединилась к плану Маршалла, согласно которому получила помощь в размере более 3 млрд долл. 1949 г. государство вступила в Североатлантический пакт (НАТО). 1951 г. Франция подписала с ФРГ, Германией,

Бельгией. Люксембургом и Голландией договор о Европейском объединении угля и стали, что стало началом создания Общего рынка (1957 г.).

Для сохранения колониальных владений Франция вела кровопролитную неудачную войну в Индокитае (1946-1954). Франция была вынуждена предоставить 1954 г. независимость Лаоса и Камбоджи, 1956 г. - Марокко и Туниса. Однако наиболее жестокой стала война Франции против национально-освободительного движения в Алжире (1956-1962). Здесь проживало более 1 млн французов, которые владели самыми плодородными землями Средиземноморского побережья Алжира. В Алжире образовался реакционный союз армейской верхушки и колониалистов, которые ради сохранения колонии были готовы распространить военный конфликт на территорию Франции; здесь готовился государственный переворот в Париже. В мае 1958 г. эти силы организовали мятеж в Алжире и создали Комитет национального спасения. Они требовали установления во Франции сильной власти и усиление борьбы против алжирского освободительного движения. Страна вступила в политический кризис. 1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило главой правительства генерала де Голля, который получил чрезвычайные полномочия. Национальное собрание были распущены, а Четвертая республика перестала существовать.

В сентябре 1958 г. на референдуме французы одобрили новую Конституцию, разработанную де Голлем. Конституция предусматривала смену формы государственного правления. Франция становилась президентской республикой. Президент, который избирался на 7 лет всеобщими выборами, имел полномочия главы государства, главы исполнительной власти и главнокомандующего вооруженных сил; он назначал премьер-министра и лиц на высшие государственные и военные должности. Президент утверждал законы, которые принимались парламентом, но мог выдавать собственные декреты без утверждения парламентом. Он мог распускать парламент и назначать новые выборы. В ноябре 1958 года. были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Союз в защиту новой республики, созданный сторонниками де Голля. В декабре этого года де Голль был избран первым президентом Пятой республики.

Во внутренней политике правительство взяло курс на стабилизацию финансовой системы и повышение конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства. В 60-е годы усиливается модернизация французской экономики. За первые 10 лет существования Пятой республики, с 1958 до 1968 г., производство промышленной продукции возросло на 60%. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую. 1960 г. Франция впервые осуществила испытания собственного ядерного оружия.

самой острой проблемой внешней политики Пятой республики оставалась война в Алжире. 1959 г. де Голль признал право алжирского народа на самоопределение (1960 г. он предоставил независимость почти всем африканским колониям). В Алжире французские офицеры подняли мятеж и здійсвали террористические акты внутри Франции. Мятеж был подавлен и 1962 г. Алжир стал независимым. Правительство де Голля проводил более независимую от США политику в НАТО: 1964 г. признал коммунистический Китай; 1966 г. вышел из военной организации НАТО, ликвидировал военные базы НАТО на территории Франции; в 1969 г. признает границу по Одре - Ней-се; отрицательно относился к американской агрессии во Вьетнаме.

в Конце 60-х годов в развитии Пятой республики оказывается кризис. Французский бизнес считал обременительным жесткую регламентацию государства. Профсоюзы пытались избавиться от чрезмерной опеки государства над трудовыми отношениями. Широкие массы были недовольны социально-экономической политикой правительства. Острейшим проявлением такого недовольства стали массовые выступления студентов в Париже в мае 1968 г. Одновременно состоялась всеобщая забастовка, в котором участвовало 10 млн рабочих. Власть и авторитет де Голля значительно пошатнулись. В апреле 1969 г. на референдуме по вопросам административной реформы предложения де Голля не получили поддержки, он ушел в отставку. На выборах, которые состоялись в июне, новым президентом был избран представитель гол-нацио партии Жоржа Помпиду (1969-1974). Правительство Же. Помпе-ду, учитывая настроения масс, ослабил государственную регламентацию экономики, расширил социальное законодательство. Улучшились отношения с США. После смерти Помпиду президентом был избран Валери Жіскар эстена (1974-1981), который продолжил политический курс своего предшественника.

