Профессиональная деятельность является специфическим видом трудовой деятельности и включает в себя все ее основные характеристики: целесообразность, преобразовательный характер, направленность на удовлетворение социальных и личных потребностей. Сама трудовая деятельность может быть как профессиональной, так и непрофессиональной. В профессиональную ее превращают такие условия, как наличие образования, официально подтвержденная квалификация, общественное признание, отнесенность к той или иной профессии.

Профессия - это совокупность специальных знаний и навыков, которые требуют теоретической и практической подготовки. Как правило, профессия определяет характер трудовой деятельности человека и является основным источником его существования. Кроме того, она накладывает отпечаток на характер человека, тип его мышления, мировоззренческие ориентиры.

В ходе профессиональной деятельности человек вступает в различные отношения, определяющие его развитие, ценности и представления о жизни в целом: более половины случаев неудовлетворенности жизнью в целом прямо или косвенно связаны с неудачами в профессиональной деятельности. Можно сказать, что личность не просто участвует в трудовой деятельности, а утверждает себя посредством трудовой деятельности. Поэтому ощущение востребованности, уважение к себе, удовлетворенность жизнью зависят от профессиональных успехов человека, степени его грамотности и мастерства.

Различные уровни осуществления профессиональной деятельности выражены в следующих понятиях: о специалист - человек, подготовленный к профессиональной деятельности. Образовательные учреждения, присваивая человеку квалификацию специалиста, гарантируют, что он обладает необходимыми знаниями, умениями, навыками для выполнения той или иной работы, а также знает четкие алгоритмы их применения в типичных ситуациях; о профессионал - это специалист, обладающий богатым профессиональным опытом и способный успешно решать сложные задачи в нестандартных ситуациях. Профессионал не просто обладает развитыми исполнительскими навыками, но способен самостоятельно определять цели трудовой деятельности, критически оценивать ее результаты и изменять характер деятельности, уходить от алгоритмов, чтобы добиваться еще лучших результатов.

Движение от специалиста к профессионалу называется профессионализацией и связано не только с приобретением знаний или умений, но и с совершенствованием личности в целом.

Профессиональное становление - это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления - к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

о предварительный этап - человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях в ходе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;

о подготовительный этап - человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

о этап адаптации - начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;

о этап профессионализации - этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы - только подготовка к нему; о этап уменьшения активности - снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионала имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Выбор профессии в связи с этим приобретает особое значение. Факторы выбора профессии подразделяются на внешние и внутренние. Внешние факторы - это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких. Внутренние факторы - это возможности, способности и интересы самого человека. Идеальным является вариант, когда профессия соответствует всем заданным условиям. Однако чаще всего возникает необходимость пожертвовать какими-то из них. Все факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы разные факторы.

Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж - важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

О востребованности можно сказать то же. Те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию. Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именно с профессией, как правило, отражает степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность карьерного роста. Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых. Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий - воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.

Мнения и желания близких , особенно родителей, - самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, но с другой - они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современного рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому.

Внутренние факторы касаются самой личности - того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор - это выбор личности, который может оказать решающее влияние на всю последующую жизнь, на внутренние факторы следует обращать особое внимание.

Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например, человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик - химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты - слух ит.д.

Способности , как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских способностей вряд ли сделает карьеру кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченного техникой, - политическая или артистическая деятельность.

Даже выявив все факторы, сложно остановиться на какой-то одной профессии. В российском классификаторе тысячи профессий - от экзотического авербандщика (наносящего узор на шелк) до юрисконсульта. Для лучшей ориентации в профессиях существуют их классификации (табл. 2.1), которые помогают значительно сузить область поиска.

Таблица 2.1. Основные классификации профессий

Для примера рассмотрим типы профессий. Отношение «человек-природа» - это биолог, агроном или геолог; «человек-человек» - учитель, менеджер; «человек-техника» - инженер, ремонтник; «человек-знак» - языковед, программист; «человек-художественный образ» - артист, поэт и т.д. Для каждого типа характерны особые способности и умения, наличие которых можно выявить на ранних этапах. Например, отношения «человек-человек» предполагают высокие коммуникативные способности, умение завязывать контакты, разрешать конфликтные ситуации и управлять людьми.