1981 г. в условиях острого экономического кризиса к власти во Франции пришел блок левых партий. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран. Правительство, сформированное левыми силами, пытался выйти Из кризиса не за счет ограничения государственного вмешательства, как в Великобритании и США, а благодаря его дальнейшему распространению. Было осуществлено национализации ряда крупных банков и некоторых промышленных предприятий, расширены социальные программы, приняты законы о правах трудящихся, профсоюзов. Все это привело к усилению инфляции, падение курса франка. А введение государственного контроля за ценами и заработной платой вызвало лишь массовое недовольство. На парламентских выборах 1986 г. левые потерпели поражение. Миттеран был вынужден назначить премьер-министром лидера голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жака Ширака. Впервые в истории Пятой республики президент и премьер-министр оказались в разных политических блоках. Правительство Же. Ширака пошел путем, проложенным М. Тэтчер, денаціоналізував отдельные промышленные группы и банки, ослабил государственное регулирование бизнеса, сократил социальные расходы. 1988 г. Ф. Мит-теран вновь одержал победу на президентских выборах. Но на парламентских выборах 1993 г. правые партии получили абсолютное большинство мест. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Е. Балладюра. Новое правительство возобновило приватизацию, начатую в конце 80-х годов Же. Шираком, и продал основную часть финансовых и промышленных компаний, находившихся еще в государственном секторе. В частные руки перешли 20 крупных банков, авиационных и нефтеперерабатывающих заводов, в том числе такие широкоизвестные, как фирма "Рено", банк "Лионский кредит", химический концерн "Рон-Пуленк" и тому подобное. В государственном секторе остались железные дороги, метро, электростанции, почта, несколько угольных шахт. Важным компонентом внутренней политики Е. Балладюра стали меры, направленные на ограничение иммиграции. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране стала нормализоваться, ускорились темпы промышленного производства, уменьшилась инфляция, затормозился рост безработицы. Е. Балладюр стал во Франции чрезвычайно популярным политиком. В мае 1995 г. на президентских выборах в острой борьбе победу одержал Жак Ширак (в 2002 г. переизбран президентом на второй срок). Тяжело больной Ф. Миттеран умер в январе 1996 г.

Во внутренней политике президент Же. Ширак и премьер-министр Ален Жюппе провозгласили сокращение бюджетного дефицита, получения инфляции и вступление Франции в Европейский валютный союз в 1999 г. Они стали на путь сокращения расходов на социальное обеспечение и содержание государственного аппарата, а также повышение некоторых налогов. Все эти правительственные решения вызвали острое недовольство в обществе. Осенью 1995 г. Францию охватила волна забастовок и массовых акций протеста против экономических реформ правительства. Еще больше обострило ситуацию решение правительства о реорганизации национальной компании железных дорог (частичная приватизация ряда железнодорожных веток и сокращение рабочих мест), общий долг которого перед государством составил 175 млрд франков. Первыми в борьбу за сохранение своих социальных прав вступили железнодорожники. Вскоре их поддержали работники столичного метро, энергетики, почтовики, работники системы здравоохранения, а также учащиеся лицеев и студенты, которые требовали увеличения ассигнований на образование и создание новых рабочих мест. Под давлением общественности правительство Жюппе был вынужден приостановить реформы и вступить в переговоры с профсоюзами по их коррекции.

Эхо забастовок 1995 г. сказалось на внеочередных выборах в национальное собрание в мае - июне 1997 г. - правые проиграли. В парламенте левые (социалисты, коммунисты и др.), объединив усилия, смогли образовать правительственное большинство. В ситуации Же. Ширак так же, как в свое время Ф. Миттеран, применил тактику "сосуществования" и назначил премьер-министром социалиста Лионеля Жоспена. В правительстве социалисты заняли 18 из 27 министерских должностей. Коммунисты после 13-летней оппозиции также вошли в состав правительства; 8 министерских должностей заняли женщины. Л. Жоспен предложил французам "Республиканский пакт развития и солидарности", который предусматривал закрепление равенства мужчин и женщин, смягчение иммиграционного законодательства, гарантии независимости суда, обеспечения свободы информации. Используя методы государственного регулирования, правительства Л. Жоспена удалось снизить дефицит государственного бюджета и уменьшить налоги, что способствовало росту промышленного производства с 1,7 % в 1996 г. до 6,7 % в 1997 г. Ускорились темпы экономического развития, темпы роста ВВП составляли 3 %, инфляция не превышала 1 %, дефицит государственного бюджета был доведен до З % ВВП. Успехи экономической политики дали возможность правительству и местным органам власти увеличить количество рабочих мест в государственном секторе, где занято 24 % трудоспособного населения, снизить безработицу. В стране начался постепенный переход к 35-годинно-го рабочей недели, который закончился в 2000 г. Правительство в 1997 г. отменил обязательную воинскую повинность, повысил минимальную зарплату. В сентябре 2000 г. во Франции состоялся референдум о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет. 73 % его участников высказались за пятилетний срок. На протяжении многих десятилетий актуальным для французского руководства оставалось "корсиканское вопрос". В январе 2002 г. президент Франции утвердил закон о статусе Корсики, который оказывал ей до 2004 года. дополнительные полномочия в сфере экономики, социальной политики и культуры. Корсика оставалась неотъемлемой частью Франции.

В апреле - мае 2002 г. состоялись президентские выборы. Сенсацией этих выборов стало то, что в первом туре на второе место после Же. Ширака вышел лидер крайне правой партии Национальный фронт Ж.-Л. Ле Пен. Во втором туре президентских выборов социалисты призывали отдать голоса за Же. Ширака, который получил 82,2 % голосов, а Ле Пен - 17,8 %. Ширак во второй раз стал президентом Франции, правда, теперь уже на 5 - летний срок. Во время парламентских выборов в июне 2002 г. правая коалиция "Союз за президентское большинство" получила 355 мест из 577. Социалисты завоевали 140 депутатских мандатов. Новое правительство возглавил представитель коалиционной партии "Либеральная демократия" Пьер Раффарен. В XXI ст. Франция вступила как высокоразвитая индустриальная держава, занимает 4-е место в списке самых богатых государств мира, полноправный субъект европейского и мирового сообщества, средоточие многих демократических традиций. Но до президентских и парламентских выборов в 2007 г. Франция подошла с рядом нерешенных экономических проблем. С одной стороны, плановая, централизованная, чрезмерно зарегулирована, с высокой степенью социальной защиты и чрезмерным государственным сектором экономика много лет обеспечивала французам приличный уровень материального благосостояния. С другой - Франция по величине ВВП на одного человека сместилась за последние 25 лет с 7-го места в мире на 17-том. Даже в сфере здравоохранения и социального обеспечения, которые являются приоритетными для каждого французского правительства, страна опустилась с 8-го места в мире на 16-том. Наиболее болезненными вопросами для французской экономики остается хронически высокая безработица (10 %, а среди молодежи и "цветных" - 20 %) и уровень государственной задолженности (66 % ВВП), что в пять раз больше, чем в 1980 г. Тяжелым бременем для французской экономики стал государственный аппарат, на который тратится 54 % ВВП. Только за последние 20 лет армия государственных служащих возросла на 20 % и достигла 5 млн человек.