Существуют также психологические тесты, позволяющие выявить свои задатки и способности. Можно обратиться в профессиональные службы занятости за консультацией, к специальной литературе. Только серьезный подход к выбору поможет отдать предпочтение той профессии, которая будет способствовать дальнейшему раскрытию личностных качеств.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Профессия - это совокупность специальных знаний и навыков, полученных в ходе теоретической и практической подготовки.
  • 2. Профессиональное становление есть форма личностного становления человека, преломленная сквозь призму его профессиональной деятельности.
  • 3. Выбор профессии зависит от ряда внешних и внутренних факторов. Внешние факторы - престиж профессии, востребованность профессии на рынке труда, высокая заработная плата, возможность обучения, мнения и желания близких. Внутренние факторы - возможности, способности и интересы самой личности.

ВОПРОСЫ

  • 1. Что необходимо для того, чтобы стать профессионалом? Что понимается под профессионализацией работника?
  • 2. Каким образом связаны между собой личное и профессиональное становление? Почему непрерывное образование приобретает популярность в современном мире?
  • 3. Какие факторы выбора профессии вы считаете самыми важными? Почему?
  • 4. Перечислите наиболее популярные профессии. Определите, к какому типу, группе и отделу они принадлежат. Какие способности важны для успеха в каждой из названных профессий?
  • В функциональных профессиях человек использует собственные способности, возможности и средства организма: голос (певец), способность чувствоватьвкус (дегустатор), умение танцевать (балерина) и т.д.

ПРОФЕССИЯ - «ПСИХОЛОГ»

Исключительное счастье человека - быть при своем постоянном любимом деле.

В. И. Немирович-Данченко

В процессе освоения учебного материала студент будет:

знать

  • понятия: профессия, профессиональная деятельность, профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, квалификация, компетентность;
  • классификацию профессий;
  • характерные особенности профессии «психолог»;

уметь

  • объяснить роль и место профессии «психолог»;
  • дифференцировать этапы становления профессионала в сфере психологии;
  • различать специфические особенности образа психолога в профессиональной среде и в массовом сознании;

владеть

Навыками участия в тематической дискуссии «Психолог - “помогающая” профессия».

Профессиональная деятельность в жизни человека

Общее представление о профессии и профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность - это род занятий, для успешного выполнения которых необходимы определенные знания, умения и навыки, приобретенные в ходе специальной подготовки и необходимого обучения. В зависимости от содержания труда, специфики его предмета, целей, средств и условий различают разнообразные виды профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность - это необходимое условие реализации человека, раскрытия его талантов и способностей. Леонардо да Винчи писал: «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни».

Профессия (в широком смысле слова) - это социально-значимый род занятий человека, вид его деятельности. Так, Е. А. Климов выделяет различные аспекты понятия «профессия»: профессия как общность, как область приложения сил, как деятельность и область проявлений личности, как исторически развивающаяся система, как реальность, творчески формируемая субъектом .

Евгений Александрович Климов (1930-2014) - выдающийся специалист в области психологии труда.

Основные публикации: «Образ мира в разнотипных профессиях» (1993); «Психология профессионала» (1996); «Психология профессионального самоопределения» (1996); «Общая психология. Общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов» (1999); «Педагогический труд: психологические составляющие» (2004); «Психолог. Введение в профессию» (2007).

Профессия как общность - люди объединяются в качестве «делателей» чего-то нужного и полезного для общества. Профессия как общность начинает складываться тогда, когда намечается предметная область той или иной деятельности.

Профессия как область приложения сил - человек, задумывающийся о своем будущем, строящий жизненную, в том числе профессиональную, перспективу, ставит вопрос о выборе объекта и предмета труда. Климов выделяет пять основных предметных систем, с которыми люди взаимодействуют в процессе трудовой деятельности: биотические, имеющие отношение к живой природе; технические и природные абиотические, связанные с неживой природой; социальные; знаково-символические; художественные. Эти предметные области необходимы и равноценны с точки зрения общественной значимости. В реальной деятельности данные системы могут объединяться, смешиваться. Так, например, художник-реставратор должен иметь представление не только о стилях живописи и художественных манерах старых мастеров, но и разбираться в растворителях, клее, текстильных волокнах, уметь определить качество холста.

Отметим, что в психологии существуют и другие варианты классификации предметных сфер профессиональной деятельности. Например, Дж. Холланд (Голланд) - представитель концепции индивидуальности - предложил рассматривать профессиональные среды в зависимости от типа личности .