На президентских выборах в апреле - мае 2007 г. победу одержал представитель правоконсервативних сил, министр внутренних дел 52-летний Николя Саркози, который обошел социалистку С. Руаяль. Правительство Франции возглавил Франсуа Фийон. Экономическая программа Н. Саркози направлена на помощь и защиту интересов состоятельных классов и усиления их социально-экономических позиций в ущерб нуждающимся слоям населения. Программа предусматривает уменьшение налогов на недвижимость и предоставления более налоговых льгот крупным предприятиям и высшим социальным слоям общества. Н. Саркози поставил цель увеличить налог на добавленную стоимость, увеличить 35-часовую рабочую неделю (заработная плата за внеурочную работу не будет облагаться налогом), уменьшить пособия по безработице и сократить социальные льготы, создать министерство иммиграции и тому подобное. С 2008 г. главной проблемой Саркози стало преодоление экономического кризиса.

Внешнеполитические приоритеты Франции формировались под влиянием событий на рубеже 80-90-х годов на международной арене, которые существенно изменили геополитическую ситуацию в Европе и всем мире. Главное внимание Франция уделяла ускорению процесса западноевропейской интеграции. В 1990 г. в г. Шенген (Люксембург) Франция вместе с другими участниками Общего рынка подписали соглашение о свободном перемещении лиц, товаров и услуг, которая вступила в силу в 1995 г. На совещании представителей глав государств и правительств 12 государств - членов Европейских сообществ в декабре 1991 г. в Маастрихте (Нидерланды), было принято 2 документа: Договор о Европейском Союзе и Заключительный акт о валютно-финансовый союз. В феврале 1992 г. состоялось подписание этих актов, что ознаменовало создание единого политического, экономического и валютного союза государств с населением 350 млн человек. Поскольку Маастрихтские соглашения ограничивали суверенитет Франции, они вызвали волну протестов и споров. В сентябре 1992 г. состоялся референдум, на котором 51 % французов, принявших в нем участие одобрили Маастрихтский трактат. После этого он был ратифицирован Национальным собранием и вступил в силу. В октябре 1997 г. Франция вместе с другими странами ЕС подписала Амстердамский договор, который расширил полномочия наднациональных руководящих органов ЕС.

Президент Ширак демонстрировал склонность обеспечивать внешнеполитический курс Франции "с собственным лицом". В сентябре 1995 г. Франция возобновила вопреки международным протестам испытания ядерного оружия (до января 1996 г. было проведено 8 ядерных взрывов). Франция стремится играть ведущую роль в европейских экономических и военно-политических структурах. С января 1996 г. она возобновила присутствие в Военном комитете НАТО. Одновременно ее руководство поставило перед Вашингтоном вопрос о замене командующего Южного крыла НАТО европейцем. Франция и США имеют различия практически из всех международных проблем: о роли обеих стран в НАТО, деятельности ООН, значение ОБСЕ, мирного процесса на Ближнем Востоке и тому подобное.

В январе 1991 г. войска Франции в составе военной коалиции под руководством США принимали участие в войне против Ирака, который оккупировал Кувейт. Летом 1999 г. Франция участвовала в операции НАТО против Югославии в Косово. Военная кампания США против Ирака началась в марте 2003 г., подверглась резкой критике со стороны Франции и Германии. Даже Н. Саркози, избранный президентом Франции в 2007 г., несмотря на большую привязанность к Соединенным Штатам, считает войну в Ираке американской ошибкой. В течение 1990-х - начале 2000-х годов Франция вместе с Германией активно поддерживали идею выработки общей политики Евросоюза в сфере обороны и безопасности, что повлекло беспокойство и неоднозначную реакцию США. Франция активно поддерживает расширение НАТО на восток.

После распада СССР и социалистического лагеря Франция активизировала свою политику в отношении стран Восточной Европы. 24 января 1992 г. Франция признала независимость Украины, в апреле были установлены дипломатические отношения между двумя странами, а вскоре подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Францией и Украиной (ратифицирован Национальной ассамблеей Франции лишь в феврале 1996 г.). В отношениях двух стран наблюдается устойчивая тенденция к росту уровня экономических отношений, активизации политико-дипломатического диалога.

В развитии отношений Франции с независимой Украиной можно выделить четыре последовательные этапы:

1992-1996 гг. - начальный этап французско-украинских отношений, установление дипломатических контактов и закладки договорно-правовых рамок сотрудничества;

1997-1999 гг. - активизация украинского вектора внешней политики Франции, преобразования евроинтеграционной тематики на основной политический объект двусторонних отношений; Франция активно способствовала налаживанию прочного сотрудничества и особого партнерства между Украиной и НАТО. Во время официального визита во Францию президента Украины Л. Кучмы в январе 1997 г. было создано Смешанную межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству. Этапным событием на пути развития украинско-французских отношений стал первый визит президента Франции. Ширака в Украину в сентябре 1998 г. Провозглашения Украиной курса на интеграцию в Ев-росоюзу способствовало интенсификации отношений с Францией. Франция активно способствовала разработке и принятию на саммите Евросоюза в Хельсинки в декабре 1999 г. совместной стратегии ЕС относительно Украины, в которой за французского содействие было внесено положение о признании европейских устремлений Украины и ее европейского выбора;

2000-2004 гг. - снижение динамики французско-украинских отношений, которое связано с противоречиями внутри - и внешнеполитической ситуации в Украине;

С 2005 г. начался качественно новый этап в отношениях Франции с Украиной, импульсом чему послужили события Оранжевой революции и избрания Президентом Украины. Ющенко.

Приход к власти во Франции в 2007 г. президента Н. Саркози обозначил существенное изменение в политике Франции в отношении государств Цент-рально-Восточной Европы и, в частности, относительно Украины. Стоит отметить большое увлечение нового французского лидера событиями Оранжевой революции во время его визита в Киев в роли министра в феврале 2005 г. Более того, в его программной предвыборной речи содержался тезис о возможности "объединения (Европейского) континента вплоть до Киева".

ГЛАВА I. ФРАНЦИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Политическая система и политические объединения

В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным символом - сине-бело-красный флаг, гимном - «Марсельеза», главным национальным праздником 14 июля - День взятия Бастилии. В стране были введены демократические свободы - избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Палата депутатов - избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя - Сенат - специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе - совместном заседании обеих палат - избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.

Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов и утверждением бюджета. Сенат имел право «задерживающего вето», т.е. мог вернуть на повторное рассмотрение законы, принятые Палатой депутатов. Однако центром политической жизни страны была нижняя палата парламента. Партии и объединения, располагавшие большинством мест в Палате депутатов, формировали правительство, которое несло, перед парламентом ответственность. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Во французском парламенте конца XIX в. заседали представители различных политических направлений: монархисты, республиканцы, клерикалы, радикалы, социалисты и др.

В период становления Третьей республики высшие государственные лица и парламент страны получили постоянные резиденции, существующие по сей день. Резиденцией президента Франции стал Елисейский дворец, председателя совета министров - Матиньонский. Заседания Палаты депутатов проходили в Бурбонском дворце, Сената - в Люксембургском.

Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы. На правом фланге политического спектра Франции находились Демократический альянс и Республиканская федерация.

Демократический альянс был образован в 1901 г. республиканцами различных оттенков, представлявшими собой мелкие политические группы. Основным лозунгом партии стал девиз консерваторов «ни революции, ни реакции».

В 1903 г. умеренные республиканцы провозгласили создание Республиканской федерации. Партия активно выступала в защиту традиционного уклада жизни, критиковала реформы, направленные на модернизацию общественных отношений, в особенности антиклерикальное законодательство, а также проповедовала национализм. Обе правые партии выражали интересы французской крупной буржуазии.

Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (радикалы), возникшая в 1901 г., объединила левые силы, приверженные идеалам демократической республики при сохранении частной собственности на средства производства. Программа радикалов носила умеренно-реформистский характер и предусматривала укрепление и защиту республиканских учреждений, а также активную социальную политику, борьбу с клерикализмом.

Самый левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма.