Профессия как деятельность и область проявлений личности - в процессе профессиональной деятельности человек не просто производит товары или услуги, но и раскрывает свой творческий потенциал, реализует себя в труде.

Профессия как исторически развивающаяся система - это исторически возникшие формы деятельности. Само слово «профессия» берет начало от латинского profiteri - говорить публично. Как правило, профессия - это занятие, которому надо специально обучаться. Вспомним пословицы «Не учась, и лаптя не сплетешь», «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».

Первые профессии начинают появляться еще на заре становления цивилизации, в доисторические времена. Как только древние люди стали создавать оседлые поселения, заниматься возделыванием земель, сельским хозяйством, осваивать гончарное и кузнечное ремесло, возникла потребность в разделении труда (так как один человек не мог освоить все виды деятельности одновременно); постепенно начал развиваться товарный обмен. С появлением централизованного государства стали формироваться военные и управленческие профессии.

Индустриализация способствовала рождению различных профессий, связанных с производством, обслуживанием машин и станков. В постиндустриальную эпоху благодаря автоматизации производства у людей стало высвобождаться время, которое они могли тратить на потребление информации, в связи с чем стали появляться разнообразные профессии в сфере средств массовой информации (СМИ).

Некоторые профессии с течением времени теряют значимость и перестают существовать, им на смену приходят новые, более востребованные. Другие профессии, появившиеся в глубокой древности, не потеряли актуальности и в современном обществе, например, профессии врача, учителя, юриста. Врачеванием люди занимались еще в первобытном обществе, но с возникновением религии функция целительства сосредоточилась в руках служителей культа (жрецов, шаманов). До нас дошли имена врачей древности (Гиппократ, Асклепий). В настоящее время существуют различные отрасли медицины и множество медицинских специальностей. Педагогика также известна как одна из первых профессий. Зарождалась она в виде правил для взрослых по уходу за детьми, воспитанию подрастающего поколения (педагогика в переводе с греческого означает «детовож- дение»). Считается, что педагогика как наука появилась в Древней Греции в V-IV вв. до н.э.

Со временем многие профессии трансформируются, меняются с изменением культурно-исторического контекста, приобретают новые общественные смыслы и значения. «Профессия не существует в готовом, заданном виде, а формируется, складывается, распадается на разные профессии, специальности, которые могут либо отмирать, либо как-то объединяться. И все это происходит не иначе, как в живой деятельности людей, как процесс, в сущности, своеобразного творчества» .

В современном мире изменения профессий происходят достаточно интенсивно. Этот процесс связан с техническим прогрессом, с компьютеризацией самых различных областей трудовой деятельности. Человек может менять профессию несколько раз на протяжении жизни.

  • Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2007.С. 90-122.
  • Прощицкая Е. II. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993.№4.
  • Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. С. 120.

Профессиональной

Деятельности»

Разработчик: Алиева М.С.

Махачкала 2014 г.

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел 1.Основы правового обеспечения профессиональной деятельности.

Тема 1.1. Профессиональная деятельность как вид деятельности человека……………………………………………………………………………….….4

Тема 1.2. Правовое регулирование профессиональной деятельности……………………………………………………………………………..…..6Раздел 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Тема 2.1.Понятие и сущность предпринимательской деятельности………………………………………………………………………………10

Тема 2.2.Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности ……………………………………………………………………………..18

Тема 2.3.Правовой статус индивидуального предпринимателя………………………………………………………………………………..29

Тема 2.4 Сделки в предпринимательской деятельности. Гражданско-правовой договор……………………………………………………………….35

Раздел 3. Правовое регулирование трудовых отношений

Тема 3.1.Трудовое право как отрасль права………………………………….42

Тема 3.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства…………..47

Тема 3.3.Трудовой договор…………………………………………………….53

Тема 3.4. Правовое регулирование оплаты труда…………………………….71

Тема 3.5. Ответственность сторон трудового договора……………………..76

Раздел 4. Правовое регулирование социального обеспечения граждан

Тема 4.1. Социальное обеспечение граждан………………………………….85

Раздел 5. Административное право

Тема 5.1. Понятие и виды административных правонарушений. Административная ответственность. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов…………………………………………………..90

Раздел 6. Защита и восстановление прав субъектов

Тема 6.1. Защита гражданских гражданско-процессуальных и трудовых прав. Судебный порядок рассмотрения споров………………………………..

Перечень учебных изданий и дополнительной литературы…............................