Объединения, возникшие во Франции в начале XX в., не сразу приобрели отчетливое организационное оформление. Их интересы разделяли далеко не все политические и государственные деятели. Многие из них представляли мелкие течения и группировки или вообще были независимыми. Среди французских политиков периода Третьей республики наряду с радикалами и социалистами встречались умеренные республиканцы, республиканцы-оппортунисты, независимые социалисты и т.д. За период своей карьеры отдельные политики покидали ряды одного объединения и примыкали к другому, причем порой прямо противоположного толка. Так радикалы и социалисты иногда переходили в правый лагерь. Внутри каждой отдельной партии, как правило, существовало несколько направлений. В связи с этим вполне уместными были и такие определения политиков, как «правый радикал» или «левый республиканец». Представителей партий Демократический альянс и Республиканская федерация часто называли просто правыми, хотя в их рядах находились республиканцы разного толка.

Еще в 1895 г. была основана крупнейшая профсоюзная организация Франции - Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Следуя по пути классовой борьбы, ВКТ спустя некоторое время перешла на позиции анархо-синдикализма. Высшей формой организации рабочего класса анархо-синдикалисты считали именно профсоюзы (синдикаты). Они подчеркивали необходимость классовой борьбы против капитализма путем «прямого действия» - стачки, бойкот, саботаж, но отвергали диктатуру пролетариата и руководящую роль политических партий рабочего класса.

Из книги Наполеоновские войны автора

Наполеоновская Франция и самодержавная Россия в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

81. ФРАНЦИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ Экономическое развитие Франции тормозилось не только нехваткой финансовых средств, но и недостатком сырья и угля, машин и оборудования, которые приходилось ввозить из Англии и Германии. В то же время развитие французской промышленности

Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина Цолаковна

ГЛАВА VII. ФРАНЦИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА

автора Сказкин Сергей Данилович

10. Франция в начале XX века (1900–1914 годы)

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Третья республика Франция в начале xx века (гл. 9, 10) Классики марксизма-ленинизма Маркс К. Введение к программе Французской рабочей партии. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 19Энгельс Ф. Вопреки всему. Приветствие французским рабочим к Первому мая 1893 г. - Маркс К. и Энгельс Ф.

Из книги Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций автора Трут Владимир

Глава 1 Казачество в начале XX века

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

Глава 9 Человечество в начале XXI века «Мы окружены катастрофическими результатами исполнения планов того, что считалось «неизбежной необходимостью» как на Востоке, так и на Западе». Историк Теодор Шанин «Монумент века», сооружённый в Пекине в честь наступления

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Франция наполеоновская и Россия самодержавная в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Франция в начале XX в.: на пути к реваншу Военная катастрофа 1870 г. наложила глубочайший отпечаток на всю последующую историю французского общества вплоть до Первой мировой войны. Крушение Империи остро поставило вопрос о выборе новых форм политической организации

автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 2 Европа в XIX – начале XX века «Вопрос заключается в том, каким путём будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путём насилия… Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий». Немецкий

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 12. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и её политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти не утихли. Летом 1849 г. после митингов протеста президент предал суду оппозиционных лидеров и отменил

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 2 Европа в XIX – начале XX века «Вопрос заключается в том, каким путем будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путем насилия… Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий». Немецкий

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 11. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и ее политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти в стране на время утихли, наметилась и экономическая стабилизация. Это позволило президенту три года

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Во второй половине XIX в. во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи.

Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 года

Обострение франко-прусских отношений в конце 60-х гг. XIX в. привело к войне, которую желали правительства обеих стран. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии.

Наполеон III плохо подготовился к боевым действиям, хотя его военный министр уверял: «Мы готовы, у нас в армии все в порядке, вплоть до последней пуговицы на гетрах последнего солдата». На самом деле никто не знал даже точного количества солдат и боеприпасов, в войсках царил хаос.

Развязка наступила быстро: 2 сентября 1870 г. Наполеон III с 83-тысячной армией сдался в плен у местечка Седан. Известие о седанской катастрофе потрясло всю Францию. Виновником поражения все считали императора. 4 сентября восстал народ Парижа. Произошла буржуазно-демократическая революция, которая уничтожила Вторую империю и установила Третью республику.

На первый план политической жизни выдвинулся историк и политик Тьер. 10 мая 1871 г. его правительство подписало во Франкфурте-на-Майне мирный договор, по которому Франция понесла огромные потери. Она отдала Германии богатые области - Эльзас и Лотарингию - и обязалась уплатить 5 млрд франков контрибуции.

Парижская Коммуна 18 марта - 28 мая 1871 года

Во время франко-прусской войны, в марте 1871 г., Париж потрясла еще одна, уже пятая по счету революция. Ее основной причиной стал конфликт между правительством Тьера, с одной стороны, рабочими, частью интеллигенции, мелкой буржуазией - с другой. Исстрадавшиеся от обстрелов, голода и холода рабочие Парижа потребовали установлений новой власти - Коммуны и перестройки всего общества в интересах низших классов.

У рабочих были свои отряды - свыше 200 тыс. солдат национальной гвардии, т. е. вооруженных граждан. Национальную гвардию власти сформировали еще осенью 1870 г. для обороны страны. Ее руководящим органом являлся Центральный комитет (ЦК).

Крупные собственники не могли чувствовать себя спокойно рядом с полуголодными и вооруженными парижанами. Поэтому власти приказали ночью 18 марта 1871 г. разоружить рабочих и арестовать их руководителей. Но солдаты, окруженные толпами мужчин, женщин и детей, отказались стрелять в народ, и операция провалилась. Правительство Тьера бежало в Версаль. Власть в Париже перешла сначала к ЦК национальной гвардии, а 26 марта к избранной населением Коммуне Парижа. В ней преобладали интеллигенты и рабочие.

Коммуна была первым опытом государственного управления пролетариата. Вместо прежних органов управления были созданы новые. Всю власть, законодательную и исполнительную, осуществлял один орган - Совет Коммуны. Служащие не назначались, а избирались. Часть предприятий была передана рабочим коллективам, был сокращен рабочий день, отменялись долги по квартирной плате, бедняки переселялись в дома богачей.

Значение Коммуны очень высоко оценивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, а ее опыт использовали русские большевики, видевшие себя наследниками парижских коммунаров. Противники Коммуны считали ее действия вредными и непродуманными, повлекшими за собой кровавую резню.

Между тем войска Тьера 2 апреля начали наступление из Версаля на Париж и 28 мая захватили последнюю баррикаду. 30 тыс. человек было убито, десятки тысяч арестованы, осуждены, сосланы.

Причины поражения Коммуны заключались прежде всего в военном превосходстве версальцев. Кроме того, коммунарами было допущено немало ошибок. Они позволили правительству покинуть Париж, не установили контроль над французским банком, который продолжал перевод денег в Версаль, не наладили прочной связи с другими городами и крестьянством. Не было согласия и в самой Коммуне.

Политическое развитие Третьей республики в 1871- 1918 гг.

Хотя революция 4 сентября 1870 г. и установила во Франции Третью республику, страной еще несколько лет правили монархисты, поддерживаемые крупными собственниками и католической церковью. Но в 1875 г. была принята новая конституция, оформившая буржуазно-демократическую парламентскую республику.

Под давлением снизу правительства Франции осуществили ряд демократических преобразований. Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати. Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX в. снизить число неграмотных до 5 % населения. Улучшилось положение рабочих. На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900), вводился один выходной день в неделю (1906), стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.). В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег.

Особенностью политической жизни Франции было наличие множества политических партий. Это делало невозможной победу на выборах одной из них и формирование стабильного правительства. Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.

Внешняя политика

После поражения в войне 1870- 1871 гг. главной задачей французской политики был поиск сильных союзников для противодействия Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии. В конце XIX - начале XX в. Франция преодолела разногласия с Россией и Англией и подписала с ними союзные договоры. Союзники усиленно готовились к надвигавшейся войне.