Введение

В соответствии с ФГОС СПО по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.06 «Финансы», курс «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина и связан с такими дисциплинами, как «Конституционное право», «Гражданское право», «Трудовое право», «Административное право» и другие.

Курс предполагает освоение основных принципов и содержания российского предпринимательского права, административного права, трудо­вого права, гражданского права; позволяет анализировать и решать юридические проблемы в сфере правовых отношений на современном этапе развития общест­ва.

Курс лекций представляет собой краткое изложение материала по темам, в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», и предназначен для реализации требований к результатам освоения учебной дисциплины образовательных учреждений СПО, обучающихся по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.06 «Финансы», акцентируя внимание студентов на центральных понятиях и соответствующих им определениях, дающих характеристику того или иного явления, в сопровождении с его признаками.

Базируясь на анализе действующего законодательства и большого фактического материала в учебной дисциплине раскрыто основное значение правового регулирования предпринимательской деятельности, подробно рассмотрено содержание некоторых специфических форм предпринимательской деятельности, направленной не только на извлечение прибыли, но и на удовлетворение спроса потребителей.

Большой практический интерес представляют темы, в которых раскрывается роль государства в правовом регулировании предпринимательской деятельности, содействие развитию малого предпринимательства, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, судебная защита прав потребителей.

В Курсе лекций рассмотрены вопросы трудового права,установлены государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, а также основные понятия административного права.

Представленный материал может быть использован для работы на уроке или для организации самостоятельной работы студентов с привлечением других учебников и учебных пособий.

Основная цель дисциплины– получение будущими специалистами знаний правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, тем самым развить гражданское общество и общественную активность, укрепить государственность, достичь благосостояние людей, активизируя творческий потенциал каждого работника и каждого трудового коллектива.

Раздел 1. Основы п равового обеспечения профессиональной деятельности.

Лекция 1.

Тема 1.1 «Профессиональная деятельность как вид деятельности человека»

План

1. Понятие профессиональной деятельности.

2. Основные функции профессиональной деятельности.

3. Проблема мотивов профессиональной деятельности.

4. Цель и задачи профессиональной деятельности.

5. Основные понятия и определения: производство материальных благ, трудовая деятельность, профессиональная деятельность, творчество, профессия, специальность, квалификация.

Вопрос 1. Понятие профессиональной деятельности.

Основным видом деятельности человека является профессиональная деятельность - социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд.

Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие профессия, имеющее несколько определений:

Это конкретная общность граждан, ведущих одинаковый образ жизни и решающих наиболее близкие и знакомые проблемы, поскольку известно, что каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток

Это область деятельности и определения каждой личности. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал

Это некая реальность, формируемая конкретным субъектом труда, непосредственно связанным с ним.

Вопрос 2. Основные функции профессиональной деятельности.

Функции

Создание материальных и духовных ценностей и благ

Получение средств для жизни человека

Содействие общему и профессиональному развитию человека

Вопрос 3. Проблема мотивов профессиональной деятельности.

Рассмотрим немного подробнее, какие проблемы могут возникать при мотивации трудовой деятельности. Существует немалое количество классификаций мотивов профессиональной деятельности.

В зависимости от человеческих потребностей, которые легли в основу мотивов, можно выделить несколько групп:

1) Материальные потребности направлены на вещи и предметы;

2) Духовные потребности направлены на представления, образы и понятия, в зависимости от существующих интересов;

3) Социальные потребности направлены на потребность в общения и социальном положении.

4) Социальные мотивы общественного характера накладывают своеобразный отпечаток на все потребности.

Вопрос 4. Цель и задачи профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Задачи профессиональной деятельности это этапы достижения цели.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, средне специального, высшего).

Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Вопрос 5. Основные понятия и определения.

Производство материальных благ - процесс, в результате которого вложенные в него хозяйственные ресурсы преобразуются в продукцию того или иного вида деятельности, представляемую на продажу.

Трудовая деятельность - жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации.

Профессиональная деятельность это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности.

Творчество процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Профессия род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования [

Специальность комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер -строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт).

Квалификация означает определенную степень проявления качественных достоинств. Это так называемый процесс оценивания качественного уровня, либо предусмотренные уровни подготовки выпускников или переподготовки специалистов в учебных заведениях.

Таким образом, можно сделать вывод, что структурные компоненты профессиональной деятельности включают в себя аспекты, которые определяются уровнем квалификации (уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности), мотивацией личности (ее профессиональной направленностью), ее эмоциональностью, коммуникативными навыками, уровнем развития психических процессов, специальными профессиональными способностями и условиями работы.