С небывалой энергией Третья республика расширяла свои колониальные владения. В Юго-Восточной Азии в результате десятилетней войны были порабощены Тонкин (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. В Африке Франция установила контроль над Тунисом и Марокко, захватила большой остров Мадагаскар и обширные территории в западной и экваториальной частях континента. Франция стала второй после Великобритании колониальной державой. Ее владения занимали площадь около 10 млн кв. км, в них проживало свыше 50 млн человек.

Экономическое развитие

В конце XIX - начале XX в. Франция оставалась одной из наиболее развитых стран мира. Но по объему промышленного производства она отставала от США, Германии и Англии и переместилась со второго места в мире на четвертое. На ее экономике крайне тяжело отразились последствия проигранной войны с Пруссией и недостаток собственного промышленного сырья. Отрицательно сказывалось громадное численное преобладание слабо механизированных мелких предприятий над хорошо оснащенными крупными фабриками.


С другой стороны, в конце XIX в. во Франции возникают и играют все большую роль могущественные промышленные и финансовые компании. Объединения «Комите де форж» и «Шнейдер-Крезо» господствовали в металлургической промышленности, «Рено» и «Пежо» - в автомобильной. В химической промышленности сильные позиции занимал концерн «Сен-Гобен». Большое развитие получила банковская система.

Большая часть населения Франции проживала еще в сельской местности. Объем сельскохозяйственного производства возрастал, но и в этой области Франция отставала от наиболее развитых стран. Миллионы крестьян обрабатывали свою землю вручную. Крупных хозяйств (50-200 га) было намного меньше, чем мелких (до 1 га).

Произошло глубокое расслоение сельского и городского населения по размерам богатства. На долю 15 тыс. миллионеров (0,1 % всех собственников) приходилось 25 % богатства страны.

Рабочее и социалистическое движение

С 1870 по 1914 г. заработная плата в среднем увеличилась на 30 %, но временами она падала, цены росли, а обычный трудовой день составлял 11 -12 часов. Французский рабочий зарабатывал меньше и жил хуже, чем английский и американский. Политические права и свободы были ограничены. Рабочие добивались улучшения своего экономического положения и расширения политических прав.

Известными пролетарскими вождями были Жюль Гед и Поль Ла фарг - сторонники, хотя и не последовательные, марксистской теории социализма. Интересы рабочих активно защищал видный публицист и историк Жан Жорес, непримиримый противник капитализма и войны. В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса он видел путь к освобождению не в революции, а во всеобщей забастовке и мирных преобразованиях.

В конце XIX в. во Франции существовало несколько рабочих организаций, искавших пути к сближению. В 1895 г. было решено создать единую профсоюзную организацию - Всеобщую конфедерацию труда, которая стала руководящей силой забастовочного движения (под таким названием она существует и в современной Франции). В 1905 г. социалистические организации образовали Объединенную социалистическую партию, которая в реорганизованном виде действует до настоящего времени. Французские социалисты выступали за мирные реформы и много времени уделяли парламентской деятельности.

Ежегодно во Франции проводились сотни забастовок. Власти отвечали суровыми репрессиями, иногда даже посылали войска против бастующих. Но рабочее движение уже стало силой, с которой нельзя было не считаться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В состав Коммуны Парижа вошли видные руководители рабочих Огюстен Авриаль и Эжен Варлен, поэт Эжен Потье, художник Гюстав Курбе, ученый Гюстав Флуранс - всего 86 человек. На стороне Коммуны боролись венгр Лео Френкель, поляк Ярослав Домбровский, русские революционеры Елизавета Дмитриева и Михаил Сажин. Шарль Беле, председательствовавший на первом заседании Коммуны, заявил, что республиканская Франция должна стать «поддержкой слабых, защитницей трудящихся, надеждой угнетенных всего мира и основой всемирной республики».

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.