Лекция 2.

Тема 1.2 «Правовое регулирование профессиональной деятельности»

План

1. Конституционные основы правового обеспечения профессиональной деятельности: право на пред­принимательскую деятельность, право на част­ную собственность, право на объединение, право на труд,право на отдых, право на образование, право на творчество.

2. Значение административ­ного, гражданского, трудового, уголовного отрас­лей права для регулирования профессиональной деятельности финансистов.

3. Особенности правового регулирования финансовой деятельности.

Вопрос 1. Конституционные основы правового обеспечения профессиональной деятельности: право на предпринимательскую деятельность, право на част­ную собственность, право на объединение, право на труд, право на отдых, право на образование, право на творчество.

В Конституции Российской Федерации закреплены права и свободы, которые могут быть разделены на три основные группы: личные, политические и социально-экономические.

Особую группу представляют социально-экономические права и свободы, составляющие конституционные основы правового обеспечения профессиональной деятельности

Рассмотрим следующие:

1) Право на предпринимательскую деятельность

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

2) Право на частную собственность

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3) Право на объединение

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

4) Право на труд

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

5) Право на отдых

Статья 37

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

6) Право на образование

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

7) Право на творчество

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Данные нормы составляют основы правового статуса личности и являются фундаментом действующей Конституции . Она устанавливает, что никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 16), а любой пересмотр положений этих глав возможен лишь посредством принятия новой Конституции Российской Федерации (ст. 135).

Вопрос 2. Значение административного, гражданского, трудового, уголовного отраслей права для регулирования профессиональной деятельности финансистов.

Профессиональная деятельность финансиста регулируется различными отраслями российского права, имеющих перспективное значение, стимулируя развитие экономических процессов.

Ведущее место в системе национального права отводится конституционному праву. Это объясняется тем, что конституционное право регулирует наиболее важные отношения, связанные с государственным устройством, закреплением и охраной прав человека и гражданина.

С конституционным правом тесно связано административное право, нормы которого регулируют управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти.

Традиционно большую роль в жизни общества играет трудовое право. Оно регулирует отношения рабочих и служащих в процессе их трудовой деятельности (заключение и расторжение трудовых договоров, условия работы, трудовые споры и т. д.).

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков, других финансовых учреждений.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения (право на имя, на защиту чести и достоинства, деловой репутации и т. д). Важную их часть составляют отношения собственности, наследственные отношения и т. д.

Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественно опасные деяния квалифицируются, как преступления и какие наказания за их совершение могут быть назначены.

совершения и иные условия

Таким образом можно сделать вывод, что общественные экономические отношения, возникают в процессе экономической деятельности, осуществляемой публичными и частными субъектами с целью реализации своих публичных и частных имущественных интересов в процессе перераспределения финансовых и нефинансовых активов страны в таких сферах, как управление народным хозяйством (в том числе организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм; финансы, денежное обращение и кредит; бухгалтерский учет и статистика; мировая экономика)

Вопрос 3. Особенности правового регулирования финансовой деятельности.

Финансовая деятельность хозяйствующего субъекта включает в себя производство и реализацию продукции (товаров, услуг, работ) в соответствии с основной специализацией хозяйствующего субъекта.

Объект Финансовой деятельности - отношения собственности, доходы накопления, прибыль, а также собственные экономические ресурсы государства и муниципальных образований.

Инвестиционная деятельность – это деятельность по вложению капитала в активы: приобретение и продажа имущества и др.

Финансовая деятельность включает в себя взятые кредиты, полученные проценты по вкладам, выплату дивидендов по акциям и т.п.

Правовое обеспечение финансового механизма включает: законодательные акты; постановления; приказы; циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение финансового механизма образует инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п. Информационное обеспечение финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

Правовые формы регулирования финансовой деятельности

1. издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

2. издание индивидуальных правовых актов;

3. заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

4. реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

5. привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

Неправовые формы регулирования финансовой деятельности

1. проведение совещаний;

2. финансово-экономический анализ;

3. прогнозирование;

4. разъяснение финансового законодательства.

И так из выше сказанного можно сделать вывод:

Особенностями правового регулирования финансовой деятельности является

1. Обязательное участие государства / муниципального органа (в лице компетентных органов)

2. Направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством его правотворческой функции.

3. Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующий НПА, имеющий официальный и общезначимый характер.

4. Юридическое значение результатов деятельности для всех субъектов финансовых правоотношений.

5. Осуществление этой деятельности в строго регламентированном порядке.

Раздел 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Лекция 3.

Тема 2.1. «Понятие и сущность предпринимательской деятельности»

План

1. Понятие, признаки, функции, виды предпринимательской деятельности.

2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: регистрация субъектов предпринимательства; лицензирование отдельных видов деятель­ности; антимонопольное регулирование; госу­дарственное регулирование цен; налоговое регулирование; защита прав потребителей.

3. Виды ответственности за нарушение российского законодательства

Вопрос 1. Понятие, признаки, функции, виды предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности .

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

Доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

Размеры прибыли;

Получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности.

Риск (от лат. risco – «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя.

Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер .

Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Извлечение дохода от определённой деятельности : продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

7. Профессионализм

Признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие профессия , имеющее несколько определений:

  • Это конкретная общность граждан, ведущих одинаковый образ жизни и решающих наиболее близкие и знакомые проблемы, поскольку известно, что каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток;
  • Это область деятельности и определения каждой личности. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал;
  • Это некая реальность, формируемая конкретным субъектом труда, непосредственно связанным с ним. Так, понятие профессиональной деятельности раскрывает себя.

Проблема мотивов профессиональной деятельности.

Рассмотрим немного подробнее, какие проблемы могут возникать при мотивации трудовой деятельности. Существует немалое количество классификаций мотивов профессиональной деятельности. В зависимости от человеческих потребностей, которые легли в основу мотивов, можно выделить несколько групп:

  • Материальные потребности направлены на вещи и предметы;
  • Духовные потребности направлены на представления, образы и понятия, в зависимости от существующих интересов;
  • Социальные потребности направлены на потребность в общения и социальном положении.

Социальные мотивы общественного характера накладывают своеобразный отпечаток на все потребности.

Основные понятия и определения.

Специальность представляет определенный комплекс специальной подготовки и практического опыта, умений, знаний и навыков, полученных путем специальной подготовки и необходимые для выполнения конкретного вида деятельности в той или иной профессии (хореограф, религовед, парикмахер, эколог, слесарь и другие). Конкретная специализация работника определяется конкретным видом профессиональной деятельности и разделением труда. Именно по специализации и определяется подготовка кадров, разработка планов и программ, а также разрабатывается и организуется учебный и трудовой процесс. В наши дни представлено огромное множество специальностей и профессий, которые объединены в несколько профессиональных направлений: судостроение, машиностроение, приборостроение; угольная, нефтяная, металлургическая, горнорудная, газовая и химическая промышленность; электротехническая, энергетическая и радиоэлектронная, строительная, лесная и многие другие виды промышленности, коммунальное хозяйство.

Квалификация , в переводе с английского, означает определенную степень проявления качественных достоинств. Это так называемый процесс оценивания качественного уровня, либо предусмотренные уровни подготовки выпускников или переподготовки специалистов в учебных заведениях. Таким образом, квалификация представляет собой определенную степень и вид обучаемости работки в профессиональной сфере, а также наличие умений, знаний и навыков, требуемых для выполнения конкретных видов работ. Она отражается в тарификации, т.е. присвоении тарифного разряда в зависимости от уровня квалификации. По мере присвоения разряда определяется и пригодность каждого сотрудника к выполнению конкретного вида работ в данной сфере. Характеризуется она точностью, сложностью и ответственностью за ее выполнение. Выделяют четыре уровня квалификации каждого сотрудника:

  • Первый – полностью соответствует основному и среднему образованию;
  • Второй – соответствует профессиональному начальному образованию;
  • Третий – соответствует профессиональному среднему образованию;
  • Четвертый – соответствует профессиональному высшему образованию.

Должность является единицей в штатном расписании, указывающей на соответствующую квалификацию работников и их образования. Она определяет непосредственные обязанности и задачи, поставленные перед каждым сотрудником компании. Проще говоря, должность – это служебное место каждого работника, определяющее конкретные полномочия и обязанности. Она характеризует права и обязанности каждого сотрудника, а также ответственность его перед выполняемыми функциями трудовой деятельности. Выступая в качестве первичного элемента управленческой структуры, она отражает правовое расположение каждого сотрудника в компании, наделяя его конкретными компетенцями.